Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:41, курсовая работа
Речь есть важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции связных намерений и действий. Проблема по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников актуальна и важна в науке по сей день. Дети с речевымии нарушениеми нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Дошкольный возраст зачастую благоприятен для развития и формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ МОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1. Нарушение речи у детей дошкольного возраста: этиология, классификация, причины…………………………………………………………………………….6
2. Характеристика детей с нарушениями речи……………………………………9
3. Организация и содержание коррекционной психологической помощи..…16
Специальные учреждения для детей дошкольного возраста вне ДОУ для лечения нарушения речи………………………………………………………….19
5. Особенности работы с детьми с нарушениями речи………………………….20
6. Влияние двигательной активности ребенка на речь…………………………22
7. Особенности психофизического развития ребёнка с нарушениями речи….23
Выводы по I главе….24
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ КАК ПРОФИЛАКТИКУ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ…25
1. Принципы, задачи и направления работы по развитию моторной сферы у детей с нарушениями речи……………………………………………………….25
2. Взаимосвязь движений пальцев рук и развитие речи ребенка……………….31
3. Методики развития мелкой моторики и координации движения………….33
4. Возможности использования игровых приёмов для развития моторной сферы у детей с нарушениями речи…………………………………………………….36
Выводы по II главе……………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......40
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………41
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….47
1. Принципы, задачи и направления работы по развитию моторной сферы у детей с нарушениями речи
Речевые и неречевые функции тесно взаимосвязаны. По данным М.И. Кольцовой [12] морфологическое и функциональное формирование речевой зоны совершается под влиянием импульсов, которые поступают от рук. Совершенствование моторики рук способствует активизации моторной и речевой зоны головного мозга и как следствие этого - развитие речевых функций.
Понятие «мелкая моторика» в буквальном переводе означает движение рук.
Совершенствование моторики рук способствует активизации различных зон головного мозга. Уровень развития моторики – один из показателей готовности к обучению. Развитие мелкой моторики рук у человека тесно связано с уровнем развития его речевой деятельности, и как следствие недостатки в развитии этого навыка повлекут за собой недостатки речевой артикуляции.
У детей с нарушениями речи наблюдается снижение интереса к окружающему, общая патологическая инертности. У них нет реализации потребности в эмоциональном общении со взрослыми.
При дальнейшем развитии у детей с нарушениями речи не реализуется интерес ни к игрушкам, подвешенным над кроваткой, ни к игрушкам в руках у взрослого.
Это отражается на развитии первых действий с предметами— хватании. У детей с нарушениями речи отсутствует активное хватание, нет формирования зрительно-двигательной координации и восприятия свойств предметов.
У детей с нарушениями речи в раннем возрасте предметная деятельность не формируется. Они вообще не берут игрушки в руки, не играют с ними.
Наличие неадекватных действий—верный признак ребенка с нарушениями речи.
В то же время тенденции развития ребенка с нарушениями речи те же, что и у нормально развивающегося. Многое в развитии ребенка—отставание в овладении предметными действиями, отставание и системные отклонения в развитии речи и познавательных процессов — в существнной мере носит вторичный вид.
В младшем дошкольном возрасте дети в основном овладевают специфическими манипуляциями, которые обязаны лечь в основу формирования зрительно-двигательной координации и выделения свойств и отношений предметов.
Следует отметить также наличие у младших дошкольников с нарушениеми речи недоразвития двигательной сферы и, прежде всего, мелкой моторики. Движения детей мало координированные, неточные, многие из них плохо удерживают предметы, часто действуют одной рукой.
Для детей с нарушениями речи дошкольный возраст оказывается началом развития перцептивного действия. На базе проснувшегося у ребенка интереса к предметам, к игрушкам реализуется и ознакомление с их свойствами и отношениями.
Нарушение мелкой моторики проявляют себя в продуктивных видах деятельности: ручном труде и изобразительной деятельности. Часто ребенок с нарушениями речи активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. Это означает, что ребенок заменяет умение менять направление линии при позиции тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя тренировки пальцев и руки. Серьезным недостатком, обуславливающим многие проблемы в развитии мелкой моторики детей есть отсутствие самоконтроля за действиями, нарушение темпа действий и т. д.
Показателями патологических нарушений развития мелкой моторики при дизартрии может служить следующее.
Негибкие движения рук
Одностороннее нарушение мелкой моторики
Судороги и дрожь
Описанные выше особенности проявляются чаще у детей старшего возраста. К ним относится также дрожь в руках и пальцах при пассивных и активных движениях. Как следствие этого наблюдают неуверенность при хватании предметов. У маленького ребенка, начинающего рисовать, не получается ровных штрихов.
Явно мелкая или явно крупная дрожь может также появиться в мышцах головы и тела.
При движении языка у детей с нарушениями речи нередко возникают сопутствующие движения пальцев правой руки (особенно часто большого пальца) (синкинезии) .Развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития речи, поэтому нормальные движения пальцев и рук чрезвычайно имеют вес для детей с нарушениеми речи.
Исправление недостатков мелкой моторики у детей происходит через выполнение детьми большого количества упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, одновременности (синхронности) движений пальцев.
Итак, в общих чертах закономерности психического развития совпадают для детей нормы и детей с отклонениями. Однако в развитии детей с нарушениеми речи есть и специфическое. Развитие ребенка с нарушениями речи с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей.
Движения детей мало координированные, неточные, многие из них плохо удерживают предметы, часто действуют одной рукой. Обнаруживается также нарушение словесной регуляции действий, что реализуется в затруднениях при выполнении задания по словесной инструкции.
Рассмотрим особенности мелкой моторики при зачастую распространенной её форме – стертой дизартрии.
По исследованиям Л. В. Лопатиной у дошкольников со стертой формой дизартрии имеется нарушение ручной моторики, которое проявляется в основном в нарушении точности, быстроты и координации движений. Существенные трудности у детей вызывает динамическая организация акта движения. В основном оказывается затрудненным или невозможным плавная и быстрая реализация предложенных движений.
Т. о. установлено, что у основной массы детей со стертой формой дизартрии имеется легкая неврологическая симптоматика, выявляющаяся при тщательном исследовании и указывающая на органическое поражение ЦНС.
Общая моторика детей со стертой формой дизартрии проявляется неловкими, скованными движениями.
В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенку сложно научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.
У детей школьного
возраста в первом классе отмечаются
трудности при овладении
При псевдобульбарном параличе различные мышцы поражаются не в одинаковой степени: одни больше, другие меньше.
Различают спастическую, паралитическую, гиперкинетическую, смешанную и стертую формы заболевания. Наиболее часто встречаются смешанные формы, когда у ребенка имеются все нарушения моторики – парез, спастичность и гиперкинез.
Развитие мелкой моторики наблюдается и при мозжечковой дизартрии. Можно отметить, что о функции мозжечка известно:
1) оказывает сильное влияние на деятельность мускулатуры, регулируя правильность и координацию движений;
2) влияет на координацию
движений мускулатуры
Мозжечок регулирует и управляет тонусом мышц, и при его поражении наступает диссеметрия.
Следующая форма дизартрии, при которой наблюдается нарушение мелкой моторики – бульбарная дизартрия. Бульбарная дизартрия – симптоматический комплекс нарушений речевой и двигательной функции, возникающий при различных заболеваниях продолговатого мозга, при которых происходит поражение (как одностороннее, так и двустороннее) расположенных в нем двигательных ядер черепно-мозговых нервов (VII, IX, X, XII пары) или их корешков и периферических отделов.
Развитие псевдобульбарной дизартрии происходит при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола головного мозга.
Для псевдобульбарной дизартрии наблюдается развитие повышенной мускульной возбудимости в мышцах, по типу спастичности. При этом имеет место спастическая форма псевдобульбарной дизартрии.
Рассмотрим специфику развития мелкой моторики при экстрапирамидной форме дизартрии. Подкорковая, или экстрапирамидная, дизартрия развивается в результате различных поражений подкорковых ядер головного мозга, а также нервных волокон, осуществляющих связь подкорковых ядер с другими структурами головного мозга, в число которых входит и кора головного мозга.
Основными проявлениями являются экстрапирамидные нарушение мускульной возбудимости по типу гипертонии, гипотонии или дистонии.
При экстрапирамидной, или подкорковой, дизартрии наблюдают насильственные движения (гиперкинезы, различные нарушение образования и проведения проприоцептивных нервных импульсов от мышц речевого аппарата к структурам центральной нервной системы, отмечают также и эмоционально-двигательная иннервация.
В клинике различают
заболевания, обусловленные поражением
преимущественно
Различают следующие виды гиперкинезов.
Хорея характеризуется полиморфными быстрыми насильственными движениями, охватывающими мышцы конечностей, туловища, шеи и лица. Гиперкинезы при этом неритмичны и непоследовательны, с быстрой сменой локализации судорожных подергиваний, усиливаются при волнении и исчезают во сне. Рефлексы не изменены.
Видным для хореических гиперкинезов есть
возникновение быстрых непроизвольных
движений на фоне мускульной гипотонии
(гиперкинетически-
Хореические гиперкинезы наблюдают при малой (ночной) хорее, болезни Гентингтона.
Атетоз, или подвижный спазм, — гиперкинез, который реализуется насильственными медленными червеобразными движениями со сменой гиперэкстензионных и флексорных движений преимущественно в дистальных отделах конечностей.
Тик — стереотипно
повторяющиеся клонические
Миоклонии — короткие молниеносные клонические подергивания отдельных мышц или мускульных групп настолько быстрые, что при этом не происходит перемещения конечностей в пространстве.
Гемибаллизм — наблюдают, как правило, односторонние грубые, подбрасывающие, размашистые движения конечностей, чаще рук, обычно осуществляемые проксимальными мышечными группами.
Перечисленные виды гиперкинезов нередко сочетаются, например хореические движения и торзионный спазм или атетоз (хорео-атетоз) .
Дрожание (тремор) — очень быстрые ритмичные (4—6 колебаний в 1 с) малоамплитудные насильственные движения, видизующиеся чередованием сгибания и разгибания в различных суставах. В отличие от интенционного тремора при поражении мозжечка экстрапирамидный тремор резче выражен в покое и уменьшается или даже исчезает при активных движениях (статический тремор) .
Видным для гиперкинезов, обусловленных поражением эстрапирамидной системы, есть то, что они во время сна исчезают, а при волнении и произвольных движениях усиливаются.
2. Взаимосвязь движений пальцев рук и развитие речи ребенка.
Приобретение ребенком различных необходимых ему умений и навыков происходит значительно проще, когда навыки для него являются привлекательными. В таких случаях он самостоятельно активно старается приобрести опыт в новом виде деятельности.
Это факт нужно учитывать при формировании у детей садовского возраста жизненно важных навыков, к числу которых, принадлежит речь. Л.С. Выготский, поэтому, не случайно упоминает о том, , что «письмо нужно не навязать ребенку», а стараться «вырастить у него в процессе игры потребность в письме». Того же мнения придерживался в своих работах и Е.В. Гурьянов.
На самом деле само «письмо» ребенку не интересно. Оно может быть воспринято лишь в его внешней, видимой части – в виде движений руки. Значит, дети садовского возраста можно заинтересовать непосредственно «двигательной» частью процесса письма. Заинтересовав детей данной стороной процесса, мы будем иметь возможность еще в дошкольном возрасте хорошо развить тонкую ручную моторику15.
Развитие мелкой моторики рук необходимо не только для процесса самого письма, но и для формирования у детей процесса устной речи. Наличие такой зависимости имеет свое историческое обоснование.
На ранней стадии развития человечества в процессе взаимодействия людей широко употреблялись ручные жесты – указывающие и призывающие, отталкивающие и угрожающие, оборонительные и.т.д. Данные жесты непосредственно сочетались с эмоциональными возгласами и иными голосовыми проявлениями. Развившаяся впоследствии словесная речь долгое время сопровождалась постоянной жестикуляцией, что в остаточном виде сохраняется и до сих пор. Жестикуляция и ручная деятельность имели для первобытного человека жизненно важное значение, поэтому обе эти функции получили свое представительство в коре головного мозга человека. И области коры, управляющие движениями пальцев рук и области, «отвечающие» за движения органов речи, по понятным причинам оказались расположенными в ближайшем соседстве. А это значит, что идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев рук) «тревожат» и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности.
Таким образом, развитие функций рук и речевой функции рук, выполнявших все более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга. Параллельно с этим, не без стимулирующего влияния активных движений рук, развилась и совершенствовалась и речевая функция человека. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано как специальными научными исследованиями, так и многолетней практикой работы дефектологов). Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук». Всем нам хорошо известны такие выражения, как «мастер золотые руки», «большой умелец» или, наоборот, «руки крюки», «не руками сделано», «не руками сшито»16.