Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:41, курсовая работа
Речь есть важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции связных намерений и действий. Проблема по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников актуальна и важна в науке по сей день. Дети с речевымии нарушениеми нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Дошкольный возраст зачастую благоприятен для развития и формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ МОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1. Нарушение речи у детей дошкольного возраста: этиология, классификация, причины…………………………………………………………………………….6
2. Характеристика детей с нарушениями речи……………………………………9
3. Организация и содержание коррекционной психологической помощи..…16
Специальные учреждения для детей дошкольного возраста вне ДОУ для лечения нарушения речи………………………………………………………….19
5. Особенности работы с детьми с нарушениями речи………………………….20
6. Влияние двигательной активности ребенка на речь…………………………22
7. Особенности психофизического развития ребёнка с нарушениями речи….23
Выводы по I главе….24
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ КАК ПРОФИЛАКТИКУ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ…25
1. Принципы, задачи и направления работы по развитию моторной сферы у детей с нарушениями речи……………………………………………………….25
2. Взаимосвязь движений пальцев рук и развитие речи ребенка……………….31
3. Методики развития мелкой моторики и координации движения………….33
4. Возможности использования игровых приёмов для развития моторной сферы у детей с нарушениями речи…………………………………………………….36
Выводы по II главе……………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......40
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………41
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….47
Дошкольник может
Одновременно нужно привлечь внимание ребёнка к самому пространству листа, научить его «писать» начиная с верхней его части и в направлении слева направо. (Нередко даже ученики 1 класса начинают писать с середины листа или с середины строки, причём в направлении справа налево).
Особое значение в
овладении свободой движении кисти
руки имеет плавное выписывание
ребёнком непрерывных, волнистых линий.
Это наилучшим образом
В вопросах подготовки ребёнка к школе вообще и к овладению письмом – в частности, нет, и не может быть мелочей. То, что представляется неважным или несущественным в дошкольный период, в дальнейшем может обернуться самой серьёзной проблемой.
3. Методики развития мелкой моторики и координации движения.
Развитие тонкой ручной моторики ребёнка должно начинаться с раннего детства. Сначала упражнения могут носить пассивный характер. Уже начиная с полугода можно производить осторожное сгибание и разгибание пальчиков рук ребёнка, а также слегка поглаживать его руки в направлении от пальцев к запястью.
В более позднем возрасте
для развития мелкой моторики рук
могут использоваться все задания.
Рекомендованные для
Дополнительно можно
рекомендовать следующие
Перечень возможных видов занятий для развития у ребёнка ручной моторики можно продолжать до бесконечности. Неограниченный простор в этом отношении даёт сама жизнь, нужно только умело и своевременно привлекать ребёнка к доступным для него видам деятельности (прополка на огороде, сбор лесных и садовых ягод с последующей их «переборкой», чистка и резка варёных овощей, не требующая использования острого ножа, и многое другое). Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребёнка постепенно приобретут ту точность, силу и дифференцированность движений, которая необходимая для письма17.
Для развития мелкой моторики
активно применяются
В таких практических
действиях, как соединение, разъединение,
нанизывание предметов
Эту роль прекрасно выполняют народные игрушки (матрёшки, яйца, бочки и др. ). Кроме того, для постепенного развития в игре сюжета необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта и др.). При этом хотелось бы предостеречь родителей от ранней покупки детям различных роботов, военных игрушек, «страшилок» (преобладающих в настоящее время на рынке) и др.
При организации игр детей с предметами необходимо придерживаться двух основных принципов:
Иначе говоря, если для самых маленьких требуется в основном наглядный показ взрослого, совместные действия родителей с ребёнком, то чем старше он становится, тем больше следует побуждать его действовать по слову взрослого, по воображению.
«У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой всю его жизнь». – подчёркивал А. Макаренко. Таким образом, игра определяет дальнейшее психическое развитие ребёнка.
Родителям необходимо больше уделять внимание детям с нарушениями развития: больше общаться, разговаривать, обсуждать с ребёнком разные вопросы. При любом действии с ребёнком самое главное – это доброжелательное общение с ним. От взрослого требуется не только дать ребёнку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищённости, доверия18.
4. Возможности использования игровых приёмов для развития моторной сферы у детей с нарушениями речи
Пальчиковые игры дают возможность
воспитателям играть с малышами, радовать
их и, вместе с тем развивать речь
и мелкую моторику.
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные
впечатления, у него развивается внимательность
и способность сосредотачиваться. Такие
игры формируют добрые взаимоотношения
между детьми, а также между взрослым и
ребёнком.
Персонажи и образы: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения.
Пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Игры, в которых малыш ловит
или гладит руку взрослого или
другого ребёнка, хлопает его
по руке, или загибает пальцы партнёра
по игре важны для формирования чувства
уверенности у ребёнка.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.
Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Вы можете пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию19.
Приступая к работе, следует помнить
о следующих принципах проведения занятий:
· Перед игрой с
ребёнком необходимо обсудить её содержание,
при этом сразу отрабатывая необходимые
жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит
не только подготовить малыша к правильному
выполнению упражнения, но и создаст необходимый
эмоциональный настрой.
· Выполнять упражнение следует вместе
с ребёнком, при этом демонстрируя собственную
увлечённость игрой.
· При повторных проведениях игры дети
нередко начинают произносить текст частично
(особенно начало и окончание фраз). Постепенно
текст разучивается наизусть, дети произносят
его целиком, соотнося слова с движением.
· Выбрав два или три упражнения, постепенно
заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся
игры можете оставит в своём репертуаре
и возвращаться к ним по желанию малыша.
· Не ставьте перед ребёнком несколько
сложных задач сразу (к примеру, показывать
движения и произносить текст). Объем внимания
у детей ограничен, и невыполнимая задача
может "отбить" интерес к игре.
· Никогда не принуждайте. Попытайтесь
разобраться в причинах отказа, если возможно,
ликвидировать их (например, изменив задание)
или поменяйте игру.
· Стимулируйте подпевание детей, "не
замечайте", если они поначалу делают
что-то неправильно, поощряйте успехи.
Предлагаемые пальчиковые
игры создавались для своих
Выводы по II главе
В заключении можно сказать, что при составлении плана коррекционного воздействия для исправления нарушений моторных функций и звукопроизношения у ребенка с нарушениями речи, необходимо учитывать принципы анализа речевой патологии, предложенные Р.Е. Левиной.
Кроме этого, очень важно учитывать первопричину нарушение, а также индивидуальные особенности дошкольника. Нарушение координации движений есть основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. При коррекционной работе нужно воздействие на все речевые и неречевые функции ребенка, поскольку они тесно взаимосвязаны. В результате экспериментального обучения у всех испытуемых наблюдалась положительная динамика в развитии моторного праксиса, языковых и речевых средств.
Целенаправленная работа по формированию моторных функций у детей с нарушениями речи и общим недоразвитием речи положительно влияла на развитие речи, а следовательно личности ребенка в целом.
Исследуемая группа детей с псевдобульбарной нарушениями речи характеризуется наличием нарушений в реализации речевых и неречевых функций, полиморфным нарушениеми звукопроизношения, нарушении фонематических процессов, лексики и грамматики. Анализ и сопоставление результатов анамнестических данных показали, что анамнез детей отягощен. Нарушение развития вызвано различными факторами влияющими в пренатальный, постнатальный периоды. Наличие патологии в черепно-мозговых нервах, приводит к нарушением в речевой и неречевой сферах. Так, язык - его движения нарушаются, что приводит к нарушением звукопроизношения, а это, в свою очередь, влияет на развитие фонематических процессов и лексико-грамматического построения речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оптимизировав опыт педагогов, психологов, логопедов и дефектологов, занимающихся проблемой нарушений речи у детей дошкольного возраста, мы выяснили, что нарушение речи - нарушение произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью инервации речевого аппарата. Наступает из-за того, что язык, губы, нёбо, голосовые связки, диафрагма не могут двигаться в полном объеме.
Причиной неподвижности есть парез (греч. paresis - уменьшение силы или амплитуды движений, обусловленные нарушениеми инервации) мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, дизартрия - симптом органического поражения ЦНС головного мозга, тех его отделов, которые составляют речедвигательную зону. Общая моторная сфера детей с нарушением речи, может сопровождаться неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии), нарушение мускульной возбудимости. Часто при выраженной общей подвижности движения ребенка с нарушениями речи остаются неловкими и непродуктивными.
Зачастую ярко недостаточность общей моторики реализуется у дошкольников с данным нарушением при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мускульных групп, правильной пространственной организации движений. К примеру, ребенок с псевдобульбарной формой дизартрии несколько позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.
У детей с проявлениями нарушения речи наблюдают также и нарушение мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Пальцевые пробы выполняются неполноценно, наблюдают значительные затруднения. Данные особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка. Дошкольники с нарушениями речи неохотно рисуют, лепят, неумело играют с мозаикой.
Особенности состояния общей и мелкой моторики детей с нарушениями речи проявляются и в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой и артикуляционой моторики. Нарушение речевой моторики у дошкольников с данным видом речевой патологии обусловлены органическим видом поражения нервной системы и зависят от вида и степени нарушение функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции. Именно мозаичность поражения двигательных проводящих корково-ядерных путей и определяет большую комбинаторность речевых нарушений при псевдобульбарной дизартрии, коррекция которых требует от логопеда тщательной и детальной разработки индивидуального плана логопедической работы с таким ребенком. И конечно, такая работа представляется невозможной без поддержки и тесного сотрудничества с родителями, заинтересованными в исправлении нарушений речи своего ребенка.