Научно-теоретические основы изучения нарушений моторной сферы у дошкольников с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Речь есть важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции связных намерений и действий. Проблема по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников актуальна и важна в науке по сей день. Дети с речевымии нарушениеми нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Дошкольный возраст зачастую благоприятен для развития и формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ МОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1. Нарушение речи у детей дошкольного возраста: этиология, классификация, причины…………………………………………………………………………….6
2. Характеристика детей с нарушениями речи……………………………………9
3. Организация и содержание коррекционной психологической помощи..…16

Специальные учреждения для детей дошкольного возраста вне ДОУ для лечения нарушения речи………………………………………………………….19
5. Особенности работы с детьми с нарушениями речи………………………….20
6. Влияние двигательной активности ребенка на речь…………………………22
7. Особенности психофизического развития ребёнка с нарушениями речи….23
Выводы по I главе….24
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ КАК ПРОФИЛАКТИКУ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ…25
1. Принципы, задачи и направления работы по развитию моторной сферы у детей с нарушениями речи……………………………………………………….25
2. Взаимосвязь движений пальцев рук и развитие речи ребенка……………….31
3. Методики развития мелкой моторики и координации движения………….33
4. Возможности использования игровых приёмов для развития моторной сферы у детей с нарушениями речи…………………………………………………….36
Выводы по II главе……………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......40
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………41

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….47

Файлы: 1 файл

курсовой.doc

— 5.42 Мб (Скачать файл)

Дошкольник может заблаговременно  овладеть и рядом важных для письма двигательных навыков, которые позволят ему постепенно войти в школьную жизнь и успешнее овладеть письмом. Так, в процессе рисования, раскрашивания картинок, обводки трафаретов и контурных изображений ребенок научится соразмерять свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком легкого прикосновения карандаша к бумаге и скольжения по ней, навыком плавного «хода» руки при выполнении волнистых непрерывных линий и пр. Положительную роль этих умений трудно переоценить – ведь некоторые первоклассники, не владеющие ими и не соразмеряющие по этой причине своих усилий, буквально насквозь прорывают карандашом тетрадный лист.

Одновременно нужно  привлечь внимание ребёнка к самому пространству листа, научить его  «писать» начиная с верхней его  части и в направлении слева  направо. (Нередко даже ученики 1 класса начинают писать с середины листа  или с середины строки, причём в  направлении справа налево).

Особое значение в  овладении свободой движении кисти  руки имеет плавное выписывание  ребёнком непрерывных, волнистых линий. Это наилучшим образом способствует предупреждению у него скованности  и напряжённости движений руки при  письме.

В вопросах подготовки ребёнка  к школе вообще и к овладению  письмом – в частности, нет, и  не может быть мелочей. То, что представляется неважным или несущественным в дошкольный период, в дальнейшем может обернуться самой серьёзной проблемой.

 

3. Методики развития мелкой моторики и координации движения.

Развитие тонкой ручной моторики ребёнка должно начинаться с раннего детства. Сначала упражнения могут носить пассивный характер. Уже начиная с полугода можно  производить осторожное сгибание и  разгибание пальчиков рук ребёнка, а также слегка поглаживать его руки в направлении от пальцев к запястью.

В более позднем возрасте для развития мелкой моторики рук  могут использоваться все задания. Рекомендованные для обследования. Основная задача тренировочных упражнений будет состоять в том, чтобы сделать все эти упражнения доступными и легко выполнимыми для ребёнка. Достигнуть этого можно будет лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемого в результате перехода к всё более и более сложным для ребёнка заданиям по мере овладения менее сложными.

Дополнительно можно  рекомендовать следующие упражнения и виды занятий:

    •    различные виды конструирования;
    • упражнения с мозаикой;
    • рисование;
    • перевод картинок через копировальную бумагу (обведение контура);
    • вырезание ножницами различных фигур;
    • вязание, вышивание (преимущественно для девочек);
    • доступная работа с инструментами (для мальчиков);
    • перебирание крупы, гороха для приготовления пищи;
    • обучение игре на пианино, на аккордеоне и пр.;
    • перелистывание книжных страниц;
    • лепка из пластилина, что особенно важно для развития силы пальцев рук.

Перечень возможных  видов занятий для развития у  ребёнка ручной моторики можно продолжать до бесконечности. Неограниченный простор  в этом отношении даёт сама жизнь, нужно только умело и своевременно привлекать ребёнка к доступным для него видам деятельности (прополка на огороде, сбор лесных и садовых ягод с последующей их «переборкой», чистка и резка варёных овощей, не требующая использования острого ножа, и многое другое). Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребёнка постепенно приобретут ту точность, силу и дифференцированность движений, которая необходимая для письма17.

Для развития мелкой моторики активно применяются дидактические  игрушки. Данные пособия вызывают у ребёнка желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивают память и воображение. Поэтому дидактические игры не только развивают и обогащают чувственный опыт ребёнка, но и учат их мыслить.

В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются  мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и т.д. Поэтому для ребёнка крайне необходимы игрушки:

  • для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие (разнообразные пирамидки и т.п.);
  • для прокатывания;
  • образные с застёгивающимися и прилипающим элементами (пуговицами, шнурками, кнопками, липучками, молнией);
  • раскладывание фигур разной величины, формы; сравнения предметов, резко различающихся по форме (шар, куб), и т.д.

Эту роль прекрасно выполняют  народные игрушки (матрёшки, яйца, бочки  и др. ). Кроме того, для постепенного развития в игре сюжета необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта и др.). При этом хотелось бы предостеречь родителей от ранней покупки детям различных роботов, военных игрушек, «страшилок» (преобладающих в настоящее время на рынке) и др.

При организации игр  детей с предметами необходимо придерживаться двух основных принципов:

  1. посильность требований;
  2. постепенность усложнения;

Иначе говоря, если для  самых маленьких требуется в  основном наглядный показ взрослого, совместные действия родителей с ребёнком, то чем старше он становится, тем больше следует побуждать его действовать по слову взрослого, по воображению.

«У ребёнка есть страсть  к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой всю его жизнь». – подчёркивал А. Макаренко. Таким образом, игра определяет дальнейшее психическое развитие ребёнка.

Родителям необходимо больше уделять внимание детям с нарушениями  развития: больше общаться, разговаривать, обсуждать с ребёнком разные вопросы. При любом действии с ребёнком самое главное – это доброжелательное общение с ним. От взрослого требуется не только дать ребёнку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищённости, доверия18

 

4. Возможности использования игровых приёмов для развития моторной сферы у детей с нарушениями речи

 

Пальчиковые игры дают возможность   воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.  
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Персонажи и образы: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения.

Пальчиковые игры готовят  малыша к счёту, в других - ребёнок  должен действовать, используя обе  руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

 
Игры, в которых малыш ловит  или гладит руку взрослого или  другого ребёнка, хлопает его  по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства  уверенности у ребёнка.

Произносить тексты пальчиковых  игр взрослый должен максимально  выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Малышам трудно проговаривать  текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.

Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают  малышей к творчеству, и в том  случае, когда ребёнок придумывает  к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые  игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет  проводить занятия наиболее эффективно. Вы можете пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию19.

 
Приступая к работе, следует помнить  о следующих принципах проведения занятий:

· Перед игрой с  ребёнком необходимо обсудить её содержание, при этом сразу отрабатывая необходимые  жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. 
· Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. 
· При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. 
· Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша. 
· Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре. 
· Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру. 
· Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.  

Предлагаемые пальчиковые  игры создавались для своих маленьких  учеников, но, надеемся, пригодятся родителям  и другим педагогам.

 

 

Выводы по II  главе

В заключении можно сказать, что при составлении плана коррекционного воздействия для исправления нарушений моторных функций и звукопроизношения у ребенка с нарушениями речи, необходимо учитывать принципы анализа речевой патологии, предложенные Р.Е. Левиной.

Кроме этого, очень важно учитывать первопричину нарушение, а также индивидуальные особенности дошкольника. Нарушение координации движений есть основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. При коррекционной работе нужно воздействие на все речевые и неречевые функции ребенка, поскольку они тесно взаимосвязаны. В результате экспериментального обучения у всех испытуемых наблюдалась положительная динамика в развитии моторного праксиса, языковых и речевых средств.

Целенаправленная работа по формированию моторных функций у детей с нарушениями речи и общим недоразвитием речи положительно влияла на развитие речи, а следовательно личности ребенка в целом.

Исследуемая группа детей  с псевдобульбарной нарушениями речи характеризуется наличием нарушений в реализации речевых и неречевых функций, полиморфным нарушениеми звукопроизношения, нарушении фонематических процессов, лексики и грамматики. Анализ и сопоставление результатов анамнестических данных показали, что анамнез детей отягощен. Нарушение развития вызвано различными факторами влияющими в пренатальный, постнатальный периоды. Наличие патологии в черепно-мозговых нервах, приводит к нарушением в речевой и неречевой сферах. Так, язык - его движения нарушаются, что приводит к нарушением звукопроизношения, а это, в свою очередь, влияет на развитие фонематических процессов и лексико-грамматического построения речи.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Оптимизировав опыт педагогов, психологов, логопедов и дефектологов, занимающихся проблемой нарушений  речи у детей дошкольного возраста, мы выяснили, что нарушение речи - нарушение произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью инервации речевого аппарата. Наступает из-за того, что язык, губы, нёбо, голосовые связки, диафрагма не могут двигаться в полном объеме.

Причиной неподвижности есть парез (греч. paresis - уменьшение силы или амплитуды движений, обусловленные нарушениеми инервации) мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, дизартрия - симптом органического поражения ЦНС головного мозга, тех его отделов, которые составляют речедвигательную зону. Общая моторная сфера детей с нарушением речи, может сопровождаться  неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии), нарушение мускульной возбудимости. Часто при выраженной общей подвижности движения ребенка с нарушениями речи остаются неловкими и непродуктивными.

Зачастую ярко недостаточность общей моторики реализуется у дошкольников с данным нарушением при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мускульных групп, правильной пространственной организации движений. К примеру, ребенок с псевдобульбарной формой дизартрии несколько позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.

У детей с проявлениями нарушения речи наблюдают также и нарушение мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Пальцевые пробы выполняются неполноценно, наблюдают значительные затруднения. Данные особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка. Дошкольники с нарушениями речи неохотно рисуют, лепят, неумело играют с мозаикой.

Особенности состояния  общей и мелкой моторики детей  с нарушениями речи проявляются и в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой и артикуляционой моторики. Нарушение речевой моторики у дошкольников с данным видом речевой патологии обусловлены органическим видом поражения нервной системы и зависят от вида и степени нарушение функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции. Именно мозаичность поражения двигательных проводящих корково-ядерных путей и определяет большую комбинаторность речевых нарушений при псевдобульбарной дизартрии, коррекция которых требует от логопеда тщательной и детальной разработки индивидуального плана логопедической работы с таким ребенком. И конечно, такая работа представляется невозможной без поддержки и тесного сотрудничества с родителями, заинтересованными в исправлении нарушений речи своего ребенка.

Информация о работе Научно-теоретические основы изучения нарушений моторной сферы у дошкольников с нарушениями речи