Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 22:36, курсовая работа
Цель исследования:
Изучить причины неконтактности младшего школьника и определить пути педагогической работы с ним.
Задачи исследования:
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме. Исследование возрастных особенностей общения. Выявление причин неконтактности младших школьников. Формулирование рекомендаций по общению с неконтактными детьми.
Введение
Глава 1. Теоретические основы понятия затрудненного общения (неконтактности) и причин его возникновения
1.1 Понятие общения, его сущность и виды
1.2 Общая характеристика явления затрудненного общения
1.3 Возрастные особенности младших школьников и причины их неконтактности
Глава 2. Практические рекомендации по педагогической работе с неконтактными детьми
2.1 Варианты решения проблем детской неконтактности
2.2 Педагогические акценты в работе с неконтактными детьми
2.3 Игровая коррекция нарушений общения
Заключение
Литература
Размещено на http://www.allbest.ru
Департамент образования города Москвы
Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
ОБЩЕИНСТИТУТСКАЯ КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ
Неконтактный ребенок и пути педагогической работы с ним
Курсовая работа
Специальность: педагогика и методика начального образования
Красовская Евгения Борисовна
Научный руководитель:
Кандидат педагогических наук,
Смирнова Ирина Эдуардовна
МОСКВА 2013
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы понятия затрудненного общения (неконтактности) и причин его возникновения
1.1 Понятие общения, его сущность и виды
1.2 Общая характеристика явления затрудненного общения
1.3 Возрастные особенности младших школьников и причины их неконтактности
Глава 2. Практические рекомендации по педагогической работе с неконтактными детьми
2.1 Варианты решения проблем детской неконтактности
2.2 Педагогические акценты в работе с неконтактными детьми
2.3 Игровая коррекция нарушений общения
Заключение
Литература
неконтактный ребенок общение коррекция
Введение
Проблема общения младших школьников достаточно актуальна, т.к. общение выступает важной стороной жизнедеятельности школьника. В сегодняшнее время педагоги, социологи и психологи отличают негативную тенденцию с появлением и расширением коммуникативного пространства через компьютерную сеть, ухудшается отношение детей к непосредственному общению. Одной из серьезных проблем, возникающих у родителей при воспитании ребенка, может быть его неконтактность с окружающими. Наиболее часто она впервые проявляется в возрасте от 2 до 3,5 лет, когда здоровый ребенок активно начинает взаимодействовать со сверстниками. Нарушения общения могут возникать и на любых других возрастных этапах развития. Они крайне разнообразны по выраженности и стойкости проявлений.
Данная тема актуальна еще и тем, что именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависят его дальнейшие успехи в учебной, трудовой деятельности и в какой-то степени определяется в жизни. И именно в этот период формируется навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы устанавливать отношение с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность. Понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности. Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которыми он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни. Поэтому необходимо знать причины затрудненного общения у младших школьников, чтобы вовремя провести коррекционную работу с ребенком.
Цель исследования:
Изучить причины неконтактности младшего школьника и определить пути педагогической работы с ним.
Задачи исследования:
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме. Исследование возрастных особенностей общения. Выявление причин неконтактности младших школьников. Формулирование рекомендаций по общению с неконтактными детьми.
Объект исследования:
Явление затрудненного общения (неконтактность).
Предмет исследования:
Методы и формы педагогической работы с неконтактными детьми.
Глава 1. Теоретическая основа понятия неконтактность и способов педагогической работы с неконтактными детьми
1.1 Понятие общения, его сущность и виды
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Отражением объективных взаимоотношений между членами группы является субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.
Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников он должен вступить с ними в общение.
Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. [8]
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
В едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован как коммуникативная сторона общения. Общаясь, люди обращаются к языку, одному из важнейших средств общения. Общительность, как личностное свойство, включает в себя:
-устойчивую потребность в общении с людьми;
-чувство социального сродства, желание находиться среди людей;
-альтруистические тенденции и установки - направленность на других людей. [8]
Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.
Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ни один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и не с чем сообщенным ему не разберется.
Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить учащихся в совместную с ним деятельность, наладить взаимодействие и взаимопонимание, отвечающее целям и задачам воспитания, т.е. осуществлять полноценное педагогическое общение.
Дидактические и собственно воспитательные задачи деятельности педагога невозможно достаточно плодотворно реализовать без организации продуктивного процесса общения преподавателя и ученического коллектива.
Существует несколько классификаций функций общения.
Б.Ф. Ломовым выделены три функции:
- информационно-коммуникативная (состоит в передаче информации, предполагает наличие взаимодействующих субъектов, один из которых передает информацию, а другой ее получает);
- регуляционно-коммуникативная (относится к регуляции поведения, когда человек в процессе общения регулирует не только свое собственное поведение, но и поведение других людей, а также испытывает воздействия с их стороны. Данная функция в основном реализуется во взаимной подстройке действий партнеров. С этой функцией связаны также явления, как подражание, внушение и убеждение);
- аффективно-коммуникативная (относится к эмоциональной сфере человека. Человеческие эмоции возникают и развиваются в условиях общения. Общением может определяться уровень эмоциональной напряженности и эмоциональной разрядки. Зачастую сама потребность в общении у человека может возникнуть в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние. В процессе общения происходит изменение модальности интенсивности эмоциональных состояний, взаимное их усиление или ослабление, сближение состояний партнеров либо их поляризация). [9]
Выделяются также такие функции, как:
- познание людьми друг друга;
- организация совместной деятельности и управление ею;
- формирование и развитие межличностных отношений.
А.А. Брудным выделяются:
- инструментальная функция общения (необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда);
- синдикативная (обеспечивает сплоченность групп);
- трансляционная (необходима для обучения) и самовыражения.
По цели общения выделяются следующие функции:
- контактная (предполагается установление контакта как состояния готовности к поддержанию взаимосвязи, к приему и передаче сообщения);
- информационная (обмен сообщениями, мнениями, решениями);
- побудительная (стимуляция активности партнера на выполнение каких-либо действий);
- координационная (взаимное ориентирование и согласование действий в рамках совместной деятельности);
- понимания (понимания смысла сообщения, а также переживаний и состояний партнера);
- эмотивная (возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, изменение собственных переживаний и состояний, то есть обмен эмоциями);
- установления отношений (осознание и фиксация своего места в системе отношений и межличностных связей);
- оказание влияния (изменение состояния или поведения партнера, его решений и намерений).
Исследователи различают несколько видов общения. Например, Б.Ф. Ломов [9], выделяет прямое и косвенное общение.
Прямое (непосредственное) - связано с естественным контактом при помощи слов и жестов.
Косвенное (опосредованное) - связано с неполным психологическим контактом при помощи технических или письменных устройств, отдаляющих или затрудняющих получение обратной связи.
Также принято разделять общение на вербальное и невербальное. Вербальное общение- процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации является слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны.
Невербальное общение - это общение без использования речевых и языковых средств, единственным инструментом которого становится тело человека. Основными средствами невербального общения являются поза, движения и жесты, мимика, взгляд, характеристики голоса и пространственное поведение. Невербальные способы общения имеют как биологическое происхождение, так и формируются в культуре.
Невербальная коммуникация имеет принципиальные отличия от вербального общения и характеризуется следующим:
- реализуется одновременно через разные органы чувств (полисенсорная природа);
- эволюционно-исторической древностью (существовала задолго до появления речи);
- непроизвольностью и подсознательностью;
- независимостью от языковых барьеров;
- особенностями психофизиологических механизмов восприятия;
- особенностями акустических средств кодирования.
Невербальное общение позволяет передать обширный спектр информации. Так, с помощью невербальных средств можно получить представление о расовой, национальной и социальной принадлежности человека о физическом и психологическом состоянии, об эмоциональном отношении человека, о психологическом климате в группе.
1.2 Общая характеристика явления затрудненного общения
Общение - особый вид деятельности, оно сопровождает все разновидности ее, оно пронизывает деятельность прямо или опосредованно. Чем старше становится человек, тем шире круг его общения, тем разнообразнее его контакты. Поэтому общительные контактные люди как правило успешнее неконтактных, что подчеркивает важность развития в детях такого качества как общительность или контактность.
Наука постоянно обращается к изучению человека как субъекта многообразных видов деятельности и его жизнедеятельности в целом. В настоящее время достаточно активно обсуждается такая сторона жизнедеятельности человека как общение. Традиционно она рассматривается в связи с вопросами оптимального общения. Затрудненное общение определяется, как правило, на основе соотнесения наличного общения с его оптимальной моделью. Субъектом затрудненного общения является тот, кто не признает свободу, уникальность, ценность партнера по общению, проявляя это в стремлении доминировать над ним, в объектном отношении, неприязни, враждебности и отчуждении. Субъект затрудненного общения демонстрирует непонимание, неадекватную оценку как собственных возможностей, интересов, потребностей, так и возможностей, интересов, потребностей другого, искажает действительность. В способах взаимодействия такого индивида преобладает поверхностность, неадекватность, манипулятивность, стремление к неконтактности.
Существует множество вариантов понимания субъектов затрудненного общения, но общим для любого неконтактного ребенка является дисгармония внутреннего мира (рассогласование мотивов, отношений, сложившихся образов и ожиданий). Это субъект, раздираемый противоречиями, защищающийся от себя и окружающего мира, испытывающий постоянные внутренние конфликты, тревожный, агрессивный, стремящийся к личностному превосходству. Такие люди погружены в себя, как улитка, которая появляется из раковины только когда ей очень нужно. С необщительным человеком непросто - он не отражает собеседника, слабо чувствует и не всегда понимает психическое состояние собеседника, а если понимает, то неспособен выразить свое отношение в непосредственном общении. Опасность необщительного человека заключается не только в том, что он сам по себе сложен в жизни и в общении, а и в том, что он порой, отрицательно воздействует на окружающих, дестабилизирует социально-психологическую ситуацию человеческого взаимодействия. [4]
Информация о работе Неконтактный ребенок и пути педагогической работы с ним