Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 22:36, курсовая работа
Цель исследования:
Изучить причины неконтактности младшего школьника и определить пути педагогической работы с ним.
Задачи исследования:
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме. Исследование возрастных особенностей общения. Выявление причин неконтактности младших школьников. Формулирование рекомендаций по общению с неконтактными детьми.
Введение
Глава 1. Теоретические основы понятия затрудненного общения (неконтактности) и причин его возникновения
1.1 Понятие общения, его сущность и виды
1.2 Общая характеристика явления затрудненного общения
1.3 Возрастные особенности младших школьников и причины их неконтактности
Глава 2. Практические рекомендации по педагогической работе с неконтактными детьми
2.1 Варианты решения проблем детской неконтактности
2.2 Педагогические акценты в работе с неконтактными детьми
2.3 Игровая коррекция нарушений общения
Заключение
Литература
2.2 Виды педагогических методов
Коррекцию нарушений общения в школе эффективнее всего проводить в ходе игровой психокоррекции с целью снизить конфликтность, снять неадекватные стереотипы поведения, разрешить основные психологические коллизии ребенка. Следует отметить, что эффективность коррекции достигается чаще всего в процессе коллективных игр, в группе и с группой сверстников. Навыки адаптивного бесконфликтного поведения ребенок может получить только в ходе активного общения. Поэтому важно создать для него возможность отрабатывать эти навыки в специально организованной для этого обстановке. Группа--наиболее подходящая среда для проведения полноценной игры со сверстниками и взрослыми; игра в свою очередь приводит к нормализации социальных отношений, разрешению внешних конфликтов. Все это создает благоприятный фон для решения внутренних конфликтов.
Коррекция посредством игрового группового общения в первую очередь имеет дело с формой общения, а психокоррекция причин, породивших неверные формы общения, осуществляется во вторую очередь и при помощи дополнительных средств. К числу таких средств относится групповая работа с родителями, в которой вскрываются неверные стереотипы семейного общения и обсуждаются средства изменений и пути к ним. Это одно из объяснений, почему необходима параллельная работа с родителями. Без такой работы коррекция детского общения будет малоэффективна.
Методы лечебно-педагогической коррекции классифицируются на две большие группы: педагогические и психотерапевтические.
Разумеется, каждый из лечебно-педагогических методов является в известной мере и педагогическим, и психотерапевтическим. Методы общепедагогического влияния, содержащие в себе лечебно-педагогические указания, касающиеся всех видов недостатков характера, а иногда и всех категорий детской исключительности бывают:
а) Коррекция активно-волевых дефектов.
Врачебно-педагогическая коррекция недостатков воли у детей состоит в следующем. Укрепление слабой, больной воли должно проводиться систематически. Для этого прежде всего необходимо, чтобы у кого-нибудь из окружающих была твердая воля; воспитатель ребенка со слабой волей должен служить источником воли, из которого он черпает подкрепление, так как воля индуцируется, передается от одного человека к другому. Люди с неустойчивой волей не могут воспитать крепкую волю.
б) Коррекция страхов.
Страх есть аффект, и, как при всяком аффекте, задачей коррекции является развитие в ребенке искусства самообладания. Это приносит ему пользу на всю жизнь.
в) Метод игнорирования.
В коррекции недостатков характера истеричных детей метод игнорирования дает особенно хорошие результаты - их рисовка, театральность, болезненное стремление всячески обратить на себя внимание при дружном проведении всем персоналом этого метода очень быстро поддаются сначала смягчению, а в дальнейшем и исчезновению, что в свою очередь, совоспитывает, сорегулирует и другие недочеты характера.
г) Метод культуры здорового смеха.
Влияние радости особенно усиливается по отношению к исключительным детям. Для примера можно сослаться на детей, склонных к уединению, замыканию в себе, аутизму. Здесь и врач, и педагог, наряду с другими мероприятиями, должны использовать и метод создания вокруг ребенка радостной атмосферы. Шутки, прибаутки, загадки также веселы и забавны и потому весьма полезны в деле коррекции ребенка, отклоняющегося от нормы.
д) Действия при сильном возбуждении ребенка.
Важнее всего при сильном возбуждении ребенка психическое влияние на него окружающих взрослых. Всякий воспитатель, умеющий влиять на детей силой своей личности, справится с грозным проявлением аффекта.
е) Коррекция рассеянности.
Рассеянность у детей, исключительных в отношении характера, обусловливается различными причинами, из которых главнейшими будут следующие:
-постоянное отвлечение бесчисленными рецепциями, неустанной сменой мыслей, эмоций, желаний;
-интенсивная сосредоточенность;
-переживание страхов;
-невроз психопатии, в частности сексуальные ненормальности;
-физические заболевания, недомогания и слабость.
ж) Коррекция застенчивости.
Задача коррекции застенчивости состоит в том, чтобы тренировать застенчивого ребенка в общении с людьми. С этой целью психологи создают целую систему поручений. Мягко проводимая система поручений осторожно, нефорсированно дает очень хорошие результаты.
з) Коррекция навязчивых мыслей и действий.
При коррективном воспитании детей с этим недостатком характера необходима тактика твердого, уверенного и в то же время бережного отношения.
и) Метод профессора П.Г. Бельского.
Бельский сконструировал весьма интересный метод индивидуального воздействия на трудного ребенка. Коротко меры такого воздействия можно сформулировать следующим образом: дружественная эмоциональная связь воспитателя с ребенком, благодаря которому происходит очищение психики ребенка от предшествовавших, травматизировавших его переживаний путем «эмоциональных» бесед педагога, и постепенный перевод эмоциональной энергии, освободившейся после очищения психики, на новые социально полезные цели.
к) Самокоррекция.
Учитель закладывает основу формирования успешной личности, с грамотной адекватной самооценкой, способной достигать поставленных результатов, внося в свою деятельность необходимые коррективы.
л) Метод игры.
Игра - это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Существенным психологическим признаком игры является одновременное переживание человеком условности и реальности сложившейся ситуации. В условных обстоятельствах, созданных по определенным правилам, игра дает человеку возможность переживать удачи, успех, познать свои физические и психические силы. Эти свойства игры как деятельности раскрывают ее богатый психокоррекционный потенциал.
Особенно эффективен этот метод в среде младших школьников, так как согласно возрастной периодизации психического развития Д. Б. Эльконина [19], эпоха детства делится на два периода - дошкольное (3-7 лет), где игра - ведущая деятельность, и младшее школьное (7-11), где ведущей деятельностью становится учеба. Именно близость этих периодов позволяет использовать игру как ведущий метод психокоррекции, который более подробно рассмотрен в следующей главе.
2.3 Игровая коррекция нарушений общения
Игры формируют потребность ребенка воздействовать на мир, познавать мир. Игра создает личность.
В педагогической практике применяются познавательные дидактические игры, способствующие развитию познавательной активности, стимулирующие познавательный процесс, интерес к процессу учения. Такие игры обеспечивают развитие коллективных отношений, снимают эмоциональную напряженность, создают атмосферу заинтересованного непринужденного выполнения учебных действий.
Игру следует рассматривать как многофункциональный метод. Он направлен на усвоение нового материала, его закрепление, повторение, развитие всех видов мышления. Игре присуща тактическая и стратегическая направленность на формирование мировоззрения, качеств личности и способностей; на формирование организационных и организаторских, коммуникативных, экономических, гностических и функциональных умений. К.Д. Ушинский писал, что в игре “формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля, и если говорить, что игры подсказывают будущий характер и будущую судьбу ребенка, то это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на его будущую судьбу".[18]
Несколько примеров игр, которые можно провести в группе продленного дня:
Игра «Каждый на своем месте».
Цели: развить в ребенке навык волевой регуляции, раскрепостить застенчивого ребенка, научить детей концентрировать внимание на определенном сигнале.
Ход игры: негромко звучит маршевая музыка. Дети маршируют под музыку, выстроившись в колонну. Перед началом игры ведущий выбирает командира. Застенчивый участник подойдет для этого идеально: игра немногословная, зато приоритеты расставлены. Командир решает, в каком направлении продолжать движение. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Когда командир расставил всех ребят в желаемом порядке, происходит смена власти. Последний участник становится ведущим игроком. Чтобы лучше было слышно команды, музыка должна звучать и дети маршировать как можно тише.
Играя роль командира, гиперстеснительный ребенок не только формирует волевые качества характера, но и повышает самооценку, а физическая активность позволяет ему почувствовать себя таким, как остальные дети.
Игра «Что в тебе хорошего?»
Проводить игру следует с детьми от 3 до 10 лет. Она не подойдет для подростков, особенно закомплексованных. Число играющих колеблется от 3 до 6-7 человек.
Цели: заставить застенчивого ребенка поверить в свои силы, раскрыть его положительные качества, научить детей не стесняясь говорить комплименты друг другу, раскрепостить застенчивого ребенка, развивая его коммуникативные навыки.
Ход игры: дети садятся в круг так, чтобы видеть друг друга. Ведущий начинает игру вступительным словом: «А знаете ли вы, что приятнее всего получать не конфеты, не подарки, а приятные слова, сказанные в наш адрес. Такие теплые и добрые слова, сказанные человеку, называются комплиментом. Кому из вас не нравится, когда мамочка называет вас «умничкой», «молодцом» и т. д.? Я думаю, что таких деток нет. Поэтому сегодня мы устроим праздник любезного отзыва. Каждый из вас будет делать комплименты в адрес своего соседа. Итак, я начну. Ванечка, ты замечательный художник…»
После этого Ванечка берет за руку соседа и говорит ему комплимент. Взрослый должен помогать детям, подсказывая варианты любезных слов. Кроме того, застенчивого ребенка желательно посадить не на первой позиции, что даст ему время придумать комплимент. Важно следить за тем, чтобы добрые слова не ограничивались одним словом наподобие «хороший», «красивый». Ребенок должен выстроить мини-предложение: «Таня прекрасная певица» или «Миша отлично читает». Комплимент может быть направлен не на самого ребенка, а на его качества или действия. Главное - положительное восприятие действительности. Развить коммуникацию в детском коллективе поможет правильное построение предложений, тем более что все это происходит в игровой форме.
Можно разнообразить и оживить игру: добавить мяч или эстафетную палочку. Тогда это станет и физической разгрузкой для детей. Неторопливый темп поможет детям сблизиться, развивая ассоциативное мышление.
Выводы
Случаи возникновения неконтактности у детей могут быть совершенно различными, но для решения этих проблем во всех случаях требуется любовь, уважение к ребенку, стремление понять его и готовность прийти к нему на помощь, принимая его таким, какой он есть. Причин неконтактности много, но есть нечто общее у этих детей. Неконтактный ребенок - всегда белая ворона в коллективе. На уроках в школе такие дети редко поднимают руку, даже если знают ответ. На перемене все шумят и носятся в коридоре, а неконтактный ребенок остается в одиночестве. Все детские игры проходят мимо него. Сам он к ребятам не идет, а они его не приглашают. Тут очевидна роль учителя, воспитателя - суметь вовлечь неконтактного ребенка в круг общих игр и дел. Замкнутому не стоит поручать такую работу, где ему придется вступать в многочисленные неформальные контакты с людьми. Ребенку не хватит гибкости, опыта общения. К общению должен побуждать педагог, очень ненавязчиво и осторожно, дозируя количество и наполнение общения. К неконтактным детям нельзя «лезть в душу». Вторгаться в их личное пространство можно только с их согласия; одно неделикатное слово, замечание - и ребенок захлопнет створки своей раковины и уже никогда не пойдет на контакт. Следует считаться со своеобразием неконтактных детей, давать им жить и действовать в соответствии со своим характерам, насколько это возможно и плавно, ненавязчиво вести работу по их адаптации в детском коллективе.
Заключение
В работе предпринята попытка исследовать такое явление как неконтактность, рассматривая его как вариант затрудненного общения, и разобраться в причинах неконтактности младших школьников.
В проведенной работе с разных сторон рассматривалось понятие общения, анализировались его функции и виды. Определилось, что общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Перечислены основные причины неконтактности младших школьников, а именно некоммуникабельность ребенка как черта характера; различные заболевания, в том числе аутизм; особенность типа нервной системы, темперамента; внутренние конфликты самого ребенка; застенчивость; неверно выбранный стиль педагогического общения.
Охарактеризованы возрастные особенности младших школьников и отмечено, что ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность, а безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Отражена динамика понятия «дружба» и критерии отбора друзей на протяжении младшего школьного возраста.
Информация о работе Неконтактный ребенок и пути педагогической работы с ним