Неконтактный ребенок и пути педагогической работы с ним

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
Изучить причины неконтактности младшего школьника и определить пути педагогической работы с ним.
Задачи исследования:
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме. Исследование возрастных особенностей общения. Выявление причин неконтактности младших школьников. Формулирование рекомендаций по общению с неконтактными детьми.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы понятия затрудненного общения (неконтактности) и причин его возникновения
1.1 Понятие общения, его сущность и виды
1.2 Общая характеристика явления затрудненного общения
1.3 Возрастные особенности младших школьников и причины их неконтактности
Глава 2. Практические рекомендации по педагогической работе с неконтактными детьми
2.1 Варианты решения проблем детской неконтактности
2.2 Педагогические акценты в работе с неконтактными детьми
2.3 Игровая коррекция нарушений общения
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

педагогика.rtf

— 385.60 Кб (Скачать файл)

Проблема затрудненного общения интенсивно разрабатывается в социальной психологии на протяжении последних 20 лет. Пристальное внимание ученых и практиков к этой сфере объясняется сложностью феномена затрудненного общения, многогранностью его форм и сфер проявления. Наиболее актуальными являются исследования педагогического общения. Нарушения, барьеры, возникающие в процессе педагогического общения, оказывают влияние на характер отношений между учителем и учеником, на особенности развития личности как школьника.

Проблемы затрудненного общения исследовались в работах Е. В. Цукановой, В. Н. Куницыной, А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева, В. А. Лабунской, Т. А. Аржакаевой. Каждый из названных авторов опирается на идеи Б.Д.Парыгина о наличии психологического барьера, который понимается как устойчивая установка, психологический настрой личности, процессы, свойства, состояния человека, «которые консервируют скрытый эмоционально-интеллектуальный потенциал его активности». Такая трактовка психологического барьера указывает на внутренний источник трудностей общения -- устойчивые личностные образования, которые при определенных обстоятельствах могут приводить к сбоям в общении.

И.А. Зимняя дает такое определение: «Затруднения в общении - это субъективно переживаемое человеком состояние "сбоя" в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действия, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психологического состояния». [2]

В.А. Кан-Калик называет затруднения в общении некими "психологическими барьерами", которые препятствую нормальному общению, влияют на деятельность субъектов. [8]

Затруднения, как считает А.К. Маркова, выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности его продолжения. Затруднения имеют несколько функций. Позитивная функция затруднения (по А.К. Марковой) имеет два значения:

а) индикаторное (привлечение внимания слушателя-партнера);

б) стимулирующее, мобилизирующее (активизация деятельности при анализе и преодолении затруднения, приобретение опыта). [12]

В то же время А.К. Маркова фиксирует и негативную функцию затруднения, имеющую два значения:

а) сдерживающее (в случае отсутствия условий для преодоления затруднения или наличия неудовлетворенности собой, например, заниженной самооценки);

б) деструктивное, разрушительное (затруднения приводят к остановке, распаду деятельности, уходу от общения).

Зимняя И.А. выделяет следующие основные области затруднения человека в общении:

а) этно-семиокультурная,

б) статусно-позиционно-ролевая (обуславливается целым рядом причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения - затруднения возникают в условиях асимметрии статусов),

в) индивидуально-психологическая (индивидуально-психологические особенности партнеров общения выступают в качестве причины коммуникативных затруднений),

г) возрастная,

д) деятельностная,

е) область межличностных отношений. [16]

Итак, можно сказать, что для того, чтобы каждый человек был способен к отвечающему высоким принципам действительного гуманизма общению с другими людьми, он должен обязательно обладать и определенной психологической культурой, основные положения которой можно попытаться свести к трем элементам: разбираться в других людях и верно оценивать их психологию, адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние и выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, который не расходясь с требованиями морали и будучи направлен на утверждение идеалов, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальным особенностям тех, с кем приходится общаться.

В учебной деятельности затруднения и трудности взаимодействия между учениками внутри класса или группы исследуются достаточно интенсивно с целью определить факторы, влияющие на затруднения, причины, их вызывающие, значение затруднений в деятельности и т.д. (Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.А. Кан-Калик, Е.Б. Цуканова, В.В. Рыжов, Л.А. Неварницына и др.)

 

1.3 Возрастные особенности младших школьников и причины их неконтактности

 

Одной из причин, вызывающей трудности взаимодействия, является особенность характера. Иногда некоммуникабельность ребенка -- это единственная черта, отличающая его от сверстников, и все остальное развитие ребенка происходит нормально. В этих случаях недостаточная общительность является проявлением индивидуального психического склада ребенка. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, считают, что причинами трудностей общения являются: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. [6] Некоммуникабельность, неконтактность ребенка может быть вызвана недостатком любви и внимания к нему в раннем детстве и отсутствием у него адекватного опыта общения, который должна преподать семья. В более старшем возрасте дефицит опыта социальных контактов может приводить к неуживчивости, конфликтности, агрессивности, формированию асоциальных форм поведения. Или стереотипы поведения, некритично усвоенные ребенком и ригидно воспроизводимые во внесемейных ситуациях общения. Например, демонстративная обидчивость и капризность девочки, скопированные у мамы, вызывают смех и непонимание в кругу сверстников. Такого рода конфликты, вызванные неадекватными кругу сверстников стереотипами поведения, особенно свойственны детям, попавшим в школу сразу после домашнего воспитания, не посещавшим детский сад.

Также причинами, по их мнению, могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания, различные нервно-психические заболевания, и прежде всего такие, как эпилепсия, афазия, шизофрения, ранний детский аутизм. Часто признаком заболевания является отказ от контактов с людьми, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль.

Детский аутизм -- это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и часто интеллектуальными расстройствами. Одно из главных проявлений раннего детского аутизма -- нарушения общения, неконтактность ребенка. Несмотря на то, что детский аутизм был описан почти более 45 лет назад, многие аспекты этой проблемы остаются нерешенными и спорными до настоящего времени. Это касается причин заболевания, различных медико-педагогических подходов к лечению, обучению и коррекции нарушенных функций у этих детей. При всей противоречивости подходов к этим вопросам специалисты всего мира единодушны в том, что роль родителей, семьи в адаптации ребенка с аутизмом к жизни в обществе является ведущей. Отличительной особенностью детей с ранним детским аутизмом является их неконтактность с окружающими, отсутствие или недостаточность эмоционального взаимодействия с родителями и другими членами семьи и с окружающими с самого рождения. Затруднения в общении у аутичного ребенка широко варьируют: в более легких случаях ребенок избирательно контактен в привычной для него ситуации и крайне стеснителен, насторожен в новой обстановке, в присутствии посторонних. Часто при необходимости установления контакта он испытывает большое беспокойство и напряжение. В наиболее тяжелых случаях он полностью игнорирует окружающих, не замечает их. [13]

Трудности в общении испытывают люди с двигательной расторможенностью, со склонностью к резким колебаниям настроения, плаксивостью, мнительностью. На особенности общения влияет тип нервной системы, темперамент. Точнее, неумение ребенка справляться с особенностями своего темперамента. Ребенок с низкой адаптивностью, высокой интенсивностью реакций и с негативным фоном преобладающего настроения труден для коллектива детей, вызывает много агрессивных реакций и реакций избегания, что, в свою очередь, обижает и злит ребенка. Коллективная жизнь таких детей насыщена стереотипно повторяющимися конфликтами на всем ее протяжении, обиды у ребенка становятся привычными, возникают отгороженность, чувство невозможности дружбы и понимания. Для сангвиников - повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность, контактность с людьми, хотя нет постоянства в своих привязанностях.

Внутренние конфликты самого ребенка тоже являются источником дезадаптации. Например, ребенок со страхом автономии, не решивший в свое время дилемму «самостоятельность--нерешительность», во внешнем поведении, особенно в психологически дискомфортной ситуации, какой часто является посещение школы, может проявлять пассивность, двигательную заторможенность, нерешительность. Для коллектива сверстников такой ребенок не интересен, поэтому дети не ищут контактов с ним; и он оказывается в изоляции.

Кон И.С. считает, что самая распространенная трудность общения детей - это застенчивость. [5] Кон И.С. утверждает, что те, кто считает себя застенчивым, отличаются пониженным уровнем экстраверсии, они менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны, склонны к невротизму и переживают больше коммуникативных трудностей. Чтобы общение протекало в нормальном русле, по мнению Кона И.С., школьникам надо избавляться от их застенчивости. Зимняя И.С. называет еще одну область коммуникативных затруднений - это межличностные отношения. В их основе лежат симпатия (антипатия), принятие (непринятие), совпадение ценностных ориентаций и их расхождение, совмещенность или различие когнитивных и в целом индивидуальных стилей деятельности общения.

Неверно выбранный стиль педагогического общения (авторитарный, попустительский) тоже может являться причиной неконтактности детей. Демократический стиль общения педагога с учащимися - единственный реальный способ организации их сотрудничества. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач.

Все это и многое другое могут облегчить или затруднить взаимодействие людей, вплоть до его прекращения.

Таким образом, анализируя причины, вызывающие затруднения в общении, можно сделать вывод, что частыми причинами затруднений общения могут, по мнению исследователей, выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека.

Для прояснения причин, вызывающих затруднения в общении, необходимо знать  возрастные особенности школьников. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.

В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Если у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, это значит также, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.

Результаты специальных исследований показывают, что отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении младшего школьного детства. Для детей 5-7 лет друзья - это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется прежде всего внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т.п. В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.

Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.

Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.

Данные социометрических исследований показывают, что положение ученика в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяется рядом факторов, общих для разных возрастных групп. Так, например, дети, получающие наибольшее число выборов от одноклассников («звезды»), характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазией; большинство из них хорошо учится; девочки отличаются привлекательной внешностью.

Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.

Информация о работе Неконтактный ребенок и пути педагогической работы с ним