Неконтактный ребенок и пути педагогической работы с ним

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
Изучить причины неконтактности младшего школьника и определить пути педагогической работы с ним.
Задачи исследования:
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме. Исследование возрастных особенностей общения. Выявление причин неконтактности младших школьников. Формулирование рекомендаций по общению с неконтактными детьми.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы понятия затрудненного общения (неконтактности) и причин его возникновения
1.1 Понятие общения, его сущность и виды
1.2 Общая характеристика явления затрудненного общения
1.3 Возрастные особенности младших школьников и причины их неконтактности
Глава 2. Практические рекомендации по педагогической работе с неконтактными детьми
2.1 Варианты решения проблем детской неконтактности
2.2 Педагогические акценты в работе с неконтактными детьми
2.3 Игровая коррекция нарушений общения
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

педагогика.rtf

— 385.60 Кб (Скачать файл)

Перечисленные общие качества имеют определенную специфику проявления на разных этапах младшего школьного возраста.

Для первоклассников, обладающих высоким социометрическим статусом, наиболее значимыми являются следующие особенности: опрятная внешность, принадлежность к классному активу, готовность поделиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учению. Для популярных в классе мальчиков большое значение имеет также физическая сила.

«Непривлекательные» для сверстников первоклассники характеризуются следующими особенностями: непричастность к классному активу; неопрятность; плохая учеба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с нарушителями дисциплины, а также плаксивость.

Таким образом, первоклассники оценивают своих сверстников прежде всего по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.

К концу младшего школьного возраста критерии приемлемости несколько меняются. При оценке сверстников на первом месте также стоит общественная активность, в которой дети уже ценят действительно организаторские способности, а не просто сам факт общественного поручения, данного учителем, как это было в первом классе; и по-прежнему красивая внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определенные личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. Примечательно, что показатели, связанные с учением, у третьеклассников менее значимы и отходят на второй план.

Для «непривлекательных» третьеклассников наиболее существенны такие черты, как общественная пассивность; недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам.

Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности восприятия и понимания ими другого человека, что связано с общими закономерностями развития познавательной сферы в этом возрасте: слабая способность выделять главное в предмете, ситуативность, эмоциональность, опора на конкретные факты, трудности установления причинно-следственных отношений и т.д.

Необходимо отметить, что, как правило, с возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода, т.е. у третьеклассников, адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка как самих межличностных отношений, так и их осознания. Безусловно, это связано с возникновением в этот период потребности занять определенное положение в группе сверстников. Напряженность этой новой потребности, возрастающая значимость мнения сверстников и являются причиной неадекватности оценки своего места в системе межличностных отношений.

О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет (в отличие от более младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников, они становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста.

Происходящие в этом возрасте изменения в отношениях со сверстниками необходимо учитывать при организации воспитательных мероприятий. Нередко учителя начальных классов практикуют осуждение ученика за какой-либо проступок перед всем классом. Это мощный травмирующий фактор для ребенка, последствия которого зачастую требуют от психолога срочного психотерапевтического вмешательства.

Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций. [15] Однако если у ребенка существует хотя бы одна взаимная привязанность, он перестает осознавать и не очень переживает свое объективно плохое положение в системе личных отношений. Даже один-единственный взаимный выбор является своеобразной психологической защитой и может уравновесить несколько отрицательных выборов, поскольку превращает ребенка из «отверженного» в признаваемого.

С одной стороны, с поступлением в школу увеличивается количество требований, ожиданий, акцент делается на то, что ученик «должен», а не на то, что он «хочет». С другой стороны, первокласснику приятно быть и чувствовать себя взрослее, ответственнее, видеть, что окружающие воспринимают его как школьника. Естественно, такое положение вызывает амбивалентные переживания: это и стремление оправдать ожидания, и страх оказаться плохим учеником.

 

Вывод

 

Итак, одной из наиболее распространенных трудностей в работе с детьми младшего школьного возраста является их неустойчивость, неуравновешенность. Порой взрослые не знают, как себя вести со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми, неконтактными или, например, с детьми, слишком болезненно переживающими любое замечание, плаксивыми, тревожными. Чтоб правильно выбрать пути налаживания контакта с трудным школьником необходимо правильно оценить причину неконтактности и сопоставить ее с физиологическими возрастными особенностями ребенка. Помочь учителю разобраться в возможных причинах таких проявлений эмоциональных переживаний в каждой конкретной ситуации может школьный психолог. Но сам педагог тоже должен искать пути педагогической работы с неконтактными детьми, используя для этого специальные методы и формы, анализу которых будет посвящена вторая глава данной работы.

 

 

 

Глава 2. Практические рекомендации по педагогической работе с неконтактными детьми

 

2.1 Варианты решения проблем детской неконтактности

 

Психология как наука не может дать педагогу готовых "рецептов" из сферы педагогической психологии. Такие навыки приобретаются в процессе непосредственного контакта с детьми. Русский педагог Ушинский говорил: "Мы не говорим педагогам - поступайте так или иначе; мы говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить". Пути педагогической работы с неконтактными детьми могут быть весьма различными, но в основе всегда лежит любовь к ребенку и желание помочь ему.

Чтоб преодолеть неконтактность, необходимо, чтобы обращение к ученику начиналось с вопросов: «для чего?», «почему?», «как?». Это стимулирует развитие общения. В разговоре с такими учениками губительны «провалы», паузы, когда теряется нить живого взаимодействия. Общение должно быть постоянным и непрерывным. Необходимо думать над построением своих взаимоотношений с трудными школьниками и помнить, что:

-трудный школьник является следствием психологической или педагогической запущенности, возможно физиологической патологии;

-он находится под давлением негативных стереотипов, которые сформированы другими учителями, школьниками, родителями;

- необходимо подходить к таким детям с оптимистической гипотезой; здесь особенно важна доверительность, умение передать, что понимаешь его внутреннее психическое состояние, сложности жизни;

-нельзя механически навязывать ребенку ту или иную позицию, необходимо выходить на нее через изменение отношения школьника к ней;

-необходимо изменить систему межличностного взаимодействия школьника с негативным окружением и наладить систему его психологических контактов со школьным коллективом;

-следует настойчиво искать не только деловые, но и непосредственных личностных контактов с трудным ребенком. [4]

Рассмотрим, как решаются проблемы детской неконтактности в зависимости от причины, породившей эту неконтактность.

Если некоммуникабельность ребенка -- это единственная его особенность, отличающая его от сверстников, и все остальное развитие ребенка происходит нормально, то недостаточная общительность является проявлением индивидуального психического склада ребенка. У такого ребенка контакты с окружающими избирательны и в значительной степени определяются направленностью его интересов. У него обычно есть какое-то увлечение -- рисование, конструирование, коллекционирование и т. п., которое он предпочитает общению со сверстниками или избирательно контактирует с теми из них, которые имеют сходные интересы. Эти особенности общения обусловлены чертами характера и не являются отклонениями от нормы. Как правило, кто-то из членов семьи имеет сходные черты характера. Однако родителям и учителям следует очень мягко и неназойливо расширять контакты ребенка с окружающими, приучать к общению со сверстниками. Хорошие результаты дает совместное творчество - рисование под музыку, работа над общим проектом. Такие дети находят себе одного надежного друга, с которым сохраняют дружбу на всю жизнь.

Если причиной неконтактности является психотравмирующая обстановка в семье, которая наиболее часто возникает при алкоголизме родителей, при распаде семьи, противоречивом подходе к воспитанию ребенка, то нарушения общения могут иметь болезненный характер. Иногда они сопровождаются раздражительностью, возбудимостью, расстройствами сна, двигательной и речевой недостаточностью и т. п. Все эти нарушения общения имеют вторичный -- реактивный характер, т. е. проявляются в виде реакции протеста ребенка на сложившуюся ситуацию в семье или школе. Если психотравмирующая ситуация является затяжной, то и стремление уйти от общения со сверстниками и взрослыми может приобретать более стойкий характер, становясь постепенно чертами характера ребенка, а затем и особенностями его личности. Тяжелые переживания приводят к возникновению у него внутреннего конфликта, который и обусловливает нарушения общения. В этих случаях все эмоциональные переживания ребенка направляются как бы в одно русло. В связи с этим круг интересов и контактов резко ограничивается, ребенок становится замкнутым.

Примером подобной замкнутости является случай с учеником 1 класса Колей, описанный в блоге школьного психолога Большаковой Натальи [3]. Мальчик нарушал дисциплину в школе, был раздражительным, временами давал вспышки гнева, во время которых может разорвать книги, тетради, ударить. Мать мальчика жаловалась, что мальчик перестал общаться со сверстниками и выходить на улицу, плохо спит, При совместной работе учителя и школьного психолога удалось прояснить ситуацию и найти пути выхода из неё. Мальчик -- единственный ребенок в семье, живет с родителями. Полгода назад отец ребенка начал пить, часто приходил домой в нетрезвом состоянии, устраивал скандалы. Коля пугался и плакал, перестал приглашать домой товарищей, выходить на улицу, ушел в себя, так как стеснялся пьяного отца. На приеме сказал психологу, что у него нет отца. При нормальном умственном развитии у мальчика отмечены специфические особенности эмоционально-волевой сферы и поведения, отражающие конфликтность его переживаний: напряженность, неуверенность в себе в сочетании со склонностью к резким аффективным вспышкам. У Коли конфликтное, двойственное отношение к отцу: он любит отца, но стесняется его, боится и ненавидит одновременно. Именно конфликтные переживания определили нарушения его поведения и отказ от общения со сверстниками. Матери была объяснена причина изменения поведения мальчика. Удалось поговорить и с отцом. После того как ему разъяснили состояние сына, обстановка в семье нормализовалась, отец стал вести себя более сдержанно, реже стал выпивать. Состояние Коли значительно улучшилось. Он вновь стал общаться со сверстниками и взрослыми, хотя повышенная нервная возбудимость, плаксивость, неуверенность в себе у него еще остались. В данном случае, как и во многих других понадобилась помощь школьного психолога. Работа педагога в тесном контакте с психологом всегда дает хорошие результаты.

Нарушения общения со сверстниками могут наблюдаться у детей с различными физическими, речевыми и другими недостатками, например при хромоте, выраженных нарушениях осанки, заикании и т. п. При наличии у ребенка какого-либо из этих дефектов и при неправильном отношении к нему окружающих у него может возникать чувство неполноценности, которое и приводит к нарушениям общения. Ребенок становится плаксивым, неуверенным, замкнутым, пассивным. Нарушение контактности может наблюдаться и у детей с недержанием мочи (энурез). Во всех этих случаях правильное отношение родителей, учителей, воспитателей и всех окружающих к недостаткам ребенка имеет первостепенное значение для предупреждения вторичных отклонений в его поведении, развитии и социальной адаптации. Учитель должен объяснить ученикам, что со всеми детьми можно и нужно дружить, что класс - это единый коллектив, одна команда, в которой все поддерживают всех. Задача педагога - относиться ко всем детям справедливо, не выделять любимчиков, поддерживать детей с недостатками, объяснить остальным ученикам, что поддержка и взаимопомощь - это хорошо. Создать для ребенка с недостатками доброжелательную атмосферу в классе, чтобы он знал, в классе безопасно, здесь его всегда поддержат. Учитель должен тщательно отслеживать и предупреждать проявления детской жестокости с любой стороны. Организовывать совместную работу детей, вовлекая в неё детей с недостатками. Как правило, в классе сразу находятся отзывчивые и сострадательные дети, которые станут опорой учителя, при воспитании правильного отношения учеников к товарищу с физическими недостатками.

Нарушения общения характерны также для многих детей с так называемой врожденной детской нервностью -- невропатией. Врожденная или ранняя детская нервность (невропатия) -- это особый тип развития нервной системы, который иногда называют конституциональной нервностью, невропатической конституцией, нервным диатезом и др. Во всех случаях речь идет о конституционально обусловленных врожденных реакциях нервной системы. Это отличает невропатию от невротических реакций, которые имеют приобретенный характер и обусловлены неблагоприятными условиями окружающей среды, недостатками воспитания, режима, психическими травмами. Иногда у таких детей в результате нарушения общения наблюдается мутизм -- отказ от речевого общения. Это может быть протест против поступления в учебное учреждение. В этих случаях ребенок разговаривает дома и молчит в школе. Протест ребенка может быть направлен и на отдельных людей. Ребенок не общается с определенными лицами -- избирательный, или элективный, мутизм. Родителям важно помнить, что мутизм может возникнуть у ребенка, которого принуждают к речи, поправляют, заставляют говорить правильно. Это особенно часто бывает у детей с невропатией в возрасте 2--3 лет, особенно тогда, когда у них имеются какие-либо дефекты речи -- отставание в развитии речи, нечеткое произношение, заикание. Психические особенности детей с невропатией, которая проявляется в чрезмерной чувствительности, легкой возбудимости, пугливости, тревожности и сочетается с некоторой ригидностью (негибкостью) нервных процессов, затрудняют их контакты со сверстниками. Любой отрицательный опыт общения фиксируется ребенком -- он может активно избегать общения со сверстниками. Повышенная раздражительность и суетливость некоторых детей с невропатией также мешает им контактировать со сверстниками. Особенности психики детей с невропатией приводят к тому, что они часто находятся вне детского коллектива. Их повышенная восприимчивость к простудным и инфекционным заболеваниям нередко вынуждает родителей уводить их от сверстников. Это еще более усугубляет их неконтактность, которая в своей основе является вторичной. Приведем примеры из практики школьного психолога. [3]

Информация о работе Неконтактный ребенок и пути педагогической работы с ним