Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 22:36, курсовая работа
Цель исследования:
Изучить причины неконтактности младшего школьника и определить пути педагогической работы с ним.
Задачи исследования:
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме. Исследование возрастных особенностей общения. Выявление причин неконтактности младших школьников. Формулирование рекомендаций по общению с неконтактными детьми.
Введение
Глава 1. Теоретические основы понятия затрудненного общения (неконтактности) и причин его возникновения
1.1 Понятие общения, его сущность и виды
1.2 Общая характеристика явления затрудненного общения
1.3 Возрастные особенности младших школьников и причины их неконтактности
Глава 2. Практические рекомендации по педагогической работе с неконтактными детьми
2.1 Варианты решения проблем детской неконтактности
2.2 Педагогические акценты в работе с неконтактными детьми
2.3 Игровая коррекция нарушений общения
Заключение
Литература
Игорь С. -- долгожданный ребенок в благополучной семье. Мать долго лечилась от бесплодия. Во время беременности очень нервничала, боялась потерять ребенка, тревожно прислушивалась к каждому слову врача, часто плакала, плохо спала. Роды, против ожидания, прошли нормально, в срок. Ребенок с первых месяцев жизни был очень беспокойным, кричал днем и ночью, часто срыгивал, плохо сосал. Мать подолгу носила его на руках, чтобы успокоить. Женщина почти не уделяла внимание мужу -- не хватало сил. Все ее внимание сосредоточивалось на ребенке. Он мог есть только у нее из рук, в противном случае у него начиналась рвота. Ребенок был возбудимым, тревожным, привык, чтобы исполнялись все его желания. При малейших замечаниях, невыполнении его желания падал на пол, кричал, стучал ногами, начинал задыхаться, синел. Рос ослабленным, болел, кашель всегда сопровождался астматическим компонентом. По физическому развитию ребенок несколько отставал от возрастной нормы, был небольшого роста, астенического телосложения. С раннего возраста у него отмечались нарушения сна, особенно после прихода гостей, праздничных застолий или вечерних телевизионных передач, и ночной энурез. Из-за частых болезней, повышенной нервной возбудимости мать ограничивала контакты сына с окружающими и с детьми. Старалась гулять с ним в уединенных местах, где не было детей. Да и сам ребенок опасался детей. Не давал им свои игрушки, сильно возбуждался, кричал, если они отбирали их у него. Отец как-то все больше отстранялся от воспитания сына, уходил в свои дела, стал выпивать. В семье начались неурядицы. В конце концов отец ушел из семьи. Ребенок тяжело реагировал на семейные конфликты и все больше привязывался к матери, от которой был крайне зависим. Даже непродолжительная разлука с ней была для него невыносима. Поэтому он очень тревожился при поступлении в школу, не хотел ни на минуту расставаться с матерью, боялся детей и учителя. С началом обучения в школе у него ухудшился сон и аппетит, появились жалобы на головные боли. Мальчик стал еще более плаксивым и раздражительным, остро переживал развод родителей. Появились жалобы на страшные сновидения, стал спать с матерью, боялся темноты и одиночества. Мать обратилась к детскому психоневрологу за консультацией. Врач объяснил матери, что психотравмирующая обстановка в семье ухудшает состояние здоровья ребенка, и настоятельно посоветовал нормализовать отношения с мужем. После примирения родителей и правильного подхода матери к воспитанию мальчика состояние его значительно улучшилось. Он стал более спокойным, начал адекватно реагировать на похвалу и порицание, начал привыкать к детям. Вскоре у него появился друг -- девочка из их дома, младше его по возрасту, несмотря на положительную динамику его состояния, он оставался слезливым, легко возбудимым, малообщительным ребенком. При наличии в классе ребенка с врожденной детской нервностью педагогу нужно проявлять терпение, создать спокойную благожелательную обстановку в классе, работать в тесном контакте с родителями и школьным психологом, знать обстановку в семье. Адаптировать такого ребенка, помочь ему найти свое место в детском коллективе можно только совместными усилиями.
Некоммуникабельность, неконтактность ребенка может быть вызвана недостатком любви и внимания к нему в раннем детстве и отсутствием у него адекватного опыта общения, который должна преподать семья. В более старшем возрасте дефицит опыта социальных контактов может приводить к неуживчивости, конфликтности, агрессивности, формированию асоциальных форм поведения. В этих случаях обычно отмечаются отклонения в развитии отдельных черт характера или всей личности в целом.
Рассмотрим еще один вариант проявления трудности в общении на примере с Люсей Н., описанном в блоге школьного психолога [3].
Люсю удочерили. Она родилась в семье «потомственных» хронических алкоголиков. Родственница, удочерившая девочку, обратилась к врачу-психиатру по поводу неконтактности, а временами и агрессивности ребенка. Тетя заботилась о физическом благополучии ребенка, однако девочке не хватало душевного тепла. Она росла очень слабенькой, часто болела простудными заболеваниями, сторонилась детей. Несмотря на нормальные умственные способности, была вялой, не имела навыков самообслуживания. В школу поступила с 7 лет. Материал I класса усваивала хорошо. Правильно понимала и пересказывала прочитанное, легко решала задачи, но быстро утомлялась и отвлекалась. Уже тогда педагог отметил, что девочка трудно поддается педагогическим воздействиям со стороны учителя и воспитателя группы продленного дня, свои действия и поступки не может контролировать, неправильно реагирует на замечания взрослых. Во время занятий самовольно ходит по классу, берет у детей учебники и другие школьные принадлежности. Несколько раз уходила из группы продленного дня и бродила по подъездам домов. К детям тянулась, но общаться с ними не умела, была неуступчива, возбудима, конфликтна, временами агрессивна. По рассеянности часто теряла или оставляла в школе свои вещи. В дальнейшем училась средне, без желания, постоянно конфликтовала с детьми. С годами трудности общения и поведения нарастали. С V класса начала систематически уходить из интерната, бродяжничать. При обследовании врач отметил пониженный фон настроения: отвечает тихо, часто сквозь слезы, жалуется на вялость, плохое настроение, утомляемость. «Ничего не успеваю, ничего не хочу, прихожу домой из школы и сразу ложусь спать». Говорит, что ни с кем не может ужиться, все ее раздражает: «Всё время ссорюсь и ссорюсь». Жалеет, что нет друзей: «Раньше была подруга, а теперь нет». Тете посоветовали быть с девочкой поласковее, хвалить ее, было также назначено специальное лечение. Задачей педагогов стала необходимость отогреть ребенка, додать девочке то душевное тепло, которого ей так не хватало. Это требует от учителя проявления повышенного внимания к ученице, разговоров по душам. Если ребенок кинестетик, его можно погладить по голове, по плечу в качестве похвалы и одобрения.
Особо выделим нарушение общения у детей с аутизмом. Поведение аутичного ребенка часто крайне противоречиво: с одной стороны у него часты неадекватные страхи (боязнь каких-либо самых обычных предметов, иногда даже света от настольной лампы), с другой - у него может отсутствовать чувство реальной опасности. Он может выбегать на проезжую часть улицы, забираться на высокие карнизы, уходить далеко от дома и т.п.
Социальному взаимодействию аутичного ребенка с окружающими мешает негативизм - стремление постоянно противодействовать просьбам и желаниям лиц, взаимодействующих с ребенком. [13]
Грамотное и своевременное педагогическое воздействие позволило бы большинству аутичных детей не только обучаться в школе, но и проявить одаренность в какой-либо области. Правильное обращение с больным ребенком начиная с самого раннего возраста в сочетании с лечебно-коррекционной и педагогической работой может значительно улучшить его состояние. Ранний детский аутизм проявляется в избирательности общения или отсутствии потребности в нем, отгороженности от внешнего мира, склонности к стереотипиям (многократному повторению одних и тех же действий) и непереносимости изменений в окружающей обстановке. Родители или педагоги попадают в затруднительные ситуации, когда им приходится быть участниками или свидетелями тяжелых сцен, которые демонстрирует ребенок при необходимости общаться с незнакомыми людьми.
Например, ребенка нужно показать врачу. Там он должен дать возможность себя посмотреть, ответить на вопросы и т.п., а он прячется за родителя (или замещающее его лицо), отворачивается, не идет на контакт, вырывается, может начать кричать или царапаться. Ни строгость, ни доброжелательное и ласковое отношение не могут его организовать. Родители, не понимая истинного состояния ребенка, часто расценивают это как упрямство и пытаются силой, а иногда и с применением физических наказаний, заставить его подчиниться их требованиям.
Аутизм может быть выражен в разной степени - от легкой как некоторое своеобразие личности, до тяжелой, приводящей к инвалидности. В любом случае необходимо отметить первостепенную важность правильной и своевременной педагогической работы, а также постоянного наблюдения врача.
С тяжелыми проявлениями детского аутизма учителям встречаться, как правило, не приходится - такие дети обучаются в специальных группах или психоневрологических стационарах. В случаях, когда проявления аутизма выражены не сильно, можно воспользоваться следующими рекомендациями:
Начальные этапы обучения любым навыкам и умениям должны проходить в эмоционально комфортной обстановке, в приятных для ребенка условиях.
Необходимо избегать прямых вопросов ("Как тебя зовут?", "Что у тебя в руках?" и пр.), заглядываний ребенку в глаза, "тормошения" его с тем, чтобы вывести из "задумчивости", а также телесных воздействий. В контактах не должно быть давления и нажима. Рекомендуется на ранних этапах использовать выжидательную тактику.
Организуя общение, необходимо выяснить, какие игры доставляют ребенку удовлетворение (например, то, что мяч не скачет, а катится по полу и пр.), чтобы повторить их вместе с ребенком. При этом нужно стараться смотреть не в глаза, а на игрушку.
Педагог должен стремиться организовать сюжетную игру, которая позволит перейти к более совершенным способам взаимодействия и активизировать речевые контакты. Желательно, чтобы партнерами аутичных детей по играм были здоровые, доброжелательные дети. Нужно постараться организовать совместные действия детей вокруг одного предмета (например, с одним куском глины, с одним сосудом воды, с мячиком). В этом случае у них возникнет необходимость сочетать свою активность с действиями партнера.
Разрабатывая программу занятий с аутичными детьми, нужно определить оптимальное для занятий время дня (например, если ребенок обычно возбужден во второй половине дня, занятия на это время назначать не следует). Обучение необходимо проводить в определенном и постоянном месте.
Речь лучше всего активизировать в процессе игры, используя наиболее выраженные интересы и пристрастия ребенка: так, например, если объектом его пристрастия являются электроприборы (это встречается очень часто), то используется именно эта тематика. Формы работы могут быть разными: подбор книг с соответствующим сюжетом, рисование на эту тему, игры с электроконструктором, в ходе которых стимулируется целенаправленное речевое взаимодействие. Ребенка необходимо упражнять в целенаправленном речевом действии, все это время побуждать, объяснять, обосновывать свои конкретные требования. [13]
Нарушения общения могут возникнуть, если в семье формируется чрезмерная, симбиотическая зависимость ребенка от родителей, если его постепенно не готовят к общению с другими людьми, если детей запугивают чужими дядями. Особенно это относится к впечатлительным, легко возбудимым детям -- детям с врожденной детской нервностью. Родителям надо помнить, что все коммуникативные требования к ребенку должны соотноситься с его возможностями. Это прежде всего относится к детям с отставанием в развитии и различными речевыми дефектами. При развитии коммуникативных форм поведения следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Малообщительных детей, больше направленных на себя (интровертов), не следует перегружать общением, их надо постепенно приучать к детскому коллективу. Для предупреждения нарушений общения важно избегать всех психотравмирующих влияний на неокрепшую детскую психику: конфликтных ситуаций в семье, резкого изменения привычного образа жизни ребенка, наказаний, переучивания левшей и т. п.
Приведем пример педагогического приема при работе с неконтактным ребенком, которого тяжело было ввести в коллектив (пример опытного учителя, который в 1997 году набирал первый класс):
« Детки шли хорошие, показавшие приличные результаты на первичном тестировании, проблем не предвиделось. Но 1 сентября, когда дети заходили в школу парами, взявшись за руки, Женя Б. за руку своего товарища не взял и даже ни разу не посмотрел в его сторону. Я отнесла это за счет волнения. В классе всех рассадили по местам, Женя никуда не сел, он стоял, глядя в окно, и не двигался с места. Я взяла его за руку, посадила на первую парту около окна, рядом со столом учителя. На уроках Женя ни разу не поднял руку, не отвечал на вопросы учителя. В столовой не мог взять стакан с компотом, было такое впечатление, что он не знал, что делать с булочкой и что такое компот. Мама, пришедшая за Женей, рассказала, что в детстве мальчик увидел привидение, когда они жили на съемной квартире, мама тоже его видела. Он очень испугался, перестал говорить, но потом, когда они поменяли квартиру, все как-то само собой наладилось. Мама растила сына одна, очень много работала, чтобы в семье был достаток, мальчика любила, но внимания много уделять не могла. Я наблюдала за Женей на уроках, иногда спрашивала его, старалась вовлекать в общую беседу. Женя редко отвечал, на уроках он постоянно рисовал в тетради каких-то непонятных существ и молнии, их поражающие. Сидел Женя за партой вместе со спокойным улыбчивым мальчиком, доброжелательным и позитивным. Надо сказать, что все дети были очень позитивными. Обстановка в классе была спокойная, творческая, работать было одно удовольствие. У Жени я часто бывала дома. Мы с его мамой разговаривали на кухне, а Женя рисовал в комнате монстров и молнии. При нашем появлении, рисунки прятал, нам не показывал. Через 2 недели в классе Женя привык к ребятам, еще ни с кем не разговаривал, но уже спокойно ходил в столовую, пил компот с булочкой. Еще через несколько дней дома рассказал мне кого он рисует: это были плохие существа, которых хорошие убивали молниями, чтобы защитить всех людей. Молнии нужны были обязательно, т.к. электричество сильнее зла. Так Женя боролся со своим страхом, испытанным в детстве. Много понадобилось времени, чтобы убедить мальчика, что в школе безопасно - там же очень много ламп, светло, а, значит, нет места плохим существам. Но Женя боялся что, уходя из класса и гася свет, мы открываем доступ плохим… Мне пришлось поговорить со школьным психологом. Вместе мы обратились к электрику, работавшему в школе, объяснили ему ситуацию, он согласился помочь. Женю я убедила обратиться за помощью к профессионалу, к тому кто знает об электричестве все. С разрешения Жени я рассказала электрику нашу проблему и он предложил включать фонарики по углам класса, когда мы выключаем электричество. Фонарики нужно было найти не простые, а с цветной подсветкой, чтобы без промаха воздействовать на всех плохих. Жене такое решение проблемы понравилось. Через два дня они с мамой принесли в класс 4 фонаря. Женя сам включал их, когда мы уходили из класса. Ребятам объяснили, что фонарики сохраняют хорошую атмосферу в классе, пока нас нет. Дома Женина мама развесила везде мигающие новогодние гирлянды. Мальчик стал спокойнее спать. В классе Женя не стал особенно контактным, но крепко подружился с Максимом, с которым сидел за партой, ходил к нему в гости, приглашал к себе, в 8 классе уже танцевал с девочками на дискотеках. Сейчас Женя уже закончил институт, работает - разрабатывает программное обеспечение для компьютеров, создает антивирусные программы».
Информация о работе Неконтактный ребенок и пути педагогической работы с ним