Нетрадиционные формы организации учебного процесса
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 11:41, курсовая работа
Описание работы
Целью работы является комплексное описание нетрадиционных форм организации уроков, их систематизация для дальнейшего использования в процессе подготовки студентов-филологов к их профессиональной деятельности. Для достижения цели необходимо разрешить такие задачи: 1) проанализировать научно-методическую литературу с целью описания основного понятия исследования нетрадиционная форма урока; 2) изучить и проанализировать исторический аспект проблемы, проследить динамику содержания основных понятий исследования в диахронии; 3) выявить, систематизировать и сделать описание основных видов нетрадиционных уроков; 4) установить соотношение традиционных и нетрадиционных уроков в учебном процессе, наблюдаемом в условиях современной школы; 5) разработать и апробировать нетрадиционный урок в учебном процессе.
Содержание работы
Введение 3 Раздел I. Нетрадиционная организация урока в современном учебном процессе 1.1. Понятие «нетрадиционный урок» в дидактике и лингводидактике 6 Раздел II. Практическое применение нетрадиционных форм уроков 2.1. Нетрадиционная форма организации учебной деятельности на уроке (конспект урока) 31 Заключение 39 Литература 41
СУМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени А.С. МАКАРЕНКО
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ
Кафедра русского языка и зарубежной
литературы
Нетрадиционные формы
организации учебного процесса
Курсовая работа по методике
преподавания русского языка
студентки 141 группы
ЛИХОЛЁТ Яны
Научный руководитель –
докт. пед.н.
СТАТИВКА Валентина Ивановна
Сумы – 2013
Содержание
Введение3
Раздел I. Нетрадиционная организация
урока в современном учебном процессе
1.1. Понятие «нетрадиционный
урок» в дидактике и лингводидактике6
Раздел II. Практическое применение нетрадиционных
форм уроков
2.1. Нетрадиционная форма организации
учебной деятельности на уроке (конспект
урока)31
Заключение39
Литература41
Введение
Центральным понятием темы
нашего исследования является урок. Не
ошибёмся, если скажем, что это же понятие
является центральным и во всей методике,
так как урок – это основная организационная
форма обучения русскому языку в школе,
основными задачами его являются овладение
знаниями по фонетике, грамматике, словообразованию,
лексике, стилистике, орфографии; воспитание
учащихся, привитие любви к русскому языку;
формирование умений и навыков в области
смыслового восприятия речи; развитие
устной и письменной речи учащихся: обогащение
их словаря, формирование грамматического
строя речи, обучение построению текста.
[13, с. 153]
В ряду уроков выделяют традиционные
и нетрадиционные. Описание традиционных
уроков, их типологий находим во всех учебниках
методики преподавания языков, в монографиях
и статьях учёных (П. О. Афанасьев, М.Т. Баранов,
Н.К. Кульман, Т.А. Ладыженская, Л.Я. Лернер,
К.А. Москаленко, Н.С. Поздняков, М.Н. Скаткин
и др.).
В последние три десятка лет
учителя всё чаще прибегают к нетрадиционным
формам работы на уроках, а учёные делают
всё более подробные их описания. Анализ
методической литературы показал, что
существует немало публикаций, отражающих
разработки нетрадиционных форм уроков,
однако их разновидности легко сводятся
к нескольким вариантам: урок-зачёт, урок-конференция,
урок-семинар, урок-лабораторная работа,
урок-путешествие, урок в игровых формах
(лингвистический КВН). К сожалению, среди
публикаций нам не удалось найти чёткой
классификации нетрадиционных форм уроков
и глубокого описания каждого вида, что
не способствует овладению знаниями о
нетрадиционных формах уроках и эффективному
их использованию в практике обучения.
Противоречие между стремлением учителей
к повышению эффективности урока и уровнем
их знаний о возможностях нетрадиционной
организации урока должно быть разрешено
в ходе подготовки будущих учителей русского
языка и в процессе повышения квалификации
учителей. Этим и объясняется актуальность
нашего исследования.
Целью работы является комплексное
описание нетрадиционных форм организации
уроков, их систематизация для дальнейшего
использования в процессе подготовки
студентов-филологов к их профессиональной
деятельности.
Для достижения цели необходимо
разрешить такие задачи:
проанализировать научно-методическую
литературу с целью описания основного понятия исследования нетрадиционная форма урока;
изучить и проанализировать
исторический аспект проблемы, проследить динамику содержания
основных понятий исследования в диахронии;
выявить, систематизировать
и сделать описание основных видов нетрадиционных уроков;
установить соотношение традиционных
и нетрадиционных уроков в учебном процессе,
наблюдаемом в условиях современной школы;
разработать и апробировать нетрадиционный урок в учебном процессе.
Объектом научного исследования является
урок как форма организации учебного процесса, предметом –
нетрадиционные формы организации урока
при изучении русского языка.
Гипотеза: если в учебном процессе целесообразно
чередовать традиционные и нетрадиционные
формы его организации, то можно ожидать
повышение интереса к изучению русского
языка и, следовательно, эффективности
учебного процесса.
Методы исследования
проблемы: теоретические:
анализ психолого-педагогической и методической
литературы, которая позволила конкретизировать
понятие «нетрадиционный урок», систематизировать
нетрадиционные формы уроков; эмпирические:
наблюдение над учебным процессом, изучение
опыта работы учителей русского языка,
интервьюирование учителей русского языка
по вопросам исследования; экспериментальные:
формирующий эксперимент, который заключается
в обучении школьников на основе разработанного
сценария нетрадиционного урока.
Научная новизна заключается в том, что впервые
дано комплексное описание нетрадиционных
форм уроков; осуществлена систематизация
нетрадиционных форм уроков; разработан
сценарий с применением нетрадиционной
формы урока обобщающего повторения на
тему «Языковые особенности публицистического
стиля».
Практическое значение полученных результатов состоит
в том, что описание нетрадиционных видов
уроков может быть использовано на практических
и лабораторных занятиях по методике преподавания
русского языка; разработанный сценарий
нетрадиционного урока – в учебном процессе
общеобразовательных школ.
Цели и задачи научного исследования
предопределили такую структуру курсовой
работы: введение, в котором освещены актуальность,
цели, задачи, предмет, объект, методы,
научная новизна и практическое значение;
два раздела; заключение и список использованной
литературы. Первый раздел называется
«Нетрадиционная организация урока в
современном учебном процессе», включает
параграф: 1.1. Понятие «нетрадиционный
урок» в дидактике и лингводидактике.
Второй раздел «Практическое применение
нетрадиционных форм уроков», включает
параграф 2.1. Нетрадиционная форма организации
учебной деятельности на уроке (конспект
урока)
Раздел I. Нетрадиционная организация
урока в современном учебном процессе
1.1. Понятие «нетрадиционный
урок» в дидактике и лингводидактике
С середины 70-х гг. в отечественной
школе обнаружилась опасная тенденция
снижения интереса школьников к занятиям.
По словам педагога П.И.Пидкастого, отчуждение
учащихся от познавательного труда педагоги
пытались остановить различными способами.
На обострение проблемы массовая практика
отреагировала так называемыми нестандартными
уроками, имеющими главной целью возбуждение
и удержание интереса учащихся к учебному
труду. [15, с. 531] Это утверждение основывается
на выводах учёных и учителей, опубликовавших
результаты своих исследований или профессиональной
деятельности в монографиях и статьях
(В.А. Багрянцева, М.Т. Баранов М.Т., Е.А. Быстрова,
А.И. Власенков, Г.Г. Граник, С.А.Котельникова,
С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, М.И. Махмутов,
Е.Г.Шатова и другие). Как отмечает П.И.
Пидкастый, нестандартный урок — это импровизированное
учебное занятие, имеющее нетрадиционную
(неустановленную) структуру. [15, с. 532]
Мнения педагогов по поводу нестандартных
уроков расходятся: одни видят в них прогресс
педагогической мысли, правильный шаг
в направлении демократизации школы, а
другие, наоборот, считают такие уроки
опасным нарушением педагогических принципов,
вынужденным отступлением педагогов под
напором обленившихся учеников, не желающих
и не умеющих серьезно трудиться. Конечно,
нестандартные уроки, необычные по замыслу,
организации, методике проведения, больше
нравятся учащимся, чем будничные учебные
занятия со строгой структурой и установленным
режимом работы, поэтому практиковать
такие уроки, по нашему мнению, следует
всем учителям.
Увеличение объёма информации
(в том числе учебной), обрушивающейся
на современных детей и подростков – хорошо
известное явление. А.С.Макаренко отмечает,
что вступая в жизнь, ученик радуется новому,
ему интересно. Но проходит время, и наступает
«перенасыщение» знаниями, которые начинают
отягощать сознание ребёнка. В результате
теряется интерес к учёбе и рождается
обычный троечник. Чтобы этого не произошло,
нужно повышать занимательность учебного
материала. [11; с.238] Именно поэтому в последние
годы в учительской практике особую популярность
приобрели нетрадиционные формы уроков.
Вопрос о том, как часто используются
нетрадиционные формы урока, потребовал
дополнительного исследования, которое
было проведено в период прохождения педагогической
практики. Методом наблюдения над учебным
процессом (в наблюдении принимали участие
6 студентов: Анищенко М., Бевзенко Л., Бурдюгова
К., Гаманенко И., Емельяненко Т., Лихолёт
Я., которые посетили 108 уроков русского
языка) было установлено, что из 108 уроков
только 1 урок был нетрадиционной формы.
Это свидетельствует о редкости использования
нестандартных уроков.
Второй вопрос, на который мы
искали ответ, тесно связан с предшествующим.
В чём же причины столь редкого использования
нетрадиционных уроков в учебном процессе?
Для этого использовался метод интервьюирования
(блиц-интервью) учителей русского языка.
Они давали ответ на один вопрос: почему
нетрадиционные формы уроков редко используются
в учебном процессе. Нами было опрошено
5 учителей. Основные причины,
названные учителями, сводятся к следующему:
большая потеря времени на подготовку;
невысокая результативность;
ухудшение дисциплины;
неосведомлённость некоторых
учителей о многообразии нетрадиционных
форм;
нестандартные формы уместны
при обобщении материала, а таких уроков
мало.
Несмотря на такое восприятие
нетрадиционных форм учителями, мы считаем,
что важной причиной нечастого прибегания
к таким урокам является недостаточная
теоретическая подготовка учителя к проведению
такого урока. В связи с этим детально
опишем содержание понятия нетрадиционный
урок, виды таких уроков и предпримем
попытку их систематизировать.
По мнению С.В. Кульневич, на
нестандартных уроках учащиеся должны
получать нестандартные задания. Нестандартное
задание - понятие очень широкое. Оно включает
целый ряд признаков, позволяющих отграничить
задания этого типа от традиционных (стандартных).
Главный отличительный признак нестандартных
заданий - их связь "с деятельностью,
которую в психологии называют продуктивной",
творческой.
Есть и другие признаки:
самостоятельный поиск учащимися путей
и вариантов решения поставленной учебной
задачи (выбор одного из предложенных
вариантов или нахождение собственного
варианта и обоснование решения); необычные
условия работы; активное воспроизведение
ранее полученных знаний в незнакомых
условиях. [9; с 14]
Анализ психолого-педагогической
и методической литературы показывает,
что понятие «нетрадиционная форма урока»,
не имеет чёткого определения, остаётся
крайне расплывчатым. Стоит отметить и
обилие синонимов, среди которых «нетрадиционный
урок», «нетрадиционные технологии урока»,
«нетрадиционные виды уроков».
С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина
используют термин "не совсем необычный
урок" и "совсем необычный", мотивируя
отказ от наиболее употребительного термина
"нетрадиционный урок" тем, что его
широкое использование в методической
литературе отличается от традиционной
организации обучения только внешними,
процессуальными средствами активизации
познавательной деятельности [9; с. 5]
В пособии Литневской
Е.И., Багрянцевой В.А. «Методика русского
языка» рассматриваются в основном традиционные
формы и методы работы с учениками. Но
авторы говорят о том, что в настоящее
время для обучения русскому языку в школе
используются и иные педагогические технологии. Сюда они включают
различные формы, например, ролевые и деловые
игры. Таким образом, «иными педагогическими
технологиями» авторы называют нетрадиционные
формы работы на уроках. [10, с. 32]
Г.К. Селевко также
предлагает рассматривать нестандартные
формы урока как «технологии». Он употребляет
термин «нетрадиционные технологии урока»
и характеризует их как «нетрадиционные
структуры и методы, направленные на усовершенствование
классических форм урочного преподавания»
[19; с. 15].
Известный методист М.Т. Баранов
в свою очередь очень мало говорит о нетрадиционных
уроках. Он исходит из степени самостоятельности
учащихся на уроке, которая бывает различной.
В зависимости от неё могут использоваться
элементы семинарского занятия, организованные
дискуссии, а также помощь старших учащихся
младшим. Могут использоваться и другие
формы, например, лекции, но их применение
на уроках русского языка весьма проблематично.
Во всех этих случаях вид урока не меняется
– возникают разновидности. [13; с. 126]
Употребление в качестве термина
"другие общепринятые формы" (И.Я.
Лернер) или "разнообразные формы учебной
работы" (В.И. Загвязинский) не конкретны,
делают зыбкими границы урока и внеклассных
форм работы.
Итак, существующее терминологическое
разнообразие вносит определенную путаницу
в теорию и практику проведения современного
урока. Наше видение выхода из сложившейся
ситуации заключается в использовании
термина "нетрадиционный урок" именно
как альтернативного укоренившемуся в
многолетней теории и практике термину
"традиционный урок". Рассмотрим
же особенности нетрадиционного урока.
Введение в школьную программу
нетрадиционных методов преподавания,
по мнению С.А. Котельниковой, имеет целью
расширить учебный процесс и, не отрываясь
от проблем обучения и воспитания, развить
личностные качества ребенка. Проблема
развивающего обучения сегодня настолько
актуальна, что нет, пожалуй, ни одного
учителя, который не задумывался бы над
ней.[8; с. 25]
«В традиционном (объяснительно-иллюстративном)
обучении преобладает догматический тип
учения, который предполагает репродуктивный
способ и уровень усвоения учебного содержания.
Основные усилия учеников при этом сосредоточены
на восприятии готовых знаний, образцов
выполнения действий на их закреплении
и воспроизведении. Находясь в ситуации
решения какой-либо задачи, школьник, как
правило, не старается найти способ решения,
а усердно пытается вспомнить решение
аналогичных задач. Если вспомнить не
удается, ученик чаще всего оставляет
задачу нерешенной или прибегает к другим
(не учебным) способам выполнения». [11,
с. 26] Заметим, что утверждение весьма спорное,
так как используются не только объяснительно-иллюстративные
методы, но и частично-поисковый, исследовательский,
метод проблемного изложения.