Нетрадиционные формы организации учебного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексное описание нетрадиционных форм организации уроков, их систематизация для дальнейшего использования в процессе подготовки студентов-филологов к их профессиональной деятельности.
Для достижения цели необходимо разрешить такие задачи:
1) проанализировать научно-методическую литературу с целью описания основного понятия исследования нетрадиционная форма урока;
2) изучить и проанализировать исторический аспект проблемы, проследить динамику содержания основных понятий исследования в диахронии;
3) выявить, систематизировать и сделать описание основных видов нетрадиционных уроков;
4) установить соотношение традиционных и нетрадиционных уроков в учебном процессе, наблюдаемом в условиях современной школы;
5) разработать и апробировать нетрадиционный урок в учебном процессе.

Содержание работы

Введение 3
Раздел I. Нетрадиционная организация урока в современном учебном процессе
1.1. Понятие «нетрадиционный урок» в дидактике и лингводидактике 6
Раздел II. Практическое применение нетрадиционных форм уроков
2.1. Нетрадиционная форма организации учебной деятельности на уроке (конспект урока) 31
Заключение 39
Литература 41

Файлы: 1 файл

Курсач нетрад уроки мой.docx

— 143.95 Кб (Скачать файл)

С.С. Кашлев отмечает, что несмотря на высокую степень эффективности нестандартных форм урока в процессе обучения они имеют и свои минусы. Можно назвать следующие недостатки:

  • стихийность и бессистемность использования. Исключение составляют лишь уроки лекционно-семинарской системы;

  • отсутствие прогноза положительных изменений - роста качества формируемых знаний и умений, сдвигов в развитии учащихся, его развивающие возможности;

  • преобладание репродуктивных технологий обучения. Обращается внимание преимущественно на форму организации учебного процесса, а не на его тематическое содержание;

  • перегрузка некоторых уроков учебным материалом. Особенно это относится к интегрированным урокам, учебным конференциям, иногда занимательным формам урока. Отсутствуют этапы обобщения, преобладает работа с фактическим материалом, не имеющим особого образовательного значения. Привлекаемые факты интересны учащимся, однако их образовательная и развивающая нагрузка незначительна. [5; с. 12]

Но в последнее время в теории и практике обучения русскому языку наблюдается тенденция к более широкому использованию нетрадиционных форм проведения уроков. Как показала практика опытных учителей, эти формы уроков являются достаточно эффективными и имеют немало преимуществ, в частности:

    • способствуют развитию умения анализировать, сравнивать и обобщать изученные явления;
    • способствуют совершенствованию процесса усвоения знаний и умений, развитию устной и письменной речи учащихся;
    • развивают навыки работы с лингвистической справочной литературой и т.д.

Такие уроки рекомендуется проводить, по мнению Е.Г. Шатовой, не только в старшей школе, но и в среднем звене обучения. [23; c. 33]

Г.В. Селевко, анализируя достоинства и недостатки традиционных и нетрадиционных форм уроков, наглядно представляет их в форме таблицы. Таблица 2.1.1

Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков

Элементы

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

Концептуальная основа

Недостатки:

субъект – объектные взаимодействия в системе “учитель-ученик”, изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом

Достоинства:

субъект – субъективные позиции в системе “учитель – ученик”, возможность коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися.

Содержательная часть

Цели

Достоинства: формирование знаний, умений и навыков

Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся

Содержание учебного материала

Достоинства: наибольший объем информации, систематичность

Достоинства: более глубокое изучение учебного материала.

Недостатки: меньший объем изучаемого материала

Процессуальная часть

Достоинства: четкая структура урока.

Недостатки: шаблонность, однообразие

Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности.

Недостатки: большие затраты времени

Организация учебного процесса

Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления

Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления

Методы и формы учебной деятельности школьников

Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя

Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя

Методы и формы работы учителя

Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками

Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя

Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала.

Диагностика учебного процесса

Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обучения

Недостатки: слабая обратная связь

Достоинства: сильная обратная связь

Недостатки: трудности в прогнозировании и диагностики результатов обучения


 

 

Нельзя не заметить, что основными элементами данной структуры являются: концептуальная основа; содержательная часть обучения; процессуальная часть. Эти же элементы являются основными в структуре соотношения традиционных и нетрадиционных форм урока, предложенные Г.В. Селевко. [18; с. 128]

Разумным выводом, вытекающим из анализа теоретического материала, следует считать такой: для развития познавательных интересов у учащихся необходимо сочетать традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения, что будет способствовать росту их активности на уроках, качеству их знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызовет повышение эффективности процесса обучения. Превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.

Классификация уроков нетрадиционной формы

Общим недостатком нетрадиционных уроков является отсутствие чётких классификаций, помогающих учителю разобраться в сущности этого явления. То, что оно состоялось, а не продолжает оставаться научной абстракцией, подтверждается возрастающим вниманием учителей к нестандартным урокам. Их стало настолько много, отмечает С.В. Кульневич, что потребовалось обращение к классификации. Классификация, т.е. распределение по разрядам (классам), помогает выделить общие основания в том случае, когда приходится выбирать наиболее необходимое, интересующее,   подходящее из очень большого количества информации. Сегодня не совсем обычных методов обучения и целых уроков — огромное количество, но далеко не все они соответствуют общепринятым представлениям о нестандартности в образовании, о необычности урока и, наконец, не соответствуют представлениям ни об уроке, ни о методе. Выбирая из этого массива именно ту информацию, которая необходима, учитель, как правило, опирается на свою интуицию, а  не на какие-либо научные основания. Такой "выбор" приводит к существенным недостаткам, снижающим педагогическую эффективность учебного процесса: стихийность и бессистемность использования. [9; с 10].

С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина предлагают классификацию уроков на основании не совсем обычных и совсем необычных методов и форм их проведения. Урок не совсем обычный для учеников – это переход в иное психологическое состояние, это другой, по сравнению с традиционным уроком, стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и видеть возможности их применения на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность. Но и для учителя не совсем обычный урок – это возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, наконец, это прекрасная возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. Совсем необычный урок  развивает все процессы, которые начались в не совсем обычном уроке по всем параметрам. Следующая таблица наглядно представляет преимущества таких  уроков в сравнении с традиционными.

Таблица 2.1.2

Основные характеристики традиционных, «не совсем обычных» и «совсем необычных уроков»

Элементы

Традиционный урок

Не совсем обычный урок

Совсем необычный урок

Концептуальная основа

1.Прямая трансляция знаний.

2.Полное подчинение ученика  инициативе учителя.

3.Взаимодействие на уровне  однозначной реакции учеников  на обучающие действия учителя.

4.Низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие условий для развития  творческого мышления.

1.Трансляция знаний с  опорой на развитие познавательного  интереса.

2.Ведущая инициатива учителя  организует учебную активность  учеников.

3.Взаимодействие на уровне  различных реакций учеников на  обучающие действия учителя.

4.Введение новых форм  деятельности, ориентация на самостоятельность, закладка оснований для формирования  творческого мышления. 

1.Опосредованная трансляция  знаний с опорой на развитие  познавательного интереса.

2.Взаимодействие на уровне  неоднозначных реакций учеников  на исследовательскую и творческую  деятельность, организованную учителем.

3.Разнообразие форм деятельности, начальный уровень самостоятельности, развитие творческого мышления.    

Цели

Формирование знаний, умений, навыков, жестко алгоритмизированное (заданное) мышление.

Формирование познавательного интереса на основе изменения способов организации обучения, гибко алгоритмизированное мышление.

Развитие познавательной активности на основе поисковой деятельности, частично алгоритмизированное (условно творческое) мышление.

Содержание учебного материала

Максимальный объём знаний строго соответствует содержанию учебного предмета. Фактологический характер информации по предмету (точной и полной, но однозначной, линейной). Усвоение зависит от работы памяти.

Выход за рамки знаний по одному предмету (интеграция знаний). Привнесение в содержание элементов проблемности, альтернативности, парадоксальности. Усвоение знаний зависит не только от памяти, но и от воображения, умственных действий, развиваемых в процессе частичного дополнения учителем содержания.

Сокращение объёма знаний, обращение к частично преобразованному содержанию изучаемого материала с ориентацией на открытие, размышление, осмысление, самореализацию личности.  Усвоение знаний зависит от включения учеников в коллективную игровую мыследеятельность.

Характер и методы учебной деятельности.

ИНФОРМАЦИОННО-РЕПРОДУКТИВНЫЙ: изучение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, вербальное изложение, механическое запоминание, репродуцированное воспроизведение, катехизисный (с заданными «правильными» ответами) диалог.

ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ: изучение знаний, требующих изобретательности, размышления. Метод «прямого доступа», дедуктивной (от общего к частному) логики, словесного оформления устанавливаемых учениками взаимосвязей, закономерностей; воспроизведение по аналогии. Интерактивный диалог «ученик - учитель».

ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ: изучение знаний, требующих исследования, «открытия заново», проектировочных умений, навыков взаимообучения учеников и учителя. Методы совместного проектирования,  коллективного взаимодействия, оценочно-дискуссионной рефлексивной деятельности. Интерактивный диалог «ученик - ученик». 

Деятельность учителя на уроке.

Учитель определяет цели, планирует, управляет, анализирует ответы, оценивает, контролирует.

Переход к совместной деятельности учителя и ученика в области целеполагания, планирования, анализа и оценивания. Приоритет стимулирующей деятельности учителя.

Совместная деятельность учителя и ученика при ведущей инициативе учителя. Учитель – координатор, консультант учебного процесса. Приоритет «незаметного» управления.

Формы учебного процесса.

Уроки сообщения новых знаний, закрепления, проверки; лекция, семинар, практическое занятие, итоговый зачёт, собеседование и т.п.

Уроки с изменёнными способами организации.

Уроки, основанные на оригинальной организации, построенные по аналогии с известными формами деятельности.

Диагностика учебного процесса.

Учитель оценивает работу ученика. Предсказуемость, контролируемость результатов обучения. Слабая обратная связь.

Переход к совместной оценочной деятельности. Ослабление предсказуемости результатов обучения. Усиление обратной связи.

Совместная оценочная деятельность. Сильная обратная связь. Рефлексивная деятельность учителя и учащихся.





Как видим, не совсем обычные уроки являются своеобразной ступенькой, переходом, мостиком между традиционным и совсем необычным уроком. Преимущества же таких уроков очевидны: они восполняют пробелы репродуктивного обучения. Как отмечают С.В. Кульневич и Т.П. Лакоценина, не следует забывать, что не всегда содержание материала темы или тем может быть представлено в необычной форме, да и подготовки они требуют длительной, серьёзной, поэтому большинство учителей данный вид уроков  используют нечасто. Кроме того, здесь нужна очень важная оговорка: постепенно по мере овладения разнообразными методиками  и новейшими технологиями учитель перестраивает своё личное отношение как к организации, так и к содержанию учебного материала. Какой бы ни была формула урока, каким бы ни был его образ, главное – сделать его желанным для ученика, сделать его праздником постижения законов мироустройства и радостью открытия творческого начала в самом себе. [9; с. 18-20]

Как видим, не совсем обычные уроки являются своеобразной ступенькой, переходом, мостиком между традиционным и совсем необычным уроком. Преимущества же таких уроков очевидны: они восполняют пробелы репродуктивного обучения. Как отмечают С.В. Кульневич и Т.П. Лакоценина, не следует забывать, что не всегда содержание материала темы или тем может быть представлено в необычной форме, да и подготовки они требуют длительной, серьёзной, поэтому большинство учителей данный вид уроков  используют нечасто. Кроме того, здесь нужна очень важная оговорка: постепенно по мере овладения разнообразными методиками  и новейшими технологиями учитель перестраивает своё личное отношение как к организации, так и к содержанию учебного материала. Какой бы ни была формула урока, каким бы ни был его образ, главное – сделать его желанным для ученика, сделать его праздником постижения законов мироустройства и радостью открытия творческого начала в самом себе. [9; с. 18-20]

Авторы пособия «Современный урок» С.В. Кульневич и Т.П. Лакоценина предлагают такую классификацию необычных уроков (по форме их проведения):

  1. Уроки с измененными способами организации: все виды уроков-лекций, методики подготовки и проведения; защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок-встреча.
  2. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок творчества, урок - творческий отчет, сочинение, осмотр самодеятельной выставки, вернисаж, театрализованный урок, урок-психодрама, урок-сюрприз.
  3. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: урок-экскурсия, заочная экскурсия, комплексная экскурсия, экспедиция, защита туристических проектов, урок – выпуск «живой газеты»
  4. Уроки с игровой состязательной основой: урок – игровая технология, с дидактической игрой; ролевая игра, проверочный кроссворд, урок в форме игры "Лото", урок типа"Следствие ведут знатоки", урок-деловая игра, урок типа КВН, урок"Что? Где? Когда?", урок-эстафета, конкурс, игра, дуэль, соревнование; урок-журнал, урок-викторина, урок-футбольный матч, урок-тест, урок-дидактическая игра, урок-кроссворд и другие.
  5. Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: парный опрос, урок-зачет, защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар, телеурок без телевидения, урок-общественный смотр знаний, урок-консультация, итоговое собеседование, ученическая конференция. [9; с. 15]

Подобную классификацию создаёт педагог П.И. Пидкастый. Он выделяет следующие группы нестандартных уроков на основе доминирующего вида деятельности:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на  нетрадиционной организации учебного  материала: урок мудрости, откровение, урок-блок.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5.   Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.

6. Уроки, основанные на  имитации деятельности учреждений  и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках  урока традиционные формы внеклассной  работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения. [16; с. 123]

Шатова Е.Г. видит интересным неоднозначный подход некоторых учёных к нетрадиционным урокам. Он проявляется, в частности, в трактовках соотношения между типом урока и формой его проведения, т.е. соотношением понятий «тип» и «вид» урока: например, одни специалисты рассматривают урок-семинар, урок-диспут, урок-практикум и т.д. как разновидности одного типа уроков, а другие выделяют их в отдельные типы, с чем нельзя согласиться, так как во всех этих случаях новые формы являются лишь разновидностями одного типа уроков. [23, с.124] Такие подходы имеют место и в методике обучения русскому языку. Таким образом, деление на виды должно происходить в рамках используемой типологии уроков. Так, например, М.И.Махмутов в рамках отдельных типов выделяет и соответствующие им виды уроков, которые можно проиллюстрировав следующей таблицей:

Таблица 2.1.2

Виды нетрадиционных уроков (по М.И. Махмутову)

 

[12; с. 33]

Эта классификация на основе типа традиционного урока представляется интересной. Но, по нашему мнению, она требует некоторых дополнений и уточнений. Возникает ряд вопросов, например, напротив комбинированного урока указано «сюда входят основные виды всех четырёх типов уроков». Можно ли считать такое пояснение классификацией? Также ещё одним недостатком этой классификации, на наш взгляд, является то, что она включает на ряду с видами уроков методы (устный опрос, письменный опрос и др.). В результате раскрыто очень мало как традиционных, так и нетрадиционных форм. Поэтому мы предлагаем усовершенствовать эту классификацию, дополнив её другими нестандартными видами уроков (см. Таблицу 2.1.3)

Информация о работе Нетрадиционные формы организации учебного процесса