Нетрадиционные формы организации учебного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексное описание нетрадиционных форм организации уроков, их систематизация для дальнейшего использования в процессе подготовки студентов-филологов к их профессиональной деятельности.
Для достижения цели необходимо разрешить такие задачи:
1) проанализировать научно-методическую литературу с целью описания основного понятия исследования нетрадиционная форма урока;
2) изучить и проанализировать исторический аспект проблемы, проследить динамику содержания основных понятий исследования в диахронии;
3) выявить, систематизировать и сделать описание основных видов нетрадиционных уроков;
4) установить соотношение традиционных и нетрадиционных уроков в учебном процессе, наблюдаемом в условиях современной школы;
5) разработать и апробировать нетрадиционный урок в учебном процессе.

Содержание работы

Введение 3
Раздел I. Нетрадиционная организация урока в современном учебном процессе
1.1. Понятие «нетрадиционный урок» в дидактике и лингводидактике 6
Раздел II. Практическое применение нетрадиционных форм уроков
2.1. Нетрадиционная форма организации учебной деятельности на уроке (конспект урока) 31
Заключение 39
Литература 41

Файлы: 1 файл

Курсач нетрад уроки мой.docx

— 143.95 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.1.3

Виды нетрадиционных уроков

Типы уроков

Виды нетрадиционных уроков

  1. Уроки изучения нового учебного материала

Урок-лекция; урок-беседа; киноурок; урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); урок-экскурсия; урок-путешествие; уроки, которые ведут учащиеся; урок-семинар; бинарные уроки;  интегрированные уроки; урок-лабораторная работа.

  1. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (уроки обобщений и систематизации знаний, формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного материала и др.)

Урок-лабораторная работа, урок-практикум, урок-конференция, урок-семинар; уроки-соревнования (турниры, конкурсы, эстафеты, КВН); уроки в игровой форме (дидактическая игра, ролевая игра, урок"Что? Где? Когда?"), урок-аукцион, урок-семинар, урок-заседание; урок-путешествие; урок-шифр; интегрированные уроки; урок-кроссворд

  1. Контрольные уроки (учёт и оценка знаний и умений)

Урок-зачёт (урок-экзамен), урок-общественный смотр знаний; урок-конкурс; защита оценки; урок-викторина;  творческие отчёты, защита проектов; итоговое собеседование




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из данной классификации мы можем заметить, что большинство нетрадиционных видов проводятся на уроках обобщения и систематизации знаний, формирования умений и навыков. Изучение нового материала и оценка знаний и умений чаще проводится традиционными методами. Но при конструировании урока необходимо соблюдать условия и правила его организации, а также требования к нему. Рассмотрим основные из них.

 

 

Условия эффективного проведения нестандартного урока

      Под условиями   понимается  наличие   факторов,   без  которых   невозможна нормальная  организация урока.      Под условиями   понимается  наличие   факторов,   без  которых   невозможна нормальная организация урока. Анализ учебного процесса, по мнению Г.В. Селевко, позволяет выделить две группы условий: социально-педагогические и психолого-дидактические. В   группе   социально-педагогических   автор   отмечает   наличие   четырех наиболее важных условий:

1) наличие квалифицированного, творчески работающего учителя;

2) коллектива учащихся  с  правильно сформированной   ценностной ориентацией;

3) необходимых средств  обучения;

4) доверительных отношений  между учащимися и учителем, основанных  на взаимном уважении.

В группе психолого-дидактических Г.В. Селевко указывает следующие условия:

1)  уровень  обучения  учащихся,  соответствующий   программным  требованиям;

2) наличие обязательного  уровня, сформированное мотивом  учения и труда;

3)   соблюдение   дидактических   принципов   и   правил   организации учебного процесса;

4) применение активных  форм и методов обучения.[18, c. 26]

И. А. Резенова считает, что при подготовке нестандартного  урока необходимо руководствоваться и специальными правилами организации урока, основанными на логике процесса обучения, принципах обучения и закономерностях преподавания. При этом следует:

  • определить     общую     дидактическую     цель творческого урока,     включающую образовательную, воспитательную и развивающую составляющие;
  • уточнить тип урока и подготовить содержание учебного материала, определив его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся;
  • определить и детализировать дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей;
  • выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обучения учащихся и дидактическими задачами;
  • определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения;
  • стремиться поставленные дидактические задачи решать на самом уроке и не переносить их на домашнюю работу. [17, c. 28]

Выбор нетрадиционной формы урока, по мнению И.А. Резеновой, очень важен и зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:

- специфика предмета и  класса,

- характеристика темы (материала),

- возрастные особенности  учащихся.

«На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип урока, выбрать класс, в котором он пройдет, а затем, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму». [17, c. 28]

При выборе форм учебной работы на уроке следует учитывать, по мнению И.А. Резеновой, два главных фактора: особенности и возможности выбранной формы урока; характеристики класса (в том числе, какие формы учебной работы - индивидуальная, коллективная, фронтальная - и как часто применялись в данном классе).

На многих нетрадиционных уроках целесообразно использовать коллективные формы работы (в частности, групповую и ролевую), которыми школьники особенно не избалованы. И.А. Резенова отмечает, что они имеют определенные преимущества перед индивидуальной и фронтальной формами, и решают не только учебные, но и воспитательные задачи урока. [17, c. 47]

Из всего выше сказанного можно выявить такие рекомендации по проведению нестандартных уроков:

  1. нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;
  2. слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
  3. нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
  4. при выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
  5. интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;
  6. при проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей»; одной из основных целей ставить воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

А теперь рассмотрим более подробно некоторые наиболее используемые нетрадиционные формы уроков.

Описание основных нетрадиционных уроков

Урок-лекция. А.Н. Иванов, автор статьи «Из практики проведения урока-лекции», отмечает, что школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ; большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете.[4, с. 23]

Основные условия организации урока в форме лекции, по мнению А.Н.Иванова.

1. Если учебный материал  является сложным для самостоятельного  изучения.

2. В случае использования  укрупненной дидактической единицы.

3. Уроки обобщения и  систематизации знаний как по  одной теме, так и по нескольким, а также как заключительные  для всего курса.

4. Введение в тему.

5. Уроки, на которых рассматриваются  новые методы решения задач.

6. Применение знаний для  решения практических задач.[4, 25]

Методика проведения урока-лекции. С.В. Кульневич отмечает, что при подготовке к лекции у учителя должен быть четкий план ее проведения. При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому следует предпочитать проблемное изложение материала. Проблемная ситуация возникает в результате целенаправленной деятельности учителя. [9; с. 20] 

С.В. Кульневич и Т.П. Лакоценина предлагают следующую типологию лекций.

  1. Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно.
  2. Лекция-визуализация. Основное содержание лекции  представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т. д.).
  3. Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и с учащимися.
  4. Лекция-пресс-конференция. Содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.
  5. Лекция-консультация близка по типу к лекции-пресс-конференции. Различие — приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности.
  6. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками). Формирует умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее.
  7. Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции.
  8. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т. д.). Школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.[14; с. С 20]

 

Урок-семинар. Урок-семинар еще не стал традиционной формой проведения уроков в школе, поэтому, как отмечает Г.Г. Граник, следует выделить его основные особенности. Вот как они определены в учебнике по методике преподавания русского языка: «Специфика семинара заключается, во-первых, в самостоятельной подготовке учащихся по определенной частной теме, во-вторых, в сообщениях школьников по этим темам, в-третьих, в обсуждении всеми присутствующими заслушанного, в-четвертых, в подведении итогов обсуждения темы преподавателем». [3, с. 27]

Семинар приобретает творческий характер, по мнению Ю.В. Климкиной, когда для более глубокого рассмотрения проблемы учащиеся подбирают материалы газет, радио- и телепередач, научных журналов, научно-популярных книг. «Семинарское занятие способствует прочному усвоению знаний, умений и навыков, поскольку требует от учащихся большой предварительной работы, самостоятельности, мыслительной активности в ходе обсуждения и умения отстаивать свои взгляды и убеждения».[5, С. 27]

При подготовке к семинару, по мнению Г.Г. Граник, учитель должен продумать систему вопросов (репродуктивного и проблемного характера) для самостоятельной подготовки учащихся, индивидуальные задания для самостоятельного выполнения.

Подготовка к семинару организуется таким образом, чтобы в ней приняли участие все учащиеся. В ходе подготовки семинара возможна организация групповой работы учащихся. Работу организует руководитель группы, который назначается учителем или выбирается учениками. Одному из членов группы поручается выступить с коллективно подготовленным сообщением на семинаре. Групповая подготовка обеспечивает посильное участие в работе каждого ученика, повышает интерес к ней и ответственность за ее выполнение. [3, с. 27]

Как правило, на семинаре предлагается к обсуждению несколько докладов (сообщений), поэтому, как считает Г.Г. Граник, важно, чтобы все они были связаны между собой: при переходе от одного доклада к другому учитель с помощью нескольких фраз, минимального комментария помогает учащимся увидеть логику развертывания общей темы семинара. [3, с. 28]

Уроки с игровой и состязательной основой. Ю.Г. Никитенко в статье «Игра как средство повышения интереса к уроку русского языка» отмечает, что к игровым формам урока относят ролевые, имитационные, деловые и т.д. игры. В каждой из них учащиеся выступают в различных ролях. «Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс. Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени». [14, С. 8]

Л.М. Галимова выделяет основные особенности учебных игр: моделирование определенных видов практической деятельности; моделирование условий, в которых протекает деятельность; наличие ролей, их распределение между участниками игры; различие ролевых целей участников игры; взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли; наличие общей цели у всего игрового коллектива; групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников. [2, С. 8]

Информация о работе Нетрадиционные формы организации учебного процесса