Нетрадиционные формы организации учебного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексное описание нетрадиционных форм организации уроков, их систематизация для дальнейшего использования в процессе подготовки студентов-филологов к их профессиональной деятельности.
Для достижения цели необходимо разрешить такие задачи:
1) проанализировать научно-методическую литературу с целью описания основного понятия исследования нетрадиционная форма урока;
2) изучить и проанализировать исторический аспект проблемы, проследить динамику содержания основных понятий исследования в диахронии;
3) выявить, систематизировать и сделать описание основных видов нетрадиционных уроков;
4) установить соотношение традиционных и нетрадиционных уроков в учебном процессе, наблюдаемом в условиях современной школы;
5) разработать и апробировать нетрадиционный урок в учебном процессе.

Содержание работы

Введение 3
Раздел I. Нетрадиционная организация урока в современном учебном процессе
1.1. Понятие «нетрадиционный урок» в дидактике и лингводидактике 6
Раздел II. Практическое применение нетрадиционных форм уроков
2.1. Нетрадиционная форма организации учебной деятельности на уроке (конспект урока) 31
Заключение 39
Литература 41

Файлы: 1 файл

Курсач нетрад уроки мой.docx

— 143.95 Кб (Скачать файл)

Л.М. Галимова по количеству участников игры выделяет парные, групповые, общеклассные игры. [2, с. 28]

А.И. Власенков рассматривает особенности дидактической игры в труде «Развивающее обучение по русскому языку». Он отмечает, что такая игра от игры вообще отличается наличием четко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. [1, с. 4]

Дидактическая игра, по мнению автора, состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры. [1, с. 4]

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока[1, с. 6].

Урок-лабораторная работа. В связи с установкой на развитие мышления учащихся учителя, как отмечает Л.А. Худякова в статье «Лабораторные работы по русскому языку в школе», всё чаще применяют такие методы обучения, которые формируют навыки исследовательской деятельности, в частности лабораторные работы по русскому языку.

Привычным делом как для учителя, так и для ученика является лабораторная работа по химии, физике, биологии, т.е. по естественно-научным предметам. На уроках русского языка термин «лабораторная работа» звучит редко, но по существу многие традиционные виды работ проводятся как лабораторные работы: языковой анализ, орфографические упражнения, словообразовательные задачи, изложение, сочинение, т.е. на этапе усвоения и закрепления нового материала. Но, суммируя практический и экспериментальный опыт, Л.А. Худякова приходит к выводу, что лабораторная работа должна обрести свою концепцию и иметь своё определённое самостоятельное место в методике преподавания русского языка, так как заключает в себе огромный потенциал развития исследовательских навыков учащихся и может применятся не только на этапе усвоения и закрепления, но и на этапе объяснения нового материала. [22; с 25-26]

По мнению Л.А. Худяковой, урок-лабораторная работа должен включать такие этапы исследования:

- наблюдение и изучение  фактов и явлений;

- выяснение непонятных  явлений, подлежащих исследованию;,

- выдвижение гипотезы;

- построение плана исследования;

- выяснение связей изучаемого явления с другими;

- проведение лингвистического  эксперимента;

- решение лингвистической  задачи;

- обобщение результатов  и формулировка вывода. [22; с 27]

Выводы к первому разделу. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Однозначного мнения относительно нетрадиционных форм урока в дидактике и лингводидактике нет: одни учёные видят в них прогресс педагогической мысли, а другие считают такие формы нарушением дидактический принципов и не советуют использовать их в практике. Нет и единого, общепринятого термина для определения понятия нетрадиционная форма урока. Встречаются такие термины: «не совсем необычный урок» и «совсем необычный урок», «нетрадиционные технологии урока», «нетрадиционные виды уроков», «нетрадиционный урок», «нестандартный урок».

В первой главе второго раздела мы попытались определить частоту использования нетрадиционных форм уроков. Опрос студентов, посещавших уроки русского языка во время педагогической практики показал, что 108 уроков, только 1 был нетрадиционной формы. В связи с этим, методом интервьюирования мы попытались выяснить у учителей русского языка причины столь редкого обращения к нетрадиционным формам. Среди них можно отметить большую потерю времени на подготовку; невысокую результативность; ухудшение дисциплины; неосведомлённость учителей о многообразии нетрадиционных форм; уместность проведения таких уроков при обобщении материала, а таких уроков, как мы знаем, мало.

Нами был рассмотрен вопрос о систематизации нетрадиционных форм уроков. Основными, на наш взгляд, являются классификации по таким критериям: по форме их проведения (С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина), по признаку обычности/необычности (С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина), на основе доминирующего вида деятельности (П.И. Пидкастый), на основе системы обучения (В.С. Кукушин). Нами была дополнена классификация нестандартных форм уроков на основе типа традиционного урока (М.И.Махмутова).

В работе мы рассматриваем условия, способствующие эффективному проведению нетрадиционных форм урока. Г.К. Селевко, изучая эту проблему, определил, что условия могут быть социально-педагогические и психолого-дидактические. К первым относится наличие квалифицированного учителя, коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией, необходимых средств обучения, доверительных отношений. Ко вторым – соблюдение   дидактических   принципов, уровень  обучения  учащихся,  соответствующий   программным требованиям. И.А. Резенова отмечает среди основных требований к проведению нетрадиционных форм урока целенаправленность; рациональное построение содержания урока; обоснованный выбор средств, методов и приемов обучения; разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся.

Выбор нетрадиционной формы урока зависит от нескольких факторов, основными из которых являются специфика предмета и класса, характеристика темы (материала), возрастные особенности учащихся. Также мы представили описание основных нетрадиционных форм уроков, такие как урок-лекция, урок-семинар, уроки с игровой и состязательной основой, урок-лабораторная работа.

 

 

Раздел II. Практическое применение нетрадиционных форм уроков

2.1. Нетрадиционная форма организации учебной деятельности на уроке (конспект урока)

Урок был проведён во время прохождения педагогической практики в 8-В классе ООШ №18. Это урок развития речи, обобщающего повторения. Несмотря на то, что в основном урок построен традиционно, он содержит в себе такую нетрадиционную форму, как кроссворд. Это один из видов дидактической игры. Игра включена на этапе наблюдения над языковым явлением, что помогло ученикам лучше запомнить особенности публицистического стиля.

Тема. Языковые особенности публицистического стиля

Цели:

познавательные – повторить и усвоить основные признаки публицистического стиля, средства языка, характерных для публицистического стиля;

практические - формировать умение узнавать публицистический стиля, создавать его, развивать критическое мышление, монологическую речь учащихся.

Наглядность:

  1. Карточки для индивидуальной работы.
  2. Высказывания оратора о молодёжи
  3. Тексты

Тип урока:  комбинированный, с применением нетрадиционных форм (кроссворд)

Ход урока

 

  1. 1. Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа по карточке в тетради

Карточка № 1

Поставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните обособленные определения. Укажите условия обособления определений (1. Является распространенными и стоит после определяемого существительного; 2. Относится к личному местоимению: 3. Оторвано от определяемого слова; 4. Находится в препозиции и имеет обстоятельственное значение; 5. Относится к отсутствующему члену предложения). 

1.  Загнанный в угол и почувствовавший себя преданным друзьями Ядлин был уже готов на все. 2.  Но главная причина, заставляющая нас бороться за Ливонию, состоит в том, что отвергнутая нами, эта славная страна перейдет к опасному соседу. 3.  Окрыленный неожиданной удачей наутро я отправился по указанным адресам. 4. Мы были в пути слишком долго: больше двух часов. Измученные подъехали к штабу полка. 5.  Утки носились над озером, но еще не напуганные всерьез  садились на воду близ охотничьих шалашей. 

Карточка №2

Поставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните обособленные определения. Укажите условия обособления определений (1. Является распространенными и стоит после определяемого существительного; 2. Относится к личному местоимению: 3. Оторвано от определяемого слова; 4. Находится в препозиции и имеет обстоятельственное значение; 5. Относится к отсутствующему члену предложения). 

1)  Красный от чувства неловкости которое он испытывал всякий раз когда его хвалили Григорий встал и растерянный вышел. 2)  С треском и скрежетом раздиралось дощатое днище галеры по-видимому наскочившей на камни и охлестанная волнами она все глубже оседала в воду. 3)  Он сидел погруженный в радостное умиление и очарованный не мог пошевелиться. 4)  Она расспросила врача и печальная похудевшая едва сдерживая слезы пошла бродить по кривым улицам  по грязи  засыпанной лимонными листьями  а под вечер обессилевшая пришла на вокзал к московскому поезду. 5)  Глаза были зелеными как вода в темных прудах скрывающихся в глубине леса и чистыми как ручейки искрящиеся и сверкающие в лучах солнца проникающего сквозь ветви деревьев.  

2.Устный  развернутый монологический ответ  на тему «Условия обособления согласованных определений».

3.Проверка выполненного дома упражнения: чтение предложений и определение условий обособления.

II. Объяснение нового материала. Метод – наблюдение над языковым  явлением с последующим чтением  теоретического компонента параграфа.

1. Словарная работа (у доски).

 Деструктивный, парламент, аплодисменты, цивилизация, консенсус, полемизировать, дискуссия, оппонент, оратор, мировоззрение, прогресс, симпатичный, коммуникативный, публицистика, антивоенный, гуманизм, патриотизм, героизм.

Уточнение значения малознакомых слов:

консенсус - принятие решения по спорным вопросам на основе общего согласия;

деструктивный - разрушительный;

коммуникативный – относящийся к общению к людей, общительный;

оппонент – лицо, выступающее с возражениями к кому-нибудь в публичной форме.

2. Актуализация имеющихся знаний (фронтальный вопрос)

    • Вспомните, какие 3 группы стилей речи вы знаете?
    • Какие стили принадлежат к книжным?
    • Что такое публицистический стиль?

Определите, к каким стилям относятся данные предложения.

  • Сада дремотная мгла липовым цветом цвела.
  • - Юра, уже поздно. Позвони маме и скажи, где ты.

- Алло, мама? Где я?

  • Первые акулоподобные создания появились около 450 млн. лет назад, но древнейшие свидетельства существования акул – окаменелости зубов – имеют возраст примерно 400 млн. лет.
  • Заявление. Прошу Вас предоставить мне отпуск для поездки домой по семейным обстоятельствам.
  • Уважаемый читатель! В этой статье я расскажу тебе о моём отношении к Всемирному Дню Влюблённых.

 

3. Предъявление материала (в учебнике, таблица «Языковые особенности публицистического стиля»

4.Выявление существенных признаков.

Продолжение наблюдения над языковым материалом с помощью кроссворда, в задания которого  включены многие признаки публицистического стиля.

 

                 

П

Е

Р

Е

Н

О

С

Н

О

Е

               

Ж

У

Р

Н

А

л

         
               

О

Б

Р

А

Щ

Е

Н

И

Я

   
         

М

О

Р

А

Л

Ь

               
       

Р

И

Т

О

Р

И

Ч

Е

С

К

И

Е

     
           

Э

М

О

Ц

И

И

             

Ф

Р

А

З

Е

О

Л

О

Г

И

З

М

Ы

           
             

Ч

А

С

Т

И

Ц

Ы

         
         

П

О

Л

И

Т

И

К

А

           




В русском языке есть однозначные слова и многозначные. Вторые имеют несколько значений, одно из которых есть основным, а другое….Например, каменный дом и каменное сердце. (Переносное)
  • Печатное периодическое издание, содержащее в себе статьи, часто публицистического стиля. Может быть еженедельным, ежемесячным, часто иллюстрирован. (Журнал)
  • Это знаменательное слово или словосочетание, которыми называют того, к кому адресована речь. Эти слова и выражения часто встречаются в публицистическом стиле. Не являются членами предложения. (Обращения)
  • Это правила, которые устанавливают, какое поведение является правильным, а какое неправильным. Слово это с франц. обозначает «нравственность». Существуют …, нравственные ценности – добро, справедливость, честь, долг и др. Часто темы о таких ценностях затрагивает публицистический стиль. (Мораль)
  • Этот вид вопросов часто встречается в публицистическом стиле. Используется в стилистических целях. Это вопрос, не требующий ответа. (Риторические)
  • Особый вид психических процессов и состояний человека, который проявляется в переживании таких чувств, как радость, страх, удовольствие. Их проявление допускается в публицистическом стиле. (Эмоции)
  • Устойчивые сочетания слов, обладают единым значением. Например, мухи не обидит – тихий. (Фразеологизмы)
  • Это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значений в предложение или служит для образования форм слова. Могут быть указательными, отрицательными, восклицательными, вопросительными и др. (Частицы)
  • Сфера общественной жизни, связана с осуществлением публичной власти, управлением государства. Темы … часто затрагиваются в публицистическом стиле. (Политика)
  • 4,5,6. Формулирование правила, запоминание  и воспроизведение:

    Беседа по предыдущему заданию:

    • Посмотрите, какое слово получилось в середине нашего кроссворда?
    • Исходя из нашего кроссворда, сформулируйте заключённые здесь основные признаки публицистического стиля. Чего здесь не хватает?

    III. Закрепление знаний и формирование  умений.

    1. Работа с мини-текстами.

    Однажды в английском парламенте один оратор устроил членам парламента своеобразную остроумную ловушку. Обсуждался один очень важный вопрос. Оратор огласил с трибуны четыре высказывания разных людей. Послушаем.

    Информация о работе Нетрадиционные формы организации учебного процесса