Нетрадиционные приемы в рисовании – средство обогащения эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 19:57, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть влияние нетрадиционных приемов в рисовании на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1.Изучить состояние проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста в теории.
2.Дать психолого-педагогическую характеристику детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3.Выявить особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4.Изучить возможности использования нетрадиционных приемов в рисовании в работе с детьми дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
1 глава. Теоретические основы эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством нетрадиционных приемов в рисовании. 6
1.1. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста. 6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. 11
1.3. Особенности эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи. 16
1.4.Нетрадиционные приемы в рисовании как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста. 18
1.5. Специфика использования нетрадиционных приемов в рисовании в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. 22

2 глава. Изучение влияния нетрадиционных приемов в рисовании на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 24
2.1. Характеристика базы проведения исследовательской
работы. 24
2.2. Характеристика исследуемой группы детей. 26
2.3. Содержание психолого-диагностической работы. 29
2.4. Описание работы по использованию нетрадиционных приемов в рисовании для развития эмоциональной сферы детей. 32
2.5. Анализ результатов проведенной работы. 45
Заключение 47
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом бр.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)


51

 

                 Министерство образования и науки РФ

          Департамент образования Вологодской области

           Государственное образовательное учреждение

               среднего профессионального образования

                  «Сокольский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

                               Выпускная квалификационная работа

 

 

 

Нетрадиционные приемы в  рисовании – средство обогащения
эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

по психологии

 

          специальность 050705 Специальное дошкольное образование

 

 

 

 

                                                                                       студентки 3-б группы

                                                                                       Брагиной Екатерины

                                                                                       Алексеевны.

                                                         

                                                                                       Руководитель работы:

                                                                                       преподаватель психологии

                                                                                       Дробинина Наталия

                                                                                       Ивановна

 

 

 

                                                       Сокол

                                                        2006

                                                 Оглавление

 

Введение                                                                                                                3

1 глава. Теоретические основы эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством нетрадиционных приемов в рисовании.                                                             6

1.1.  Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.                                                                                                                 6

1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи.                                                                                            11

1.3.  Особенности эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи.                                                                                                                       16

1.4.Нетрадиционные приемы в рисовании как средство эмоционального развития детей  дошкольного возраста.                                                             18

1.5. Специфика использования нетрадиционных приемов в рисовании в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.                                  22

 

2                   глава. Изучение  влияния  нетрадиционных приемов в рисовании на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.                                                                                            24

2.1.          Характеристика  базы  проведения  исследовательской 

работы.                                                                                                                  24

2.2.           Характеристика исследуемой группы детей.                               26

2.3.          Содержание психолого-диагностической работы.                      29

2.4.            Описание работы по использованию нетрадиционных приемов в рисовании для развития эмоциональной сферы детей.                                    32

2.5.          Анализ результатов проведенной работы.                                    45

Заключение                                                                                                 47

Список использованной литературы                                                        49

Приложения                                                                                                52

 

                                                        Введение

В последние годы происходит реформирование системы образования: все больше становится учреждений «начальная школа – детский сад», появляются  детские сады с прогимназическими классами, центры образования, в которых есть дошкольные группы. Изданы и рекомендованы Министерством образования новые программы, разработаны оригинальные методические материалы.

  На фоне этих изменений, к сожалению, явно недостаточно внимания уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка, особенно по сравнению с интеллектуальным развитием. Однако, как справедливо в свое время указывали Л.С.Выготский и А.В.Запорожец (12) , лишь согласованное функционирование этих двух сфер, их единство способны обеспечить полноценное развитие ребенка.

Человек сильно зависит от своих эмоций и мыслей. Даниэл Гоуман (25) утверждает, что для развития цельной личности «эмоциональный разум» значительно более важен, нежели «академический интеллект».

Известный отечественный психолог В.В.Зеньковский (5) писал: «Психологическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы ».

Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего, что окружает, выводит эмоциональную сферу ребенка в ранг базовых основ личности, её «центрального звена».

В процессе роста ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать  и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Её необходимо развивать.

    У детей с нарушениями речи наблюдаются особенности развития  эмоциональной сферы. Это происходит по многим причинам: и органическим, и социальным. Нередко наблюдаются серьезные нарушения в эмоционально-волевой сфере, что может являться вторичным отклонением.

Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с общим недоразвитием речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации, в связи с чем особую значимость приобретает дифференцированная психопрофилактика и психокоррекция имеющихся у этих детей особенностей эмоционально-личностного развития.  

У детей с общим недоразвитием речи необходимо развивать эмоциональную сферу. Разными авторами было разработано множество различных методик. Мы предлагаем использовать нетрадиционные приемы рисования в качестве решения проблемы  эмоционального  развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.  Данная работа имеет опытно-практический характер и может быть использована педагогами дошкольных  образовательных учреждений.

Объектом работы является эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; предметом - нетрадиционные приемы в рисовании как средство эмоционального развития.

Цель работы: раскрыть  влияние нетрадиционных приемов в рисовании на эмоциональное  развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи:

1.Изучить состояние проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста в теории.

2.Дать психолого-педагогическую характеристику детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3.Выявить особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

4.Изучить возможности использования нетрадиционных приемов в рисовании в работе с детьми дошкольного возраста.

5.Разработать систему использования нетрадиционных приемов в рисовании для эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  и  апробировать  ее  в  практической  деятельности.

6. Проанализировать  влияние  нетрадиционных  приемов  в рисовании  на  эмоциональное  развитие  детей  с  общим  недоразвитием  речи.

Методы исследования:

-                     анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;

-                     изучение документации дошкольного образовательного учреждения;

-                     беседа с воспитателем;

-                     диагностические  исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы эмоционального развития детей дошкольного      возраста с ОНР посредством нетрадиционных приемов в рисовании

 

1.1. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

Академик П.К.Анохин (7) определял эмоцию как физиологическое состояние, имеющее ярко выраженную субъективную окраску, охватывающую все виды чувствований, переживаний человека от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения.

Со времени Канта все эмоции разделяются на стенические, т.е. возбуждающие (гнев, радость, ненависть), и астенические, т.е. тормозящие (тоска, стыд, недоумение, боязнь и т.д.).

Эмоции можно классифицировать по-разному: по «знаку» (плюс – минус), по характеру переживания (приятные – неприятные), по характеру потребности, которая лежит в основе переживания (биологическая – духовная) и т.д. Но какой бы список эмоций мы ни рассматривали, всегда обнаруживается одна интересная особенность: к любой положительной эмоции можно подобрать соответствующую (противоположную) эмоцию, что и составляет так называемую полярность чувств и эмоций.

Характеризуя человека, мы обязательно упоминаем о его эмоциональности как особой черте личности. Прежде всего, люди отличаются по эмоциональной впечатлительности: одни и те же события одного человека оставляют равнодушным, другого слегка волнуют, а у третьего вызовут сильнейшее переживание.

Положительные и отрицательные эмоции и мысли могут вызывать, по мнению авторов книги «Революция в обучении» Г.Драйдена  и  Д.Восс  (25), изменения в работе мозга, в процессах обработки, хранения и восстановления информации, т.е. фактически влияют на способность учиться. Эмоциональный центр мозга всегда тесно связан с  системой, отвечающей за длительное хранение информации. Вот почему мы запоминаем эмоционально окрашенную информацию гораздо легче, чем нейтральную.

Эмоции воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.

  Эмоции –

                 выполняют регулирующую и охранную функции;

                 способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей;

                 побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом;

                 помогают приспосабливаться к ситуации;

                 сопровождают общение и все виды деятельности;

                 являются показателем общего состояния ребенка, его физического и психического самочувствия.

Таким образом, эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон.

К началу дошкольного возраста ребёнок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Эмоциональное  развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление  иерархии мотивов. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П. М. Якобсон,  (1). У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить

Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Информация о работе Нетрадиционные приемы в рисовании – средство обогащения эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи