Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 19:57, дипломная работа
Цель работы: раскрыть влияние нетрадиционных приемов в рисовании на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1.Изучить состояние проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста в теории.
2.Дать психолого-педагогическую характеристику детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3.Выявить особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4.Изучить возможности использования нетрадиционных приемов в рисовании в работе с детьми дошкольного возраста.
Введение 3
1 глава. Теоретические основы эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством нетрадиционных приемов в рисовании. 6
1.1. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста. 6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. 11
1.3. Особенности эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи. 16
1.4.Нетрадиционные приемы в рисовании как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста. 18
1.5. Специфика использования нетрадиционных приемов в рисовании в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. 22
2 глава. Изучение влияния нетрадиционных приемов в рисовании на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 24
2.1. Характеристика базы проведения исследовательской
работы. 24
2.2. Характеристика исследуемой группы детей. 26
2.3. Содержание психолого-диагностической работы. 29
2.4. Описание работы по использованию нетрадиционных приемов в рисовании для развития эмоциональной сферы детей. 32
2.5. Анализ результатов проведенной работы. 45
Заключение 47
Список использованной литературы
Ставлю на доску рисунки с изображением животных: мышки бабочки, птицы, рыбы, лягушки и лисицы. Все они не раскрашены.
- Ребята, вы узнаете этих зверей?
Спрашиваю детей, кто изображен на рисунках. Раздаю детям рисунки (один на двоих). Предлагаю раскрасить животных восковыми мелками. Узнаю, кто возьмет какой цвет и почему. (Приложение 9)
- Каких красивых животных нарисовали Кап и Капелька и наши ребята. А теперь попробуйте нарисовать своих.
Раздаю детям рисунки, на которых изображены части тела животных в виде капелек. Предлагаю восковые мелки. Подхожу к каждому ребенку индивидуально. Спрашиваю, кого он нарисует, почему. (Приложение 10)
Прошу детей рассказать, кого они нарисовали.
- Капу и Капельке очень понравились ваши зверушки, и они приглашают их к себе в лес жить.
Занятие.
Тема: «Взлохмаченные человечки».
Программное содержание:
1.
2.
3.
4.
Материалы: большой лист бумаги, гуашь, клей, щетинные кисточки, листочки бумаги, карандаши, фломастеры.
Ход:
- Ребята, сегодня мы с вами создавать портреты, но они будут непростые.
- Возьмите, пожалуйста, кружки из бумаги, которые лежат на ваших столах. На них разными цветами нарисуйте лица с разными настроениями.
Предлагаю детям карандаши и фломастеры. Прошу рассказать, кто какое настроение будет рисовать.
- Хорошо. Но портреты наши еще неполные; возьмите простые карандаши. Теперь обведем наши кружки на большом листе бумаги, оставляя между ними достаточно места.
Предлагаю детям кисточки и краски
- Теперь возьмите кисточки, обмакните их в краску. Делайте легкие мазки от центра к краю. Используйте краски разного цвета.
- Дайте краске подсохнуть, затем приклейте кружочки с лицами на большой лист бумаги. У нас получились взлохмаченные человечки.
Занятие.
Тема: «Русские горки».
Программное содержание:
1. Учить детей рисовать штампами.
2. Продолжать знакомить детей с эмоциями.
3. Развивать воображение детей.
4. Активизация словаря эмоциональной лексики.
Материалы: длинный лист бумаги, гуашь, губка, кисточки, картофелина, разрезанная пополам, простой карандаш, круглые листочки бумаги.
Ход:
- Ребята, посмотрите, какой большой лист бумаги. Как вы думаете, что на нем можно нарисовать?
- У меня есть подсказка.
Рисую карандашом волнистую линию.
- На что это похоже?
- Верно. Сегодня мы будем рисовать горку. Обведите ее кракой.
Предлагаю детям кисточки и краски.
- Теперь обмакните губку в краску и сделайте отпечатки (показываю). Это будут вагончики.
Раздаю губки.
- Пусть наши вагончики пока подсохнут, а мы нарисуем пассажиров.
Раздаю листочки. Предлагаю красками нарисовать на них лица с разными настроениями. Прошу объяснить, почему нарисовали именно такое настроение.
- Теперь мы к нашим вагончикам пририсуем колеса. Сделаем мы это точно так же, как рисовали сами вагончики, только с помощью половины картофеля (показываю).
- Дадим колесам подсохнуть, рисуем каркас моста, приклеиваем пассажиров.
Индивидуальная работа.
Цель: воздействие на эмоциональную сферу ребенка, закрепление знаний об эмоциях, закрепление и активизация словаря эмоциональной лексики. Закрепление умения рисовать по мокрому фону.
Материалы: кисточки, вода, краски акварель, четыре рисунка с изображением облаков, стихотворение Н. А. Екимовой «Облака».
Ход:
- Я тебе сейчас прочитаю стихотворение, а ты его внимательно послушай.
Читаю первый отрывок стихотворения:
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
- Про что здесь говорится? Помнишь, мы рисовали сказку «Кап и Капелька». Сейчас попробуем нарисовать эту историю. (Приложение 11) Послушай, что было дальше.
Читаю второй отрывок:
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
- Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
- Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
- О чем здесь говорится? Какое облако увидел автор?
Прошу нарисовать: предлагаю лист бумаги с изображенным облаком, кисть, краски, воду.
Читаю третий отрывок:
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
- Какое облако увидел автор? Как ты догадался? Нарисуй это облако.
Читаю четвертый отрывок:
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
- Какое облако увидел автор? Как ты его изобразишь?
Читаю пятый отрывок:
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
- Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной!
- Какое облако увидел автор? Кого оно увидело в озере? Нарисуй его.
Читаю последний отрывок:
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
- Тебе понравилось стихотворение? Давай попробуем по твоим рисункам вспомнить, какие облака увидел автор: каким было первое облако? второе? третье? Последнее?
Индивидуальная работа.
Тема: «Волшебные шары».
Цель: активизация словаря эмоциональной лексики, закрепление представлений об изображениях эмоций.
Материалы: фломастеры, рисунки с изображениями шаров.
Ход:
Показываю ребенку картинки с изображением воздушных шаров разной формы. Ребенок внимательно разглядывает рисунки, затем на каждом схематически изображает эмоцию, которая, на его взгляд, больше подходит к форме шара. (Приложение 12)
2.5. Анализ результатов проведенной работы
Для анализа результатов проведенной работы была проведена повторная диагностика с использованием тех же методик, что и при выявлении исходного уровня эмоционального развития.
1.Изучение понимания эмоционального состояния людей, изображенных на картинке.
На та ша | Маша | Ка тя | Га ля | Ле ша | Славик | Ди ма | Во ва | Да ни ил | Се ре жа | Илья |
|
+ | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | Радость |
- | + | - | + | - | - | + | - | + | - | + | Задумчи- вость |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Обида |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Радость |
- | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | Грусть |
- | + | + | + | - | - | + | + | - | - | + | Страх |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Радость |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Грусть |
+ | + | + | + | + | + | + | + | - | + | - | Испуг |
+ | - | + | + | + | + | + | + | + | - | - | Грусть |
2.Изучение понимания схематического изображения эмоционального состояния.
На та ша | Маша | Ка тя | Га ля | Ле ша | Славик | Ди ма | Во ва | Да ни ил | Се ре жа | Илья |
|
- | - | - | + | - | + | + | - | - | - | + | Уста лость |
- | + | - | + | + | - | + | - | - | - | - | Робость |
+ | - | - | + | - | - | + | - | - | + | - | Удивление |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Грусть |
+ | + | + | - | + | - | + | + | - | - | - | Страх |
- | - | + | + | - | - | + | + | - | - | + | Обида |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Радость |
+ | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | Злость |