Нетрадиционные приемы в рисовании – средство обогащения эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 19:57, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть влияние нетрадиционных приемов в рисовании на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1.Изучить состояние проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста в теории.
2.Дать психолого-педагогическую характеристику детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3.Выявить особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4.Изучить возможности использования нетрадиционных приемов в рисовании в работе с детьми дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
1 глава. Теоретические основы эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством нетрадиционных приемов в рисовании. 6
1.1. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста. 6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. 11
1.3. Особенности эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи. 16
1.4.Нетрадиционные приемы в рисовании как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста. 18
1.5. Специфика использования нетрадиционных приемов в рисовании в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. 22

2 глава. Изучение влияния нетрадиционных приемов в рисовании на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 24
2.1. Характеристика базы проведения исследовательской
работы. 24
2.2. Характеристика исследуемой группы детей. 26
2.3. Содержание психолого-диагностической работы. 29
2.4. Описание работы по использованию нетрадиционных приемов в рисовании для развития эмоциональной сферы детей. 32
2.5. Анализ результатов проведенной работы. 45
Заключение 47
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом бр.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

Ставлю на доску рисунки с изображением животных: мышки бабочки, птицы, рыбы, лягушки и лисицы. Все они не раскрашены.

- Ребята, вы узнаете этих зверей?

Спрашиваю детей, кто изображен на рисунках. Раздаю детям рисунки (один на двоих). Предлагаю раскрасить животных восковыми мелками. Узнаю, кто возьмет какой цвет и почему. (Приложение 9)

- Каких красивых животных нарисовали Кап и Капелька и наши ребята. А теперь попробуйте нарисовать своих.

Раздаю детям рисунки, на которых изображены части тела животных в виде капелек. Предлагаю восковые мелки. Подхожу к каждому ребенку индивидуально. Спрашиваю, кого он нарисует, почему. (Приложение 10)

Прошу детей рассказать, кого они нарисовали.

-                     Капу и Капельке очень понравились ваши зверушки, и они приглашают их к себе в лес жить.

 

                              Занятие.

              Тема: «Взлохмаченные человечки».

Программное содержание:

1.                               Учить детей рисовать щетинной кистью.

2.                               Продолжать знакомить детей с изображениями эмоций.

3.                               Воспитывать коллективизм.

4.                               Активизация словаря: веселый, грустный, удивленный, испуганный, обиженный и так далее.

Материалы: большой лист бумаги, гуашь, клей, щетинные кисточки, листочки бумаги, карандаши, фломастеры.

Ход:

- Ребята, сегодня мы с вами  создавать портреты, но они будут непростые.

- Возьмите, пожалуйста, кружки из бумаги, которые лежат на ваших столах. На них разными цветами нарисуйте лица с разными настроениями.

Предлагаю детям карандаши и фломастеры. Прошу рассказать, кто какое настроение будет рисовать.

- Хорошо. Но портреты наши еще неполные; возьмите простые карандаши. Теперь обведем наши кружки на большом листе бумаги, оставляя между ними достаточно места.

Предлагаю детям кисточки и краски

- Теперь возьмите кисточки, обмакните их в краску. Делайте легкие мазки от центра к краю. Используйте краски разного цвета.

-         Дайте краске подсохнуть, затем приклейте кружочки с лицами на большой лист бумаги. У нас получились взлохмаченные человечки.

                              Занятие.

                    Тема: «Русские горки».

Программное содержание:

1.                  Учить детей рисовать штампами.

2.                  Продолжать знакомить детей с эмоциями.

3.                  Развивать воображение детей.

4.                  Активизация словаря эмоциональной лексики.

Материалы: длинный лист бумаги, гуашь, губка, кисточки, картофелина, разрезанная пополам, простой карандаш, круглые листочки бумаги.

Ход:

- Ребята, посмотрите, какой большой лист бумаги. Как вы думаете, что на нем можно нарисовать?

- У меня есть подсказка.

Рисую карандашом волнистую линию.

- На что это похоже?

- Верно. Сегодня мы будем рисовать горку. Обведите ее кракой.

Предлагаю детям кисточки и краски.

- Теперь обмакните губку в краску и сделайте отпечатки (показываю). Это будут вагончики.

Раздаю губки.

- Пусть наши вагончики пока подсохнут, а мы нарисуем пассажиров.

Раздаю листочки. Предлагаю красками нарисовать на них лица с разными настроениями. Прошу объяснить, почему нарисовали именно такое настроение.

- Теперь мы к нашим вагончикам пририсуем колеса. Сделаем мы это точно так же, как рисовали сами вагончики, только с помощью половины картофеля (показываю).

-                     Дадим колесам подсохнуть, рисуем каркас моста, приклеиваем пассажиров.

                                  

                            Индивидуальная работа.

                                   Тема: «Облака.»

Цель: воздействие на эмоциональную сферу ребенка, закрепление знаний об эмоциях, закрепление и активизация словаря эмоциональной лексики. Закрепление умения рисовать по мокрому фону.

Материалы: кисточки, вода, краски акварель, четыре рисунка с изображением облаков, стихотворение Н. А. Екимовой «Облака».

Ход:

-  Я тебе сейчас прочитаю стихотворение, а ты его внимательно послушай.

Читаю первый отрывок стихотворения:

                   По небу плыли облака,

                   А я на них смотрел.

                   И два похожих облачка

                   Найти я захотел.

                   Я долго всматривался ввысь

                   И даже щурил глаз,

                   А что увидел я, то вам

                   Все расскажу сейчас.

- Про что здесь говорится? Помнишь, мы рисовали сказку «Кап и Капелька». Сейчас попробуем нарисовать эту историю. (Приложение 11) Послушай, что было дальше.

Читаю второй отрывок:

                   Вот облачко веселое

                   Смеется надо мной:

                   - Зачем ты щуришь глазки так?

                   Какой же ты смешной!

                   Я тоже посмеялся с ним:

                   - Мне весело с тобой!

                   И долго-долго облачку

                   Махал я вслед рукой.

- О чем здесь говорится? Какое облако увидел автор?

Прошу нарисовать: предлагаю лист бумаги с изображенным облаком, кисть, краски, воду.

Читаю третий отрывок:

                   А вот другое облачко

                   Расстроилось всерьез:

                   Его от мамы ветерок

                   Вдруг далеко унес.

                   И каплями-дождинками

                   Расплакалось оно…

                   И стало грустно-грустно так,

                   А вовсе не смешно.

- Какое облако увидел автор? Как ты догадался? Нарисуй это облако.

Читаю четвертый отрывок:

                   И вдруг по небу грозное

                   Страшилище летит

                   И кулаком громадным

                   Сердито мне грозит.

                   Ох, испугался я, друзья,

                   Но ветер мне помог:

                   Так дунул, что страшилище

                   Пустилось наутек.

- Какое облако увидел автор? Как ты его изобразишь?

Читаю пятый отрывок:

                   А маленькое облачко

                   Над озером плывет,

                   И удивленно облачко

                   Приоткрывает рот:

                   - Ой, кто там в глади озера

                   Пушистенький такой,

                   Такой мохнатый, мягонький?

                   Летим, летим со мной!

- Какое облако увидел автор? Кого оно увидело в озере? Нарисуй его.

Читаю последний отрывок:

                   Так очень долго я играл

                   И вам хочу сказать,

                   Что два похожих облачка

                   Не смог я отыскать.

-                     Тебе понравилось стихотворение? Давай попробуем по твоим рисункам вспомнить, какие облака увидел автор: каким было первое облако? второе? третье? Последнее?

 

                      Индивидуальная работа.

                     Тема: «Волшебные шары».

Цель: активизация словаря эмоциональной лексики, закрепление представлений об изображениях эмоций.

Материалы: фломастеры, рисунки с изображениями шаров.

Ход:

Показываю ребенку картинки  с изображением воздушных шаров разной формы. Ребенок внимательно разглядывает рисунки, затем на каждом схематически изображает эмоцию, которая, на его взгляд, больше подходит к форме шара. (Приложение 12)

                                       

 

 

 

2.5.           Анализ результатов проведенной работы

Для анализа результатов проведенной работы была проведена повторная диагностика с использованием тех же методик, что и при выявлении исходного уровня эмоционального развития.

1.Изучение понимания эмоционального состояния людей, изображенных на картинке.

 

                                                                                                          Таблица № 5

На

та

ша

Маша

Ка

тя

Га

ля

Ле

ша

Славик

Ди

ма

Во

ва

Да

ни

ил

Се

ре

жа

Илья

 

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

Радость

-

+

-

+

-

-

+

-

+

-

+

Задумчи-

вость

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Обида

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Радость

-

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

Грусть

-

+

+

+

-

-

+

+

-

-

+

Страх

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Радость

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Грусть

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

-

Испуг

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

-

Грусть

          

 

 

      

 

 

 

 

  2.Изучение понимания схематического изображения эмоционального состояния.

                                                                                                              Таблица № 6

На

та

ша

Маша

Ка

тя

Га

ля

Ле

ша

Славик

Ди

ма

Во

ва

Да

ни

ил

Се

ре

жа

Илья

 

-

-

-

+

-

+

+

-

-

-

+

Уста лость

-

+

-

+

+

-

+

-

-

-

-

Робость

  +

-

-

+

-

-

+

-

-

+

-

Удивление

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Грусть

+

+

+

-

+

-

+

+

-

-

-

Страх

-

-

+

+

-

-

+

+

-

-

+

Обида

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Радость

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

Злость

Информация о работе Нетрадиционные приемы в рисовании – средство обогащения эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи