Нетрадиционные приемы в рисовании – средство обогащения эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 19:57, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть влияние нетрадиционных приемов в рисовании на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1.Изучить состояние проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста в теории.
2.Дать психолого-педагогическую характеристику детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3.Выявить особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4.Изучить возможности использования нетрадиционных приемов в рисовании в работе с детьми дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
1 глава. Теоретические основы эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством нетрадиционных приемов в рисовании. 6
1.1. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста. 6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. 11
1.3. Особенности эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи. 16
1.4.Нетрадиционные приемы в рисовании как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста. 18
1.5. Специфика использования нетрадиционных приемов в рисовании в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. 22

2 глава. Изучение влияния нетрадиционных приемов в рисовании на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 24
2.1. Характеристика базы проведения исследовательской
работы. 24
2.2. Характеристика исследуемой группы детей. 26
2.3. Содержание психолого-диагностической работы. 29
2.4. Описание работы по использованию нетрадиционных приемов в рисовании для развития эмоциональной сферы детей. 32
2.5. Анализ результатов проведенной работы. 45
Заключение 47
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом бр.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

 

 

3. Опрос детей.

Цель: выяснить эмоциональное отношение детей к посещению дошкольно-образовательного учреждения.

Подготовка: схематические изображения эмоций.

Проведение: детям было предложено рассмотреть изображения и показать, с каким из этих чувств он идет в детский сад; на занятия.

 

 

 

             

  

        удовольствие       неудовольствие      неприятие

 

Опрос показал, что с удовольствием в дошкольное учреждение идут 50% детей, на занятия – 30%; с неудовольствием в дошкольное учреждение идут 30% детей, на занятия  40%; не хотят идти в дошкольное учреждение 20% детей, на занятия – 30% детей. 

 

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

-  эмоциональная сфера каждого ребенка имеет свои индивидуальные особенности;

-  дети легче распознают эмоции других людей по сюжетным картинкам, чем по схематическим изображениям;

-                     возникают  затруднения в соотнесении эмоционального состояния с его названием;

-                     необходима дальнейшая работа по развитию эмоциональной сферы детей.

Мы  разработали систему использования нетрадиционных приемов в рисовании для эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

 

2.4. Описание работы по использованию нетрадиционных приемов в рисовании для развития эмоциональной сферы детей

Главной задачей реализации проекта было гармоничное включение этой работы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Условия реализации педагогического проекта:

1.     Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

2.     Учет особенностей нарушений речи.

3.     Вариативность.

4.     Развивающий характер.

5.     Разнообразные формы организации работы.

Педагогическую работу мы строили с учетом следующих положений:

1.                 Системность организации психики ребенка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путем воздействия на другие  психические процессы (ощущения, мышление, воображение и так далее) и их регуляции. Это убедительно показано в работах Л.С.Выготского и А.В.Запорожца и др.

2.                 Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды дошкольного детства. Практическому воплощению этого принципа способствует учет интересов детей, определяемых их возрастом.

3.                 Поэтапность педагогической работы.

 

                Психогимнастика с использованием пиктограмм.

Цель: воздействие на эмоциональную сферу детей, формирование представлений об эмоциях, развития эмоциональной экспрессии, расширение словаря эмоциональной лексики. (Приложение 7)

«Робость».

Мальчик Костя первый раз пришел в детский сад, он вошел раздевалку, переоделся, познакомился с воспитателями и подошел к двери в группу. Он чуть приоткрыл дверь и заглянул внутрь. На его лице было вот такое чувство (показываю пиктограмму). Оно называется робостью

Глаза чуть опущены, голова слегка наклонена вбок.

«Радость».

Мама послала сына в магазин: «Купи, пожалуйста, конфеты и печенье, - сказала она, - мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение.

Глаза чуть прищурены, на лице улыбка.

«Страх».

Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, рвала цветы, пела песенки и услышала, что позади ее кто-то зашипел: «Ш-ш-ш!». Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой.

Глаза и рот широко открыты.

«Удивление».

Мальчик Дима гулял во дворе. Вдруг он услышал, как мама зовет его, стоя у отрытого окна: «Дима, пора домой, обед уже на столе». Дима попрощался с приятелями и пошел к дому. На дороге он увидел шляпу и решил его поднять, но шляпа как-будто угадала, что хочет сделать мальчик, и отпрыгнула в сторону. Дима очень удивился.

Брови подняты вверх, глаза широко открыты, губы растянуты и похоже на букву «О».

«Грусть».

У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Грустно в городе одному.

Глаза опущены.

«Злость».

К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. От нечего делать он стал гонять куриц по двору. Дедушка рассердился.

Глаза и рот широко открыты.

 

                                              Занятие.

                                 Тема: «Небо. Какое оно?»

 

Программное содержание занятия:

 

1.                 Учить детей рисовать небо, используя нетрадиционные  приёмы: по мокрому фону, «волшебный рисунок» свечёй.

2.                 Продолжать знакомить детей с произведениями мастеров живописи. Развивать умение видеть в картинах особенности неба в разное время года, в разное время суток, в разную погоду.

3.                 Формировать навык детей отвечать полным предложением, используя слова: картина, художник, выразил, отразил, звёздное, тревожное, ясное, пасмурное, облачное.

4.                 Воспитывать художественный вкус и умение замечать красоту  окружающего мира.

Подготовка к занятию:

  1. Картины художников: П.Н.Ковалёв, О.А.Ковалёва “Целинная осень”,  А.К.Саврасов “Просёлок”, Я.Крыжевский “Мир над землёй”, И.Родионов “Тревожный год”, И.И.Шишкин “Рожь”, Рылов “В голубом просторе”, Ф.А.Васильев “Оттепель”, А.Куинджи “Ночь на Днепре”, И. Ромадин “Лето”, К.А.Саврасов “Отеппель”, И.К.Айвазовский “Конец бури на море”.
  2. Музыка: инструментальный вариант песни “Облака”, музыкальная коллекция “Счастливые родители”, подбор стихов М.Ю.Лермонтова, С.Есенина.
  3. Краски акварель, бумага, кисти, вода, губка, свеча, палитра, подкладка, салфетка на каждого ребёнка.

Предварительная работа: беседа с воспитателем о знаниях и умениях детей.

План и приёмы обучения:

1часть занятия:

Организационный момент:

Играет инструментальная версия песни “Облака”. Дети входят в комнату.

  - Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в мою художественную мастерскую! Устраивайтесь, пожалуйста, поудобнее. Я очень рада, что ко мне в гости пришли ребята. А я художница – Акварелька.

                            Вот это моя мастерская,

                            Вы посмотрите, друзья!

                            Работаю, не отвлекаясь,

                            Над своими картинами я.

                            Вот это моя галерея,

                            А это – рабочий стол,

                            И всё, что я умею,

                            Всё здесь я приобрёл!

  - Проходите, пожалуйста, в мою галерею.                   

Приглашаю детей пройти в галерею на экскурсию.

  -  Здесь у меня выставлены репродукции картин известных художников, многих из которых вы уже, наверное, знаете .

  Детям даётся время для рассматривания картин. 

- Ребята, мы с вами каждый день видим небо, многие его не раз рисовали. Скажите, какого оно цвета? (ответы детей)

  - Действительно, небо всегда разного цвета. Давайте подумаем, от чего это зависит? (ответы детей)  

  - Правильно, цвет неба и его состояние зависит от времени суток, времени года и погоды. Теперь давайте посмотрим внимательно. Найдите, пожалуйста, репродукции, где по небу можно определить время суток (ответы детей).

  - Молодцы, ребята. Действительно, на этих репродукциях изображено небо в разное время суток (называю репродукции и авторов).

  - А теперь попробуем определить, где, на каких репродукциях небо указывает на время года? Какое оно? (ответы детей)

  - Хорошо. Я вижу, что вы настоящие знатоки искусства. На них и в самом деле художники отразили разные времена года (называю репродукции и авторов).

  - Думаю, вам не трудно тогда будет определить по небу на этих репродукциях состояние погоды (ответы детей).

  - Совершенно верно (называю репродукции и авторов).

  - Но небо любили изображать не только художники, но и поэты, композиторы. Вот послушайте строки из стихотворения М.Ю.Лермонтова:

                            В избушке позднею порою

Славянка юная сидит.

Вдали багровой полосою

На небе зарево горит…

  - Или ещё:

На звёзды часто устремлял я взор,

И на луну, небес ночных убор,

Но чувствовал, что не для них родился;

 

Я небо не любил, хотя дивился

Пространству без начала и конца,

                             Завидуя судьбе его творца…

- Поэты по-разному называли небо: синяя мгла, небесная чернь, голубая трава, небесный песок, алые маки зари, багряный небосклон, свод небес, угрюмый небосклон.

  - А теперь пройдём к моему рабочему столу.

Провожаю детей к рабочему месту.

  - А здесь моё рабочее место. Здесь я работаю с разными материалами и инструментами.

                            Вот мои помощники:

                            Палитра, кисти, лист,

                            Карандаши и краски.

                            Что б делал я без них?

  Дети разглядывают стол с материалами стоя.

  - Садитесь, пожалуйста, на стулья.

  - Вы знаете, я очень люблю рисовать. Посмотрите на мои рисунки. На них тоже изображено разное небо. Но одна из них осталась незаконченной. И я затрудняюсь в выборе, какое небо на ней изобразить. Ведь к ней может подойти любое небо: и пасмурное, с тучами, и солнечное, ясное. А ведь я знаю много способов, как можно нарисовать небо. Хотите, и вас научу?

Знакомлю детей с нетрадиционными приёмами в рисовании:

1. Рисование по сырому фону:

  - Посмотрите, сейчас я губкой смочу лист бумаги, намочив её в воде, отжав и быстро проведя по поверхности листа. Бумага впитывает воду, поэтому я провожу ещё раз. Теперь я обмакиваю кисть в краску и быстро провожу по листу. Так как лист мокрый,  краска на нём расплывается. Если я хочу нарисовать небо с облаками, то кисть веду круговыми движениями. Если нет, то продольными. Посмотрите внимательно, как у меня получается.

2. Рисование с использованием свечи:

  - А хотите увидеть волшебный рисунок? Посмотрите, у меня есть совершенно чистый альбомный лист. Я обмакиваю кисть в краску и начинаю закрашивать лист. Посмотрите, что получается: небо с облаками. Как это могло получиться (если дети знают, прошу рассказать. Если нет, рассказываю сама)?

- Но ведь небо бывает не только голубое и ясное, но и пасмурное, и красное от заката. Для этого можно смешивать краски (показываю примеры смешивания красок).

  2 часть занятия:

Самостоятельная деятельность детей:

  - Теперь, ребята, я прошу вас сесть за рабочие столы и нарисовать небо таким, каким вы его любите (прошу детей рассказать, какое небо они будут рисовать). Я показала вам два способа, как можно нарисовать небо. Выберите любой, какой вам больше понравился.

Не забывайте, что краски можно смешивать и получать различные оттенки. Можете приступать к работе. Чтобы вам было веселее рисовать, я включу  музыку (музыкальная коллекция “Счастливые родители”).

3 часть занятия:

Рассматривание работ (Приложение 8):

  - А теперь скажите, пожалуйста, какая работа кому больше понравилась и почему (беседа с детьми о работах).

  - Ох, трудная задача стоит передо мной, все работы хороши. Не знаю (выбираю работы, наиболее подходящие к незаконченной картине). Я вас благодарю за вашу помощь. Вот смотрю я на ваши работы и думаю, что вы настоящие художники. Поэтому я вам выдаю “Дипломы юных художников”, экзамен вы сдали на “отлично”. Ещё раз благодарю за старание и помощь.

                                  

                                Занятие.

        Тема: « Рисуем сказку «Кап и Капелька».

Цель: воздействие на эмоциональную сферу детей.

  Программное содержание:

1.      Учить детей видеть целое в частях предметов.

2.      Закреплять у детей умение рисовать восковыми мелками.

3.      Формировать у детей навык отвечать полным предложением.

4.      воспитывать культуру слушания произведений.

Материалы: рисунки животных, восковые мелки, доска, изображения Капа и Капельки, рисунки с различными частями тела животных в виде капелек.

Ход:

- Ребята, вы любите сказки? А пробовали ли вы когда-нибудь нарисовать сказку? Какую?

-  Вот и мы сейчас с вами попробуем нарисовать сказку. Она называется «Кап и Капелька». Послушайте ее:

« В одном городе жили Кап и Капелька. Кап был большой, а Капелька маленькая (выставляю на доску изображения Капа и Капельки). После дождя они любили прыгать по листьям и весело резвиться. Их фигурки были прозрачными, и зверушки смотрелись в них, как в зеркало. Кап и Капелька очень любили рисовать и изображали всех похожими на себя.»

Информация о работе Нетрадиционные приемы в рисовании – средство обогащения эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи