Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 19:57, дипломная работа
Цель работы: раскрыть влияние нетрадиционных приемов в рисовании на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1.Изучить состояние проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста в теории.
2.Дать психолого-педагогическую характеристику детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3.Выявить особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4.Изучить возможности использования нетрадиционных приемов в рисовании в работе с детьми дошкольного возраста.
Введение 3
1 глава. Теоретические основы эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством нетрадиционных приемов в рисовании. 6
1.1. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста. 6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. 11
1.3. Особенности эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи. 16
1.4.Нетрадиционные приемы в рисовании как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста. 18
1.5. Специфика использования нетрадиционных приемов в рисовании в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. 22
2 глава. Изучение влияния нетрадиционных приемов в рисовании на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 24
2.1. Характеристика базы проведения исследовательской
работы. 24
2.2. Характеристика исследуемой группы детей. 26
2.3. Содержание психолого-диагностической работы. 29
2.4. Описание работы по использованию нетрадиционных приемов в рисовании для развития эмоциональной сферы детей. 32
2.5. Анализ результатов проведенной работы. 45
Заключение 47
Список использованной литературы
3. Опрос детей.
Цель: выяснить эмоциональное отношение детей к посещению дошкольно-образовательного учреждения.
Подготовка: схематические изображения эмоций.
Проведение: детям было предложено рассмотреть изображения и показать, с каким из этих чувств он идет в детский сад; на занятия.
удовольствие неудовольствие неприятие
Опрос показал, что с удовольствием в дошкольное учреждение идут 50% детей, на занятия – 30%; с неудовольствием в дошкольное учреждение идут 30% детей, на занятия 40%; не хотят идти в дошкольное учреждение 20% детей, на занятия – 30% детей.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- эмоциональная сфера каждого ребенка имеет свои индивидуальные особенности;
- дети легче распознают эмоции других людей по сюжетным картинкам, чем по схематическим изображениям;
- возникают затруднения в соотнесении эмоционального состояния с его названием;
- необходима дальнейшая работа по развитию эмоциональной сферы детей.
Мы разработали систему использования нетрадиционных приемов в рисовании для эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
2.4. Описание работы по использованию нетрадиционных приемов в рисовании для развития эмоциональной сферы детей
Главной задачей реализации проекта было гармоничное включение этой работы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Условия реализации педагогического проекта:
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2. Учет особенностей нарушений речи.
3. Вариативность.
4. Развивающий характер.
5. Разнообразные формы организации работы.
Педагогическую работу мы строили с учетом следующих положений:
1. Системность организации психики ребенка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путем воздействия на другие психические процессы (ощущения, мышление, воображение и так далее) и их регуляции. Это убедительно показано в работах Л.С.Выготского и А.В.Запорожца и др.
2. Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды дошкольного детства. Практическому воплощению этого принципа способствует учет интересов детей, определяемых их возрастом.
3. Поэтапность педагогической работы.
Психогимнастика с использованием пиктограмм.
Цель: воздействие на эмоциональную сферу детей, формирование представлений об эмоциях, развития эмоциональной экспрессии, расширение словаря эмоциональной лексики. (Приложение 7)
«Робость».
Мальчик Костя первый раз пришел в детский сад, он вошел раздевалку, переоделся, познакомился с воспитателями и подошел к двери в группу. Он чуть приоткрыл дверь и заглянул внутрь. На его лице было вот такое чувство (показываю пиктограмму). Оно называется робостью
Глаза чуть опущены, голова слегка наклонена вбок.
«Радость».
Мама послала сына в магазин: «Купи, пожалуйста, конфеты и печенье, - сказала она, - мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение.
Глаза чуть прищурены, на лице улыбка.
«Страх».
Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, рвала цветы, пела песенки и услышала, что позади ее кто-то зашипел: «Ш-ш-ш!». Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой.
Глаза и рот широко открыты.
«Удивление».
Мальчик Дима гулял во дворе. Вдруг он услышал, как мама зовет его, стоя у отрытого окна: «Дима, пора домой, обед уже на столе». Дима попрощался с приятелями и пошел к дому. На дороге он увидел шляпу и решил его поднять, но шляпа как-будто угадала, что хочет сделать мальчик, и отпрыгнула в сторону. Дима очень удивился.
Брови подняты вверх, глаза широко открыты, губы растянуты и похоже на букву «О».
«Грусть».
У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Грустно в городе одному.
Глаза опущены.
«Злость».
К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. От нечего делать он стал гонять куриц по двору. Дедушка рассердился.
Глаза и рот широко открыты.
Программное содержание занятия:
1. Учить детей рисовать небо, используя нетрадиционные приёмы: по мокрому фону, «волшебный рисунок» свечёй.
2. Продолжать знакомить детей с произведениями мастеров живописи. Развивать умение видеть в картинах особенности неба в разное время года, в разное время суток, в разную погоду.
3. Формировать навык детей отвечать полным предложением, используя слова: картина, художник, выразил, отразил, звёздное, тревожное, ясное, пасмурное, облачное.
4. Воспитывать художественный вкус и умение замечать красоту окружающего мира.
Подготовка к занятию:
Предварительная работа: беседа с воспитателем о знаниях и умениях детей.
План и приёмы обучения:
1часть занятия:
Организационный момент:
Играет инструментальная версия песни “Облака”. Дети входят в комнату.
- Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в мою художественную мастерскую! Устраивайтесь, пожалуйста, поудобнее. Я очень рада, что ко мне в гости пришли ребята. А я художница – Акварелька.
Вот это моя мастерская,
Вы посмотрите, друзья!
Работаю, не отвлекаясь,
Над своими картинами я.
Вот это моя галерея,
А это – рабочий стол,
И всё, что я умею,
Всё здесь я приобрёл!
- Проходите, пожалуйста, в мою галерею.
Приглашаю детей пройти в галерею на экскурсию.
- Здесь у меня выставлены репродукции картин известных художников, многих из которых вы уже, наверное, знаете .
Детям даётся время для рассматривания картин.
- Ребята, мы с вами каждый день видим небо, многие его не раз рисовали. Скажите, какого оно цвета? (ответы детей)
- Действительно, небо всегда разного цвета. Давайте подумаем, от чего это зависит? (ответы детей)
- Правильно, цвет неба и его состояние зависит от времени суток, времени года и погоды. Теперь давайте посмотрим внимательно. Найдите, пожалуйста, репродукции, где по небу можно определить время суток (ответы детей).
- Молодцы, ребята. Действительно, на этих репродукциях изображено небо в разное время суток (называю репродукции и авторов).
- А теперь попробуем определить, где, на каких репродукциях небо указывает на время года? Какое оно? (ответы детей)
- Хорошо. Я вижу, что вы настоящие знатоки искусства. На них и в самом деле художники отразили разные времена года (называю репродукции и авторов).
- Думаю, вам не трудно тогда будет определить по небу на этих репродукциях состояние погоды (ответы детей).
- Совершенно верно (называю репродукции и авторов).
- Но небо любили изображать не только художники, но и поэты, композиторы. Вот послушайте строки из стихотворения М.Ю.Лермонтова:
Славянка юная сидит.
Вдали багровой полосою
Завидуя судьбе его творца…
- Поэты по-разному называли небо: синяя мгла, небесная чернь, голубая трава, небесный песок, алые маки зари, багряный небосклон, свод небес, угрюмый небосклон.
- А теперь пройдём к моему рабочему столу.
Провожаю детей к рабочему месту.
- А здесь моё рабочее место. Здесь я работаю с разными материалами и инструментами.
Вот мои помощники:
Палитра, кисти, лист,
Карандаши и краски.
Что б делал я без них?
Дети разглядывают стол с материалами стоя.
- Садитесь, пожалуйста, на стулья.
- Вы знаете, я очень люблю рисовать. Посмотрите на мои рисунки. На них тоже изображено разное небо. Но одна из них осталась незаконченной. И я затрудняюсь в выборе, какое небо на ней изобразить. Ведь к ней может подойти любое небо: и пасмурное, с тучами, и солнечное, ясное. А ведь я знаю много способов, как можно нарисовать небо. Хотите, и вас научу?
Знакомлю детей с нетрадиционными приёмами в рисовании:
1. Рисование по сырому фону:
- Посмотрите, сейчас я губкой смочу лист бумаги, намочив её в воде, отжав и быстро проведя по поверхности листа. Бумага впитывает воду, поэтому я провожу ещё раз. Теперь я обмакиваю кисть в краску и быстро провожу по листу. Так как лист мокрый, краска на нём расплывается. Если я хочу нарисовать небо с облаками, то кисть веду круговыми движениями. Если нет, то продольными. Посмотрите внимательно, как у меня получается.
2. Рисование с использованием свечи:
- А хотите увидеть волшебный рисунок? Посмотрите, у меня есть совершенно чистый альбомный лист. Я обмакиваю кисть в краску и начинаю закрашивать лист. Посмотрите, что получается: небо с облаками. Как это могло получиться (если дети знают, прошу рассказать. Если нет, рассказываю сама)?
2 часть занятия:
Самостоятельная деятельность детей:
- Теперь, ребята, я прошу вас сесть за рабочие столы и нарисовать небо таким, каким вы его любите (прошу детей рассказать, какое небо они будут рисовать). Я показала вам два способа, как можно нарисовать небо. Выберите любой, какой вам больше понравился.
Не забывайте, что краски можно смешивать и получать различные оттенки. Можете приступать к работе. Чтобы вам было веселее рисовать, я включу музыку (музыкальная коллекция “Счастливые родители”).
Рассматривание работ (Приложение 8):
- А теперь скажите, пожалуйста, какая работа кому больше понравилась и почему (беседа с детьми о работах).
- Ох, трудная задача стоит передо мной, все работы хороши. Не знаю (выбираю работы, наиболее подходящие к незаконченной картине). Я вас благодарю за вашу помощь. Вот смотрю я на ваши работы и думаю, что вы настоящие художники. Поэтому я вам выдаю “Дипломы юных художников”, экзамен вы сдали на “отлично”. Ещё раз благодарю за старание и помощь.
Тема: « Рисуем сказку «Кап и Капелька».
Цель: воздействие на эмоциональную сферу детей.
Программное содержание:
1. Учить детей видеть целое в частях предметов.
2. Закреплять у детей умение рисовать восковыми мелками.
3. Формировать у детей навык отвечать полным предложением.
4. воспитывать культуру слушания произведений.
Материалы: рисунки животных, восковые мелки, доска, изображения Капа и Капельки, рисунки с различными частями тела животных в виде капелек.
Ход:
- Ребята, вы любите сказки? А пробовали ли вы когда-нибудь нарисовать сказку? Какую?
- Вот и мы сейчас с вами попробуем нарисовать сказку. Она называется «Кап и Капелька». Послушайте ее:
« В одном городе жили Кап и Капелька. Кап был большой, а Капелька маленькая (выставляю на доску изображения Капа и Капельки). После дождя они любили прыгать по листьям и весело резвиться. Их фигурки были прозрачными, и зверушки смотрелись в них, как в зеркало. Кап и Капелька очень любили рисовать и изображали всех похожими на себя.»