Нетрадиционные приемы в рисовании – средство обогащения эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 19:57, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть влияние нетрадиционных приемов в рисовании на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1.Изучить состояние проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста в теории.
2.Дать психолого-педагогическую характеристику детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3.Выявить особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4.Изучить возможности использования нетрадиционных приемов в рисовании в работе с детьми дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
1 глава. Теоретические основы эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством нетрадиционных приемов в рисовании. 6
1.1. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста. 6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. 11
1.3. Особенности эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи. 16
1.4.Нетрадиционные приемы в рисовании как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста. 18
1.5. Специфика использования нетрадиционных приемов в рисовании в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. 22

2 глава. Изучение влияния нетрадиционных приемов в рисовании на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 24
2.1. Характеристика базы проведения исследовательской
работы. 24
2.2. Характеристика исследуемой группы детей. 26
2.3. Содержание психолого-диагностической работы. 29
2.4. Описание работы по использованию нетрадиционных приемов в рисовании для развития эмоциональной сферы детей. 32
2.5. Анализ результатов проведенной работы. 45
Заключение 47
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом бр.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

 

 

В качестве результатов использования системы применения нетрадиционных приемов в рисовании для эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста  нами были отмечены следующие:

-         у детей значительно расширился словарь эмоциональной лексики;

-         развитие эмоционального реагирования;

-         развитие эмоциональной экспрессии;

-         развитие эмпатии, сочувствия;

-         дети  стали лучше ориентироваться в эмоциональных состояниях других людей;

-         дети охотнее стали ходить на занятия;

-         детям понравилось использовать в своих работах нетрадиционные приемы в рисовании.

 

                                          Заключение

Анализ литературы по проблеме показывает:

- Эмоции воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.

- Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон.

- Умение управлять своими эмоциями – главное достижение дошкольного возраста к моменту вхождения ребёнка в кризис 7 лет. Это, однако, возможно лишь в том случае, когда ребёнок к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не достаёт «материала» для того, что бы научиться подобному управлению. Эмоциональная функция потому и называется центральной психической функцией дошкольников, что к концу дошкольного периода она становится произвольной.

- Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с общим недоразвитием речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации, в связи с чем особую значимость приобретает дифференцированная психопрофилактика и психокоррекция имеющихся у этих детей особенностей эмоционально-личностного развития.

  - Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.   Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием.

На практике мы убедились:

-  эмоциональная сфера каждого ребенка имеет свои индивидуальные особенности;

-  дети легче распознают эмоции других людей по сюжетным картинкам, чем по схематическим изображениям;

-                     у детей возникают  затруднения в соотнесении эмоционального состояния с его названием;

-                     в детских садах необходима работа по развитию эмоциональной сферы детей;

-                     в данной работе важно учитывать ряд условий и положений;

-                     нетрадиционные приемы в рисовании помогают в работе по эмоциональому развитию детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Список использованной литературы:

1.       Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: «Академия», 1999. – 336с.

2.       Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.: “Академия”, 1998. – 304 с.

3.       Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит: Пособие для воспитателей и родителей / Т. А. Ткаченко. – СПб: «Акцидент», 1997. – 112с.

4.       Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Тренинговая программа эмоционального развития дошкольников, практическое пособие / С. В. Крюкова, Н. П. Слободняк. – М.: «Генезис», 2003.

5.       Зеньковский, В. В. Психология детства: Учеб. пособие / В. В. Зеньковский. – М., 1998.

6.       Григорьева, Галина Григорьевна. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Г. Г. Григорьева. – М.: «Высшее образование», 2000. – 344с.

7.       Выготский, Лев Семенович. Кризис семи лет: Учеб. пособие / Л. С. Выготский. – СПб., 1997.

8.       Выготский, Лев Семенович. Проблема возраста: Учеб пособие / Л. С. Выготский. – СПб., 1997.

9.       Берн, Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных / Э. Берн. – СПб.: «Талисман», 1994.

10.   Кузнецова, Людмила Вениаминовна. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: «Академия», 2003. – 480с.

11.   Балакирева, Татьяна Степановна. Эмоции и дети / Т. С. Балакирева // Дошкольное воспитание. – 2005, - Вып. 1. – С. 65 –66.

12.   Минаева, В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека / В. Минаева // Дошкольное воспитание. – 2003, - Вып. 2. – С. 13 – 20.

13.   Ежкова, Нина Сергеевна. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности / Н. С. Ежкова // Дошкольное воспитание. – 2003, -  Вып. 1. – С. 20 – 27.

14.   Ильина, А. Рисование нетрадиционными способами / А. Ильина // Дошкольное воспитание. – 2004, - Вып. 2. – С. 48 – 50.

15.   Гудимова, Н. Обучаем и воспитываем детей с отклонениями в развитии средствами изобразительной деятельности / Н. Гудимова // Дошкольное воспитание. – 2005, - Вып. 2. – С. 121 – 122.

16.   Ежкова, Нина Сергеевна. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента / Н. С. Ежкова // Дошкольное воспитание. – 2004, - Вып. 8. – С. 65 – 71.

17.   Кошелева, Е. А. Эмоциональное развитие дошкольника: Учеб. пособие / Под ред. Е. А. Кошелевой. -  М.: «Просвещение», 1995.

18.   Полуянов, Ю. А. Дети рисуют: Учеб. пособие / Ю. А. Полуянов. – М.: «Педагогика», 1998.

19.   Саккулина, Н. П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для студентов пед. училищ / Под ред. Н. П. Саккулиной, Т. С. Комаровой. – М.: «Просвещение», 1979. – 272 с.

20.   Минаева, М. Н. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: Пособие для практических работников дошкольных учреждений  / М. Н. Минаева. – М.: АРКТИ, 1999. – 48 с.

21.   Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. М.: «Гном – Пресс», 1999. – 80 с.

22.   Волосовец, Татьяна Владимировна. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебных заведений / Т. В. Волосовец, Н. В. Горина, Н. И. Зверева и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. – М.: «Академия», 2000. – 200 с.

23.   Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи: Учеб. пособие / Н. В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 528 с.

24.   Кашапов, Раиль Рифкатович. Практическая психология для родителей, или Педагогика взаимности. /Р. Р. Кашапов. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2003. - 320 с.

25.   Драйден, Г. Революция в обучении. Перевод с английского / Гордон Драйден, Джаннет Восс. -  М.: ООО «ПАРВИНЕ», 2003. – 672 с.

26.   Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина; Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.

 

 



Информация о работе Нетрадиционные приемы в рисовании – средство обогащения эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи