Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 19:57, дипломная работа
Цель работы: раскрыть влияние нетрадиционных приемов в рисовании на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1.Изучить состояние проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста в теории.
2.Дать психолого-педагогическую характеристику детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3.Выявить особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4.Изучить возможности использования нетрадиционных приемов в рисовании в работе с детьми дошкольного возраста.
Введение 3
1 глава. Теоретические основы эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством нетрадиционных приемов в рисовании. 6
1.1. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста. 6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. 11
1.3. Особенности эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи. 16
1.4.Нетрадиционные приемы в рисовании как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста. 18
1.5. Специфика использования нетрадиционных приемов в рисовании в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. 22
2 глава. Изучение влияния нетрадиционных приемов в рисовании на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 24
2.1. Характеристика базы проведения исследовательской
работы. 24
2.2. Характеристика исследуемой группы детей. 26
2.3. Содержание психолого-диагностической работы. 29
2.4. Описание работы по использованию нетрадиционных приемов в рисовании для развития эмоциональной сферы детей. 32
2.5. Анализ результатов проведенной работы. 45
Заключение 47
Список использованной литературы
И последнее. Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например: «Зимой дома тепло, потому что нет снега», «Автобус едет быстрее велосипеда – он больше».
Дети с указанным нарушением могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, так как они стоят в комнате; некоторые с трудом решают простейшие математические задачи или не в состоянии отгадать даже несложные загадки.
Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией и иногда трудно бывает определить, что первично, а что вторично. В частности, это касается словесно-логического мышления и внимания.
Характерологические (личностные) особенности детей с общим недоразвитием речи заметны любому воспитателю, отработавшему в специальной группе хотя бы одну смену. Отклонение от нормы у таких малышей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Так, на занятиях одни из них намного быстрее своих нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, то есть перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ товарища.
В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемы), а иные, наоборот – вялость, апатию (они не проявляют интереса к играм, чтению им книжек воспитателем). Среди таких детей встречаются ребята с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желанию делать все наоборот), излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости. Воспитатели постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание.
1.3. Особенности эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи
Среди немногочисленных работ, посвященных исследованию особенностей эмоционально-волевой сферы и личностного развития при речевых нарушениях, можно назвать работы таких ученных, как В. М. Шкловский, В. И. Селиверстов, Л. А. Зайцева, О. С. Орлова, Л. Е. Гончарук, Г. А. Волкова (10), и некоторых других.
Л. М. Шипицина, Л. С. Волкова (10) в результате исследований, выполненных, в частности, с использованием методики «Цветовых наборов» М. Люшера, выявили некоторые особенности эмоционально-личностных качеств детей с общим недоразвитием речи.
В отличие от детей с нормой речевого развития многим детям с ОНР свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.
В определении таких эмоционально-личностных качеств, как концентричность – эксцентричность, отмечается отчетливое доминирование у дошкольников как с нормальной речью, так и нарушенной свойства эксцентричности, когда дети проявляют живой интерес к окружающему как источнику получения помощи, информации. Однако у значительной части детей как с нарушенной речью, так и с нормальным речевым развитием обнаруживается свойство концентричности, что свидетельствует об их сосредоточенности на собственных проблемах, склонности все переживания держать в себе, замкнутости.
У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается более низкая работоспособность, которая у половины детей коррелирует с выраженностью стрессовых реакций и доминированием отрицательных эмоций.
Исследование самооценки с помощью теста «полярный профиль» позволило установить наиболее значимые различия в самооценке девочек и мальчиков с общим недоразвитием речи.
У девочек с нарушенной речью почти по всем сравниваемым параметрам самооценка оказывается выше, чем у девочек с нормальной речью, однако, в отличие от последних, они не считают себя здоровыми и вследствие этого в необходимой степени общительными.
Самооценка у двух групп мальчиков – с нормальной и нарушенной речью – отличается в меньшей степени, чем у девочек. Мальчики с нарушенной речью считают себя честными, храбрыми, необидчивыми и недрачливыми, однако они менее общительны и счастливы. Так же, как и девочки, они осознают, что причиной их необщительности является речевой дефект, однако они не считают себя ущербными в той мере, как девочки с нарушенной речью. В целом исследования показывают, что дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают. Чаще всего не фиксируется внимание на негативных чертах характера, а положительные качества несколько переоцениваются. В этом проявляется тенденция в самохарактеристике приближаться к идеальному образу.
Исследования уровня притязаний дошкольников с общим недоразвитием речи выявили, что в большинстве случаев реакция этих детей на неуспех отличается от той, которая наблюдается в норме. Это выражается в том, что после удачно выполненного задания часть детей переходит не к более трудному, а к более легкому заданию. Этот факт можно трактовать как формирование защитной реакции у детей с нарушениями речевого развития, стремление поддержать успех даже на заниженном уровне.
1.4. Нетрадиционные приемы в рисовании как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста
Одно из важнейших условий развития ребёнка – это появление и совершенствование его деятельности. Процесс развития деятельности означает постепенное становление всех её структурных компонентов: мотивов, целеполагания, комплекса действий. С развитием деятельности растёт, развивается, изменяется сам ребёнок.
Изобразительная деятельность зарождается в раннем и продолжает развиваться в дошкольном возрасте. Если вовремя создать условия для её появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребёнка.
Что важно видеть, понимать в детской изобразительной деятельности?
Во-первых, какие мотивы её побуждают, закономерности их становления и развития, постепенное появление целенаправленной деятельности.
Во-вторых, какие действия составляют эту деятельность, как они появляются, развиваются, соотносятся между собой.
В-третьих, каков возможный результат этой деятельности в дошкольном возрасте, его смысл и значение для развития ребёнка.
Ведущим, главным мотивом в дошкольном возрасте постепенно становится интерес к предметам, явлениям, событиям, которые ребёнок и пытается изображать. Изобразительная деятельность, вернее, её результаты не направлены на других людей, хотя оценка, отношение взрослого к рисунку рано начинает интересовать детей.
Специфическим мотивом изобразительной деятельности является интерес к самой деятельности, хотя предмет увлечения может быть различным.
В последние годы все больше становится детей с нарушениями психо-эмоционального развития, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Соответствующим образом организованная работа по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить проблемы.
Значительное распространение получила психотерапия через искусство, идея которой заключается в том, что подавляемые ребенком эмоции связаны с неудачами в учебе или отношениях с другими людьми. Выход должен быть найден на занятиях по изобразительной деятельности. Искусство рассматривается не как путь к отражению действительности в художественных образах, а как средство самовыражения, поэтому на больших листах бумаги дети рисуют пальцами, ладонью, кистью, выбирая краски по желанию.
Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Именно от взрослых зависит, какой будет духовная жизнь ребенка.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, используются нетрадиционные приемы изображения, они доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Используется кляксография, рисование пальцами, солью, мыльными пузырями, разбрызгиванием и так далее. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?
Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь выдумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – все это моё!».
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.
К нетрадиционным приемам в рисовании относятся следующие :
пальчиковая живопись: ребенок опускает в гуашь палец или ладошку, затем делает отпечатки на бумаге (Приложение 1);
монотипия: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета, затем лист снова складывается для получения отпечатка (Приложение 2);
сграффито;
рисование на мокром фоне: ребенок смачивает лист бумаги водой, затем акварельными красками наносит рисунок;
рисование щетинной кистью (Приложение 3);
кляксография: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. Затем лист накрывается другим и прижимается, верхний лист снимается. Ребенок рассматривает изображение и определяет, на что оно похоже, затем дорисовываются недостающие детали;
рисование на мятом листе бумаги: ребенок сминает лист бумаги, затем расправляет его и наносит рисунок;
рисование на стекле;
рисование штампами ;
рисование тычком;
рисование по трафарету;
текстурная бумага: изображение наносится с помощью соли, целлофана, мыльных пузырей и так далее;
мозаика;
диатипия;
рельефные рисунки;
выдувание: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался пятна и бумаги. Недостающие детали дорисовываются;
техника набрызга: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о палец, который держит над бумагой (Приложение 4);
рисование свечой (восковыми мелками) : ребенок рисует свечой восковыми мелками) на бумаге, затем закрашивает лист акварелью (Приложение 5);
граттаж: ребенок натирает лист бумаги свечой так, чтобы он весь был покрыт слоем воска, затем на него тушь. После высыхания рисунок процарапывается палочкой;
волшебные нитки: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее, затем на листе бумаги выкладывает рисунок, оставляя один конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает и вытягивает нитку за кончик;
старая фреска.
Данные приёмы помогают сделать детские рисунки более реалистичными, объёмными, выразительными и необычными. Всё это очень нравится детям.
1.5. Специфика использования нетрадиционных приемов в рисовании в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
У детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются нарушения моторики, что указывает на недостаточное развитие тактильно-моторных ощущений, являющихся организующим моментом любой деятельности. Эти нарушения влияют прежде всего на способность детей к изобразительному творчеству. Наблюдается узость тематики рисунка и многократное повторение темы, отсутствие способов изображения предметов и явлений. И даже дети, владеющие элементарными техническими приёмами, не проявляют достаточной усидчивости, воли и внимания в своих занятиях. Снижено их критическое отношение к чужой и своей работе.
Рисунок как продукт изобразительной деятельности ребенка позволяет выявить основные характерные проблемы, с которыми сталкивается ребенок в процессе изобразительной деятельности, и найти пути их решения .Кроме анализа рисунков нужны и наблюдения самого процесса рисования.
Для развития графических навыков требуется развитие мелкой мускулатуры согласованных движений. Главное условие правильного изображения предметов – полноценное восприятие (единство сенсорного и мыслительного компонентов). Целенаправленное восприятие предметов способствует развитию познавательной деятельности, наблюдательности, внимания, овладения формой и цветом.
Один из самых трудных моментов – передача в рисунке пропорций, соотношения частей предметов.
Наблюдая за процессом рисования, воспитатели должны обратить внимание на быстроту наступления утомления ребенка, его реакцию на указания взрослого, количество и скорость выполнения заданного, а затем уже анализировать форму и содержание рисунка, цветовые предпочтения.