Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 19:57, дипломная работа
Цель работы: раскрыть влияние нетрадиционных приемов в рисовании на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1.Изучить состояние проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста в теории.
2.Дать психолого-педагогическую характеристику детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3.Выявить особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4.Изучить возможности использования нетрадиционных приемов в рисовании в работе с детьми дошкольного возраста.
Введение 3
1 глава. Теоретические основы эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством нетрадиционных приемов в рисовании. 6
1.1. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста. 6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. 11
1.3. Особенности эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи. 16
1.4.Нетрадиционные приемы в рисовании как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста. 18
1.5. Специфика использования нетрадиционных приемов в рисовании в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. 22
2 глава. Изучение влияния нетрадиционных приемов в рисовании на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 24
2.1. Характеристика базы проведения исследовательской
работы. 24
2.2. Характеристика исследуемой группы детей. 26
2.3. Содержание психолого-диагностической работы. 29
2.4. Описание работы по использованию нетрадиционных приемов в рисовании для развития эмоциональной сферы детей. 32
2.5. Анализ результатов проведенной работы. 45
Заключение 47
Список использованной литературы
Анализ рисунка показывает проблемы, с которыми встречается ребенок, и позволяет пометить следующий этап работы – подбор дидактических игр и упражнений, а также рекомендации для родителей.
Таким образом, анализ литературы по данной проблеме убедительно доказывает: существует необходимость развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. А использование нетрадиционных приемов в рисовании помогают в этой работе, систему которой мы описали во второй главе.
Глава 2. Изучение влияния нетрадиционных приемов в рисовании на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
2.1. Характеристика базы проведения исследовательской работы
Педагогическая практика проводилась в ДОУ г. Сокол. Первые упоминания о существовании его можно прочесть в архивных документах Сокольского горисполкома за 1946 год «Сведения о наличии предприятий и учреждений городского подчинения».
Данное дошкольное образовательное учреждение единственное в городе с логопедической направленностью. Основная цель – помочь каждому ребёнку стать уверенным в себе.
С 1995 года и по настоящее время ДОУ полностью специализируется на логопедическом направлении. На всех 4 группах общими усилиями логопедов и воспитателей ведётся работа по коррекции речи детей. ДОУ полностью укомплектовано специалистами. В саду обеспечивается медико-психолого-
Психологическое сопровождение развития ребёнка стало более реальным с введением в ДОУ ставки педагога – психолога с 2002 – 03 учебного года. Психолог проводит диагностическое обследование, выявляет компенсаторные возможности и трудности в развитии интеллектуально-познавательной деятельности детей. По итогам обследования проводится коррекционная работа в виде тренингов, индивидуальных и подгрупповых занятий.
Педагогическое воздействие обеспечивают прочные интегративные связи всех педагогов. Логопеды планируют, организуют и проводят всю коррекционную работу.
Воспитатели обеспечивают познавательную базу, укрепляют и закрепляют речевые умения детей, наработанные логопедом, а также осуществляют полноценную подготовку к обучению в массовой школе.
Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре обеспечивают физическое развитие ребёнка, отрабатывают координацию движений, темпо-ритмические способности, развивают общую и мелкую моторику, работают над дыханием.
Таким образом, в ДОУ обеспечивается единое коррекционно-речевое пространство с активным вовлечением в его всех сотрудников дошкольного учреждения, а также родителей воспитанников.
Можно отметить, что многолетний опыт доказывает, что стойкость положительных результатов по коррекции речи достигается при активном взаимодействии всех специалистов, работающих с детьми.
2.2. Характеристика исследуемой группы детей
Группу посещают 15 детей в возрасте от 4,5 до 6,5 лет. Из них 9 мальчиков и 6 девочек.
№ | Имя | Возраст | Диагноз |
1 | Сережа | 4г.10мес. | ОНР 3 уровень |
2 | Вова | 5л. 5мес. | ОНР 2-3 уровень, стертая дизартрия |
3 | Женя | 5л. 6мес. | ОНР 3 УРОВЕНЬ |
4 | Леша | 5л. 4 мес. | ОНР 3 уровень, заикание |
5 | Дима | 5л. 6 мес. | ОНР 3 уровень, заикание |
6 | Маша | 5лет | ОНР 3 уровень |
7 | Леша | 6л. 3мес. | ОНР 2-3 уровень, стертая дизартрия |
8 | Даниил | 4г. 10мес. | ОНР 3уровень |
9 | Наташа | 4г. 10мес. | ОНР 3 уровень |
| Катя | 4г. 9мес. | ОНР 3 уровень |
1 | Славик | 5л. 2 мес. | ОНР 2-3 уровень, стертая дизартрия |
1 | Арина | 5л. 5мес. | ОНР 3 уровень |
1 | Илья | 6 лет | ОНР 3 уровень |
1 | Лена | 6л.5мес. | ОНР 3 уровень |
1 | Галя | 5л. 4мес. | ОНР 3 уровень |
Беседа с воспитателем.
Цель: выявить особенности эмоциональной сферы детей группы.
Результаты беседы:
№ | Имя | Замкну-тость, грусть | Возбуди-мость | Тревож-ность | Эмоцио-наль-ность | Гиперак-тивность | Демонстратив-ность |
1 | Сережа | + |
|
|
|
|
|
2 | Вова |
| + |
|
| + |
|
3 | Женя |
|
|
| + |
|
|
4 | Леша | + | + | + |
|
|
|
5 | Дима |
| + |
|
|
|
|
6 | Маша |
| + |
|
|
|
|
7 | Леша |
| + |
|
|
|
|
8 | Даниил | + |
|
|
|
|
|
9 | Наташа |
|
|
|
| + |
|
1 | Катя | + |
|
|
| + | + |
1 | Славик |
| + |
|
| + |
|
1 | Арина |
| + |
|
|
|
|
1 | Илья | + |
|
|
|
|
|
1 | Лена |
| + |
|
|
|
|
1 | Галя | + |
| + |
|
|
|
Сравнительные диаграммы по результатам беседы:
Таким образом, в исследуемой группе детей в большей степени наблюдаются такие особенности эмоциональной сферы, как возбудимость, замкнутость и гиперактивность. Для определения дальнейшей работы с детьми по эмоциональному развитию мы использовали психодиагностические исследования.
2.3. Содержание психолого-диагностической работы
С детьми исследуемой группы были проведены психодиагностические исследования.
1.Изучение понимания эмоционального состояния людей, изображенных на картинке.
Цель: выявить исходный уровень эмоционального развития детей. Выявления индивидуальных психических особенностей ребенка.
Подготовка исследования: подобрать картинки (фотографии) с изображением детей (взрослых), на которых ярко выражено их эмоциональное состояние. (Приложение 6)
Проведение исследования: индивидуально с детьми трех-семи лет.
Ребенку последовательно показывают картинки детей (взрослых) и спрашивают: «Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом?».
Обработка данных: подсчитывают число верных ответов отдельно.
Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются.
На та ша | Маша | Ка тя | Га ля | Ле ша | Славик | Ди ма | Во ва | Да ни ил | Се ре жа | Илья |
|
+ | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | Радость |
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Задумчи- вость |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Обида |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Радость |
- | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | Грусть |
- | + | + | + | - | - | + | + | - | - | + | Страх |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Радость |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Грусть |
+ | + | + | - | + | + | + | + | - | - | - | Испуг |
+ | - | + | + | - | + | + | + | + | - | - | Грусть |
2.Изучение понимания схематического изображения эмоционального состояния.
Цель: выявление уровня понимания схематических изображений эмоций.
Подготовка исследования: подобрать схематические изображения эмоций.
Проведение исследования: индивидуально с детьми трех-семи лет. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки и затем сказать, какое эмоциональное состояние изображено.
Обработка данных: подсчитывают число верных ответов отдельно.
На та ша | Маша | Ка тя | Га ля | Ле ша | Славик | Ди ма | Во ва | Да ни ил | Се ре жа | Илья |
|
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Уста лость |
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Робость |
- | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | Удивление |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Грусть |
+ | + | + | - | + | - | + | + | - | - | - | Страх |
- | - | + | - | - | - | + | - | - | - | - | Обида |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Радость |
+ | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | Злость |