Нетрадиционные приемы в рисовании – средство обогащения эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 19:57, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть влияние нетрадиционных приемов в рисовании на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1.Изучить состояние проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста в теории.
2.Дать психолого-педагогическую характеристику детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3.Выявить особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4.Изучить возможности использования нетрадиционных приемов в рисовании в работе с детьми дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
1 глава. Теоретические основы эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством нетрадиционных приемов в рисовании. 6
1.1. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста. 6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. 11
1.3. Особенности эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи. 16
1.4.Нетрадиционные приемы в рисовании как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста. 18
1.5. Специфика использования нетрадиционных приемов в рисовании в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. 22

2 глава. Изучение влияния нетрадиционных приемов в рисовании на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 24
2.1. Характеристика базы проведения исследовательской
работы. 24
2.2. Характеристика исследуемой группы детей. 26
2.3. Содержание психолого-диагностической работы. 29
2.4. Описание работы по использованию нетрадиционных приемов в рисовании для развития эмоциональной сферы детей. 32
2.5. Анализ результатов проведенной работы. 45
Заключение 47
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом бр.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

Анализ рисунка показывает проблемы, с которыми встречается ребенок, и позволяет пометить следующий этап работы – подбор дидактических игр и упражнений, а также рекомендации для родителей.

Таким образом, анализ литературы по данной проблеме убедительно доказывает: существует необходимость развития  эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. А использование нетрадиционных приемов в рисовании помогают  в этой работе, систему которой мы описали во второй главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Изучение влияния нетрадиционных приемов в рисовании на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

 

2.1. Характеристика  базы  проведения  исследовательской  работы

Педагогическая практика проводилась  в ДОУ г. Сокол.  Первые упоминания о  существовании его можно прочесть в архивных документах Сокольского горисполкома за 1946 год «Сведения о наличии предприятий и учреждений городского подчинения».

Данное дошкольное образовательное учреждение единственное в городе с логопедической направленностью. Основная цель – помочь каждому ребёнку стать уверенным в себе.

С 1995 года и по  настоящее время ДОУ полностью специализируется на логопедическом направлении. На всех 4 группах общими усилиями логопедов и воспитателей ведётся работа по коррекции речи детей. ДОУ полностью укомплектовано специалистами. В саду обеспечивается медико-психолого-педагогическое сопровождение каждого ребёнка, которое регламентируется работой медико-психолого-педагогического консилиума. В штат дошкольного учреждения введён на часть ставки врач – психоневролог. Логопеды имеют возможность совместно с врачом намечать пути коррекции речевого развития каждого ребёнка, совмещая педагогическое воздействие с медицинским. В условиях ДОУ выполняются следующие назначения врача: физиолечение, массаж, медикаментозное лечение.

Психологическое сопровождение развития ребёнка стало более реальным с введением в ДОУ ставки педагога – психолога с 2002 – 03 учебного года. Психолог проводит диагностическое обследование, выявляет компенсаторные возможности и трудности в развитии интеллектуально-познавательной деятельности детей. По итогам обследования проводится коррекционная работа в виде тренингов, индивидуальных и подгрупповых занятий.

Педагогическое воздействие обеспечивают прочные интегративные связи всех педагогов. Логопеды планируют, организуют и проводят всю коррекционную работу.

Воспитатели обеспечивают познавательную базу, укрепляют и закрепляют речевые умения детей, наработанные логопедом, а также осуществляют полноценную подготовку к обучению в массовой школе.

Музыкальный руководитель и  инструктор по физической культуре обеспечивают физическое развитие ребёнка, отрабатывают координацию движений, темпо-ритмические способности, развивают общую и мелкую моторику, работают над дыханием.  

Таким образом, в ДОУ обеспечивается единое коррекционно-речевое пространство с активным вовлечением в его всех сотрудников дошкольного учреждения, а также родителей воспитанников.

Можно отметить, что многолетний опыт доказывает, что стойкость положительных результатов по коррекции речи достигается при активном взаимодействии всех специалистов, работающих с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Характеристика исследуемой группы детей

Группу посещают 15 детей в возрасте от 4,5 до 6,5 лет. Из них 9 мальчиков и 6 девочек.

                                                                                      Таблица № 1

Имя

Возраст

Диагноз

1

Сережа

4г.10мес.

ОНР 3 уровень

2

Вова

5л. 5мес.

ОНР 2-3 уровень, стертая дизартрия

3

Женя

5л. 6мес.

ОНР 3 УРОВЕНЬ

4

Леша

5л. 4 мес.

ОНР 3 уровень, заикание

5

Дима

5л. 6 мес.

ОНР 3 уровень, заикание

6

Маша

5лет

ОНР 3 уровень

7

Леша

6л. 3мес.

ОНР 2-3 уровень, стертая дизартрия

8

Даниил

4г. 10мес.

ОНР 3уровень

9

Наташа

4г. 10мес.

ОНР 3 уровень

 

Катя

4г. 9мес.

ОНР 3 уровень

1

Славик

5л. 2 мес.

ОНР 2-3 уровень, стертая дизартрия

1

Арина

5л. 5мес.

ОНР 3 уровень

1

Илья

6 лет

ОНР 3 уровень

1

Лена

6л.5мес.

ОНР 3 уровень

1

Галя

5л. 4мес.

ОНР 3 уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа с воспитателем.

Цель: выявить особенности эмоциональной сферы детей группы.

Результаты беседы:

                                                                                         Таблица № 2

Имя

Замкну-тость, грусть

Возбуди-мость

Тревож-ность

Эмоцио-наль-ность

Гиперак-тивность

Демонстратив-ность

1

Сережа

+

 

 

 

 

 

2

Вова

 

+

 

 

+

 

3

Женя

 

 

 

+

 

 

4

Леша

+

+

+

 

 

 

5

Дима

 

+

 

 

 

 

6

Маша

 

+

 

 

 

 

7

Леша

 

+

 

 

 

 

8

Даниил

+

 

 

 

 

 

9

Наташа

 

 

 

 

+

 

1

Катя

+

 

 

 

+

+

1

Славик

 

+

 

 

+

 

1

Арина

 

+

 

 

 

 

1

Илья

+

 

 

 

 

 

1

Лена

 

+

 

 

 

 

1

Галя

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительные диаграммы по результатам беседы:

 

 

Таким образом, в исследуемой группе детей в большей степени наблюдаются такие особенности эмоциональной сферы, как возбудимость, замкнутость и гиперактивность. Для определения дальнейшей работы с детьми по эмоциональному развитию мы использовали психодиагностические исследования.

 

 

2.3. Содержание психолого-диагностической работы

С  детьми  исследуемой группы  были  проведены  психодиагностические  исследования.

 

1.Изучение понимания эмоционального состояния людей, изображенных на картинке.

 

Цель: выявить исходный уровень эмоционального развития детей. Выявления индивидуальных психических особенностей ребенка.

 

Подготовка исследования: подобрать картинки (фотографии) с изображением детей (взрослых), на которых ярко выражено их эмоциональное состояние. (Приложение 6)

 

Проведение исследования: индивидуально с детьми трех-семи лет.

Ребенку последовательно показывают картинки детей (взрослых) и спрашивают: «Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом?».

 

Обработка данных: подсчитывают число верных ответов отдельно.

Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются.

 

                                                                                                      

 

 

 

 

                                                                                                          Таблица № 3

На

та

ша

Маша

Ка

тя

Га

ля

Ле

ша

Славик

Ди

ма

Во

ва

Да

ни

ил

Се

ре

жа

Илья

 

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

Радость

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Задумчи-

вость

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Обида

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Радость

-

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

Грусть

-

+

+

+

-

-

+

+

-

-

+

Страх

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Радость

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Грусть

+

+

+

-

+

+

+

+

-

-

-

Испуг

+

-

+

+

-

+

+

+

+

-

-

Грусть

          

 

 

         2.Изучение понимания схематического изображения эмоционального состояния.

Цель: выявление уровня понимания схематических изображений эмоций.

Подготовка исследования: подобрать схематические изображения эмоций.

Проведение исследования: индивидуально с детьми трех-семи лет. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки и затем сказать, какое эмоциональное состояние изображено.

Обработка данных: подсчитывают число верных ответов отдельно.

                                                                                                            

 

                                                                                                    Таблица № 4

На

та

ша

Маша

Ка

тя

Га

ля

Ле

ша

Славик

Ди

ма

Во

ва

Да

ни

ил

Се

ре

жа

Илья

 

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Уста лость

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Робость

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

Удивление

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Грусть

+

+

+

-

+

-

+

+

-

-

-

Страх

-

-

+

-

-

-

+

-

-

-

-

Обида

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Радость

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

Злость

Информация о работе Нетрадиционные приемы в рисовании – средство обогащения эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи