Нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Рассмотреть характеристики младшего школьного возраста.
3. Раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте.
4. Выявить эффективные условия и особенности формирования нравственного сознания, мышления, чувств младших школьников в учебной деятельности.
5. Изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
6.Произвести анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе;
7. Подвести итоги, сформулировать выводы.

Содержание работы

Введение.
Глава I. Теоретические аспекты нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
1.1 Проблематика изучения нравственного воспитания школьников в учебной деятельности в отечественной и зарубежной педагогической науке.
1.2 Характеристика младшего школьного возраста.
1.3 Особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте.
1.4 Способы организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.
Глава II. Экспериментальное исследование нравственного воспитания младших школьников.
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников в учебном процессе.
2.2 Формирование у учащихся нравственного опыта.
2.3 Анализ результатов формирующих воздействий, направленных на развитие нравственных качеств у младших школьников.
Заключение.
Литература.
Приложения.

Файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 145.70 Кб (Скачать файл)

Тема: Нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности.

Введение.

Глава I. Теоретические аспекты  нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.

1.1 Проблематика изучения нравственного воспитания школьников в учебной деятельности в отечественной и зарубежной педагогической науке.

1.2 Характеристика младшего школьного возраста.

1.3 Особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте.

1.4 Способы организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.

Глава II. Экспериментальное исследование нравственного воспитания младших школьников.

2.1 Диагностика уровня  сформированности  нравственных  качеств младших школьников  в  учебном  процессе.

2.2 Формирование у учащихся нравственного опыта.

2.3 Анализ результатов формирующих воздействий, направленных на развитие нравственных качеств у младших школьников.

Заключение.

Литература.

Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

"Нравственный облик  личности 

зависит, в конечном счете, от того,

из каких источников черпал человек 

свои радости в год  детства".                                                                                                (В.А.Сухомлинский).

 

Эти хорошо известные слова  В.А.Сухомлинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают  еще большую значимость в наше тревожное и нестабильное время. Ведь, действительно, сейчас, как никогда  ранее, судьба человека зависит от того, как он воспитан.

В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая  социально-политическая обстановка в  стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигаются на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности.

      Младший школьный возраст представляет  большие возможности для формирования и развития нравственных качеств личности. Свойственная данному возрасту доверчивость, склонность к подражанию, высокий авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной нравственно-ориентированной личности.

     Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания. Такие исследователи как М.М.Гей, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и другие освещают в своих работах также проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников, что для нас особенно важно.

     Однако решение задач нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности не достаточно исследовано. Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности».

      Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.

    Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.

    Предмет исследования: нравственное воспитание учащихся начальных классов в учебном процессе.

    Гипотеза исследования: мы предположили, что наиболее успешно формирование нравственной культуры будет происходить в следующих условиях:

1. В содержание работы  учителя будут включены компоненты  способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления.

2. Будут использоваться  различные формы, методы и приемы  нравственного воспитания.

 3. Учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности.

4. Будут организованы  условия необходимого применения  детьми полученных знаний и умений.

     Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Осуществить анализ  научной литературы по проблеме исследования.

2. Рассмотреть характеристики младшего школьного возраста.

3. Раскрыть особенности  нравственного воспитания в младшем школьном возрасте.

4. Выявить эффективные  условия и особенности формирования  нравственного сознания, мышления, чувств младших школьников в  учебной деятельности.

 5. Изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.

6.Произвести анализ, а  затем и обобщение различных  взглядов на данную проблему  в литературе;

7. Подвести итоги, сформулировать  выводы.

      В ходе исследования использовались следующие методы:

- теоретические - поиск,  изучение и анализ философской  и психолого-педагогической литературы  по исследуемой проблеме;

- эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, метод неоконченных предложений, метод ранжирования понятий, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, обобщение опыта работы.

  Первая часть работы посвящена теоретическому анализу формирования нравственного воспитания в учебной деятельности.

    Во второй части  раскрывается опытно-экспериментальная  работа.

Также в работу входит приложение, в котором содержатся материалы  фрагментов уроков.

 

Глава I. Теоретические аспекты  нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности

 

1.1 Проблематика  изучения нравственного воспитания  школьников в учебной деятельности  в отечественной и зарубежной  педагогической науке.

Процесс формирования представлений  о нравственности начался в середине первого тысячелетия до нашей  эры в Древней Греции, Индии, Китае. Проблемами нравственности  активно  занимались Сократ (469-399 гг. до н.э.), Платон (428-348 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Тогда о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [3, с. 360]. Словом, в V веке до нашей эры исследования нравственности начинают занимать важное место в духовной культуре. Разумеется, появление интереса к этим исследованиям было не случайно, а явилось следствием социально-экономического, духовного развития человечества. В предшествующий период на протяжении тысячелетий был накоплен первичный мыслительный материал, который закреплялся, главным образом, в устном народном творчестве — в мифах, сказках, религиозных представлениях первобытных людей. Много общества, в пословицах и поговорках и в котором делались первые попытки как-то отразить, осмыслить отношения между людьми, отношения человека и природы, как-то представить место человека в мире. Далее, началу процесса способствовала и крутая ломка общественной жизни, которая происходила в середине первого тысячелетия до нашей эры. Все более укреплявшаяся государственная власть вытесняла родоплеменные отношения, старые традиции, обычаи. Возникала потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования отношений между людьми.

Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [19, с. 345]. Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» [19, с. 558].

 А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» [41, с. 289].  «Мораль - это важничанье человека перед природой» [41, с .735].     В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать.

С годами понимание нравственности изменилось. Так, например, в словаре  Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [43, с. 414].

Л.А. Григорович дал следующее определение: «нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.» [18, c.104].

 «Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.» [18, c.104].

 Воспитание - это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых [69, c.2].

Понятие нравственное воспитание  Подласый П.И. раскрывает как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [48, c.163].

Основные задачи нравственного воспитания: «1. формирование нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения» [34, c.163].

Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов [33, c.266].

Нравственные чувства, сознание  и мышление являются основой и  стимулом проявления нравственной воли.

В  психологической  литературе  понятие  о  мотиве  трактуется  по-разному.  Мы  считаем,  что  задача  учителя  формировать  у  младшего  школьника  именно  устойчивые  осознаваемые  причины  поведения,  поэтому  мы  будем  пользоваться  определением,  которое  дает  Немов  Р.С.: «мотив – это внутренняя  устойчивая  психологическая причина поведения человека» [38, с.666].

Отметим  еще,  что  мотивами  поведения  (устойчивыми  причинами)  могут  являться  взгляды,  убеждения,  понятия  человека  о  нравственности.

Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются два психических  явления:

  1. совокупность  побуждений,  вызывающих  и  определяющих  активность  индивида,  то  есть  система  факторов,  детерминирующих  поведение,
  2. процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который  стимулирует  и  поддерживает  поведенческую  активность  на  определенном  уровне [60, с.185].

В  нашем  исследовании  мы  будем  иметь  в  виду  второе определение,  так  как  в данном случае важна не совокупность побуждений сама по себе, а именно  процесс  формирования  мотивов  в  младшем  школьном  возрасте,  который  имеет  педагогическую  характеристику.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся  чертами  личности.  К  таким  чертам  можно  отнести  мотивы  достижения  успеха  и  избегания  неудачи [61, с.103].

Для  правильной  организации  своей  работы  учителю  необходимо  знать,  как  формируется  мотивация  личности.  Существует  два  механизма.

  1. Заключается  в  том,  что  стихийно  сложившиеся  или  специально  организованные  воспитателем  условия  учебной  и  трудовой  деятельности  и  взаимоотношений  избирательно  актуализируют  отдельные  ситуативные  побуждения,  которые  при  систематической  актуализации  постепенно  переходят  в  устойчивые  мотивационные  образования.  Это  механизм  формирования  «снизу  вверх».
  2. Механизм  же  «сверху  вниз»  заключается  в  усвоении  воспитуемым  предъявляемых  ему  в  готовой  форме  побуждений,  идеалов,  содержания  направленности  личности,  которые  по  замыслу  воспитателя  должны  у  него  сформироваться  и  которые  сам  воспитуемый  должен  постепенно  превратить  из  внешне  понимаемых  во  внутренне принятые  и реально действующие.

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности