Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 15:54, курсовая работа
Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Рассмотреть характеристики младшего школьного возраста.
3. Раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте.
4. Выявить эффективные условия и особенности формирования нравственного сознания, мышления, чувств младших школьников в учебной деятельности.
5. Изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
6.Произвести анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе;
7. Подвести итоги, сформулировать выводы.
Введение.
Глава I. Теоретические аспекты нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
1.1 Проблематика изучения нравственного воспитания школьников в учебной деятельности в отечественной и зарубежной педагогической науке.
1.2 Характеристика младшего школьного возраста.
1.3 Особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте.
1.4 Способы организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.
Глава II. Экспериментальное исследование нравственного воспитания младших школьников.
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников в учебном процессе.
2.2 Формирование у учащихся нравственного опыта.
2.3 Анализ результатов формирующих воздействий, направленных на развитие нравственных качеств у младших школьников.
Заключение.
Литература.
Приложения.
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.» [58, с.161-165].
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Развивающая активность школьника, сознательность, инициативность в процессе обучения и есть овладение собственным поведением.
Для нравственного воспитания
важно организовать учение как коллективную
деятельность, пронизанную
В практике воспитательной работы далеко не всегда учитывают возрастную нравственную самостоятельность школьников. Длительное время поведение учащихся организовано так, что они находятся под прямым контролем учителя или коллектива, а это нередко отрицательно сказывается на нравственном развитии детей, видимые результаты которого проявляются у них позже, в подростковом возрасте [2, с.37-44].
Новое содержание начального
обучения открыло новые возможности
для воспитания детей, в котором
определяющее значение имеет содержание
образования, методика преподавания, личность
и знания учителя, который передает
свое мировоззрение, культуру, нравственный
опыт следующему поколению. Все это
составляет систему воздействий, которая
направляет развитие детей и определяет
особенности их формирования. В
начальных классах требуются
специальные приемы, чтобы дети смогли
осознать учебную задачу и как
общую, и как относящуюся лично
к ним. Одна из задач нравственного
воспитания школы – правильно
организовать деятельность ребёнка. Поэтому
важно изучить способы
1.4 Способы
организации нравственного
«Настоящий воспитатель и дает ему силы для настоящего органического развития». П.П. Блонский. |
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.
Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация [57, с. 157].
Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания: 1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.); 2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.); 3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.) [57, с 143].
По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив [11, с.82].
Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения [29, c. 83].
Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта.
Характер методов
Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания [56, с.59].
В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Очевидно, что они не одинаково направлены на формирование мотивов нравственного поведения. Так, например, по результатам методы воздействия можно разделить на два класса:
1. Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи,
2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения [48, с.523].
И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение [48, с.534].
Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от её направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании – упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание [36, с.144-149].
М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие бинарные методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера) [53, 114].
Наиболее последовательной и современной представляется, на наш взгляд, классификация, разработанная Щукиной Г. И., в которой выделяют такие группы методов:
методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);
методы организации
методы стимулирования поведения и деятельности [47, с.236].
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической квалификации. Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу и метод наглядно-практического воздействия – пример [37, с.48-49].
В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
У рассказа на этическую тему несколько функций:
1. служить источником знаний;
2. обогащать нравственный опыт личности опытом других людей;
3. служить способом использования положительного примера в воспитании.
К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:
Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.
Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.
Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа.
Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех.
Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше [48, с.535].
Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.
Разъяснение применяется:
а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;
б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.
В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Как уже было отмечено, младшие школьники особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки [48, с.537].
Необходимо отметить, что при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, внушение могут принимать форму нотации. Она, как известно, никогда не достигает цели, а скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание действовать вопреки. Нотация не становится формой убеждения.
В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:
Беседа должна носить проблемный характер.
Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно учить детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.
Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.
В начальной школе этическая беседа имеет простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода [48, с.541].
Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – второй. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.
Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности