Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 15:54, курсовая работа
Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Рассмотреть характеристики младшего школьного возраста.
3. Раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте.
4. Выявить эффективные условия и особенности формирования нравственного сознания, мышления, чувств младших школьников в учебной деятельности.
5. Изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
6.Произвести анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе;
7. Подвести итоги, сформулировать выводы.
Введение.
Глава I. Теоретические аспекты нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
1.1 Проблематика изучения нравственного воспитания школьников в учебной деятельности в отечественной и зарубежной педагогической науке.
1.2 Характеристика младшего школьного возраста.
1.3 Особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте.
1.4 Способы организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.
Глава II. Экспериментальное исследование нравственного воспитания младших школьников.
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников в учебном процессе.
2.2 Формирование у учащихся нравственного опыта.
2.3 Анализ результатов формирующих воздействий, направленных на развитие нравственных качеств у младших школьников.
Заключение.
Литература.
Приложения.
Содержание учебного материала
обогатило представления
Мы включали учащихся в
проблемные ситуации, способствующие
выработке нравственных поступков
и закреплению их как привычки
в поведении. Воспитывающие проблемные
ситуации – это специально организованные
педагогом экстремальные
2.3 Анализ результатов формирующих воздействий, направленных на развитие нравственных качеств у младших школьников.
Третий этап – проверочный.
На этом этапе вновь проведена диагностика исследования особенностей нравственной воспитанности младших школьников. С этой целью были использованы первоначальные методики.
1.«Неоконченные предложения». Анализ результатов выявил положительную динамику практически по всем показателям. Представления детей об основных нравственных категориях стали более конкретными. Сравнительные результаты исследования представлены в таблице 4.
Таблица
4.Сравнительные результаты исследования
представлений детей о
№ п/п |
Наимено- вание исследу- емых категорий |
Наиболее типичные варианты ответов
| |
Констатирующий этап |
Проверочный этап | ||
1 |
добро |
-помощь людям – 53,4% (16учащихся); -когда человек не кричит на других - 33,3% детей (10 учащихся); -не знаю - 13,3% детей (4 учащихся) |
-помощь людям – 66,6% (20учащихся); -говорить правду – 33,4(10 учащихся) |
2 |
любовь |
-уважение – 33,3%(10 -учащихся); -любовь к маме -13,3% детей (4 учащихся); -когда любят – 53,4%(16 учащихся) |
-уважение – 50%(15 учащихся); -любовь к маме -50% детей (15 учащихся);
|
3 |
зло |
-когда человек плохой – 50% (15 учащихся); -обман, воровство, наказание – 50% (15 учащихся) |
-грубость, злость – 56,6% (17 учащихся); -обман, – 44,4% (13 учащихся) |
4 |
ненависть |
-зло-16,6%(5учащихся); -не знаю-10%(3учащихся); -когда ненавидят друг друга- |
-к терроризму-44,4% (13 учащихся) -к насилию-33,4% (10 учащихся) -ко лжи -22,2% (7 учащихся) |
5 |
честность |
-говорит правду-10%(3учащихся); -выполняет обещания-16,6%( -когда человек честный-73,3%( |
-говорит правду-66,6% (20учащихся); -выполняет обещания-33,4%( |
6 |
дружба |
-когда дружат – 76,7 (23 учащихся); -хорошие отношения - 13,3% детей (4 учащихся); -помощь другу - 10%(3учащихся); |
-когда дружат – 30% (9 учащихся); -хорошие отношения - 13,3% детей (4 учащихся); -помощь другу – 56,6% (17 учащихся); |
7 |
хитрость |
-когда человек хитрит -30% (9учащихся); -обман -36,7 (11учащихся); -не знаю -33,3% (10учащихся); |
-ложь,обман -83,3(25учащихся); -затрудняюсь ответить -16,7% (5учащихся)
|
8 |
враждеб- ность |
-не знаю -83,3%(25учащихся); -обида чужого человека - 10%(3учащихся); -зло – 6,7%(2 учащихся) |
-затрудняюсь ответить -10% (3учащихся); -грубость-66,6% (20учащихся); -терроризм -22,2% (7 учащихся) |
2. Ранжирование понятий. На проверочном этапе анализ результатов показал, что уже22 ученика осознали значимость понятий «Родина», «общение», «поведение» (73,3%), остальные 8 детей (26,7%) все еще предпочли для себя понятия «деньги», «богатство», «здоровье», «квартира» (сравнительный анализ результатов ранжирования понятий представлен на рисунке 2).
Рисунок 2.
Констатирующий этап
Проверочный этап
3.Анкетирование. В результате повторного анкетирования выяснилось, что на 4 человека, т.е. на 13,2% увеличилось количество детей, осознающих необходимость занятий спортом; изменилось само отношение к дружбе: многие дети, узнав, что его друг курит, решили, что ему будет необходимо помочь избавиться от этой привычки (на констатирующем этапе детей с таким мнением было 7, т.е. 23,3%, а на проверочном стало 23, т.е.77%).
Результаты анкетирования на проверочном этапе отражены в таблице 5.
Таблица 5.Результаты анкетирования на проверочном этапе.
Вопросы |
Варианты ответов | |||
а |
б |
в |
г | |
1 |
6,7% (2 учащихся) |
63,3 %(19 учащихся) |
16,6% (5учащихся) |
13,3% (4учащихся) |
2 |
36,7% (11учащихся) |
36,7% (11учащихся) |
16,6% (5учащихся) |
10% (3учащихся) |
3 |
40% (12учащихся) |
16,6% (5учащихся) |
36,7% (11учащихся) |
6,6% (2 учащихся) |
4 |
23% (7 учащихся) |
_ |
77% (23 учащихся) |
_ |
Следовательно, можно говорить о наметившейся тенденции к повышению нравственной активности младших школьников, динамика роста нравственности очевидна. Целенаправленная работа положительно влияет на результативность работы и думается, что дальнейшая работа в данном направлении принесет положительные результаты.
Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.
Работая над проблемой нравственного воспитания младших школьников мы изучили психолого–педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, а также характеристики младшего школьного возраста, раскрыли особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте, изучили методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности, произвели анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе и пришли к следующим выводам:
Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно - чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Ведущим видом деятельности в данном возрасте становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. В этом возрасте продолжают развиваться самооценка, мышление (от эмоционально-образного к абстрактно-логическому), речь, память (имеет преимущественно наглядно-образный характер), внимание (непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему), активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Наиболее явные различия детей связаны с их полом и индивидуальными особенностями. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе.
Младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя, дети с большим доверием относятся к взрослым.
Они начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Важную роль в нравственном развитии ребенка играет эмпатия. Работая над проблемами нравственного воспитания детей нужно учитывать их возрастные психо-социальные особенности.
Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Мы выяснили, что методы нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве.
Результаты опытно – экспериментальной работы по изучению и совершенствованию нравственного опыта младших школьников подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных качеств способствуют:
-личный пример учителя;
-полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;
-использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;
-так же компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание работы.
Завершая наше исследование, мы можем сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Важное значение для нравственного воспитания школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Для этого необходимо деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, литературного чтения.
Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности