Нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Рассмотреть характеристики младшего школьного возраста.
3. Раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте.
4. Выявить эффективные условия и особенности формирования нравственного сознания, мышления, чувств младших школьников в учебной деятельности.
5. Изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
6.Произвести анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе;
7. Подвести итоги, сформулировать выводы.

Содержание работы

Введение.
Глава I. Теоретические аспекты нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
1.1 Проблематика изучения нравственного воспитания школьников в учебной деятельности в отечественной и зарубежной педагогической науке.
1.2 Характеристика младшего школьного возраста.
1.3 Особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте.
1.4 Способы организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.
Глава II. Экспериментальное исследование нравственного воспитания младших школьников.
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников в учебном процессе.
2.2 Формирование у учащихся нравственного опыта.
2.3 Анализ результатов формирующих воздействий, направленных на развитие нравственных качеств у младших школьников.
Заключение.
Литература.
Приложения.

Файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 145.70 Кб (Скачать файл)

Содержание учебного материала  обогатило представления учащихся о нравственных качествах личности, нравственное развитие осуществлялось на уроках через содержание программного материала, самой организацией урока, личностью учителя. На уроках, переменах и коллективных делах царила обстановка взаимопонимания и взаимоуважения, ученики во всем старались походить на своего учителя.

Мы включали учащихся в  проблемные ситуации, способствующие выработке нравственных поступков  и закреплению их как привычки в поведении. Воспитывающие проблемные ситуации – это специально организованные педагогом экстремальные условия  для школьника, включающие в себя рассогласования, противоречия между  требованиями социума и уровнем  развития личности, или между ситуативным  требованием активности личности и  уровнем развития способностей к  осуществлению нравственного выбора, рационализирующих поиск оптимальных  вариантов преодоления моральных  противоречий. В опытно – поисковой работе мы создавали воспитывающие проблемные ситуации в ходе обсуждении тех или иных альтернативных выборов вида деятельности или стиля поведения; при оценке действий и поступков, основанной на принципах нормативной нравственности; а также при сопоставлении нормативных положений с конкретными поведенческими ситуациями; в дискуссии о том, как нужно поступать в предлагаемой ситуации.

 

2.3 Анализ результатов формирующих воздействий, направленных на развитие нравственных качеств у младших школьников.

Третий этап –  проверочный.

На этом этапе вновь  проведена диагностика исследования особенностей нравственной воспитанности младших школьников. С этой целью были использованы первоначальные методики.

1.«Неоконченные предложения». Анализ результатов выявил положительную динамику практически по всем показателям. Представления детей об основных нравственных категориях стали более конкретными. Сравнительные результаты исследования представлены в таблице 4.

Таблица 4.Сравнительные результаты исследования представлений детей о моральных  нормах общества

п/п

Наимено-

вание исследу-

емых категорий

Наиболее типичные варианты ответов

 

Констатирующий  этап

Проверочный этап

1

добро

-помощь  людям – 53,4% (16учащихся);

-когда человек не кричит на  других - 33,3% детей (10 учащихся);

-не знаю - 13,3% детей (4 учащихся)

-помощь  людям – 66,6% (20учащихся);

-говорить правду – 33,4(10 учащихся)

2

любовь

-уважение  – 33,3%(10 -учащихся);

-любовь к маме -13,3% детей (4 учащихся);

-когда любят – 53,4%(16 учащихся)

-уважение  – 50%(15 учащихся);

-любовь к маме -50% детей (15 учащихся);

 

3

зло

-когда  человек плохой – 50% (15 учащихся);

-обман, воровство, наказание – 50% (15 учащихся)

-грубость, злость – 56,6% (17 учащихся);

-обман,  – 44,4% (13 учащихся)

4

ненависть

-зло-16,6%(5учащихся);

-не знаю-10%(3учащихся);

-когда ненавидят друг друга-73,3%(22учащихся)

-к  терроризму-44,4% (13 учащихся)

-к насилию-33,4% (10 учащихся)

-ко лжи -22,2% (7 учащихся)

5

честность

-говорит  правду-10%(3учащихся);

-выполняет обещания-16,6%(5учащихся);

-когда человек честный-73,3%(22учащихся)

-говорит  правду-66,6% (20учащихся);

-выполняет обещания-33,4%(10учащихся);

6

дружба

-когда  дружат – 76,7 (23 учащихся);

-хорошие отношения - 13,3% детей  (4 учащихся);

-помощь другу - 10%(3учащихся);

-когда  дружат – 30% (9 учащихся);

-хорошие отношения - 13,3% детей  (4 учащихся);

-помощь другу – 

56,6% (17 учащихся);

7

хитрость

-когда  человек хитрит -30% (9учащихся);

-обман -36,7 (11учащихся);

-не знаю -33,3% (10учащихся);

-ложь,обман -83,3(25учащихся);

-затрудняюсь ответить -16,7% (5учащихся)

 

8

враждеб-

ность

-не  знаю  -83,3%(25учащихся);

-обида чужого человека - 10%(3учащихся);

-зло – 6,7%(2 учащихся)

-затрудняюсь  ответить -10% (3учащихся);

-грубость-66,6% (20учащихся);

-терроризм -22,2% (7 учащихся)


 

2. Ранжирование  понятий. На проверочном этапе анализ результатов показал, что уже22 ученика осознали значимость понятий «Родина», «общение», «поведение» (73,3%), остальные 8 детей (26,7%) все еще предпочли для себя понятия «деньги», «богатство», «здоровье», «квартира» (сравнительный анализ результатов ранжирования понятий представлен на рисунке 2).

Рисунок 2.

Констатирующий  этап

 

Проверочный этап

 

3.Анкетирование. В результате повторного анкетирования выяснилось, что на 4 человека, т.е. на 13,2% увеличилось количество детей, осознающих необходимость занятий спортом; изменилось само отношение к дружбе: многие дети, узнав, что его друг курит, решили, что ему будет необходимо помочь избавиться от этой привычки (на констатирующем этапе детей с таким мнением было 7, т.е. 23,3%, а на проверочном стало 23, т.е.77%).

Результаты анкетирования  на проверочном этапе отражены в таблице 5.

Таблица 5.Результаты анкетирования  на проверочном этапе.

Вопросы

Варианты  ответов

а

б

в

г

1

6,7%

(2 учащихся)

63,3 %(19 учащихся)

16,6%

(5учащихся)

13,3%

(4учащихся)

2

36,7% (11учащихся)

36,7% (11учащихся)

16,6%

(5учащихся)

10%

(3учащихся)

3

40% (12учащихся)

16,6%

(5учащихся)

36,7% (11учащихся)

6,6%

(2 учащихся)

4

23%

(7 учащихся)

             _

77%

(23 учащихся)

_


 

Следовательно, можно говорить о наметившейся тенденции к повышению  нравственной активности младших школьников, динамика роста нравственности очевидна. Целенаправленная работа положительно влияет на результативность работы и  думается, что дальнейшая работа в  данном направлении принесет  положительные результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Проблему нравственного  воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. 

Работая над проблемой  нравственного воспитания младших  школьников мы изучили психолого–педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, а также характеристики младшего школьного возраста, раскрыли особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте, изучили методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности, произвели анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе и пришли к следующим выводам:

Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно,  если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела,  выбирая верный  путь  решения стоящей перед ним проблемы. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:  жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно - чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений  -  волевой стимул – поступок.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. Основными критериями  нравственности  человека  могут являться  его убеждения,  моральные принципы,  ценностные  ориентации,  а также поступки  по  отношению к близким и незнакомым  людям.  Мы  считаем,  что нравственным  следует считать такого человека,  для которого  нормы,  правила и требования  морали  выступают как его собственные взгляды и убеждения,  как привычные формы поведения.

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Ведущим видом деятельности в данном возрасте становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. В этом возрасте продолжают развиваться самооценка, мышление (от эмоционально-образного к абстрактно-логическому), речь, память (имеет преимущественно наглядно-образный характер), внимание (непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему), активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Наиболее явные различия детей связаны с их полом и индивидуальными особенностями. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе. 

Младший  школьный  возраст  характеризуется  также  повышенной  восприимчивостью  к  усвоению  нравственных  правил  и  норм.  Нравственное  развитие  младших  школьников  отличается  заметным  своеобразием.  В  их  моральном  сознании  преобладают  императивные  (повелительные)  элементы,  обусловливаемые  указаниями,  советами  и  требованиями  учителя, дети  с большим доверием  относятся к взрослым. 

Они  начинают  активно,  самостоятельно  разбираться  в  различных  жизненных  ситуациях,  но  при  этом  их  оценка  событий,  поступков  часто  носит  ситуативный  характер. Важную  роль  в  нравственном  развитии  ребенка  играет эмпатия. Работая над проблемами нравственного воспитания детей нужно учитывать их возрастные  психо-социальные особенности. 

Обучение в школе –  это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет  все возможности,  позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Мы выяснили, что методы нравственного воспитания  выступают  в  сложном  и  противоречивом единстве.

Результаты опытно – экспериментальной  работы по изучению и совершенствованию  нравственного опыта младших  школьников подтвердили выдвинутую нами гипотезу.

Мы пришли к выводу, что  успешному формированию нравственных качеств способствуют:

-личный пример учителя;

-полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;

-использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;

-так же компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание работы.

Завершая наше исследование, мы можем сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Нравственное воспитание младших школьников должно стать  одним из обязательных компонентов  образовательного процесса. Школа для  ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит  его ценностные ориентации. Поэтому  важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми  компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят  нравственным содержанием.

Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться  на  разумное и нравственное в  человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной  жизнедеятельности, обрести чувство  ответственности за сохранение моральных  основ общества. Этому поможет  нравственное воспитание, органически  вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть. 

Важное значение для нравственного воспитания школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Для этого необходимо деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, литературного чтения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология: учебник для высшей школы.- М., 2004.
  2. Азбука  нравственного  воспитания/ под  ред.  И.  А.  Каирова,  О.  С.  Богдановой. – М.: Просвещение, 1996;
  3. Аристотель. Сочинения в 4-х томах – М.: 2004, т.4.
  4. Артюхова  И.  С.  Ценности  и  воспитание// Педагогика.- 1999. - №4.
  5. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979.
  6. Бабанский Ю.К. Педагогика. -  М., 1992г.
  7. Болотина Л.Р. Избранные педагогические сочинения.- М., 1988.
  8. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы со школьниками. - М., 1997г.
  9. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000г. 
  10. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. - М., 1988г.
  11. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (вопросы теории). – М.: Педагогика, 1989.
  12. Виноградова  Н.  Д.  Привычка  –  основа  нравственного  воспитания// Педагогика.- 1997. - №5;
  13. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития.- М.,2000.                        
  14. Воспоминания, размышления, беседы. Лайтес Н.С. // Психологический журнал. – 1992. – 13. № 1.
  15. Галузинский  В.  М.  Индивидуальный  подход  в воспитании  учащихся. – Киев: Радянська  школа, 1982;
  16. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.,2005.
  17. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.,  2006.
  18. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004г.
  19. Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка. – М.: 2005, т.11.
  20. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. - М., 2004. 
  21. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование.- 2003. - № 9-10.
  22. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен// Педагогика.- 1998. -  №7.
  23. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1989.
  24. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. - Алматы, 1998.
  25. Классному руководителю: учебно.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  26. Крайг Грейс. Психология развития. - СПб, 2002.
  27. Кралов А.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. – СПб,  2000.
  28. Краткий словарь по философии. – М., 1992.
  29. Кузнецова  Л.  В.  Гармоническое  развитие  личности  младшего  школьника: книга  для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
  30. Кулагина  И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М., 2004.
  31. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006.
  32. Леонтьев  А.  Н.  Деятельность,  сознание,  личность. – М., 1975.
  33. Лихачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций: учеб. пособ. для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 2006.
  34. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Сочинения в 7-ми томах, т. IV. - М., 1979.
  35. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб, 2004.
  36. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. -  М., 1985г.
  37. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.– М., 2001.
  38. Немов  Р.  С.  Психология:  в  трех  книгах.  Кн. 1.: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2000.
  39. Немов  Р.  С.  Психология:  в  трех  книгах.  Кн. 2.: Психология  образования. – М.: Владос, 2000.
  40. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. // Школа. – 2002. - № 4.
  41. Ницше. Сочинения в 2-х томах, т. 1. - М, 1998.
  42. Нравственное воспитание личности школьника/под ред. Колдунова Я.И.- Калуга, 1997.
  43. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- 2 –е изд. – М, 2002.
  44. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. - М.,2001.
  45. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. – 3-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение, 1999.
  46. Педагогика/ под  ред.  Э.  Т.  Малиночки. – М.: Краснодар, 1992.
  47. Педагогика школы/ Под ред. Г.И.Щукиной. – М.: Просвещение, 1998.
  48. Подласый П.И. Педагогика: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996.
  49. Попов Л.А. Этика. - М., 1998г.
  50. Психология  и  педагогика/ под  ред.  Радугина  А.  А. – М.: Центр, 1997;
  51. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. – 2001. - №6.
  52. Реан  А.  А.,  Бордовская  Н.  В.,  Розум С.  И.  Психология  и  педагогика. – СПб:  Питер, 2000.
  53. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  54. Рубинштейн С.Л. Психолого – педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М., 1996.
  55. Сенько  В.  Г.  Воспитание  у младших школьников  норм  поведения (работа  с  трудными  детьми). – Минск: Народная асвета, 1976.
  56. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: Школа-пресс, 2002.
  57. Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель.- 2002. - № 3.
  58. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1980г.
  59. Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное. // Сельская школа. - 2002. -  № 1.
  60. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика. – 1997.-  №6.
  61. Формирование  личности:  проблемы  комплексного  подхода  в  процессе  воспитания  школьника/ под  ред.  Г.  Н.  Филонова. – М.: Педагогика, 1983.
  62. Фридман  Л.  М.,  Кулагина  И.  Ю.  Психологический  справочник  учителя.  –  М.: Просвещение, 1991.
  63. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: пособие для классных руководителей. – М.: Просвещение, 1983.
  64. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2002.
  65. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т. V. - М., 1951.
  66. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. - 2001. - № 3.
  67. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: книга  для учителя/ пер с нем. – М.: Просвещение, 1996.
  68. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  69. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. - 2003. - № 4.

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности