Нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Рассмотреть характеристики младшего школьного возраста.
3. Раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте.
4. Выявить эффективные условия и особенности формирования нравственного сознания, мышления, чувств младших школьников в учебной деятельности.
5. Изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
6.Произвести анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе;
7. Подвести итоги, сформулировать выводы.

Содержание работы

Введение.
Глава I. Теоретические аспекты нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
1.1 Проблематика изучения нравственного воспитания школьников в учебной деятельности в отечественной и зарубежной педагогической науке.
1.2 Характеристика младшего школьного возраста.
1.3 Особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте.
1.4 Способы организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.
Глава II. Экспериментальное исследование нравственного воспитания младших школьников.
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников в учебном процессе.
2.2 Формирование у учащихся нравственного опыта.
2.3 Анализ результатов формирующих воздействий, направленных на развитие нравственных качеств у младших школьников.
Заключение.
Литература.
Приложения.

Файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 145.70 Кб (Скачать файл)

Психологической  основой  примера  служит  подражательность.  Подражательность  –  деятельность  индивида.  Иногда  очень  трудно  определить  черту,  где  заканчивается  подражание  и  где  начинается  творчество.  Часто творчество  и  проявляется  в  особенном,  своеобразном  подражании [48, с.542].

Младшие  школьники  подражают  тем,  кто  оказывает  на  них  наиболее сильное  впечатление.  Согласно  данным  психологов,  неизменную  симпатию  младших  школьников  вызывают  люди  смелые,  волевые,  находчивые,  обладающие  большой  физической  силой,  стройной  фигурой,  приятной  манерой  общаться,  правильными  чертами  лица.  При  выборе  моральных  примеров, учитывая  эти  закономерности  восприятия  личности,  следует  добиваться  того,  чтобы  носители  добрых  начал  были  приятны  и  симпатичны,  а  носители  пороков  вызывали  неприязнь [22, с.75].

Жизнь  дает  не  только  положительные,  но  и  отрицательные  примеры. Обращать  внимание  школьников  на  негативное  в  жизни  и  поведении  людей, анализировать последствия неправильных  поступков,  извлекать правильные  выводы  не  только  желательно,  но  и необходимо.  Вовремя к месту приведенный негативный  пример  помогает  удержать  воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном. [48, с.543].

Естественно,  что  воспитание  зависит  и  от  личного  примера  воспитателя,  его  поведения,  отношения  к  воспитанникам,  мировоззрения,  деловых  качеств,  авторитета.  Известно,  что  для  большинства  младших  школьников  авторитет  учителя  абсолютен,  они  готовы  подражать  ему  во  всем.  Но  сила  положительного  примера  наставника  увеличивается,  когда  он  своей  личностью,  своим  авторитетом  действует  систематически  и  последовательно, без расхождений между словом  и делом, доброжелательно [48, с.543].

В педагогической литературе  описывается  и такой метод  формирования  сознания  личности,  как  диспут.  Он  представляет  собой живой горячий спор  на  какую-то  тему,  волнующую воспитанников.  Диспуты ценны тем,  что убеждения,  мотивы  вырабатываются  при столкновении  и сопоставлении различных точек зрения.  Этот  метод сложный,  используется  в основном  в средних и старших классах.  В начальной школе его можно использовать  как прием,  например,  в этической беседе.

Мы проанализировали способы  формирования нравственного воспитания  младших  школьников.  Нужно  отметить,  что  в  реальных  условиях педагогического  процесса  методы  воспитания  выступают  в  сложном  и  противоречивом единстве. Решающее значение здесь  имеет не логика отдельных «уединенных»  средств,  а  гармонично  организованная  их  система. Разумеется,  на  каком-то определенном этапе воспитательного  процесса тот или иной метод может  применяться  в изолированном  виде.  Но без соответственного подкрепления другими методами, без  взаимодействия с ними он утрачивает свое  назначение,  замедляет  движение  воспитательного  процесса  к  намеченной  цели.

Итак, рассматривая нравственное воспитание младших школьников в  учебной деятельности, мы пришли к  выводу, что школе принадлежит приоритетная роль в нравственном процессе. Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:

«Опирается на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности» [8, с.27].

«Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.

Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.

Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.

Учитывает положительное  воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию  эмоционального заражения.

Заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.»[24, c.29].

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как  целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших  школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и  индивидуальных особенностей. Результатом  целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в  единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

 

Глава II. Экспериментальное исследование нравственного воспитания младших школьников.

 

2.1 Диагностика  уровня  сформированности  нравственных качеств младших школьников  в учебном процессе.

 

Практическая часть исследования была проведена в МБОУ БГО ООШ №9. Эксперимент был организован и проведен под руководством учителя начальных классов Левкиной И.С.

Цель опытно-экспериментальной  работы заключается в изучении и совершенствовании нравственных качеств учащихся начальной школы в учебной деятельности.

 Исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Первый этап –  констатирующий. С целью исследования особенностей нравственной воспитанности младших школьников во 2 «Б» классе (в классе 30 учеников)  были использованы следующие методики:

1.«Неоконченные предложения». Детям были предложены начала предложений, которые им было необходимо продолжить. Данная методика позволяет выяснить особенности представлений детей о добре, любви, зле, ненависти, честности, дружбе, хитрости, враждебности. Анализ результатов показал, что, например, 53,3% детей (16 ребят) ответили, что «добро – это когда человек делает кому-то что-то приятное, хорошее, помогает другим»; 33,3% детей (10 учащихся) дали ошибочное определение, не связанное с данным качеством, например, «добро – это, когда человек не кричит на других», 13,3% детей (4 ребенка) затруднились ответить на поставленный вопрос. Выяснилось, младшие школьники не вполне осознают смысл слова «дружба». Так, 56,6%, т.е. 17 учеников класса  были не в состоянии его конкретизировать и отвечали: «дружба - это, когда люди дружат». В результате исследования стало очевидным, что не вполне осознают понятия «враждебность» (66,6,% - 20 учащихся) и «ненависть» (66,6% - 20 учащихся),   что думается, соответствует возрастным особенностям детей данного возраста. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1.Результаты исследования представлений  детей о моральных нормах общества на констатирующем этапе.

п/п

Наименование  исследуемых категорий

Наиболее  типичные варианты ответов

1

добро

-помощь  людям – 53,4% детей(16учащихся);

-когда человек не кричит на  других - 33,3% детей (10 учащихся);

-не знаю - 13,3% детей (4 учащихся)

2

любовь

-уважение  – 33,3%(10 учащихся);

-любовь к маме -13,3% детей (4 учащихся);

-когда любят – 53,4%(16 учащихся)

3

зло

-когда  человек плохой – 50% (15 учащихся);

-обман, воровство, наказание – 50% (15 учащихся)

4

ненависть

-зло-16,6%(5учащихся);

-не знаю-10%(3учащихся);

-когда ненавидят друг друга-73,3%(22учащихся)

5

честность

-говорит  правду-10%(3учащихся);

-выполняет обещания-16,6%(5учащихся);

-когда человек честный-73,3%(22учащихся)

6

дружба

-когда  дружат – 76,7 (23 учащихся);

-хорошие отношения - 13,3% детей  (4 учащихся);

-помощь другу - 10%(3учащихся);

7

хитрость

-когда  человек хитрит -30% (9учащихся);

-обман -36,7 (11учащихся);

-не знаю -33,3% (10учащихся);

8

враждебность

-не  знаю  -83,3%(25учащихся);

-обида чужого человека - 10%(3учащихся);

-зло – 6,7%(2 учащихся)


 

2. Ранжирование  понятий. Детям был предложен перечень понятий (друзья, профессия, семья, богатство, здоровье, общение, Родина, деньги, квартира, семья, поведение, способности). Им было дано задание проранжировать понятия по степени личной значимости. Анализ результатов диагностики показал, что 16 учащихся исследуемого класса (53,4%) на первые места предпочли поставить слова: «деньги», «богатство», «здоровье», «квартира»; значимость понятий «Родина», «общение», «поведение» осознают только 14 школьников (46,6%). Исходя из этого можно сделать вывод, что дети недооценивают значение дружеского общения и поведения в своей жизни. Результаты исследования представлены на Рисунке 1.

 

Рисунок 1. Результаты ранжирования понятий на констатирующем этапе.

 

 

3. Анкетирование. С целью исследования особенностей поведения детей была составлена анкета. Детям предлагались бланки, на которых написаны вопросы и несколько вариантов ответа, нужно выбрать один ответ. Вопросы анкеты заключены в таблице 2.

Таблица 2. Пример бланка анкеты.

п/п

Содержание  вопросов

Варианты  ответов

1

Что вам больше всего нравиться делать в свободное время?

а) читать книги

б) смотреть телевизор

в) гулять с друзьями

г) слушать музыку

2

Какие фильмы вы любите смотреть?

а) боевики

б) комедии

в) сказки

г) ужасы

 

3

Что такое здоровый образ жизни? (Выберите главное)

а) не пить

б) не курить

в) заниматься спортом

г) полноценно и правильно питаться

4

  Если бы вы узнали, что ваш  друг курит. Вы бы:

 

а) перестали  с ним дружить

б) продолжили бы дружить, не обращая  внимания

в) помогли бы избавиться от этой привычки

г) попросили бы дать вам попробовать


 

Анализ результатов показал, что дети в свободное время  больше всего любят смотреть телевизор(76,7 %-23 учащихся). Большая часть учеников предпочитает в свободное время смотреть боевики. В их представлении здоровый образ жизни заключается в отсутствии таких пагубных привычек как пить и курить (73,3% -22учащихся). Отношение к курению проявилось в результатах ответов на последний вопрос. 12 детей исследуемого класса (36,7%) продолжали бы общаться с другом, узнав о том, что он курит, т.е. не обратили бы на это внимание. Результаты анкетирования представлены в таблице № 3.

 

 Таблица 3.Результаты  анкетирования на констатирующем  этапе

  

Вопросы

Варианты  ответов

а

б

в

г

1

3,3%

(1 учащийся)

76,7 %(23 учащихся)

10%

(3учащихся)

10%

(3учащихся)

2

50% (15 учащихся)

10%

(3учащихся)

6,7%

(2 учащихся)

33,3%

(10учащихся)

3

36,7% (11учащихся)

36,7% (11учащихся)

23%

(7 учащихся)

3,3%

(1 учащийся)

4

23%

(7 учащихся)

50%

(15 учащихся)

23%

(7 учащихся)

3,3%

(1 учащийся)


 

     Очевидно, что  нравственная воспитанность детей соответствует возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Многие из ребят имеют представление о таких понятиях, как дружба, добро, зло и др. Вместе с тем, осознавая их положительную или отрицательную направленность, они не всегда были в состоянии сформулировать многие из понятий более конкретно («хитрость - это когда хитрят», «ненависть - это когда злятся»). Поэтому возникла необходимость в дальнейшей работе по совершенствованию представлений младших  о нравственных категориях. Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что большинство детей, даже осознавая потребность нравственного поведения в повседневной жизни, регулярно попадают под влияние современных (увлекаются просмотром боевиков, ужастиков, недооценивают роль занятий спортом в их будущей жизни и т.д.). Следовательно, младшие школьники находятся на «малоустойчивой стадии нравственной воспитанности» (по определению      А.В. Зосимовского [9]). Необходима целенаправленная работа, направленная на ликвидацию разрыва между их нравственными представлениями и особенностями поведения в повседневной жизни, а также систематическое педагогическое подкрепление.

 

 

2.2 Формирование у учащихся нравственного опыта.

    Второй этап - формирующий. Данный этап  работы посвящен непосредственно формированию у младших школьников нравственных качеств, обогащению внутреннего мира детей, стимулированию интереса к общественно-полезной и значимой деятельности и апробации методов и приемов организации учебно-воспитательной деятельности, приемлемых в процессе нравственного воспитания младших школьников.

Нравственное воспитание детей  осуществляется через следующие  взаимосвязанные направления:

-организация взаимной деятельности учащихся на уроках;

-анализ и оценка учителем процесса выполнения и результатов учебных заданий с нравственной точки зрения;

-организация взаимоанализа и взаимооценки учащихся результатов учебной работы.

-организация взаимопомощи учащихся при выполнении учебных заданий;

-систематическое проведение учителем анализа и оценки взаимоотношений между учащимися во время учебных заданий.

    Как видно из указанных направлений формирования мы старались избегать прямого научения школьников, создавали условия только для расширения и углубления нравственного опыта, для развития нравственного сознания и самосознания учащихся.

   Формирование нравственности  происходило в школе на всех  уроках.    Уроки литературного  чтения являются источником нравственного  воспитания. На этих уроках дети  читали и обсуждали произведения, в которых ставились в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме. После прочитанных рассказов дети подбирали к произведениям пословицы и поговорки, составляли маленькие рассказы, продолжали  незавершённые рассказы,  беседовали, анализировали поступки.

[Приложение 1]

На уроках русского языка  использовали отрывки из прочитанных  произведений, писали  изложения, диктанты и проводили этические беседы о добром отношении к птицам, к  животным, к природе, к товарищам; разбирали пословицы и поговорки, которые  учат оценивать поступки человека, события и явления, дают совет, критикуют.

Содержание многих текстовых  задач, включенных в учебник математики, дает богатый материал для нравственного  воспитания учащихся, тем более, что на решение задач отводится большая часть учебного времени. Поэтому при подготовке к уроку учитель обращал внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы.

[Приложение 2]

Организация коллективной и  групповой форм учебной деятельности проводилась на уроках по всем предметам, но чаще всего на уроках труда. Например, всем классом дружно сделали поделку-композицию из природного материала; изготовили кормушки для птиц из пластиковых бутылок и развесили их в школьном дворе.

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности