Нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Рассмотреть характеристики младшего школьного возраста.
3. Раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте.
4. Выявить эффективные условия и особенности формирования нравственного сознания, мышления, чувств младших школьников в учебной деятельности.
5. Изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
6.Произвести анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе;
7. Подвести итоги, сформулировать выводы.

Содержание работы

Введение.
Глава I. Теоретические аспекты нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
1.1 Проблематика изучения нравственного воспитания школьников в учебной деятельности в отечественной и зарубежной педагогической науке.
1.2 Характеристика младшего школьного возраста.
1.3 Особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте.
1.4 Способы организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.
Глава II. Экспериментальное исследование нравственного воспитания младших школьников.
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников в учебном процессе.
2.2 Формирование у учащихся нравственного опыта.
2.3 Анализ результатов формирующих воздействий, направленных на развитие нравственных качеств у младших школьников.
Заключение.
Литература.
Приложения.

Файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 145.70 Кб (Скачать файл)

Полноценное  формирование  мотивационной  системы  личности  должно  включать  в  себя  оба  механизма [60, с.186].

О  нравственности  человека  обычно  судят  по  его  поведению,  но  поведение  –  понятие  весьма  широкое  и  охватывает  все  стороны  жизнедеятельности  личности.  Поэтому  для  раскрытия  его  нравственной  сущности  необходимо  выделить  какую-то  наименьшую  единицу,  которая  сохраняла  бы  свойства  целого.  Такой  наименьшей  единицей  поведения  может  служить  поступок.  Под  поступком понимают  какое-либо  действие  или состояние человека,  но  всякое  действие  или состояние становится  поступком только  при условии,  если  оно рассматривается во  взаимосвязи с порождающими  его целями,  мотивами  и намерениями личности [62, с.25].  Таким образом,  под поведением понимают  совокупность  поступков человека,  выделяя при этом  внешние действия  и внутреннюю  обусловленность поступков,  то  есть  их  мотивацию,  переживание [67, с.5].

Однако  нравственное  поведение  характеризуется  не  только  поступком,  но  и  системой  нравственных  привычек. Нравственная  привычка  – это способность и умение  произвести  действие  не  только  без особого на  то  контроля,  но  и в силу  выработанной  потребности в данной  деятельности. 

Нравственное  поведение  характеризуется  тем, что оно  у каждого определяется  сознательным  выбором  тех  или  иных  действий.  Поведение  нравственно,  если человек  взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела,  выбирая  единственно  возможный,  верный  путь  решения  стоящей  перед  ним  проблемы. 

«Нравственное поведение  личности имеет следующую последовательность:  жизненная ситуация – порождаемое  ею нравственно - чувственное переживание  – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и  принятие решений  -  волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все  названные компоненты.» [15, c.265].

Важнейшим средством нравственного  воспитания является использование  созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного  поведения, к которому стремится  человек.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным признаком  процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается  более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся  [4, с.386].

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

Проанализировав  этот  вопрос,  мы  пришли  к  выводу,  что основными критериями  нравственности  человека  могут являться  его убеждения,  моральные принципы,  ценностные  ориентации,  а также поступки  по  отношению к близким и незнакомым  людям.  Мы  считаем,  что нравственным  следует считать такого человека,  для которого  нормы,  правила и требования  морали  выступают как его собственные взгляды и убеждения,  как привычные формы поведения.

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с  давних времен. Подчеркнем, что они  связывались главным образом  с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и  доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате « наставление нравов» он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней».

Такую же большую роль нравственному  воспитанию отводил выдающийся швейцарский  педагог- демократ Генрих  Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Разрабатывая вопросы  педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог Иоган Гербарт. Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность».

Из педагогов- классиков  прошлого столетия наиболее ярко характеризовал роль нравственного воспитания в  развитии личности К.Д.Ушинский в статье «о нравственном элементе в воспитании » он писал :

Конечно, образованием ума  и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой.

Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Именно поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности». Он говорил: если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» [58, c.29].

Рассматривая систему  нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько условий:

Во-первых, осуществление  согласованных воспитательных влияний  учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся.

Во-вторых, использование  приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.

В-третьих, под системой нравственного  воспитания понимается также взаимосвязь  и взаимовлияние воспитываемых  в данный момент моральных качеств  у детей.

В-четвертых, систему нравственного  воспитания следует усматривать  и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей  [33, с.198].

 «Практически любая деятельность имеет нравственную окраску», считает О.Г. Дробницкий, в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И. Божович, «обладает большими воспитательными возможностями» [9, с.58].

По И.Ф. Харламову  содержание нравственности заключается в следующем:

В отношении к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.

В отношении к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности  в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для  себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность  в их совершенствовании.

В отношении к обществу (коллективизм) – умение согласовывать  свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с  усилиями других, умение подчинятся и  умение руководить.

В отношении к себе –  уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного  долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.

В человеколюбии или гуманности.

Результатом нравственного  воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно  ценных свойствах и качествах  личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует  глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду  и сочувствию. Она характеризуется  зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни  с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку [63, с.30].

«Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива…» [15, c.269].

Нравственным следует  считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают  как его собственные взгляды  и убеждения, как привычные формы  поведения.

Л.А. Григорович рассматривает содержание нравственного воспитания через гуманность.

«Гуманность – это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.» [18, c.104].

Особой воспитательной силой  обладает пример гуманного отношения  учителя к ученикам. Другое средство воспитания гуманности – морально-этическое  посвящение (изучение биографий великих  людей, их творческой деятельности, жизненных  принципов, нравственных поступков). Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного  проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. «Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит младшего подростка  к социальной деятельности.» [18, c.105-106].

Дисциплинированность как  личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение  в понятии культуры поведения. Оно  включает в себя:

«культуру речи (умение вести  дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в  разных условиях общения, владеть нормами  устного и письменного литературного  языка);

культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки – дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и т.д.)

культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять  своими жестами, мимикой, походкой);

бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам  и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.)» [18, c.105-106] .

Культура поведения младших  школьников в значительной мере формируется  под влиянием личного примера  учителей, родителей, а также традиций, сложившихся в школе и семье.

Со стороны психологии гуманистическая теория видит развитие личности под углом зрения нравственного  самосовершенствования человека, расширение его внутренней свободы и повышения  творческого потенциала. Этот подход можно показать на примере теории Л.Колберга. Главная задача, которая здесь решается, состоит в том, чтобы выяснить, как происходит усвоение детьми тех или иных нравственных ценностей на разных этапах индивидуального развития в зависимости от складывающихся социальных условий.

Во время бесед Л. Колберг предлагал детям решать моральные задачи, где человек должен выбрать между добром и злом, смелостью и трусостью, верностью и предательством.

Для того, чтобы ребенок совершил нравственный поступок в сложной жизненной ситуации необходимы три условия:

1. Возникновение перед  человеком сложной жизненной  ситуации, требующей морального  выбора.

2. Возникающая ситуация  должна быть личностно значимой  для данного человека.

3. Человек, оказавшийся в ситуации морального выбора должен быть способен к морально - волевой саморегуляции.

Используя для бесед с  детьми ситуации морального выбора и  по высказываемым ими суждениям, он делал обобщенное представление. В итоге Колберг выделил следующие стадии морального развития детей:

Доконвенциональный, или доморальный, уровень, (с периода раннего детства до 9 – 10 лет), для которого характерно послушание ребенка не из - за сознательного подчинения нормам морали и требованиям взрослых, а из - за страха быть наказанным.

Конвенциональный уровень (9 - 10 лет и до 16 лет), характерно подчинение человека принятым моральным требованиями и следование нравственным ожиданиям  семьи, группы или нации.

Постконвенциональный, или автономный уровень, (с периода ранней юности и старше), который характеризуется выработкой собственных нравственных взглядов, убеждений, идеалов и мотивов нравственного поведения.

Переход от одного этапа  личностного развития к другому  обычно связан с двумя обстоятельствами: проявлениями кризиса возрастного  развития и сменой ведущего типа общения. В это время изменяется отношение  ребенка к самому себе, к окружающим людям и к своим обязанностям.

К окончанию школы личность можно считать в основном уже  сформированной  [55, с.20].

Если педагоги, психологи  и другие ученые разных времен признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в  системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают  воздействие многие социальные условия  и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности