Нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Рассмотреть характеристики младшего школьного возраста.
3. Раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте.
4. Выявить эффективные условия и особенности формирования нравственного сознания, мышления, чувств младших школьников в учебной деятельности.
5. Изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
6.Произвести анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе;
7. Подвести итоги, сформулировать выводы.

Содержание работы

Введение.
Глава I. Теоретические аспекты нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
1.1 Проблематика изучения нравственного воспитания школьников в учебной деятельности в отечественной и зарубежной педагогической науке.
1.2 Характеристика младшего школьного возраста.
1.3 Особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте.
1.4 Способы организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.
Глава II. Экспериментальное исследование нравственного воспитания младших школьников.
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников в учебном процессе.
2.2 Формирование у учащихся нравственного опыта.
2.3 Анализ результатов формирующих воздействий, направленных на развитие нравственных качеств у младших школьников.
Заключение.
Литература.
Приложения.

Файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 145.70 Кб (Скачать файл)

 

Интернет-источники:

  1. http://festival.1september.ru/
  2. http://www.knigafund.ru/

 

 

Приложение 1.

 

Конспект урока  литературного чтения во 2-м классе по теме "А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»" (3-я и 4-я части) "А как это — приручить"

Цели урока:

  • Подвести детей к выводу о том, что человек несет ответственность за всех, кого приручил, независимо от возраста.
  • Развивать навыки беглого, выразительного чтения; устную речь учащихся; понимание прочитанного; обогащать словарный запас детей.
  • Воспитывать бережное отношение к любви, дружбе, которые надо беречь и лелеять, а также личность со свободным мышлением.

 

Оборудование:

  • книга А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”,
  • словарные слова на карточках,
  • девиз “Ты всегда в ответе за тех, кого приручил…”

 

Ход урока

 

I. Орг. момент.

У. – Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу и тихо сели.

 

II. Сообщение темы  урока.

У. – на этом уроке мы будем  продолжать работать по разделу “Самое обыкновенное чудо” над 3-ей и 4-ой частями  сказки А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”, полностью которую вы прочитаете в старших классах.

– Работать мы будем под  таким девизом:

Д.(хором) “Ты всегда в  ответе за тех, кого приручил”.

У. – Ребята, как вы понимаете  мудрость этих слов?

У. – На этом уроке мы узнаем, как понимает мудрость этих слов герой  сказки Лис.

 

III. Работа с  текстом 3-й части.

У. – Что было задано на дом?

Д. – Прочитать 3 и 4 части.

У. – Открыли учебники.

Д. - Маленький принц, Лис, лётчик.

Чтение по ролям.

У. – Прочитаем 3-ю часть  по ролям.

Вопросы после  чтения.

У. – Какое настроение было у Принца?

Д. – Ему было грустно.

У. – Почему?

Д. – Он облетел много  планет и звёзд, но друга так и  не нашёл.

У. – Почему Лис отказался  поиграть с мальчиком?

Д. – Он был не приручён.

У. – Как это приручить? Ответьте словами Лиса с. 114.

Д. – Это давно забытое  понятие. Оно означает создать узы.

У. – Прочитаем на доске  это слово.

– Как вы понимаете значение этого слова?

Д. – Это, что связывает, соединяет.

У. – Что вы узнали о  Маленьком принце?

Д. – Что живёт на другой планете, там растёт его роза, которая  очень дорога Принцу.

У. – Прочитайте последнее  предложение 3-й части.

– Как вы понимаете смысл  этого предложения?

Д. – Ничего нет идеального, есть как хорошее, так и плохое.

У. – Что узнал Маленький  принц от Лиса? Прочитайте.

Д. – Если Принц приручит Лиса, они станут нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в  целом свете, и я буду для тебя один в целом свете.

У. – Как вы считаете, они  подружатся?

– Почему?

Д. – (дети высказывают своё мнение).

У. – А ответ на этот вопрос мы узнаем из 4 части.

 

IV. Работа с  текстом 4-й части.

Чтение по абзацам  вслух и беседа по ходу чтения.

У. – Почему у Лиса скучная  жизнь?

Д. – Он охотится за курами, а люди охотятся за ним. Ему скучно.

У. – Согласны ли вы с Лисом, что “все люди одинаковые?”. Докажите.

Д. – Нет. Все люди разные по внешности, характеру, интересам…

У. – Как Лис мечтает  об озарённой солнцем жизни? Прочитайте на с. 115.

У. – Какие чувства  возникли у вас при чтении слов Лиса?

Д. – Жалость, сочувствие, желание стать ему другом.

У. – А что такое  дружба?

Чтение слова с доски, выделение орфограммы, объяснение значения этого слова).

Д. – Дружба – близкие  отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

 

V. Физкультминутка.

Фонограмма песни О. Газманова “Друг”.

 

VI. Работа с  текстом 4 части (продолжение).

Чтение 2 абзаца, работа над  содержанием прочитанного.

У. – О какой мечте  Принца мы узнали?

Д. – Надо найти друзей и узнать разные вещи.

У. – Как объясняет  Лис, почему у людей нет друзей?

Д. – Не хватает времени  что-либо узнавать. Покупают вещи готовыми в магазинах. Нет таких магазинов, где торговали бы друзьями.

У. – Согласны ли вы с этой точкой зрения? Почему?

У. – Как советует Лис  приручить его?

Д. – Запастись терпением.

У. – Как вы понимаете: “Слова только мешают понимать друг друга”?

Д. – Понять можно только душой, сердцем.

У. – Читаем до конца 3-й  абзац.

У. – Лис говорит “чем ближе к назначенному часу” встречи  с другом, “тем счастливее” становится?

– Что такое счастье?

(Чтение с доски, выделение  орфограмм, объяснение значения  слова).

Д. – Счастье – чувство  и состояние полного высшего  удовлетворения, успех, удача, повезло  в чём-то.

У. – Как это готовить своё сердце?

Д. – Переживать, радоваться, грустить, чувствовать душой.

У. – Что же такое обряды? Как это объяснил Лис прочитаем  на с. 117.

Д. – Обряды – традиции, действия, установленные обычаем.

У. – Какой обряд нравится Лису? Почему?

У. – А есть ли у вас  обряд, который делает вашу жизнь  счастливее?

Д. – Масленица, проводы  русской зимы, пасха и т.д.

У. – Работая над содержанием 4-й части, мы пришли к выводу о  том, что Маленький принц и  Лис стали друзьями.

 

VII. Д/з: выучить наизусть монолог на с. 115 от слов “И живётся мне скучновато…” до слов “… шелест колосьев на ветру.”

 

VIII. Итог урока.

У. – Почему Лис хотел, чтобы Принц его приручил?

Д. – Боялся одиночества, хотел иметь друга, любить его.

У. (под музыку) – Для  Лиса любить – значит жить воспоминаниями о Маленьком принце, в окружающем мире видеть его черты. Колосья ничего не значили для Лиса, т.к. они не пригодны ему в пищу, но теперь колосья  будут напоминать Лису цвет волос  Маленького принца, он теперь смотрит  на мир другими глазами – глазами  любящего. Любить – значит помнить  того, кого ты любишь.

Д. –Я верю: в каждом навсегда

Добро поселится и радость.

Взойдёт любовь, отступит старость,

Найдутся новые друзья.

У. – Я надеюсь, что  когда вы вырастете, вы не забудете заветов Мудрого Лиса.

Расставаясь с любимыми, вы будете помнить, что в ответе за всех кого приручили, что человеку может  грозить одиночество даже среди  толпы, что лишь сердцем можно  почувствовать любовь. Откройте свои сердца навстречу друг другу.

Д. -Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит

Что годы живёшь ты не зря!

 

Приложение 2.

Задача. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они вдвоем за смену?

Беседа.

— Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий?

— Да, в каждом деле необходимо умение.

— А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда  и времени. Чем больше ученик проявляет  усердия, тем быстрее станет настоящим  мастером.

 

Задача. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?

Беседа.

— Погублена целая буханка! А сколько их за неделю выбросил класс?

— А ведь в школе не один класс и школа не одна в  городе! Сколько же хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в  жизни человека всему голова, как  вы понимаете эту народную мудрость? [Журнал «Начальная школа» № 8. - 2001 г., с.76].


Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности