Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 15:54, курсовая работа
Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Рассмотреть характеристики младшего школьного возраста.
3. Раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте.
4. Выявить эффективные условия и особенности формирования нравственного сознания, мышления, чувств младших школьников в учебной деятельности.
5. Изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
6.Произвести анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе;
7. Подвести итоги, сформулировать выводы.
Введение.
Глава I. Теоретические аспекты нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
1.1 Проблематика изучения нравственного воспитания школьников в учебной деятельности в отечественной и зарубежной педагогической науке.
1.2 Характеристика младшего школьного возраста.
1.3 Особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте.
1.4 Способы организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.
Глава II. Экспериментальное исследование нравственного воспитания младших школьников.
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников в учебном процессе.
2.2 Формирование у учащихся нравственного опыта.
2.3 Анализ результатов формирующих воздействий, направленных на развитие нравственных качеств у младших школьников.
Заключение.
Литература.
Приложения.
Интернет-источники:
Приложение 1.
Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по теме "А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»" (3-я и 4-я части) "А как это — приручить"
Цели урока:
Оборудование:
Ход урока
I. Орг. момент.
У. – Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу и тихо сели.
II. Сообщение темы урока.
У. – на этом уроке мы будем продолжать работать по разделу “Самое обыкновенное чудо” над 3-ей и 4-ой частями сказки А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”, полностью которую вы прочитаете в старших классах.
– Работать мы будем под таким девизом:
Д.(хором) “Ты всегда в ответе за тех, кого приручил”.
У. – Ребята, как вы понимаете мудрость этих слов?
У. – На этом уроке мы узнаем, как понимает мудрость этих слов герой сказки Лис.
III. Работа с текстом 3-й части.
У. – Что было задано на дом?
Д. – Прочитать 3 и 4 части.
У. – Открыли учебники.
Д. - Маленький принц, Лис, лётчик.
Чтение по ролям.
У. – Прочитаем 3-ю часть по ролям.
Вопросы после чтения.
У. – Какое настроение было у Принца?
Д. – Ему было грустно.
У. – Почему?
Д. – Он облетел много планет и звёзд, но друга так и не нашёл.
У. – Почему Лис отказался поиграть с мальчиком?
Д. – Он был не приручён.
У. – Как это приручить? Ответьте словами Лиса с. 114.
Д. – Это давно забытое понятие. Оно означает создать узы.
У. – Прочитаем на доске это слово.
– Как вы понимаете значение этого слова?
Д. – Это, что связывает, соединяет.
У. – Что вы узнали о Маленьком принце?
Д. – Что живёт на другой планете, там растёт его роза, которая очень дорога Принцу.
У. – Прочитайте последнее предложение 3-й части.
– Как вы понимаете смысл этого предложения?
Д. – Ничего нет идеального, есть как хорошее, так и плохое.
У. – Что узнал Маленький принц от Лиса? Прочитайте.
Д. – Если Принц приручит Лиса, они станут нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете, и я буду для тебя один в целом свете.
У. – Как вы считаете, они подружатся?
– Почему?
Д. – (дети высказывают своё мнение).
У. – А ответ на этот вопрос мы узнаем из 4 части.
IV. Работа с текстом 4-й части.
Чтение по абзацам вслух и беседа по ходу чтения.
У. – Почему у Лиса скучная жизнь?
Д. – Он охотится за курами, а люди охотятся за ним. Ему скучно.
У. – Согласны ли вы с Лисом, что “все люди одинаковые?”. Докажите.
Д. – Нет. Все люди разные по внешности, характеру, интересам…
У. – Как Лис мечтает об озарённой солнцем жизни? Прочитайте на с. 115.
У. – Какие чувства возникли у вас при чтении слов Лиса?
Д. – Жалость, сочувствие, желание стать ему другом.
У. – А что такое дружба?
Чтение слова с доски, выделение орфограммы, объяснение значения этого слова).
Д. – Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
V. Физкультминутка.
Фонограмма песни О. Газманова “Друг”.
VI. Работа с текстом 4 части (продолжение).
Чтение 2 абзаца, работа над содержанием прочитанного.
У. – О какой мечте Принца мы узнали?
Д. – Надо найти друзей и узнать разные вещи.
У. – Как объясняет Лис, почему у людей нет друзей?
Д. – Не хватает времени что-либо узнавать. Покупают вещи готовыми в магазинах. Нет таких магазинов, где торговали бы друзьями.
У. – Согласны ли вы с этой точкой зрения? Почему?
У. – Как советует Лис приручить его?
Д. – Запастись терпением.
У. – Как вы понимаете: “Слова только мешают понимать друг друга”?
Д. – Понять можно только душой, сердцем.
У. – Читаем до конца 3-й абзац.
У. – Лис говорит “чем ближе к назначенному часу” встречи с другом, “тем счастливее” становится?
– Что такое счастье?
(Чтение с доски, выделение
орфограмм, объяснение
Д. – Счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения, успех, удача, повезло в чём-то.
У. – Как это готовить своё сердце?
Д. – Переживать, радоваться, грустить, чувствовать душой.
У. – Что же такое обряды? Как это объяснил Лис прочитаем на с. 117.
Д. – Обряды – традиции, действия, установленные обычаем.
У. – Какой обряд нравится Лису? Почему?
У. – А есть ли у вас обряд, который делает вашу жизнь счастливее?
Д. – Масленица, проводы русской зимы, пасха и т.д.
У. – Работая над содержанием 4-й части, мы пришли к выводу о том, что Маленький принц и Лис стали друзьями.
VII. Д/з: выучить наизусть монолог на с. 115 от слов “И живётся мне скучновато…” до слов “… шелест колосьев на ветру.”
VIII. Итог урока.
У. – Почему Лис хотел, чтобы Принц его приручил?
Д. – Боялся одиночества, хотел иметь друга, любить его.
У. (под музыку) – Для Лиса любить – значит жить воспоминаниями о Маленьком принце, в окружающем мире видеть его черты. Колосья ничего не значили для Лиса, т.к. они не пригодны ему в пищу, но теперь колосья будут напоминать Лису цвет волос Маленького принца, он теперь смотрит на мир другими глазами – глазами любящего. Любить – значит помнить того, кого ты любишь.
Д. –Я верю: в каждом навсегда
Добро поселится и радость.
Взойдёт любовь, отступит старость,
Найдутся новые друзья.
У. – Я надеюсь, что когда вы вырастете, вы не забудете заветов Мудрого Лиса.
Расставаясь с любимыми, вы будете помнить, что в ответе за всех кого приручили, что человеку может грозить одиночество даже среди толпы, что лишь сердцем можно почувствовать любовь. Откройте свои сердца навстречу друг другу.
Д. -Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит
Что годы живёшь ты не зря!
Приложение 2.
Задача. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они вдвоем за смену?
Беседа.
— Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий?
— Да, в каждом деле необходимо умение.
— А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером.
Задача. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?
Беседа.
— Погублена целая буханка! А сколько их за неделю выбросил класс?
— А ведь в школе не один класс и школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова, как вы понимаете эту народную мудрость? [Журнал «Начальная школа» № 8. - 2001 г., с.76].
Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности