Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 04:37, реферат
Профессиональной этикой в общем называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий.
Нормативная часть
1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.
2. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога.
3. Нравственное воспитание педагога.
Творческая часть
"Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся"
1. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках
педагогического процесса
2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся
3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов
с родителями учащихся
Заключение
Список литературы
Содержание
Нормативная часть
1. Теоретико-методологические проблемы
педагогической этики.
2. Педагогическая мораль и её проявления
в деятельности педагога.
3. Нравственное воспитание педагога.
Творческая часть
"Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся"
1. Необходимость сотрудничества педагога
и родителей учащихся в рамках
педагогического процесса
2. Причины противоречий между учителем
и родителями учащихся
3. Требования к поведению учителя при
установлении им контактов
с родителями учащихся
Заключение
Список литературы
Нормативная часть.
Раздел 1. Теоретико-методологические
проблемы педагогической этики.
Предмет и задачи педагогической этики.
Профессиональной этикой в общем называют
кодексы поведения, обеспечивающие нравственные
характер тех взаимоотношений между людьми,
которые вытекают из их профессиональной
деятельности. Особенностью профессиональной
этики является её тесная связь с деятельностью
членов конкретной группы и неразрывное
единство с общей теорией морали.
Педагогическая этика является самостоятельным
разделом этической науки и изучает особенности
педагогической морали, выясняет специфику
реализации общих принципов нравственности
в сфере педагогического труда, раскрывает
её функции, специфику содержания принципов
и этических категорий. Также педагогической
этикой изучается характер нравственной
деятельности учителя и нравственных
отношений в профессиональной среде, разрабатываются
основы педагогического этикета, представляющего
собой совокупность выработанных в учительской
среде специфических правил общения, манер
поведения и т.п. людей, профессионально
занимающихся обучением и воспитанием.
Перед педагогической этикой стоит целый
ряд насущных задач (которые могут быть
разделены на теоретические и прикладные),
в числе которых исследование проблем
методологического характера, выяснение
структуры и изучения процесса формирования
нравственных потребностей учителя, разработка
специфики нравственных аспектов педагогического
труда, выявление предъявляемых требований
к нравственному облику педагога и т.д.
Практическая деятельность учителя не
всегда соответствует нормам профессиональной
этики, что вызвано сложностью и противоречиями
педагогической практики, поэтому одна
из важных задач педагогической этики
- в изучении состоянии нравственного
сознания педагога. Для этой цели необходимо
располагать достаточно корректными и
научно обоснованными методами. Универсальные
и наиболее распространённые методы исследования
общественного мнения в области педагогической
этики направлены на выяснение ценностных
ориентаций, мотивационной сферы личности,
оценочных суждений опрашиваемых. Этико-социологические
методы позволяют изучить этическую эрудицию
учителя, ценностные ориентации, нравственную
воспитанность и характер коллективных
взаимоотношений. Можно назвать в числе
методов исследования педагогической
этики: метод "частотных словарей",
метод этического практикума, контент-анализ,
метод общественной аттестации и др.
Среди задач курса педагогической этики
- поднять уровень морально-педагогической
подготовки учителя и вооружить его знаниями,
пользуясь которыми, противоречия в учебно-воспитательном
процессе им могут быть решены более эффективно.
Изучение педагогической этики даёт материал,
необходимый для анализа педагогического
процесса как процесса нравственных отношений
между его участниками.
Зарождение и развитие педагогической
этики.
Потребность общества передавать свой
опыт и знания подрастающим поколениям
вызвала к жизни систему школьного образования
и породила особый вид общественно необходимой
деятельности - профессиональную педагогическую
деятельность. Элементы педагогической
этики появились вместе с возникновением
педагогической деятельности как особой
общественной функции.
Философами античного общества в своих
работах высказывались некоторые суждения
по вопросам педагогической этики. Например,
Демокрит говорил о необходимости сообразовывать
воспитание с природой ребёнка, об использовании
детской любознательности как основы
учения, о предпочтении средств убеждения
над средствами принуждения; Платон исповедовал
идею необходимости подчинения детей
воле воспитателя и постоянного контроля
за ними, высокой оценки послушания и использования
методов наказания при неповиновении;
Аристотель считал воспитание делом государственной
важности; но только Квинтилиан впервые
поставил вопросы педагогики на профессиональном
уровне - его рекомендации представляли
собой обобщение педагогического опыта,
предостерегали педагога от использования
принуждения, апеллировали к здравому
смыслу и заинтересованности ребёнка
в процессе учёбы и её результатах.
В эпоху средневековья общество не интересовали
вопросы педагогической этики ввиду доминирования
религии в вопросах обучения. В эпоху Возрождения
эти вопросы получили своё новое развитие
- в трудах Монтеня (обращать внимание
на личностные качества наставника, учитывать
"душевные склонности ребёнка", не
требовать беспрекословного принятия
идей учителя учеником), Коменского (акцент
на доброжелательном отношении педагога
к обучаемым, критика формально-показного
выполнения учительских обязанностей),
Локка (уделял внимание нравственным отношениям
между воспитателем и воспитанником, выступал
против принуждения и наказаний, считал
значимым пример собственного поведения
учителя).
Представители французского Просвещения
трактовали задачи нравственного воспитания,
формулировали требования к нравственному
облику учителя и выдвигали свои этические
концепции, считая движущей силой прогресса
просвещение, науку и разум. Как полагал
Руссо, учитель должен быть лишён человеческих
пороков и в нравственном отношении стоять
выше общества. Песталоцци считал, что
истинный педагог должен уметь в любом
ребёнке обнаружить и развить положительные
личностные качества, пропагандировал
идеи трудового и нравственного воспитания.
Немецкие просветители, такие как Дистервег,
более глубоко конкретизировали требования
к учителю и критиковали изолированное
от общества воспитание. В частности, Дистервег
сформулировал чёткие требования к учителю
(совершенное владение предметом, любовь
к профессии и детям, бодрость, оптимизм,
работа над собой и т.д.)
Качественно новый этап в развитии этики
и вопросов педагогической морали связан
с русскими революционерами-демократами,
обогатившими и углубившими этические
идеи деятелей Просвещения. В частности,
большое внимание вопросам педагогической
морали уделено у Добролюбова - он доказывает,
что воспитание должно основываться не
на авторитете подавления, а на высоком
образовании и всестороннем развитии
педагога, его твёрдых и непогрешимых
убеждениях, уважении прав детей.
В советское время разработку проблем
профессиональной этики мы находим у Сухомлинского.
Им неоднократно подчёркивалось, что учение
- это прежде всего живые человеческие
отношения между педагогом и детьми. Значительный
вклад в разработку теоретических и практических
вопросов педагогической морали, изучение
уровня нравственного сознания учителя,
поиск путей совершенствования нравственных
отношений в педагогическом коллективе
был внесён такими учёными, как Гоноболин,
Кузьмина, Гришин, Согомонов, Чернокозовы
и др.
Категории педагогической этики.
Педагогическая этика рассматривает сущность
основных категорий педагогической морали
и моральных ценностей. Моральными ценностями
можно назвать систему представлений
о добре и зле, справедливости и чести,
которые выступают своеобразной оценкой
характера жизненных явлений, нравственных
достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической
деятельности применимы все основные
моральные понятия, однако отдельные понятия
отражают такие черты педагогических
воззрений, деятельности и отношений,
которые выделяют педагогическую этику
в относительно самостоятельный раздел
этики. Среди этих категорий - профессиональный
педагогический долг, педагогическая
справедливость, педагогическая честь
и и педагогический авторитет.
Справедливость вообще характеризует
соответствие между достоинствами людей
и их общественным признанием, правами
и обязанностями; педагогическая справедливость
имеет специфические черты, представляя
собой своеобразное мерило объективности
учителя, уровня его нравственной воспитанности
(доброты, принципиальности, человечности),
проявляющейся в его оценках поступках
учащихся, их отношения к учёбе, общественно
полезной деятельности и т.д. Справедливость
это нравственное качество учителя и оценка
мер его воздействия на учащихся, соответствующая
их реальным заслугам перед коллективом.
Специфика педагогической справедливости
заключается в том, что оценка действия
и ответная реакция на неё находятся у
педагога и учащихся на разных уровнях
нравственной зрелости; в том, что определение
меры объективности зависит от педагога
в большей степени; в том, что общей моральной
оценке подвергается взаимодействие сторон
с неравной самозащитой; наконец, в том,
что педагогически необходимое, запрограммированное
педагогом, может не осознаваться учениками.
Профессиональный педагогический долг
- одна из важнейших категорий педагогической
этики. В этом понятии концентрируются
представления о совокупности требований
и моральных предписаний, предъявляемых
обществом к личности учителя, к выполнению
профессиональных обязанностей: осуществлять
определённые трудовые функции, преимущественно
интеллектуальные, правильно строить
взаимоотношения с учащимися, их родителями
(рассмотрение этой проблемы явилось темой
настоящего реферата), коллегами по работе,
глубоко осознавать свой отношение к выбранной
профессии, ученическому и педагогическому
коллективу и обществу в целом. Основой
профессионального педагогического долга
являются объективные и актуальные потребности
общества в обучении и воспитании подрастающих
поколений. В профессиональном долге педагога
запрограммирована необходимость творческого
отношения к своему труду, особая требовательность
к себе, стремление к пополнению профессиональных
знаний и повышению педагогического мастерства,
необходимость уважительного и требовательного
отношения к учащимся и их родителям, умение
разрешать сложные коллизии и конфликты
школьной жизни.
Профессиональная честь в педагогике
- это понятие, выражающее не только осознание
учителем своей значимости, но и общественное
признание, общественное уважение его
моральных заслуг и качеств. Высоко развитое
осознание индивидуальной чести и личного
достоинства в профессии педагога выделяется
отчётливо. Если учителем в своём поведении
и межличностных отношениях нарушаются
требования, предъявляемые обществом
к идеалу педагога, то соответственно
им демонстрируется пренебрежение к профессиональной
чести и достоинству. Честь учителя - общественная
оценка его реальных профессиональных
достоинств, проявляющихся в процессе
выполнения им профессионального долга.
Наконец, педагогический авторитет учителя
- это его моральный статус в коллективе
учащихся и коллег, это своеобразная форма
дисциплины, при помощи которой авторитетный
и уважаемый учитель регулирует поведение
воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический
авторитет зависит от предшествующей
морально-этической и психолого-педагогической
подготовки учителя. Уровень его определяется
глубиной знаний, эрудицией, мастерством,
отношением к работе и т.д.
Раздел 2. Педагогическая мораль и её проявления
в деятельности педагога.
Сущности и функции педагогической морали.
Педагогическая мораль представляет собой
систему общих и частных норм, правил и
обычаев, находящихся между собой в сложных
взаимоотношениях. Для того, чтобы эффективно
регулировать поведение учителя, система
требований педагогической морали должна
обладать внутренней согласованностью,
то есть общие и частные нормы, правила
и обычаи должны составлять единое целое.
Педагогическая мораль - это система нравственных
требований, предъявляемых к учителю в
его отношении к самому себе, к своей профессии,
к обществу, к детям и остальным участникам
учебно-воспитательного процесса. Она
выступает одним из регуляторов поведения
учителя в педагогическом труде. Система
требований педагогической морали является
выражением профессионального долга учителя,
его нравственных обязанностей перед
обществом, педагогическим коллективом
и перед своим призванием.
Общая норма педагогической морали является
широким и содержательным требованием,
охватывает наиболее типичные ситуации
и представляет наиболее широкое требование
в отношении учителя к педагогическому
труду, учащимся и их родителям, коллегам,
что даёт общее направление его поведению.
Частная нравственно-педагогическая норма
обобщает более узкий круг отношений и
фактов поведения учителя и раскрывает
часть содержания и объёма требования,
заключённого в той или иной общей форме.
Нравственное сознание педагога.
Нравственным сознанием называется осознание
норм своего поведения, характера взаимоотношений
в обществе и ценности качеств человеческой
личности, что закрепляется во взглядах,
представлениях, чувствах и привычках.
Общественное сознание даёт обобщённое
теоретическое и идеологическое обоснование
морали как общественного явления; в индивидуальном
нравственном сознании отражается ещё
и специфика той среды, с которой человек
постоянно взаимодействует.
Нравственные взгляды учителя характеризуются
полнотой и устойчивостью. Одним из элементов
нравственного сознания учителя является
осознание им нравственных ценностей
и осмысление того, как осуществляется
восприятие этих ценностей его воспитанниками.
Основой формирования нравственных взглядов
учителя является знание принципов, требований
и норм морали и их специфического отражения
в педагогической деятельности.
Педагогическая этика рассматривает нравственные
убеждения как моральные знания, ставшие
нормой поведения учителя, его собственной
позицией в системе отношений к обществу,
своей профессии, труду, коллегам, учащимся
и их родителям. Учитель не может ограничиваться
знанием нравственных норм и принципов,
хотя они и являются условием правильной
ориентации в действительности - он должен
иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения,
являющиеся предпосылкой для активной
сознательной деятельности по целенаправленному
формированию личности воспитанника.
Этические знания и нравственные взгляды
становятся убеждениями личности в процессе
социальной практики и под воздействием
объективных условий трудовой деятельности.
Требованиям профессиональной педагогической
этики отвечает убеждённость, органически
сочетающаяся с подлинной сознательностью,
принципиальностью и требовательностью
к себе.
В профессиональной педагогической этике
нравственные чувства учителя рассматриваются
как эмоциональная сторона его духовной
деятельности, характеризующая наряду
с убеждениями субъективную моральную
позицию по отношению к профессиональной
деятельности и участникам воспитательного
процесса. Нравственные чувства выступают
как средство формирования личности и
как одна из задач нравственного воспитания.
Нравственные чувства учителя можно условно
разделить на несколько групп в соответствии
с отражаемым объектом. В группе чувств,
регулирующих отношение педагога к свое
профессии, выделяются чувства профессионального
долга, ответственности; самокритичность,
гордость, честь и др. определяют отношение
учителя к себе как представителю педагогической
профессии; наконец, особую группу составляют
чувства, отражающие отношение к участникам
педагогического процесса.
Нравственные отношения педагога.
В основе нравственных отношений лежат
зависимости между предписаниями долженствования
и субъективным восприятием этих предписания
личностью, между личностными и общественными
интересами. Нравственные отношения регулируются
моральными принципами, нормами, обычаями,
традициями, получившими общественное
или групповое признание и усвоенные личностью
в процессе её коллективной деятельности.
Особенность нравственных отношений в
том, что они имеют ценностно-регулятивный
и непосредственно-оценочный характер,
то есть в них всё основано на моральной
оценке, выполняющей функции регулирования
и контроля.
В педагогической среде выделяются сферы,
в которых нравственные отношения имеют
определённые особенности - сферу учебного
труда, различного рода общественной деятельности
педагогов и учащихся, сферу внешкольных
контактов, общего досуга, сферу педагогических
контактов учителей и др. Субъектом нравственных
отношений в педагогической среде является
учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном
процессе, он осуществляет самое широкое
взаимодействие с учащимися, их родителями,
коллегами и т.д.
Педагогическая мораль признаёт такие
нормы взаимоотношений между воспитателями
и воспитуемыми, которые способствуют
развитию творческой личности, формированию
человека, обладающего чувством собственного
достоинства. Важнейшее условие положительного
воздействия педагога на воспитуемого
- сочетание разумной требовательности
и доверия к нему. В системе нравственных
отношений в педагогической среде очень
важную роль играет взаимодействие учителя
с ученическим коллективом, которые должны
строиться на основе взаимопонимания
и взаимоуважения, уважения учителем положительных
традиций коллектива и чувства собственного
достоинства каждого воспитанника. Конечно,
успех воспитания зависит и от влияния
той ближайшей микросреды, в которой живут
и воспитываются дети.
Нравственная деятельность педагога.
Нравственная деятельность педагога,
как и любая духовная деятельность, обладает
относительной самостоятельностью, тесно
связана с другими видами деятельности
и может реализовываться в различных предметных
формах: нравственное просвещение, организация
нравственного опыта, нравственное самовоспитание.
В процессе нравственного просвещения
школьников педагог проводит их ознакомление
с основными проблемами морали, критериями
моральной оценки, раскрывает возможности
свободы выбора нравственного поступка
и меру ответственности личности за своё
поведение и т.д.
Процесс нравственного самовоспитания
представляет собой не только формирование
недостающих привычек, но и ломку ранее
сформированных негативных установок.
Педагогический такт как важный компонент
нравственной культуры учителя.
Переход от нравственного сознания к нравственной
практике включает в себя особый элемент
нравственного творчества - педагогический
такт. Нравственное творчество учителя
включает в себя ряд компонентов, среди
которых важнейшими являются такие, как
осмысление нормы и её значимости в отношении
к обществу, педагогической профессии;
осмысление сложных обстоятельств ситуации,
условия её возникновения; необходимость
выбрать лучший вид поступка в соответствии
с нравственно-педагогической нормой.
Педагогический такт есть форма реализации
педагогической морали в деятельности
учителя, в которой совпадают мысль и действие.
Такт - это нравственное поведение, включающее
предвидение всех объективных последствий
поступка и субъективного его восприятия;
в такте проявляется поиск более лёгкого
и менее болезненного пути к цели. Педагогический
такт это всегда творчество и поиск.
В числе основных составляющих элементов
педагогического такта учителя можно
назвать уважительное отношение к личности,
высокую требовательность, умение заинтересованно
слушать собеседника и сопереживать ему,
уравновешенность и самообладание, деловой
тон в отношениях, принципиальность без
упрямства, внимательность и чуткость
по отношению к людям и т.д.
Раздел 3. Нравственное воспитание педагога.
Нравственное самовоспитание педагога.
Кодекс профессиональной этики педагога.
Среди требований, предъявляемых к педагогической
культуре учителя, есть общечеловеческие,
которые были выработаны в ходе развития
педагогической практики. Но в сфере педагогического
труда свои особенности и влияние имеет
и моральная регуляция, неотъемлемым элементом
которой является нравственное самовоспитание.
Ведь многие действия педагога никем не
контролируются. Зачастую своим действиям
и поступкам он сам даёт оценку, сам же
их корректирует. Поэтому моральный "барометр"
учителя - его педагогическая совесть
- должен быть чувствительным в высокой
степени.
Кодекс профессиональной этики педагога
определяет совокупность нравственных
требований, вытекающих из принципов и
норм педагогической морали, и регулирует
его поведение и систему отношений в процессе
педагогической деятельности. Одной из
основ кодекса профессиональной этики
учителя является установление основных
требований, которые определяют отношение
учителя к самому себе, к педагогическому
труду, к ученическому и педагогическому
коллективам и т.д.
Творческая часть
"Нравственные аспекты отношений учителя
с родителями учащихся"
Далее в реферате я постараюсь раскрыть
требования кодекса профессиональной
этики по отношению к родителям учащихся
с целью установления плодотворного педагогического
сотрудничества с ними.
1. Необходимость сотрудничества педагога
и родителей учащихся в рамках педагогического
процесса
Итак, одна из значимых профессиональных
обязанностей учителя - это организация
такого сотрудничества с родителями учащихся,
чтобы оно дополняло его педагогические
действия, составляя специфическую сферу
родительского влияния. В систему отношений
"учитель - родители учащихся" учитель
вовлекается объективной необходимостью
и самими условиями осуществления педагогического
процесса. Эта система отношений способна
функционировать и без непосредственного
контакта её частников, потому что их связывает
учащийся как объект взаимного влияния.
Отношения "учитель - родители учащихся"
являют собой значимый педагогический
фактор, который оказывает большое воздействие
на нравственную жизнь учащихся.
Осуществление ведущей роли учителя в
сотрудничестве с родителями учащихся
представляет значительную трудность.
Морально-педагогический фактор в формировании
этих отношений играет важную роль.
Ещё одно важное обстоятельство, которое
должно приниматься во внимание при изучении
нравственных отношений школы и семьи:
школа или развивает нравственные качества
ребёнка, заложенные в семье, или вынуждена
его перевоспитывать. В обоих случаях
педагог должен знать семейную нравственную
ситуацию, а родители - знать нравственно-педагогические
требования учителя.
2. Причины противоречий между учителем
и родителями учащихся
Между тем, далеко не всегда учителю удаётся
осуществлять ведущую роль в сотрудничестве
с родителями учащихся, по той причине,
что учитель не располагает никакой властью
помимо своего морального авторитета,
а также потому, что ему приходится налаживать
целесообразные контакты с любыми родителями.
Среди других причин могут быть названы
разобщённость между учителем и родителями
учащихся или их недоброжелательные отношения.
Разобщённость возникает вследствие отсутствия
контактов, неопределённости представления
учителя о родителях ученика и тех, в свою
очередь, об учителе.
Противоречия между учителем и родителями
учащихся возникают по разным причинам.
В их числе разобщённость интересов; большое
число обязанностей, которые предъявляются
сторонами друг к другу; различие типов
отношений к ребёнку; различный уровень
педагогической квалификации. Постараюсь
конкретизировать эти аспекты ниже.
Непомерно большое количество обязанностей,
которые предъявляются сторонами в самой
общей форме без учёта возможностей и
обстановки, в силу их невыполнимости
на практике ведут к непониманию, неблагодарности,
досаде. С другой стороны, повышенный уровень
требований свидетельствует об особом
статусе учителя, высоком уровне ожиданий
от него.
Различие типов отношений к ребёнку вытекает
из различия институтов школы и семьи
- они представляют собой разные социально-психологические
группы с многообразными функциями и отношениями.
Представители различных групп начинают
взаимодействовать между собой, сохраняя
в отношении ученика установившиеся и
привычные (для своей группы) связи и стереотипы.
Эти противоречия усиливаются в том случае,
когда учитель - формалист и рассматривает
свою деятельность как службу, устанавливая
с учащимися лишь деловые отношения. Родители
и близкие же проявляют человеческий подход
к ребёнку, внимание и забота о нём - это
нравственная потребность. Родители учащихся
не могут соглашаться с сухим отношением
учителя к ученику, учителю же эти претензии
и переживания родителей покажутся чрезмерными.
Из-за разной природы подхода к учащимся
может возникнуть недовольство сторон,
если учитель не сумеет понять и учесть
в своей деятельности переживания и опасения
родителей за судьбу своего ребёнка. Иному
учителю бывает сложно встать на место
родителей и осознать, что приглашение
в школу может вызвать в семье целый переполох,
волнение родителей и т.д. Иногда противоречия
подобного рода возникают из-за различной
информированности о ребёнке: родителям
более известна жизнь их ребёнка вне школы,
учителю же более известна школьная успеваемость,
поведение на уроках и в школе вообще.
Разный уровень педагогической подготовки
родителей и учителя также может вызывать
противоречия. Разный уровень компетентности
в понимании целей, задач и методов воспитания
и обучения порождает расхождение во взглядах,
создаёт у учителя неоправданное стремление
доминировать в вопросах обучения и воспитания,
неуважительно относиться к мнению другой
стороны, что затрудняет контакты и изначальную
необходимость в сотрудничестве.
Причины противоречий между учителем
и родителями учащихся, способные помешать
установлению педагогически целесообразных
контактов, содержат факторы, которые
часто могут быть смягчены.
3. Требования к поведению учителя при
установлении им контактов с родителями
учащихся
Педагогическая мораль предусматривает
выявление таких требований к личности
учителя, которые являются педагогически
целесообразными и необходимыми при установлении
им контактов с родителями учащихся. Среди
них выделяются:
* Сознание и нравственная ответственность
перед родителями учащихся за результаты
обучения и воспитания.
* Поиск контактов с родителями учащихся
и осознание своей ответственности за
организацию такого сотрудничества. Уже
подчёркивалось, что родители учащихся
и учитель - это две стороны, взаимно ответственные
за воспитание ребёнка перед обществом.
Педагогическая целесообразность этого
требования основана на необходимости
всесторонней информации о ребёнке и учёте
её в работе учителя, а также на необходимости
преодоления разнобоя в требованиях по
отношению к ребёнку между сторонами.
При этом контакты учителя с родителями
учащихся должны носить постоянный характер.
Причины нежелания учителя устанавливать
контакты с родителями учащихся могут
лежать в области высокой самоуверенности
в своих педагогических возможностях,
равнодушии, отсутствии чувства сознания
и ответственности.
* Недопущение оскорбления родительских
чувств необоснованной оценкой способностей,
успеваемости и поведения детей. Ведь
всякая небрежность и предвзятость в суждениях
о детях ими переживается и передаётся
своим родителям, которые чутко реагируют
на это. Учитель обязан давать ученикам
только объективную характеристику. Когда
классный руководитель осведомлён о семейных
устоях и умеет понять родительские чувства,
он говорит о ребёнке уважительно и со
знанием дела, приобретая в родителях
союзников в обучении и воспитании.
* Повышение авторитета родителей в глазах
детей, умение оценить и показать детям
наиболее значимые качества их родителей.
Причём педагогическая целесообразность
этого велика - учитель приобщает детей
к важной стороне нравственности, заставляет
их задуматься, с какими интересными и
уважаемыми людьми они живут. Иногда учителю,
правда, приходится прибегать к усилиям,
дабы преодолеть отчуждение, которое могло
возникнуть в отношениях между ребёнком
и его родителями. Учитель, который смог
повлиять на рост авторитета родителей
в глазах своих детей, поднимает и свой
авторитет.
* Тактичное предъявление необходимых
требований к родителям с целью улучшения
воспитания детей и совершенствования
педагогических взглядов их родителей,
но без перекладывания на них своих обязанностей.
Это означает, что родители могут в чём-то
ошибаться, совершать непедагогические
действия, в чём-то пренебрегать воспитанием
детей, следовать устаревшим воззрениям
- и учитель из соображений сотрудничества
и создания благоприятных условий для
педагогического процесса должен помочь
развивать педагогическую культуру родителей,
объяснять им зло педагогической безграмотности
по отношению к их ребёнку. Однако при
этом учитель не должен пытаться переложить
свои обязанности на родителей, так как
этим он расписывается в собственном педагогическом
бессилии и нежелании нести ответственности
за ученика.
* Анализ критических замечаний родителей
учащихся по отношению к учителю. Педагогическая
мораль требует от учителя доброжелательного
отношения к замечаниям родителей в его
адрес. Хотя психологически учителю далеко
не всегда приятно бывает слышать критические
замечания, так как многие их высказывающие
мало осведомлены в педагогике вообще.
Критика от родителей учащихся приобретает
более конкретный и деловой характер,
когда учитель сам организует родителей
на неё, убедив их в том, что ему необходимо
знать их мнение о том, правильно ли его
понимают ученики и родители, имеются
ли промахи в организации педагогического
процесса. Требовательный к себе учитель
с развитой самокритикой всегда найдёт
в замечаниях родителей нечто полезное.
Тем более, что при отсутствии критики
недовольство родителей сохраняется,
приводя к взаимному непониманию и недоверию
к авторитету учителя. В конечном итоге
родители должны оценивать и положительные
качества педагога.
Заключение
Выделение в системе нравственных отношений
подсистему "учитель - родители учащихся"
исходит из того, что семья является бесспорно
важнейшим источником формирования нравственных
позиций ребёнка, закрепления его нравственно-психологических
установок. В семье у ребёнка формируются
начальные представления о цели и смысле
жизни, ценностные ориентации, нравственные
и социальные потребности и т.д. Поэтому
учитель должен знать, какие нравственные
представления сформированы у ребёнка,
в каких условиях происходило это формирование.
Характер взаимоотношений родителей и
учителей нельзя представлять как полное
взаимопонимание и бесконфликтное содружество,
несмотря на общность их целей и задач.
Педагогу важно наладить контакт с родителями
учащихся, сделать их союзниками в деле
воспитания. В оптимальном варианте педагог
должен стать частью семейной микросреды
(как ближайший советчик родителей в вопросах
обучения и воспитания их детей), а родители
ученика - частью его школьной микросреды
(как участники общего педагогического
процесса).
Список литературы
1. В. Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая
этика. Минск, 1986
2. И. Чернокозов. Профессиональная этика
учителя. Киев, 1988
3. В. Чернокозова, И. Чернокозов. Этика
учителя. Киев, 1973
4. Ю. Азаров. Искусство воспитывать. М,
1978
5. Э. Гришин. Книга для учителя. Владимир,
1976
6. Я. Котигер, В. Чамлер. Педагогическая
этика. Кишинев, 1984.
Личность, организующая
и реализующая учебно-
Человек, вставший за учительский стол,
ответственен за всё, всё знает и умеет.
Именно ответственность за судьбу каждого
ученика, подрастающего поколения, общества
и государства характеризуется учительская
должность. Трудно представить себе другую
деятельность, от которой так много зависит
в судьбе каждого человека и всего народа.
Учительская работа относиться к очень
сложным видам человеческой деятельности.
Но что именно делает учитель, большинство
людей не понимают, ограничиваясь указаниями
на внешние, видимые характеристики его
деятельности.
Очень многое проясняется, если поставить
вопрос так - чем отличается учитель от
других людей, не учителей? Только ли дипломом
педагогического вуза?
Пригласим в класс инженера. Он начнет
объяснять школьникам основы своей науки,
сообразуясь со здравым смыслом. Скорее
всего, он будет просто копировать своих
учителей: объяснять, давать упражнения,
вызывать к доске, ставить оценки и так
далее. На первый взгляд создается видимость
нормальной педагогической работы.
Но только на первый и только видимость.
От настоящего учительского труда она
отличается так же, как детская игра "в
школу" от самой школы. Умение гораздо
важнее знания предмета. Конечно, математике
может обучить только знающий математику.
Но, боже мой, сколько компетентных математиков
оказалось никудышными учителями.
Попытайтесь профессионально ответить
на вопрос: что делает учитель, какими
словами выразить его главную педагогическую
функцию?
Конечно же, главными направлениями приложения
педагогических усилий являются обучение,
образование, воспитание, развитие и формирование
учащихся. В каждом из них учитель выполняет
множество конкретных действий, так что
функции его часто спрятаны и не всегда
подразумеваются явно.
Не учить, а направлять учение, не воспитывать,
а руководить процессами воспитания призван
учитель. И чем он отчетливее понимает
эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности,
инициативы, свободы предоставляет своим
ученикам. Настоящий мастер своего дела
остается в учебно-воспитательном процессе
как бы "за кадром", за пределами свободно
осуществляемого учениками, а на самом
деле - управляемого педагогом выбора.
Ещё Сократ называл профессиональных
педагогов "акушерами мысли", его
учение о педагогическом мастерстве носит
название "майэвтика", что в переводе
обозначает "повивальное искусство".
Не сообщать готовые истины, а помочь родиться
мысли в голове ученика обязан знающий
педагог. Следовательно, сердцевина педагогического
труда в управлении всеми теми процессами,
которые сопровождают становление человека.
Многообразие функций, выполняемых учителем,
привносит в его труд компоненты многих
специальностей - от актера, режиссера
и менеджера до аналитика, исследователя
и селекционера.
Кроме своих непосредственных профессиональных
функций педагог выполняет функции общественные,
гражданские, семейные.
Сколько помнят себя люди, был среди них
учитель. Был, есть и будет, пока светит
солнце. Судьба каждого живущего на земле
человека хотя бы чуточку побывала в его
руках. Теплыми лучами учительского сердца
согрета наша многострадальная планета.
Всё светлое в этой жизни от него - бескорыстного
слуги Истины, Мудрости, Добра, Братства,
Мира.
Только со временем, а потому очень поздно,
начинаем мы понимать, что омрачающая
в детстве нашу радость "тирания"
учителей была направлена нам во благо.
Ясно видим - все наши успехи, равно как
и неудачи, берут начало от колыбели, над
которой стояли два самых близких человека
- мать и учитель. Не многие должности на
свете посоперничают с учительской во
влиянии на судьбы людей, государств, всего
человечества.
"Чти учителя, как бога", - приказывал
отец, отдавая сына в школу. Наставлению
этому, хранящемуся в древнеегипетских
папирусах, более двух с половиной тысяч
лет. Положение с тех пор несколько изменилось.
Учитель стал доступнее, земнее, что ли.
Но не изменилось его призвание - сеять
разумное, доброе, вечное.
Уже в самые далекие времена обнаружилась
железная закономерность: какие учителя,
такое и общество. Те государства в истории
развития человеческой цивилизации вырывались
в перед, где были лучше школы и учителя.
Любое умаление роли учителя почти всегда
заканчивалось плачевно: государства
хирели, нравы ухудшались. Скромный и не
заметный учитель, но достаточно свести
его с пьедестала, и тем самым подорвать
у людей веру в истину, личным представителем
которой он выступает, как тут же поднимает
голову и начинает своё разрушительное
воздействие невежество, отбрасывая достижения
цивилизации назад, к пещерам. Крепись,
учитель! Будь мужественным! Тебе не в
первой вступать в схватку с мракобесием,
косностью, отсталостью, рутиной. Ты всегда
на переднем крае, верный рыцарь Метиды!
Возможно, эти слова покажутся вам несколько
высокопарными. Мог бы автор сказать и
помягче, поскромнее, что ли. Не согласна!
Любые сравнения будут бледными и невыразительными,
когда речь идет о людях, заслуги которых
перед человечеством нельзя ни измерить,
ни переоценить. Разве не благодаря учителям
мы познали Вселенную и самих себя? Разве
не Сократ был учителем всего человечества?
Или, может быть, людовики, ганнибалы, наполеоны,
македонские, ленины и сталины вырвали
народ из векового невежества? Достаточно
в этой связи вспомнить хотя бы свидетельство
небезызвестного Бисмарка: ""немецкий
народ воспитал немецкий народный учитель""
Наши бисмарки так не скажут.
Да, всё это было. Прошло старое, пришло
новое не без участия учителей. Среди них
были самые великие, самые выдающиеся
ученые и мыслители. Достаточно сказать,
что в рядах русских учителей мы находим
имена выдающихся писателей Державина,
Крылова, Гоголя, Толстого, Тургенева,
Гончарова, Некрасова и многих других.
Из глубины веков идут требования к учителю.
Люди всегда предъявляли к нему повышенный
спрос, хотели видеть своего учителя без
всех земных недостатков.
В уставе львовской братской школы 1586
г. было записано: "Дидискал или учитель
сея школы мает быти благочестив, разумен,
смиренно мудрый, кроток, воздержливый,
не пьяница, не басносказитель, не блудник,
не лихоимец, не сребролюбец, не чародей,
не пособитель ересям, но благочестиво
поспешитель, образ благий во всем себе
представляющий не в ситцевых добродетелях,
да и будут ученицы, яко учитель их".
В самом начале XVII в. сформированы обширные
и четкие требования к учителю, которые
не устарели по сей день. Я.А.Коменский
считал, что главное назначение учителя
состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью,
любовью к людям, знаниями, трудолюбием
и другими качествами стать образцом для
подражания со стороны учащихся и личным
примером воспитывать у них человечность.
Учителя должны быть образцом: простоты
- в пище и одежде, бодрости и трудолюбия
- в деятельности, скромности и благонравия
- в поведении, искусства разговора и молчания
- в речах. А также подавать пример "благоразумия
в частной и общественной жизни".
С профессией учителя совершенно не совместимы
лень, бездеятельность, пассивность. Хочешь
изгнать эти пороки из учащихся, прежде
избавься о них сам. Кто берется за наивысшее
- воспитание юношества, тот должен познаться
и с ночным бодрствованием и тяжким трудом,
избегать пиров, роскоши и всего, "что
ослабляет дух".
Я.А.Коменский требует, чтобы учитель внимательно
относился к учащимся, был приветливым
и ласковым, не отталкивал от себя детей
своим суровым обращением, а привлекал
их отеческим расположением, манерами
и словами. Учить детей нужно легко и радостно,
"чтобы напиток науки проглатывался
без побоев, без насилия, без отвращения,
словом, приветливо и приятно".
"Плодотворным лучом солнца для молодой
души" назвал учителя К.Д.Ушинский. Учитель
русских учителей предъявлял к народным
наставникам исключительно высокие требования.
Он не мыслил себе учителя без глубоких
и разносторонних знаний. Но одних знаний
мало. Надо иметь ещё твердые убеждения.
Вопрос о педагогическом призвании не
сходит со страниц педагогической печати.
В одной из новых книг читаем: "К сожалению,
и по сей день в педагогических вузах при
наборе студентов не проводится диагностика
их педагогической одаренности, берут
всех, кто выдержит общеобразовательный
конкурс. Вот почему в школы и другие учебно-воспитательные
учреждения попало много людей заведомо
профессионально ущербных, что отрицательно,
а порой просто губительно сказывается
на их учениках и воспитанниках".
Через профессиональные требования педагог
реализуется как работник, выполняющий
свои обязанности в системе производственных
отношений.
На наших глазах происходит заметная трансформация
учебных заведений в производственные
учреждения, предоставляющие "образовательные
услуги" населению, где действуют планы,
контракты, случаются забастовки, развивается
конкуренция - неизбежный спутник рыночных
отношений. В этих условиях особую важность
приобретают человеческие качества педагога,
которые становятся профессионально значимыми
предпосылками создания благоприятных
отношений в учебно-воспитательном процессе.
В ряду этих качеств человечность, доброта,
терпеливость, порядочность, честность,
ответственность, справедливость, обязательность,
объективность, щедрость, уважение к людям,
высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная
уравновешенность, потребность к общению,
интерес к жизни воспитанников, доброжелательность,
самокритичность, дружелюбие, сдержанность,
достоинство, патриотизм, религиозность,
принципиальность, отзывчивость, эмоциональная
культура и многие другие.
Обязательное для учителя качество - гуманизм,
то есть отношение к растущему человеку
как высшей ценности на земле, выражение
этого отношения в конкретных делах и
поступках. Гуманные отношения слагаются
из интереса к личности учащегося, из сочувствия
ученику, помощи ему, уважения его мнения,
состояния особенностей развития, из высокой
требовательности к его учебной деятельности
и озабоченности развитием его личности.
Учащиеся видят эти проявления и следуют
им сначала неосознанно, постепенно приобретая
опыт гуманного отношения к людям.
Учитель - это всегда активная, творческая
личность. Он выступает организатором
повседневной жизни школьников. Пробуждать
интересы, вести учащихся за собой может
только человек с развитой волей, где личной
активности отводиться решающее место.
Педагогическое руководство таким сложным
организмом, как класс, датский коллектив,
обязывает воспитателя быть изобретательным,
сообразительным, настойчивым, всегда
готовым к самостоятельному разрешению
любых ситуаций. Педагог - образец для
подражания, побуждающий учащихся следовать
за ним, равняться на близкий и доступный
для подражания образец.
Профессионально необходимыми качествами
учителя являются выдержка и самообладание.
Профессионал всегда, даже при самых неожиданных
обстоятельствах (а их бывает немало),
обязан сохранить за собой ведущее положение
в учебно-воспитательном процессе. Никаких
срывов, растерянности и беспомощности
воспитателя учащиеся не должны чувствовать
и видеть. Ещё А.С.Макаренко указывал, что
учитель без тормозов - испорченная, неуправляемая
машина. Нужно это помнить постоянно, контролировать
свои действия и поведение, не опускаться
до обид на учащихся, не нервничать по
пустякам.
Душевная чуткость в характере учителя
- своеобразный барометр, позволяющий
ему чувствовать состояние учащихся, их
настроение, вовремя приходить на помощь
тем, кто в ней больше всего нуждается.
Естественное состояние педагога - профессиональное
беспокойство за настоящее и будущее своих
питомцев. Такой учитель осознает свою
личную ответственность за судьбы подрастающего
поколения.
Неотъемлемое профессиональное качество
учителя - справедливость. По роду своей
деятельности педагог вынужден систематически
оценивать знания, умения, поступки учащихся.
Поэтому важно, чтобы его оценочные суждения
соответствовали уровню развития школьников.
По ним учащиеся судят об объективности
педагога. Ничто не укрепляет нравственный
авторитет педагога, как его умение быть
объективным.
Предубеждение, предвзятость, субъективизм
учителя очень вредят делу воспитания.
Воспринимая учащихся сквозь призму собственных
оценок, необъективный педагог становиться
пленником схем и установок. До обострения
отношений, конфликта, невоспитанности,
сломанной судьбы - рукой подать.
Воспитатель обязан быть требовательным.
Это важнейшее условие его успешной работы.
Высокие требования учитель прежде предъявляет
к себе, ибо нельзя требовать от других
того, чем не владеешь сам. Педагогическая
требовательность должна быть разумной.
Мастера воспитания учитывают возможности
развивающейся личности.
Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее
в педагогическом процессе, помогает воспитателю
чувство юмора. Недаром говорят: веселый
педагог обучает лучше угрюмого. В его
арсенале шутка, прибаутка, пословица,
удачный афоризм, дружеская подковырка,
улыбка - всё, что позволяет создать в классе
положительный эмоциональный фон, заставляет
школьников смотреть на себя и на ситуацию
с комической стороны.
Отдельно следует сказать о профессиональном
такте педагога как особого рода умении
строить свои отношения с воспитанниками.
Педагогический такт - это соблюдение
чувства меры в общении с учащимися. Такт
- это концентрированное выражение ума,
чувства и общей культуры воспитателя.
Сердцевиной педагогического такта выступает
уважение к личности воспитанника. Понимание
воспитуемых предостерегает учителя от
бестактных поступков, подсказывая ему
выбор оптимальных средств воздействия
в конкретной ситуации.
Чем ближе к нашему времени, тем выше требования
общества к учителю. В.Сухомлинский, творивший
в 70-е годы, на первое место выдвигал воспитательный
аспект деятельности учителя. Каким бы
"очищенным" от воспитания ни было
обучение, считал он, оно является прежде
всего нравственным формированием человеческой
личности. Нет, не может и не должно быть
обучения, "непричастного" к воспитанию.
Учитель воспитывает не только идеями,
заложенными в знаниях, но и тем, как он
несет их в класс. В обучении взаимодействуют
не только умы. Душа учителя соприкасается
с душой ученика.
Есть в процессе обучения особая магия.
Она - в напряжении воли учителя и воли
ученика. Надо почувствовать сопротивление
материала, чтобы ощутить всю прелесть
полученного результата.
Сопряжение трех величин: учитель - предмет
- ученик - таит в себе опасность. От того,
как складываются отношения в системе
"учитель - ученик", в значительной
мере зависит судьба предметов. Это не
заблуждение, а факт: нельзя любить математику,
не испытывая больших симпатий к учителю
математики. Невозможно любить искусство,
не понимая учителя литературы.
Методические ухищрения, конечно, важны,
без них к уму нынешнего ученика не достучишься.
Но есть вещи и поважнее их: "От живого,
страстного, хотя и не совершенного в своих
качествах, - от живого и жизнь идет. Учитель
- не ангел с крылышками, и не с херувимчиками
имеет он дело. От ангела до ненавистного
всеми человека в футляре, склеенном из
предписаний начальства, - один шаг. Не
ангел, не душа в футляре, не особого рода
существо, будто специально рожденное
для поучений, а также исправления несчастных
детей, - живой, земной, грешный человек,
понятный детям и в достоинствах своих,
и в пороках, нескованный - распахнутый
для детей". Эти проникновенные строчки
об учителе написал С.Соловейчик. Спешим
согласиться с ним безоговорочно, присовокупив
лишь одно примечание: страстью и человечность
не заменить науку, но сделать последнюю
доступной, осязаемой, зримой для ребенка
можно... лишь страстью и человечностью.
Из двадцати важнейших качеств учителя
из тысяч ежегодно опрашиваемых студентов-первокурсников
примерно 85% стабильно мета в первой десятке
отдают нравственным качествам учителя:
доброте, доверию к учащимся, вежливости,
скромности, простоте, чуткости, организованности,
нравственной чистоте.
Пяти-, шести- и семиклассники отвечали
на анкету. Был в ней и такой вопрос: "Что
бы ты хотел пожелать своим учителям?"
Скажем, что к подобным анкетам и вопросам
отношение специалистов неоднозначное.
Многие считают их неуместными. Но, с другой
стороны, разве не следует уважать мнение
учащихся, считаться с ним, принимать в
расчет, даже если оно расходиться с оценками
коллег и администрации, даже если оно
несправедливое или ложное?
Учащиеся очень осторожно "намекали"
на недостатки своих учителей. Больше
всего на нравственную черствость, несправедливость,
нежелание считаться с коллективом. "Почему
она такая красивая и одевается красиво,
и прическа красивая, и с родителями разговаривает
вежливо и с улыбкой, а на уроке с нами
как станет кричать..", "..не нравиться
недоверие к учащимся, грубое отношение,
когда сам плохо объясняет, а от учащихся
требует, когда унижает". Осуждают учителей,
которые "выделяют отличников", а
на слабых не обращают внимания. Не любят
наши ученики, "когда о недостатках
и проступках говорят перед всем классом".
Существенно проясняет ситуацию использование
понятия "идеальный педагог". Идеальный
педагог - образец профессионала, носитель
гражданских, производственных и личностных
функций, сформированных на наивысшем
уровне.
Идеальный педагог - образец для подражания,
ориентир для подготовки и эталон для
сравнения:
-любовь к делу,
-любовь к учащимся,
-вера в человека,
-терпеливость,
-оптимизм,
-эмпатия,
-сдержанность,
-душевная щедрость,
-требовательность,
-тактичность,
-самообладание,
-справедливость,
-общительность,
-ответственность,
-высокие моральные качества,
-активная жизненная позиция,
-личный пример всем и во всём,
-уважение к законам государства,
-национальная гордость,
-патриотизм,
-готовность к защите Родины,
-гуманизм,
-духовность,
-открытость,
-нравственность,
-критическое отношение к своим действиям
и многие другие.
Следует обратить внимание на динамизм
этих качеств. Оставаясь неизменными по
названию, они постоянно наполняются новым
содержанием. Поэтому конкретные особенности
качеств идеального педагога должны подвергаться
регулярному критическому анализу, иначе,
окостенев в своем развитии, они будут
выглядеть архаично и мало привлекательно
для острых в своем восприятии действительности
учащихся и студентов.
Педагогическая
деятельность предусматривает наличие,
по крайней мере, двух своих сторон:
объективная - это набор методов и приемов
работы, которые преподаватель традиционно
использует, и личностный - это то, как
он в зависимости от своих личностных
качеств и способностей, эти методы и приемы
использует. Чаще всего мастером своего
дела является преподаватель, владеющий
педагогическим мастерством, обладающий
своим индивидуальным стилем, при этом
объективная сторона его работы может
ничего принципиально нового не содержать.
Можно следующим образом охарактеризовать
индивидуальный стиль работы преподавателя:
С точки зрения содержательных характеристик.
В данный раздел входят: преимущественная
ориентация преподавателя либо на процесс
обучения, либо на процесс и результаты
обучения, а может лишь на результаты обучения.
Адекватность - неадекватность планирования
учебно-воспитательного процесса. Оперативность
- консервативность в использовании средств
и способов педагогической деятельности.
Рефлексивность - интуитивность.
Следующий параметр - динамические характеристики.
Это: Гибкость - традиционность. Импульсивность
- осторожность. Устойчивость - неустойчивость
по отношению к изменяющейся ситуации.
Стабильно положительно-эмоциональное
отношение к учащимся - неустойчивое эмоциональное
отношение. Наличие личностной тревожности
- отсутствие личностной тревожности.
В неблагоприятной ситуации направленность
рефлексии на себя - направленность на
обстоятельства - направленность на других.
И, наконец, результативные характеристики,
а именно: Однородность - неоднородность
уровня знаний учащихся, стабильность
- неустойчивость у учащихся навыков учения,
высокий - средний - низкий уровень интереса
к изучаемому предмету.
Существуют различные виды стилей деятельности
преподавателя, наиболее характерными
являются следующие четыре стиля:
Эмоционально-импровизационный. Такой
преподаватель преимущественно ориентируется
на сам процесс обучения, но недостаточно
верно планирует свою работу по отношению
к конечным результатам; он отбирает наиболее
интересный материал, а важный, но неинтересный
оставляет на самостоятельное обучения.
Ориентируясь в основном на сильных студентов,
старается, чтобы его работа была творческой.
Данный преподаватель обычно часто меняет
виды работы, практикует коллективные
обсуждения. Однако при всем этом его минусами
являются низкая методичность, недостаточное
закрепление и повторение учебного материала,
практической отсутствие контроля за
знаниями учащихся.
Эмоционально-методический. В этом случае
преподаватель адекватно планирует материал,
не упуская его закрепления и запоминания,
он включает в свою деятельность повторение
и контроль знаний учащихся. Обычно такой
преподаватель ориентируется как на результат,
так и на процесс обучения. Однако, можно
сказать, что такой преподаватель более
рационален, рефлексивен, но менее интуитивен.
Рассуждающе - импровизированный. Для
такого преподавателя характерны ориентация
на процесс и результаты обучения, адекватное
планирование. Сам преподаватель меньше
говорит, особенно во время опроса, дает
возможность студенту детально оформить
ответ.
Рассуждающе-методический. Такой преподаватель
обычно консервативен в средствах и способах
своей педагогической деятельности. У
него имеется стандартный набор методов
обучения, которыми он пользуется. Он осторожен
в действиях, рефлексивен.
Выделяются уровни результативной деятельности
преподавателя
По результатам каждый преподаватель
может быть отнесен к одному из следующих
уровней, при этом включает в себя все
предыдущие:
? репродуктивный уровень - преподаватель
может и умеет рассказать другим то, что
знает сам.
? адаптивный уровень - преподаватель умеет
приспособить свое сообщение к особенностям
обучаемых и их индивидуальным способностям.
? локально-моделирующий уровень - преподаватель
владеет стратегиями обучения по отдельным
разделам курса, умеет формулировать педагогическую
цель, предвидеть искомый результат и
создавать систему и последовательность
включения студентов в познавательную
деятельность.
? системно-моделирующий уровень - преподаватель
владеет стратегиями формирования нужной
системы знаний по своему предмету в целом.
? системно-моделирующий уровень - преподаватель
владеет стратегиями превращения своего
предмета в средство формирования личности
студентов, удовлетворения их потребностей
в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.
Создание атмосферы психологической поддержки.
С точки зрения Карла Роджерса, главной
задачей преподавателя является облегчение
и одновременно стимулирование (фасилитация)
процесса учения для обучаемого, т.е. умение
создавать соответствующую атмосферу,
интеллектуальную и эмоциональную обстановку
в киберклассе, атмосферу психологической
поддержки.
Роджерс считает, что преподаватель сможет
создать в аудитории нужную атмосферу,
если он будет руководствоваться следующими
принципами.
1. С самого начала и на всем протяжении
учебного процесса преподаватель должен
демонстрировать полное доверие к обучаемым.
2. Он должен помогать обучаемым в формулировании
и уточнении целей и задач, стоящих как
перед группами, так и перед каждым обучаемыми
в отдельности.
3. Он должен всегда исходить их того, что
у обучаемых есть внутренняя мотивация
к обучению.
4. Он должен выступать для обучаемого
как источник разнообразного опыта, к
которому всегда можно обратиться за помощью,
столкнувшись с трудностями в решении
той или иной проблемы.
5. Важно, чтобы в такой роли он выступал
для каждого ученика.
6. Он должен развивать в себе способность
чувствовать эмоциональный настрой группы
и принимать его.
7. Он должен быть активным участником
группового взаимодействия.
8. Он должен открыто выражать в группе
свои чувства.
9. Он должен стремиться к достижению эмпатии,
позволяющей понимать чувства и переживания
каждого учащегося.
10. Наконец, он должен хорошо знать себя.
Можно выделить ряд компонентов, занимающих
существенное место в структуре педагогических
личностных способностей.
Дидактические способности - способности
преподавателя передавать студентам учебный
материал, делать его доступным для них,
преподносить им проблему ясно и понятно,
вызывать интерес к предмету, возбуждать
у аудитории активную самостоятельную
мысль. Преподаватель с дидактическими
способностями умеет в случае необходимости
делать трудное легким, сложное - простым,
непонятное - ясным и понятным. Профессиональное
мастерство, как мы его понимаем сегодня,
включает способность не просто доходчиво
преподносить знания, популярно и понятно
издавать материал, но и способность организовать
самостоятельную работу обучаемых, самостоятельное
получение знаний, умно и тонко дирижировать
познавательной активностью обучаемых,
направлять ее в нужную сторону
Академические способности - способности
к соответствующей области науки. Способный
преподаватель знает предмет не только
в объеме, а значительно шире и глубже,
постоянно следит за открытиями в своей
науке, абсолютно свободно владеет материалом,
проявляет к нему интерес.
Перцептивные способности - способности
проникать во внутренний мир обучаемого,
как личности, психологическая наблюдательность,
связанная с тонким пониманием личности
обучаемого и его временных психологических
состояний. Способный преподаватель по
незначительным признакам, небольшим
внешним проявлениям улавливает малейшие
изменения внутреннего состояния обучаемого.
Речевые способности - способность четко
и ясно выражать мысли и чувства с помощью
речи, а также мимики и пантомимики, это
одна из важнейших способностей профессии
преподавателя, так как передача информации
от преподавателя к обучаемому носит в
основном невербальный характер. Изложение
материала должно строится так, чтобы
максимально активизировать мысль и внимание
аудитории. Соответственно, преподавателю
необходимо избегать длинных фраз, сложных
словесных конструкций, трудных терминов
и формулировок. Наряду с этим надо учитывать,
что излишне лаконичная, краткая речь
часто бывает мало понятой учащимися.
Чтобы оживить речь очень хорошо подойдет
шутка, легкая доброжелательная ирония.
Речь преподавателя - это живая, эмоциональная,
образная речь, в которой отсутствуют
грамматические, стилистические, фонетические
ошибки. Однообразная, тягучая, монотонная
речь вызывает скуку и не воспринимается.
Темп речи во много зависит от индивидуально-психологических
особенностей преподавателя. Торопливый
темп, однако, мешает усвоению и быстро
утомляет. Это касается и громкости речи.
Во всем должна быть мера.
Организаторские способности - способности
организовывать аудиторию, свою собственную
работу. Организация собственной работы
предполагает умение правильно планировать
и самому контролировать ее.
Коммуникативные способности - способности
к общению с обучаемыми, умение найти правильный
подход к обучаемым, установить с ними
контакт. Значительный вклад в изучение
психологии педагогического такта сделал
И.В. Страхов. Он отмечает, что основное
при этом, умение находить наиболее эффективные
способы воздействия на обучаемого. Одним
из появлений педагогического такта является
чувство меры в отношении применения любого
педагогического воздействия (поощрения,
наказания). Отсутствие педагогического
такта часто приводит к тяжелыми последствиям.
Педагогическое воображение - это способность
предвидения последствий своих действий,
это умение прогнозировать развитие тех
или иных событий. Эта способность тесно
связана с оптимизмом, верой в обучаемого,
в его способности и ум.
Способности к распределению внимания
одновременно между несколькими видами
деятельности имеет особое значение для
деятельности преподавателя.
Преподаватель, разумеется, должен обладать
целым рядом положительных качеств, таких
как устремленность, справедливость, настойчивость,
трудолюбие. Особое значение имеет такое
качество как выдержка, умение владеть
собой, своим настроением, темпераментом.
Конечно, в данном случае большое значение
имеет тип нервной системы и произвольно
изменить его нельзя. Но в каком-то смысле
им можно управлять, стараться сдерживать
отрицательные проявления своего темперамента.
Преподаватель может быть представителем
любого темперамента, самое главное - использовать
положительные стороны своего типа.
Помимо такого важного образования как
темперамент особое значение на успешность
работы преподавателя имеет временные
психические состояния (настроение), обусловленные
различными причинами.
Этика преподавания
Самое первое, самое обязательное нравственное
требование к педагогу - он должен любить
своих учеников. Причем любить всех, и
хороших, и плохих. Преподаватель вуза,
не любящий студентов, профессионально
непригоден. Для таких преподавателей
каждая лекция, каждое занятие подобно
пытке, а для студентов пытка - общение
с ними. И если начинающий преподаватель
понял, что не любит студентов, ему необходимо
срочно искать себе другую работу.
Здесь возникают две проблемы.
Первая - как и зачем любить плохих студентов?
Не лучше ли сразу произвести в своей душе
разделение: хороших любить, а плохих -
нет. Но так не получится. Если данный студент
негодяй или глупец, нужно добиваться
его отчисления. Если же нет, приходится
все время общаться с этим человеком, а
плодотворным общение делает, по моему
мнению, только симпатия к нему. Заповедь
Христа о любви к ближнему, к каждому без
исключения, для педагога совершенно обязательна.
Вторая проблема - а как быть, если студентов
не любит крупный ученый, гордость кафедры?
Тем более, что в таких случаях чаще всего
находятся некоторые (обычно самые сильные)
студенты, попадающие под обаяние мэтра
и становящиеся его учениками. Так, И. Ньютон
не очень любил преподавательскую работу,
но Э. Галлей был его учеником. Здесь необходимо
различать два понятия (конечно, термины
условны): преподаватель и учитель. Различие
состоит в том, что преподаватель работает
со студентами по профессиональному долгу,
т.е. со всеми, с кем ему выпадет работать.
Учителя ученик выбирает сам, и главную
роль при этом играют научные и личностные
качества учителя. А ученик может возбудить
к себе любовь и в том человеке, который
способен любить лишь немногих. Поэтому
крупный ученый может оказывать большое
влияние на деятельность кафедры, поднимая
ее научный уровень и работая с избранными.
Нельзя только допускать его к работе
с "массовым" студентом.
Необходимо все время помнить, что каждый
студент - это личность со своими индивидуальными
особенностями. Конечно, очень трудно
учитывать личностные особенности студентов,
если в группе 30 человек, а на потоке - 200,
но необходимо к этому стремиться.
Очень важная и совершенно обязательная
вещь - презумпция природного ума студента.
Недопустимо, когда преподаватель заранее
уверен, что студент глупее его. Дальнейшая
работа покажет, кто умен, а кто - не очень.
Но, только считая своих учеников умными,
можно раскрыть возможности тех, кому
мешают сделать это особенности психологии
или неудачный опыт учения.
В общении со студентами преподаватель
может занимать три позиции.
Позиция "сверху" - педагог вещает,
студенты воспринимают; позиция "на
равных" - педагог вместе со студентом
или студентами решают какую-то проблему;
наконец, позиция "снизу" - педагог
по сути дела учится у студента, осмысливая
и воспринимая то, что он говорит. И наиболее
плодотворной учебная работа становится
тогда, когда все три позиции чередуются.
Самое сложное здесь - чувство меры в работе
педагога, качество вообще исключительно
важное и при этом очень трудное. Ему приходится
учиться всю жизнь.
Когда преподаватель может переходить
в позиции "на равных" и "снизу"?
Всякий раз, когда студент начинает проявлять
самостоятельность мышления. Однако здесь
есть и обратная сторона. Чем самостоятельнее
мыслит студент, тем чаще он ошибается.
Встает еще один вопрос, тоже относящийся
к сфере преподавательской этики: как
реагировать на ошибки, возникающие в
процессе самостоятельной умственной
работы студента? Представляется, что
первая реакция должна быть одобрительной.
Важнее всего то, что студент сам пришел
к какому-то выводу. Что же касается ошибочности
вывода, то, как известно, на ошибках учатся.
Поэтому лучше всего сначала порадоваться
самостоятельности умозаключения, а потом
уже указать на ошибки. Конечно, радость
может выражаться по-разному, здесь тоже
крайне важно соблюдать чувство меры.
Самая большая радость педагога - когда
студент находит правильное решение, идя
своим путем, преподавателю до того неизвестным.
Таким образом, желательно почаще обращать
внимание студентов на возможность и плодотворность
решения одной и той же задачи несколькими
разными способами. Во всяком случае, это
касается тех задач, которые для нас наиболее
важны.
К крайнему проявлению рассматриваемой
проблемы следует отнести совершенно
особую ситуацию, когда обнаруживается,
что кто-то из учащихся превосходит своего
преподавателя. С одной стороны, казалось
бы, это прекрасно, ведь цель педагога
можно сформулировать так: стать глупее
своих учеников. В этом по существу и заключается
настоящий прогресс науки. С другой стороны,
очень тяжко чувствовать, как тебя обгоняют.
Классический пример подобной ситуации
содержится в рассказе о беседе А.Ф. Иоффе
с великим французским физиком П. Ланжевеном.
Как-то Ланжевен пожаловался, что у него
не хватает ума, чтобы понять диссертацию
собственного аспиранта Л. де Бройля -
то ли это бред сумасшедшего, то ли гениальный
переворот в науке. Но как бы то ни было,
де Бройль проявил такую глубину рассуждений,
что ему необходимо присудить докторскую
степень. Можно не сомневаться, что Ланжевену
нелегко далось это признание, однако
он пошел на него. И оказалось, что его
ученик действительно положил начало
гениальному перевороту в физике. Разумеется,
творческий уровень Ланжевена и де Бройля
доступен лишь ничтожному числу избранных.
Но несомненно на ином, скромном уровне
нечто подобное переживал почти любой,
достаточно долго проработавший педагог.
И большое счастье, если ученик, далеко
опередивший учителя, признается: вот
тому-то я научился у вас. Тогда учитель
радуется не только за него, но и за себя.
Крайняя степень пренебрежения уровнем
знаний и понимания студентов наблюдается
у тех лекторов и заведующих кафедрами,
которые вообще не задумываются о том,
чтобы даваемый ими материал был по-настоящему
усвоен. Они рассчитывают прежде всего
на то, что их лекции будут "вызубрены",
и требуют на экзамене почти дословного
воспроизведения сказанного на лекции
или написанного в учебнике, не заботясь
о том, чтобы студенты достигали понимания
и осмысливания новых знаний, и не принимая
во внимание главный критерий обучения
- привить способность решать задачи, основанные
на данном материале, но выходящие за узкие
рамки стандартного набора задач.
Еще проблема этического характера: какое
отношение к работе преподавателя имеют
два излюбленных термина нынешнего политического
жаргона - "имидж" и "харизма"?
Насколько нужно преподавателю заботиться
о своем имидже?
Говоря всерьез, очень важно, какой образ
преподавателя запечатлеется в душах
студентов. Но есть существенное отличие
от образа политика, который общается
со своими избирателями лишь очень краткое
время. Поэтому для него разные способы
"пускания пыли в глаза" могут сыграть
решающую роль. Преподаватель же общается
со своей аудиторией гораздо дольше и
теснее, и обмануть ее лицемерием, ханжеством,
демагогией ему, как правило, не удается.
Самое разумное и самое действенное - быть
максимально естественным. Если у преподавателя
есть недостатки, о которых не должны знать
студенты, то единственное верное средство
скрыть их - преодолеть их в себе, иначе
скорее всего студенты "раскусят"
неискренность. Разумеется, речь здесь
идет не о физических пороках. Но вот в
эмоциональной и нравственной сферах
естественность является сильным средством,
действующим в пользу преподавателя.
Фактор естественности проявляется даже
в таком, казалось бы, мало связанном с
этикой вопросе: как одеваться преподавателю?
Здесь очень важно его самочувствие. Если
он тяготеет к изяществу туалета и моде,
то может уделять этому пристальное внимание.
Если нет, можно следовать мнению А.А. Любищева:
"По-моему, для ученого целесообразно
держаться самого низкого уровня приличной
одежды". Напротив, как модник, мучающийся
от того, что недостаточно стильно одет,
так, и человек, равнодушный к этому, чувствующий
себя неловко и стесненно в чем-то модном,
многое теряют в возможностях общения
со студентами.
Часто естественность поведения преподавателя
сглаживает в глазах студентов небольшие
отклонения от принятых норм поведения.
Что касается харизмы, скорее всего сильнее
всего на нее работает сочетание трех
элементов: компетентности в науке, любви
и уважения к студентам и естественности
поведения.
И еще один, совсем иной вопрос - о роли
юмора в учении. По этому поводу замечательно
сказал детский писатель Дж. Родари: "Величайшее
заблуждение в отношении учебного процесса
заключается в мнении, что этот процесс
должен проходить угрюмо".
Шутка на занятиях выполняет как минимум
три функции. Первая, наиболее хорошо известная
- релаксационная. Студенты устали или
излишне напряжены, преподаватель пошутил,
они посмеялись и им стало легче. Вторая
функция юмора определяется необходимостью
развития у студентов важнейшего качества
- увлеченности своим делом. Нравственный
долг преподавателя, наряду с прочим, состоит
в том, чтобы передать учащимся свое неравнодушное
отношение к науке, и один из признаков
этого неравнодушия - способность находить
в своей профессиональной сфере смешное.
В этическом аспекте самая главная функция
шутки - личностно-коммуникативная. Юмор
можно рассматривать как один из важнейших
путей выработки представления о личности
преподавателя и один из способов установления
межличностных контактов. При этом очень
существенно соблюдение одного правила:
ирония преподавателя должна быть направлена
в первую очередь на самого себя. Только
если он способен посмеяться над собой,
он обретает право пошутить и в адрес студентов.
Проблема жестокого
обращения с детьми существует с
незапамятных времен. Современное общество
законодательно закрепило особые права
ребенка. В большинстве стран мира успешно
функционируют специальные законы. Однако
полностью проблема не решена. Даже в богатых
и демократических странах фиксируются
случаи жесткого обращения с детьми со
стороны педагогов и родителей. В России
предусмотрена уголовная ответственность
за нарушение прав ребенка. Но по причине
низкой правовой культуры в обществе,
неудовлетворительного социального и
экономического положения многих семей,
общего падения морали, случаи жестокого
обращения с детьми являются повсеместными.
Жестокое обращение с детьми имеет две
формы. Первая – жестокое обращение в
воспитательных, учебных и спортивных
учреждениях. Педагоги и учителя нарушают
законодательство и профессиональные
морально-этические нормы, однако рассчитывают
на безразличие коллег, на то, что факты
жестокого обращения не станут известны
родителям. Свою жестокость они оправдывают
различными причинами. Вторая форма –
нарушение прав ребенка в семье. Такие
преступления гораздо труднее выявлять
и пресекать. За исключением крайних случаев,
борьба с ними может вестись посредством
влияния на сознание родителей, изменения
их отношения к методам воспитания, развития
педагогических навыков, и в целом правовой
культуры.
Решая предлагаемую задачу, авторы могут
обратиться как одной из составляющей
проблемы, так и рассматривать ее в целом.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ
Заповеди педагога-мастера
Информация о работе Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся