Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 04:37, реферат

Описание работы

Профессиональной этикой в общем называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий.

Содержание работы

Нормативная часть

1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.
2. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога.
3. Нравственное воспитание педагога.


Творческая часть

"Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся"

1. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках
педагогического процесса
2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся
3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов
с родителями учащихся

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

этика педагога.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

Считая, что педагог  должен быть объективен, студенты против того, чтобы у него были любимчики (64%), хотя в любимчиках ходят 57%.

К каждому шестому  студенту преподаватель пытался  подходить с корыстными целями (намекал, что студент должен его отблагодарить, предлагал репетиторство по своему предмету и т.п.). В некоторых ситуациях студенты обращались за поддержкой в деканат.

Во внешнем облике педагога 16% студентов не устраивает безвкусица, 10% – старомодность в  одежде, 11% – неаккуратность, 10% –  несоответствие одежды возрасту, 6% –  однообразность; 40% опрошенных проявили снисходительность к внешности педагога, написав, что одежда – это личное дело преподавателя, он одевается в соответствии со своими возможностями, вкусом, представлениями. Некоторые отмечали: если педагог хорошо преподает, то не столь важно, как он одет, какова его комплекция.

И все же, по мнению 20% опрошенных, повышению имиджа педагога способствует его внешний вид (прическа, одежда, хороший вкус, шарм и т.д.); 21% студентов отметили профессионализм (знание предмета, эрудиция, широкий  кругозор, доступное объяснение, увлеченность в изложении материала), человечность (способность понять студента, внимательно и с уважением к нему отнестись и др.); 19% – статус педагога в коллективе, успехи, достижения в научной сфере, каждый пятый не смог или не захотел сформулировать соображения по этому поводу.

На предложение: «Опишите несколько качеств педагога, на которого вы бы хотели быть похожи» – 40% ответили, что не хотят походить ни на какого педагога; возможно, что эти студенты не смогли найти общий язык с преподавателями, часто сталкивались с их необъективностью, несправедливостью. Разброс качеств, названных в ответах, большой, чаще назывались доброта (16%), справедливость (14%), умение доступно объяснить материал, увлеченность своим предметом, отличное знание своего предмета (12%), эмоциональная уравновешенность, пунктуальность, понимание, толерантность, тактичность, корректность.

Таким образом, взгляд на преподавателя заинтересованного  человека – студента – зафиксировал фундаментальные требования к педагогу высшей школы:

      1)педагог должен иметь и проявлять в учебном процессе высокий уровень профессионализма (глубоко знать предмет, быть эрудированным, владеть современными технологиями обучения);

     2)иметь и реализовывать в профессиональной деятельности нравственный потенциал (уважение к себе и уважение к студенту, способность к паритетным взаимоотношениям, способность быть объективным, открытым, искренним, способность к пониманию и принятию студента).

Профессиональная и  этическая компетенция хотя и  взаимосвязаны, но уровни их развития у одного и того же педагога далеко не всегда равны, о чем свидетельствуют результаты исследования. Выявлены такие типы преподавателей, как:

1) высококвалифицированный профессионал, но как человек высокомерен, закрыт, нечестен – 13%;

2) высококвалифицированный профессионал и высоконравственная личность – 46%;

3) профессионал никудышный, а человек хороший, добрый, понимающий, заботливый – 13%.

В заключение выяснено, что  большинство студентов – 89% –  считают, что педагогу высшей школы  нужен кодекс профессиональной этики, однако 11% выражают сомнение, будут ли педагоги его соблюдать и нести ответственность за нарушение нормативной базы профессиональной этики.

Хочется полагать, что  полученный материал послужит мотивом  для профессиональной этической рефлексии преподавателей общепрофессиональных, специальных дисциплин.(16,с 8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Заключение

 

  Состояние общества, уровень развития его культуры, менталитет его граждан — результат деятельности учителя (или его «псевдодеятельности», или бездеятельности). И если нас что-то не устраивает, пугает и тревожит в обществе, то винить кроме нас, педагогов, некого: ведь и народные депутаты, и предприниматели, и ученые мужи, и рэкетиры — все они прошли школу и имели учителей. Все они в конечном итоге — результат чьей-то педагогической деятельности (в том числе и «брак», который педагогу так хочется отнести не на свой счет, а на счет «среды», «улицы» и пр.)

Знание этических норм педагога позволит избежать в какой то мере  брака в педагогической деятельности .

Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Философы античности Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессиональном уровне - его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу.  В эпоху средневековья общество не интересовали вопросы педагогической этики ввиду доминирования религии в вопросах обучения. В эпоху Возрождения эти вопросы получили своё новое развитие - в трудах Монтеня (обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать "душевные склонности ребёнка", не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником). Представители французского Просвещения трактовали задачи нравственного воспитания, формулировали требования к нравственному облику учителя и выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания. Большое внимание вопросам педагогической морали уделено у Добролюбова - он доказывает, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей. В советское время разработку проблем профессиональной этики мы находим у Сухомлинского. Им неоднократно подчёркивалось, что учение - это прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми

Этика педагога — феномен, совершенно особый .

Во-первых, это этика отношения педагога к своему труду,- к предмету своей деятельности.

Во-вторых, это этика  отношений -«по вертикали» — в  системе «педагог—учащийся», которая  рассматривает основные принципы, нормы этих отношений и требования, предъявляемые к личности и поведению педагога.

В-третьих, это этика  отношений «по горизонтали» — в системе «педагог—педагог», в которой рассматриваются отношения, которые регламентируются не столько общими нормами, сколько спецификой деятельности и психологии педагога.

В-четвертых, это этика административно-деловых отношений педагога и руководящих структур, предписывающая обеим сторонам определенные «правила игры», направленные на оптимизацию управления системой образования

       Специфика  профессиональной этики  педагога ,ее уникальность и исключительность  определяются 

     1)предметом   педагогического труда – живая  человеческая душа. Ее формирование  происходит  на глазах педагога  и с его помощью .

    2) ассиметричностью  отношений педагога и учащегося, выражающейся в зависимости последних от педагога. От уровня профессионализма, культуры, нравственных ценностей и идеалов, порядочности, доброты одного педагога  зависят характеры и судьбы тысяч детей. И поэтому объективное присутствие  зависимости  налагает на педагога  дополнительную ответственность  за результаты  своего труда.

    Педагог должен  помнить что только учитель  и школа  специально подготовлены  к формированию личности. Только  они должны  профессионально и  целенаправленно  заниматься этим .

   Учитывая сложность и специфичность педагогической деятельности, первое требование профессиональной этики педагога, регламентирующее его отношение к своему труду, формулируется довольно жестко: педагог обязан постоянно ставить перед собой вопрос о своем соответствии требованиям современной школы.

Поэтому соответствовать  — это значит искать новые пути и методы обучения и общения именно с этой молодежью. Ведь добиться успеха в обучении детей послушных, стремящихся к знаниям, не так уж сложно. Показателем же подлинного педагогического мастерства служит умение научить слабых и «трудных». Здесь апробированные, традиционные методы педагогического воздействия и общения могут не сработать. Нужны поиск, дополнительные усилия, а иногда и перестройка парадигм 
собственного мышления, и переоценка моральных ценностей и 
ориентиров. Именно эта тяжелая и сложная работа, готовность к 
ней и означает соответствовать.

Второе требование , регулирующее отношение педагога к своему труду: педагог обязан постоянно стремиться развивать и совершенствовать не только свое педагогическое мастерство, но и личные качества. Надо помочь молодым людям, которые завтра вступают в самостоятельную жизнь, не ошибиться в выборе позиции, принять правильное решение, определиться.

Основными принципами межличностных  отношений педагогов и учащихся являются

  1. уважение к личности ученика  предполагает прежде всего равенство, равноправие ,партнерство учителя и ученика .

Проявлением уважения выступает прежде всего, доверие, когда педагог видит в учениках равных себе людей со своими  взглядами и интересами и надеется, что и они воспринимают его так же.

Доверие сопряжено с  интересом к личности учащегося, Интерес, как правило, начинается с терпимости: терпимости к самостоятельности мышления ученика, его взглядам, внешнему виду (порой эпатирующему), его часто неординарному поведению. Интерес учителя к личности учащегося имеет и другую этическую сторону — это, если можно так выразиться, «соискание» интереса ученика к себе — «заинтересованность в его интересе» Не правы те учителя, которые высокомерно заявляют, что им безразлично, как относятся к ним их ученики: «Пусть ненавидят, но знают предмет. Мне их любви не нужно». Но ведь если ученики испытывают симпатию к учителю, то это залог их интереса к его предмету.

Еще одним проявлением  уважения к личности учащегося выступает недопустимость унижения личного достоинства ученика.Повседневно нарушается Можно унижать учеников — взглядом, тоном, насмешкой, криком... А между тем кричать на детей — значит расписываться в собственном педагогическом бессилии (т.е. других средств воздействия у меня больше нет),а следовательно, провоцировать неуважение к себе и одновременно демонстрировать свое неуважение к ученикам.

Одно из правил педагогической этики прямо гласит: не жалуйся родителям учащихся. Дисциплина и успеваемость - дело профессиональной чести учителя. И если он не справляется с ними сам - значит не умеет.

Еще больше нравственная культура педагога и его способность уважать своих учеников проявляется в оценке труда учащихся. Выставляет учитель отметки официально или «для себя» — в любом случае он оценивает учащихся, их поведение, знания, способности, и тогда его оценка иначе выступает одновременно индексом отношения к своим ученикам

  1. ориентация на положительные отношения и чувства .-любовь, забота о взаимности отношений . (надевать на лицо  выражение оптимизма ,уверенности в себе и детях, поддерживать в себе азарт ,любознательность и интерес к познанию с тем чтобы заразить этим учащихся)

  С целью изучения оценки студентами профессиональной этики преподавателей, их поведения в учебном процессе предпринято пилотажное исследование среди студентов III–V курсов библиотечного факультета. Опрошены 100 студентов очного отделения, что составляет 86% от числа обучающихся на этих курсах.

    По мнению 78% студентов, в поведении преподавателя вырисовываются такие изъяны, как опоздания (даже на 20 мин.). (Студенты расходятся через 15 мин. Были случаи, когда педагог выражал свое неудовольствие на следующем занятии по поводу их ухода, даже угрожал, что на экзамене им не поздоровится.)

60% студентов подметили  такую черту определенных педагогов,  как стремление рассказывать  о себе, акцентировать излишнее  внимание на своих достижениях,  успехах семьи, родственников, что разными опрошенными воспринималось неоднозначно. Как резко отрицательный тип поведения оценили студенты манеру отдельных педагогов негативно отзываться на лекциях о своих коллегах.

Среди педагогов, особенно молодых, распространенной формой обращения к студентам является «ты». Отношения студентов к этому неоднозначны. По мнению каждого третьего, преподаватель никогда не должен обращаться к студенту таким образом. Каждому пятому студенту все равно, как к нему обращаются. 20% допускают, что куратор, научный руководитель курсовых, диплома может обращаться на «ты» к студенту; возможно это и в случае личной беседы с педагогом наедине (14%).

Оскорбление своей личности со стороны педагога испытал каждый четвертый студент, это выражалось в замечании-издевке, пренебрежительном обращении, уничижительном взгляде и т.п.

Многое из сказанного подтверждает, что для половины опрошенных педагог ассоциируется с официальным  лицом «преподаватель»; только для  каждого третьего он уважаемый человек, для каждого десятого выступает диктатором, и лишь для 2% – наставником.

Неуважение к студенту со стороны отдельных педагогов  проявляется в том, что:

    1)педагог лишает студентов перерыва, затягивая лекцию или семинар;

         2)опаздывает на занятия;

         3)не приходит на консультацию в назначенное время;

    4)игнорирует чувство собственного достоинства студента (принижает

его, унизительно относится  к его мнению, позиции);

         5)руководствуется стереотипами, предубеждениями в восприятии студента (если студент из деревни, то он такой-то, если он по национальности…, то ему свойственно то-то);

       6)проявляет несоответствие между словом и делом (освещает на лекции принцип толерантности как важнейший в поведении личности и в то же время выражает нетерпимость к суждению студента на семинаре и т.п.);

Информация о работе Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся