Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 04:37, реферат
Профессиональной этикой в общем называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий.
Нормативная часть
1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.
2. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога.
3. Нравственное воспитание педагога.
Творческая часть
"Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся"
1. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках
педагогического процесса
2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся
3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов
с родителями учащихся
Заключение
Список литературы
3) уметь организовать в единое целое воздействие всех факторов на стиль мышления и отношение ученика к жизни;
4) уметь проявлять гибкость собственного мышления адекватно реагировать на изменения, происходящие в жизни общества;
5) знать, понимать и принимать проблемы, потребности и интересы современной молодежи и не брюзжать, если они не устраивают тебя, а считаться с объективной ситуацией. Можно сколько угодно ворчать, что молодежь нынче «не та пошла», не хочет учиться, распущена; нет у нее ничего святого и т. д. Но это — наши дети, и других у нас не будет.(8,с19)
Поэтому соответствовать — это значит искать
новые пути и методы обучения и общения
именно с этой молодежью. Ведь добиться
успеха в обучении детей послушных, стремящихся
к знаниям, не так уж сложно. Показателем
же подлинного педагогического мастерства
служит умение научить слабых и «трудных».
Здесь апробированные, традиционные методы
педагогического воздействия и общения
могут не сработать. Нужны поиск, дополнительные
усилия, а иногда и перестройка парадигм
собственного мышления, и переоценка моральных
ценностей и
ориентиров. Именно эта тяжелая и сложная
работа, готовность к
ней и означает соответствовать.
Вопрос о соответствии учителя требованиям дня — вопрос жесткий и даже жестокий. Если учитель чувствует, что школа, дети начинают раздражать его, вызывают постоянное недовольство, то он должен честно признаться себе, что это не он не соответствуют его представлениям, желанию и умению, а не соответствует школе и детям он сам. По образному выражению Я. Корчака, это симптомы «педагогического старчества», которому не может быть места рядом с детьми.
Ответ на вопрос о соответствии педагога порождает второе требование педагогической этики: необходимость принятия решения. В случае отрицательного ответа (не соответствия) возможны два выхода. Первый — оставить работу. Выход жестокий по отношению к одному педагогу, но милосердный по отношению ко многим детям. Потому что если учитель не любит детей, если его тяготит общение с ними, - кто дал ему право своей нелюбовью калечить души сотен детей? Не лучше ли сразу избавить себя и их от мучений?. Конечно, такой выход — проблема не административная, никто не может и не должен вынудить учителя сделать такой шаг. Это дело внутренней совести каждого педагога. Более того, само обращение к этой проблеме, постановка этого вопроса уже являются нравственным поступком, проявлением профессиональной этики.(12,с20)
Вопрос этот должны одинаково ставить перед собой и молодые, и опытные учителя, ибо педагогическое «старчество» — болезнь не возрастная, а состояние души. Им может страдать и педагог молодой, начинающий. Конечно, в этом случае решения уйти, сменить профессию менее болезненно. Но принимать его следует, чем раньше, тем лучше. Не должно быть в школе людей случайных, для которых педагогическая деятельность не призвание, а просто работа. И если не ощущаешь в ней необходимости, не стоит портить жизнь себе и детям. К счастью, есть другой выход, когда в свои права вступает третье требование, регулирующее отношение педагога к своему труду: педагог обязан постоянно стремиться развивать и совершенствовать не только свое педагогическое мастерство, но и личные качества. Необходимость самосовершенствования особенно возрастает в наше время, когда изменения происходят так быстро и носят столь радикальный характер, что речь должна идти не просто об обновлении знаний, но и о кардинальном пересмотре их истинности и нашего отношения к ним.
Особенно это касается
взглядов на историю, теорию и практику
общественного развития, поскольку
общая политизация жизни
Дети должны вступать в жизнь с открытыми глазами и знать о ней всю возможную правду. И даже если эта правда не соответствует нашим взглядам и убеждениям, противоречит им, гражданский и профессиональный долг педагога- честно и непредвзято донести всю информацию до своих учеников и дать им возможность совершить собственный выбор позиции. Ребенок должен уходить из школы не с нашими готовыми ответами, а с собственными мучительными вопросами. Не к демократии и не к диктатуре надо готовить человека, а к жизни в условиях непредсказуемости. Таковы правила плюрализма в действии. Вот почему так велика ответственность педагога, роль его собственной культуры, способности к совершенствованию и пересмотру своих знаний, идеологических позиций и отношений.
Это касается, разумеется, не только сферы политики и социальных проблем. В области культуры — насколько способен учитель проявить гибкость и терпимость, насколько способен включить в круг своих интересов не только классические формы искусства, но и явления молодежной субкультуры? В состоянии ли он по-настоящему изучить, понять и принять то, что волнует сегодняшних детей? Готов ли на равных вести дискуссию о достоинствах и недостатках «тяжелого рока» или «хип-хопа»? Нередко мы, особенно старшее поколение, просто ничего-не знаем о них, а свое незнание прикрываем голым отрицанием. Но дети чувствуют это, теряют доверие к нам, и тогда прекращается наше влияние На формирование их вкусов и приверженностей.
Предъявляет свои требования к современному педагогу и область сексуального воспитания. Ведь сегодня, в условиях супердоступности и сверхоткровенности в вопросах секса, значительная часть педагогов предпочитает по-прежнему «фигуру умолчания» или благородного негодования по этому поводу с требованиями «закрыть и запретить». Только самые смелые решаются откровенно вести с учащимися разговор на эту «опасную» тему. Но ведь проблема существует, как существует и естественный интерес к ней подростков и молодых людей. Собственная некомпетентность педагога и ложная стыдливость — не оправдание ухода от нее. «Официальная» педагогика должна пересмотреть отношение к этой «запретной» теме, понять значимость для молодых людей, а педагоги должны включить ее круг «воспитательных интересов» на уровне современной культуры.(7,с209)
Рассмотренные требования профессиональной педагогической деонтологии предполагают наличие у педагога особого — интегрального стиля мышления, который представляет собой системное единство мировоззренческого, специально-педагогического, психологического, морально-этического подходов. Этот стиль мышления в конечном итоге должен стать основой формирования профессиональных личностных качеств педагога. Их совокупность можно рассматривать как профессиограмму педагогической специальности. Е.О. Галицких (Россия) выделяет следующие необходимые качества и свойства личности, выступающие показателем готовности и способности педагога, к интегральному стилю мышления.(8,с21)
Во-первых, это умственная самостоятельность, проявляющаяся в таких свойствах, как:
1)способность к «сомнению, удивлению, вопрошению»;
2)стремление к самостоятельным суждениям и выводам;
3)философско-рефлексивное отношение к профессии;
4)энергия мысли, убедительность собственной позиции;
5)осознанность морального выборки принимаемых решений;
6)чувство ответственности за реализацию
своего призвания.
Во -вторых, это единство
интеллектуальных, эмоциональных и нравственных
переживаний как следствие потребности
личности -в целостном восприятии мира
и себя в нем. Такая гармоничность может
проявляться в следующих свойствах и состояниях:
1)переживание собственного «открытия
мира» как «события»,
«встречи» с ним;
2)чувство меры, «золотого сечения» между рассудком и нравственным чувством;
3)тактичное проявление интеллектуальных эмоций — удивления, сомнения, удовлетворения от правильного морального выбора и мыслительного результата;
4) чувство собственного достоинства-, основанное на адекватной самооценке;
5) ощущение полноты и глубины своей внутренней жизни.
В-третьих, это открытость диалогу, основанная на способности видеть в другом человеке цель, а не средство и раскрывающаяся через:
1) интерес к другому человеку и умение открывать в нем творческий потенциал;
2) осознание правомерности плюрализма мнений;
3) преодоление эгоцентризма собственного мышления;
4) способность слушать и слышать другого;
5) умение сочетать монолог и диалог;
6) открытость новому, толерантность к иным точкам зрения;
7)стремление к познанию, научению;
8)стремление и умение адекватно интерпретировать полученную информацию и точку зрения другого;
9)метафоричность, образность, грамотность речи.
В-четвертых, это творческая активность педагога, которая предполагает:
1) единство слова и дела, переживания и поступка;
2) целеустремленность в отношении к преподаванию;
3) готовность к преодолению препятствий;
4) способность учиться на собственных ошибках;
5)создание индивидуальной системы самообразования и самосовершенствования;
6) восприятие своей профессиональной деятельности как художественно-педагогического творчества.
Эти интегральные свойства и качества личности не являются простой суммой индивидуальных проявлений; они отражают сущность, качественное своеобразие сознания педагога, уклад и стиль его жизни, являясь результатом его профессионально-личностного развития. Вместе с тем они определяют моральные принципы отношений педагога с коллегами и учениками.
3 Этика отношений в системе «педагог-учащийся»
3.1 Основные
принципы межличностных
Более всего профессиональная этика необходима педагогу в его общении: «по вертикали», в системе «педагог—учащийся», и «по горизонтали», в системе «педагог-педагог». Общение в этих двух плоскостях является показателем профессиональной культуры педагога и предъявляет к нему особое требования.
Отношения в системе «педагог—учащийся» будут рассматриваться здесь в одностороннем порядке. Будем касаться поведения учеников: оно достаточно регламентировано правилами для учащихся и сложившимися традициями. Для педагогической этики важнее рассмотреть нормы и принципы поведения педагога и его отношения к детям, которые опять-таки связаны с особенностями самой педагогической деятельности.
Основополагающими факторами современной реформы провозглашены принципы демократизации а гуманизации. И это естественно. Педагоги готовят детей к новой жизни, где основной ценностью должна быть человеческая индивидуальность, ее максимальная самореализация. Но для этого и сама, личность должна ощущать собственную самоценность, раскрепощенность, свободу. К сожалению, приходится констатировать, что сегодня многие дети, несмотря на их внешнюю развязность, скованы, зажаты, закомплексованы. Они стесняются, а порой и не умеют выразить свои мысли и чувства, т.е. выразить себя, продемонстрировать свои возможности и способности. И в этом не вина их, а беда.
Мы входим в общий европейский дом. Мы видим на экранах телевизоров раскованных молодых бизнесменов, политиков, предпринимателей Запада, улыбающиеся приветливые лица на улицах европейских городов. Мы вздыхаем и удивляемся: «Они совсем другие, чем мы»(14, с 45). Объяснение этому в значительной мере заключено в той системе межличностных отношений, в которую с детства включен ребенок и которая оказывает в конечном счете решающее воздействие на формирование его личности - в системе отношений между учителем и учеником.
Ведь эта система является слепком отношений с так называемой «взрослой жизни», и наоборот. Вспомним хотя бы наши классы и аудитории, где в течение многих лет каждый ученик видит лишь затылок впереди сидящего. И когда он отвечает урок, перед ним тоже одни затылки. То, что он говорит, никому, кроме учителя, не интересно. Да и тот порой скучающе смотрит в окно. И постепенно ученик привыкает: привыкает к безразличию к себе, к необязательности своих слов, к ненужности собственного мнения и своей точки зрения. Это не мелочи, ибо здесь закладываются основы отношения личности к себе, другим, обществу в целом.
Уважение к личности ученика
Уважение к личности учащегося предполагает, прежде всего, равенство, равноправие, партнерство учителя и ученика —несмотря а разницу в положении, уровне культуры и образования, возрасте, жизненном опыте и т.д. Препятствием для установления такого партнерства является объективно существующая зависимость ученика от учителя — одна из профессиональных особенностей их взаимодействия. Тем более важным и одновременно сложным выступает требование педагогической этики отказаться -от ощущения, привычки, сознания этой зависимости или уметь переступить через нее. Другая сложность состоит в том, что каждый современный педагог и не думает отрицать роль и необходимость уважения к личности учащегося — как само собой разумеющийся признак демократизма мышления и поведения. Но вот в реальной жизни это уважение нередко остается лишь декларацией. В чем же конкретно-должно проявляться уважение к личности ученика ?(15,с 126)
Информация о работе Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся