Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 04:37, реферат

Описание работы

Профессиональной этикой в общем называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий.

Содержание работы

Нормативная часть

1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.
2. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога.
3. Нравственное воспитание педагога.


Творческая часть

"Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся"

1. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках
педагогического процесса
2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся
3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов
с родителями учащихся

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

этика педагога.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

3) уметь организовать в единое целое воздействие всех факторов на стиль мышления и отношение ученика к жизни;

4) уметь проявлять гибкость собственного мышления адекватно реагировать на изменения, происходящие в жизни общества;

5) знать, понимать и принимать проблемы, потребности и интересы современной молодежи и не брюзжать, если они не устраивают тебя, а считаться с объективной ситуацией. Можно сколько угодно ворчать, что молодежь нынче «не та пошла», не хочет учиться, распущена; нет у нее ничего святого и т. д. Но это — наши дети, и других у нас не будет.(8,с19)

Поэтому соответствовать — это значит искать новые пути и методы обучения и общения именно с этой молодежью. Ведь добиться успеха в обучении детей послушных, стремящихся к знаниям, не так уж сложно. Показателем же подлинного педагогического мастерства служит умение научить слабых и «трудных». Здесь апробированные, традиционные методы педагогического воздействия и общения могут не сработать. Нужны поиск, дополнительные усилия, а иногда и перестройка парадигм 
собственного мышления, и переоценка моральных ценностей и 
ориентиров. Именно эта тяжелая и сложная работа, готовность к 
ней и означает соответствовать.

Вопрос о соответствии учителя требованиям дня —  вопрос жесткий и даже жестокий. Если учитель чувствует, что школа, дети начинают раздражать его, вызывают постоянное недовольство, то он должен честно признаться себе, что это не он не соответствуют его представлениям, желанию и умению, а не соответствует школе и детям он сам. По образному выражению Я. Корчака, это симптомы «педагогического старчества», которому не может быть места рядом с детьми.

Ответ на вопрос о соответствии педагога порождает второе требование педагогической этики: необходимость  принятия решения. В случае отрицательного ответа (не соответствия) возможны два выхода. Первый — оставить работу. Выход жестокий по отношению к одному педагогу, но милосердный по отношению ко многим детям. Потому что если учитель не любит детей, если его тяготит общение с ними, - кто дал ему право своей нелюбовью калечить души сотен детей? Не лучше ли сразу избавить себя и их от мучений?. Конечно, такой выход — проблема не административная, никто  не может и не должен вынудить учителя сделать такой шаг. Это дело внутренней совести каждого педагога. Более того, само обращение к этой проблеме, постановка этого вопроса уже являются нравственным поступком, проявлением профессиональной этики.(12,с20)

Вопрос этот должны одинаково  ставить перед собой и молодые, и опытные учителя, ибо педагогическое «старчество» — болезнь не возрастная, а состояние души. Им может страдать и педагог молодой, начинающий. Конечно, в этом случае решения уйти, сменить профессию менее болезненно. Но принимать его следует, чем раньше, тем лучше. Не должно быть в школе людей случайных, для которых педагогическая деятельность не призвание, а просто работа. И если не ощущаешь в ней необходимости, не стоит портить жизнь себе и детям. К счастью, есть другой выход, когда в свои права вступает третье требование, регулирующее отношение педагога к своему труду: педагог обязан постоянно стремиться развивать и совершенствовать не только свое педагогическое мастерство, но и личные качества. Необходимость самосовершенствования особенно возрастает в наше время, когда изменения происходят так быстро и носят столь радикальный характер, что речь должна идти не просто об обновлении знаний, но и о кардинальном пересмотре их истинности и нашего отношения к ним.

Особенно это касается взглядов на историю, теорию и практику общественного развития, поскольку  общая политизация жизни неизбежно порождает личное отношение каждого из нас к происходящему, а специфика педагогической профессии такова, что позиция педагога не может не влиять (прямо или косвенно) на мировоззрение учеников. Сегодня в обществе нет единой идеологии, лавина информации опровергает привычные оценки и заставляет пересматривать их. В свете нового знания по-новому представляется роль отдельных личностей, партий и политических движений. Возникают новые направления в экономике и политике. Надо помочь молодым людям, которые завтра вступают в самостоятельную жизнь, не ошибиться в выборе позиции, принять правильное решение, определиться. Для этого педагогу самому надо в достаточной мере обладать политической культурой, уметь разбираться в этих проблемах. Речь идет не о том, что каждый преподаватель должен теперь превратиться в политолога или экономиста. Как говорится, «Богу - богово, а Кесарю - кесарево». Но ведь воспитывают не только исторические и теоретические экскурсы. Даже язвительный кивок в сторону «этих так называемых.демократов» — уже воспитывающий фактор. Наши оценки (даже мимоходом, случайно) политических событий и лидеров формируют отношение молодых людей к жизни, а также их доверие или недоверие к нам.(13,с 28)

Дети должны вступать в жизнь с открытыми глазами  и знать о ней всю возможную  правду. И даже если эта правда не соответствует нашим взглядам и убеждениям, противоречит им, гражданский и профессиональный долг педагога- честно и непредвзято донести всю информацию до своих учеников и дать им возможность совершить собственный выбор позиции. Ребенок должен уходить из школы не с нашими готовыми ответами, а с собственными мучительными вопросами. Не к демократии и не к диктатуре надо готовить человека, а к жизни в условиях непредсказуемости. Таковы правила плюрализма в действии. Вот почему так велика ответственность педагога, роль его собственной культуры, способности к совершенствованию и пересмотру своих знаний, идеологических позиций и отношений.

Это касается, разумеется, не только сферы политики и социальных проблем. В области культуры — насколько способен учитель проявить гибкость и терпимость, насколько способен включить в круг своих интересов не только классические формы искусства, но и явления молодежной субкультуры? В состоянии ли он по-настоящему изучить, понять и принять то, что волнует сегодняшних детей? Готов ли на равных вести дискуссию о достоинствах и недостатках «тяжелого рока» или «хип-хопа»? Нередко мы, особенно старшее поколение, просто ничего-не знаем о них, а свое незнание прикрываем голым отрицанием. Но дети чувствуют это, теряют доверие к нам, и тогда прекращается наше влияние На формирование их вкусов и приверженностей.

Предъявляет свои требования к современному педагогу и область  сексуального воспитания. Ведь сегодня, в условиях супердоступности и сверхоткровенности в вопросах секса, значительная часть педагогов предпочитает по-прежнему «фигуру умолчания» или благородного негодования по этому поводу с требованиями «закрыть и запретить». Только самые смелые решаются откровенно вести с учащимися разговор на эту «опасную» тему. Но ведь проблема существует, как существует и естественный интерес к ней подростков и молодых людей. Собственная некомпетентность педагога и ложная стыдливость — не оправдание ухода от нее. «Официальная» педагогика должна пересмотреть отношение к этой «запретной» теме, понять значимость для молодых людей, а педагоги должны включить ее круг «воспитательных интересов» на уровне современной культуры.(7,с209)

Рассмотренные требования профессиональной педагогической деонтологии предполагают наличие у педагога особого — интегрального стиля мышления, который представляет собой системное единство мировоззренческого, специально-педагогического, психологического, морально-этического подходов. Этот стиль мышления в конечном итоге должен стать основой формирования профессиональных личностных качеств педагога. Их совокупность можно рассматривать как профессиограмму педагогической специальности. Е.О. Галицких (Россия) выделяет следующие необходимые качества и свойства личности, выступающие показателем готовности и способности педагога, к интегральному стилю мышления.(8,с21)

Во-первых, это умственная самостоятельность, проявляющаяся в таких свойствах, как:

1)способность к «сомнению, удивлению, вопрошению»;

2)стремление к самостоятельным суждениям и выводам;

3)философско-рефлексивное отношение к профессии;

4)энергия мысли, убедительность собственной позиции;

5)осознанность морального выборки принимаемых решений;

6)чувство ответственности за реализацию своего призвания. 
       Во -вторых, это единство интеллектуальных, эмоциональных и нравственных переживаний как следствие потребности личности -в целостном восприятии мира и себя в нем. Такая гармоничность может проявляться в следующих свойствах и состояниях:

1)переживание собственного «открытия мира» как «события», 
«встречи» с ним;

2)чувство меры, «золотого сечения» между рассудком и нравственным чувством;

3)тактичное проявление интеллектуальных эмоций — удивления, сомнения, удовлетворения от правильного морального выбора и мыслительного результата;

4) чувство собственного достоинства-, основанное на адекватной самооценке;

5) ощущение полноты и глубины своей внутренней жизни.

В-третьих, это открытость диалогу, основанная на способности видеть в другом человеке цель, а не средство и раскрывающаяся через:

1) интерес к другому человеку и умение открывать в нем творческий потенциал;

2) осознание правомерности плюрализма мнений;

3) преодоление эгоцентризма собственного мышления;

4) способность слушать и слышать другого;

5) умение сочетать монолог и диалог;

6) открытость новому, толерантность к иным точкам зрения;

7)стремление к познанию, научению;

8)стремление и умение адекватно интерпретировать полученную информацию и точку зрения другого;

9)метафоричность, образность, грамотность речи.

В-четвертых, это творческая активность педагога, которая предполагает:

       1) единство слова и дела, переживания и поступка;

2) целеустремленность в отношении к преподаванию;

3) готовность к преодолению препятствий;

4) способность учиться на собственных ошибках;

5)создание индивидуальной системы самообразования и самосовершенствования;

6) восприятие своей профессиональной деятельности как художественно-педагогического творчества.

Эти интегральные свойства и качества личности не являются простой  суммой индивидуальных проявлений; они отражают сущность, качественное своеобразие сознания педагога, уклад и стиль его жизни, являясь результатом его профессионально-личностного развития. Вместе с тем они определяют моральные принципы отношений педагога с коллегами и учениками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Этика отношений  в системе «педагог-учащийся»

3.1 Основные  принципы межличностных отношений  педагогов и учащихся 

 

Более всего профессиональная этика необходима педагогу в его общении: «по вертикали», в системе «педагог—учащийся», и «по горизонтали», в системе «педагог-педагог». Общение в этих двух плоскостях является показателем профессиональной культуры педагога и предъявляет к нему особое требования.

Отношения в системе  «педагог—учащийся» будут рассматриваться здесь в одностороннем порядке. Будем касаться поведения учеников: оно достаточно регламентировано правилами для учащихся и сложившимися традициями. Для педагогической этики важнее рассмотреть нормы и принципы поведения педагога и его отношения к детям, которые опять-таки связаны с особенностями самой педагогической деятельности.

Основополагающими факторами  современной реформы провозглашены принципы демократизации а гуманизации. И это естественно. Педагоги  готовят детей к новой жизни, где основной ценностью должна быть человеческая индивидуальность, ее максимальная самореализация. Но для этого и сама, личность должна ощущать собственную самоценность, раскрепощенность, свободу. К сожалению, приходится констатировать, что сегодня многие дети, несмотря на их внешнюю развязность, скованы, зажаты, закомплексованы. Они стесняются, а порой и не умеют выразить свои мысли и чувства, т.е. выразить себя, продемонстрировать свои возможности и способности. И в этом не вина их, а беда.

Мы входим в общий  европейский дом. Мы видим на экранах  телевизоров раскованных молодых бизнесменов, политиков, предпринимателей Запада, улыбающиеся приветливые лица на улицах европейских городов. Мы вздыхаем и удивляемся: «Они совсем другие, чем мы»(14, с 45). Объяснение этому в значительной мере заключено в той системе межличностных отношений, в которую с детства включен ребенок и которая оказывает в конечном счете решающее воздействие на формирование его личности - в системе отношений между учителем и учеником.

Ведь эта система  является слепком отношений с  так называемой «взрослой жизни», и наоборот. Вспомним хотя бы наши классы и аудитории, где в течение многих лет каждый ученик видит лишь затылок впереди сидящего. И когда он отвечает урок, перед ним тоже одни затылки. То, что он говорит, никому, кроме учителя, не интересно. Да и тот порой скучающе смотрит в окно. И постепенно ученик привыкает: привыкает к безразличию к себе, к необязательности своих слов, к ненужности собственного мнения и своей точки зрения. Это не мелочи, ибо здесь закладываются основы отношения личности к себе, другим, обществу в целом.

Уважение к личности ученика

Уважение к личности учащегося предполагает, прежде всего, равенство, равноправие, партнерство учителя и ученика —несмотря а разницу в положении, уровне культуры и образования, возрасте, жизненном опыте и т.д. Препятствием для установления такого партнерства является объективно существующая зависимость ученика от учителя — одна из профессиональных особенностей их взаимодействия. Тем более важным и одновременно сложным выступает требование педагогической этики отказаться -от ощущения, привычки, сознания этой зависимости или уметь переступить через нее. Другая сложность состоит в том, что каждый современный педагог и не думает отрицать роль и необходимость уважения к личности учащегося — как само собой разумеющийся признак демократизма мышления и поведения. Но вот в реальной жизни это уважение нередко остается лишь декларацией. В чем же конкретно-должно проявляться уважение к личности ученика ?(15,с 126)

Информация о работе Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся