Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 04:37, реферат

Описание работы

Профессиональной этикой в общем называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий.

Содержание работы

Нормативная часть

1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.
2. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога.
3. Нравственное воспитание педагога.


Творческая часть

"Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся"

1. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках
педагогического процесса
2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся
3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов
с родителями учащихся

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

этика педагога.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

Считая, что  педагог должен быть объективен, студенты против того, чтобы у него были любимчики (64%), хотя в любимчиках ходят 57%.

К каждому шестому  студенту преподаватель пытался  подходить с корыстными целями (намекал, что студент должен его отблагодарить, предлагал репетиторство по своему предмету и т.п.). В некоторых ситуациях  студенты обращались за поддержкой в деканат.

Во внешнем  облике педагога 16% студентов не устраивает безвкусица, 10% – старомодность в  одежде, 11% – неаккуратность, 10% –  несоответствие одежды возрасту, 6% –  однообразность; 40% опрошенных проявили снисходительность к внешности педагога, написав, что одежда – это личное дело преподавателя, он одевается в соответствии со своими возможностями, вкусом, представлениями. Некоторые отмечали: если педагог хорошо преподает, то не столь важно, как он одет, какова его комплекция.

И все же, по мнению 20% опрошенных, повышению имиджа педагога способствует его внешний вид (прическа, одежда, хороший вкус, шарм и т.д.); 21% студентов отметили профессионализм (знание предмета, эрудиция, широкий кругозор, доступное объяснение, увлеченность в изложении материала), человечность (способность понять студента, внимательно и с уважением к нему отнестись и др.); 19% – статус педагога в коллективе, успехи, достижения в научной сфере, каждый пятый не смог или не захотел сформулировать соображения по этому поводу.

На предложение: «Опишите несколько качеств педагога, на которого вы бы хотели быть похожи»  – 40% ответили, что не хотят походить ни на какого педагога; возможно, что  эти студенты не смогли найти общий  язык с преподавателями, часто сталкивались с их необъективностью, несправедливостью. Разброс качеств, названных в ответах, большой, чаще назывались доброта (16%), справедливость (14%), умение доступно объяснить материал, увлеченность своим предметом, отличное знание своего предмета (12%), эмоциональная уравновешенность, пунктуальность, понимание, толерантность, тактичность, корректность.

Таким образом, взгляд на преподавателя заинтересованного  человека – студента – зафиксировал фундаментальные требования к педагогу высшей школы:

  • педагог должен иметь и проявлять в учебном процессе высокий уровень профессионализма (глубоко знать предмет, быть эрудированным, владеть современными технологиями обучения);
  • иметь и реализовывать в профессиональной деятельности нравственный потенциал (уважение к себе и уважение к студенту, способность к паритетным взаимоотношениям, способность быть объективным, открытым, искренним, способность к пониманию и принятию студента).

Профессиональная  и этическая компетенция хотя и взаимосвязаны, но уровни их развития у одного и того же педагога далеко не всегда равны, о чем свидетельствуют результаты исследования. Выявлены такие типы преподавателей, как:

высококвалифицированный профессионал, но как человек высокомерен, закрыт, нечестен – 13%;

высококвалифицированный профессионал и высоконравственная личность – 46%;

профессионал  никудышный, а человек хороший, добрый, понимающий, заботливый – 13%.

В заключение выяснено, что большинство студентов – 89% – считают, что педагогу высшей школы нужен кодекс профессиональной этики, однако 11% выражают сомнение, будут ли педагоги его соблюдать и нести ответственность за нарушение нормативной базы профессиональной этики.

Хочется полагать, что полученный материал послужит мотивом  для профессиональной этической  рефлексии преподавателей общепрофессиональных, специальных дисциплин, хотя в исследовании затронуто отношение студентов к профессиональной этике всех педагогов, обучающих будущих библиотекарей.

Список  рекомендуемой литературы:

ЛИТЕРАТУРА 

Основная 

1. Гусейнов А.А. Введение в  этику. М., 1995.

2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика.  М., 1998.

3. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В.  Этика. Минск, 1997.

4. Кант И. Лекции по этике.  М.: Республика, 2000.

5. Кропоткин П.А. Этика. СПб., 1996.

6. Кругляницо Т.Ф., Гаркушина Л.Е., Селиверстова Н.А. Этика. М., 1994.

7. Мур Дж.Э. Principia ethica. Природа моральной философии. М.: Республика, 1999.

8. Основы этических знаний / Под  ред. М.Н. Росенко. СПб., 1998.

9. Попов А. Этика. М., 1998.

10. Этика и этикет. М., 1995.

Дополнительная 

1. Андреев А. Мир тропы. Очерки русской этнопсихологии. СПб., 1998.

2. Андреева Л.А. Религия и власть  в России. М., 2001.

3. Антология ненасилия. Москва-Бостон, 1991

4. Апресян Р.Г., Артемьева О.В., Максимова  Л.В. О систематизации эс-тетического  знания // Философские науки. 1997. № 1.

5. Бакунин М.А. Анархия и порядок.  М., 2000.

6. Беовульф. М., 1999.

7. Бергсон А. Два источника  морали и религии. М., 1994.

8. Бёрджесс Э. Заводной апельсин. М., 1996.

9. Бердяев Н.А. О назначении  человека. М., 1993.

10. Бердяев Н.А. Парадокс лжи // Человек, 1999. №2.

11. Богданов К.А. Повседневность  и мифология. СПб., 2001.

12. Бодлер Ш. Цветы зла. М., 1998.

13. Бодлер Ш., Готье Т. Искусственный  рай. М., 1997.

14. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская  цивилизация. М., 1980.

15. Бородай Ю.М. От фантазии к реальности. М.: Институт философии, 1995.

16. Бородай Ю.М. Эротика, смерть, табу. М., 1996.

17. Вебер М. Протестантская этика  и дух капитализма // Избр. произв. М., 1996.

18. Вульф Т. Электропрохладительный  кислотный тест. М., 1997.

19. Выжлецов Г. П. Аксиология  культуры. СПб.: СПб университет, 1996.

20. Гевара Э. Ч. Я – конкистадор  свободы. М., 2000.

21. Генон Р. Очерки о традиции  и метафизике. СПб., 2000.

22. Госс Ж. Ключевые представления  гуманистического и христианского  ненасилия. Этика ненасилия . М., 1991

23. Губанова Н.Д. Переживание  некрофильских тенденций в кризисном  социуме // Религиозное сознание  и смерть в кризисном социуме.  Сборник статей. Ставрополь, 2000.

24. Гусейнов А.А. Великие моралисты.  М., 1995.

25. Гусейнов А.А. О статусе этики в современном обществе // Философ-ские науки. 1996. № 1-4.

26. Гусейнов А.А. Этика // Вопросы  философии, 1999. №8.

27. де Сад. Окстьерн, или несчастья  либертинажа. СПб., 2000.

28. де Сад. Философия в будуаре.  М., 1996.

29. Достоевский Ф.М. Великий Инквизитор // Братья Карамазовы. Т.1. Любое издание.

30. Евтушенко С.П. Эрос и агапе:  гносеологический аспект // Вопросы  философии, 1999. №10.

31. Егоров И.А. Принцип свободы  как основание общей теории  регуля-ции // Вопросы философии, 2000. №3.

32. Забелин М. Русский народ.  Его обычаи, обряды, предания, суеверия  и поэзия. Симферополь, 1992.

33. Йонас Г. Изменившийся характер  человеческой деятельности // Че-ловек, 1999. №2, 3.

34. Кармин А.С. Культурология:  Культура социальных отношений. - СПб.: Лань, 2000

35. Карпова И. Фермент счастья  // Факел. М., № 11-12.

36. Кизи К. Над кукушкиным гнездом.  М., 1996.

37. Кирилюк А.С. Универсалии культуры  и семиотика дискурса. Одесса, 1996.

38. Краус В. Нигилизм и идеалы. М., 1994.

39. Кришталева Л.Г. Заметки к философии поступка у Достоевского (на материале романа «Братья Карамазовы») // Вопросы философии, 1999. №1.

40. Кропоткин П.А. Анархия, ее  философия, ее идеалы. М., 1999.

41. Кропоткин П.А. Анархия. М., 2002.

42. Леви-Строс К. Мифологики. От меда к пеплу. М., 2000.

43. Леви-Строс К. Мифологики. Происхождение  застольных обычаев. М., 2000.

44. Леви-Строс К. Мифологики. Сырое  и приготовленное. М., 2000.

45. Леви-Строс К. Первобытное  мышление. М., 1999.

46. Лимонов Э. Анатомия героя.  Смоленск, 1998.

47. Лимонов Э. Моя политическая  биография. СПб., 2002.

48. Лобок А.М. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997.

49. Мак-Кенс Д. Этика в постсовременной  перспективе // Философские науки. 1996. № 1-4.

50. Маркес Г.Г. Сто лет одиночества.  СПб., 2000.

51. Маркос. Другая революция. М., 2002.

52. Мельникова Е. А. Меч и  лира. М., 1997.

53. Миллер Г. Тропик рака. Тропик  козерога. СПб., 1994.

54. Моррисон Д. Американская молитва.  Стихи. Песни. Заметки. М., 1994

55. Наранхо К. Песни просвещения.  СПб., 1997.

56. Нации и национализм. М., 2002.

57. Национальные особенности светского  этикета: Россия // EVA, - № 219 - 2002.

58. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. СПб., 1997.

59. Опыт ненасилия в ХХ столетии: социально-этические очерки. М.: Изд-во  «Аслан», 1996.

60. Павич. М. Внутренняя сторона  ветра. СПб.. 2000.

61. Паперно И. Самоубийство как  культурный институт. М., 1999

62. Пас О. Поэзия. Критика. Эротика.  М.,1996.

63. Пелевин В. Жизнь насекомых.  М., 1999.

64. Пелевин В. Поколение «П».  М., 1999.

65. Пикалов Д.В. Эротико-педагогический  аспект купальской обрядно-сти  // Актуальные философские и методологические  проблемы со-временного научного  познания. Материалы 44 научно-практической  конференции преподавателей и  студентов СГУ «Университетская  наука - региону». Ставрополь, 2000.

66. Проханов А. Господин Гексоген. М., 2001.

67. Радин П. Трикстер. СПб., 1999.

68. Разин А.В. Обоснование морали // Человек, 2000. №1.

69. Сага об Эгиле. СПб., 1999.

70. Сапроненко В.В. История религии.  Ставрополь, 2001.

71. Семейная обрядность народов  Сибири. М., 1996.

72. Смысл жизни. Антология. М., 1994.

73. Соина О.С. От этики непротивления  к философии права // Человек, 1999. №4, 5.

74. Сосновский А.В. Лики любви:  Очерки истории половой морали. М., 1992.

75. Стогофф И. Революция сейчас. СПб., 2001.

76. Столович Л.Н. Красота. Добро.  Истина: Очерк истории эстетической  аксиологии. М., 1994.

77. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 2001.

78. Уайльд О. Письма. М., 1997.

79. Философская афористика. М., 1996.

80. Франк С. Л. Этика нигилизма (к характеристике нравственного

мировоззрения русской интеллигенции) // http://www.yabloko.ru/Themes/History/frank-1.html

81. Шанже Ж.-П. Взгляд нейрофизиолога  на основания этики // Человек, 1999. №5, 6.

82. Ширянов Б. Низший пилотаж. М., 2001.

83. Шорт Ф. Мао Цзэдун. М., 2001.

84. Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1998.




Информация о работе Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся