Обобщение и педагогический опыт по патриотическому воспитанию детей с отклонениями в эмоционально- личностном развитии и поведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 04:05, курсовая работа

Описание работы

Цель изучение специальных форм и методов патриотического воспитания дошкольников с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении.
Задачи:
- представить анализ психолого-педагогической, методической литературы и периодической печати по проблеме исследования.
- рассмотреть формы и методы патриотического воспитания дошкольников.
-определить формы и методы патриотического воспитания дошкольников с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 99.95 Кб (Скачать файл)

                                        Введение

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения  в жизни общества, одним из центральных  направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно  по своему содержанию, это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности  с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей  страны.

Быть патриотом – значит  ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает  еще в дошкольном возрасте, когда  закладываются основы ценностного  отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания  любви к  своим близким, к детскому саду, к  родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

          В дошкольный период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

 Проблемой патриотического  воспитания  занимались: Т. Н. Доронова,  Н.Николаева, Т.С.Комарова,  Т.А.Ротанова, В.И. Логинова, Т.Н.Бабаева. Они делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи А.Козлова и Т.А. Куликова предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.

Объект исследования – патриотическое воспитание дошкольников.

Предметом исследования являются специфика патриотического воспитания дошкольников  с отклонениями в эмоционально-личностном развитии  и поведении.

Цель  изучение специальных форм и методов патриотического воспитания дошкольников с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении.

Задачи:

- представить анализ  психолого-педагогической, методической литературы и периодической печати по  проблеме исследования.

- рассмотреть формы и методы патриотического воспитания дошкольников.

-определить формы и  методы патриотического воспитания дошкольников с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении.

-разработать комплекс  занятий для детей с отклонениями, направленных на патриотическое  воспитание.

Для решения поставленных задач использовались методы психолого-педагогических исследований: анализ и обобщение педагогического опыта; анализ литературных источников.

Гипотеза.   Уровень патриотического воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и поведении станет выше, если в процессе работы будут использованы игровые, словесные, наглядные, экскурсионные методы и формы функционирования воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения, направленные на повышение уровня патриотического воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и поведении.

Глава1. Теоретические  аспекты патриотического воспитания дошкольников с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении

1.1.    Понятие патриотического воспитания 

С древнейших времен великие  философы и педагоги уделяли проблеме патриотического воспитания значительное внимание. В учении Конфуция вместе с основными общечеловеческими  ценностями наиболее значимыми являются любовь к стране, народу, семье, почитание  старших, традиций.

Концепция воспитания в Древней  Греции имели свои особенности. Высшей целью каждого гражданина считалось достижение блага для государства. В трудах Перикла (V век до н.э.) идеалом человека являлся полноправный гражданин, который сочетал свои интересы с государственными, отличался высокой сознательностью и богатством духовной культуры.

По мнению К.А. Гельвеция, истинной целью воспитания считается  формирование у каждого человека глубокого понимания личного  и общественного блага. А поколение  новых людей – патриотов появляется тогда, когда сердца граждан раскрываются для гуманности, а ум – для  знаний. Подчеркивая необходимость  патриотического воспитания, он писал: «Добродетели цивилизованного человека – любовь к справедливости  и  Отечеству».[3;225].

Я.А. Коменский считал, что  одним из главных направлений  воспитания является формирование у  ребенка стремления оказывать  пользу своими услугами возможно большему числу  людей. В «Великой дидактике» он писал: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных  и общественных, если бы все прониклись желанием  действовать в х общественного  благополучия»[7;43].

Система подготовки патриотов, защитников, воинов доходит до России через Византию и через западноевропейские государства.  Но в России дворянско-аристократическая подготовка опиралась на русские обычаи, русский национальный характер.

Патриотическое воспитание всего русского народа диктовалось  жизненной необходимостью защиты своего Отечества, заключалось в праве  жить своими традициями, заботиться о  том, чтобы страна становилась богаче, сильнее, славилась трудом, почитанием законов, национальных традиций, чтобы  ее уважали соседи.

Философы, педагоги, социологи обращались к концепции русской идеи как феномену русской духовности, неповторимости и самобытности русской культуры, наполненной содержанием культурно-исторических ценностей своего Отечества.

Русский ученый А.Ф. Афанасьев  занимался проблемой патриотизма  и считал, что воспитание должно приготовить человека для общества, должно «взрастить» и образовать в нем понятие, чувствования и  волю по духу, законам и требованиям  того общества, в котором человек  будет жить». По мнению ученого, нравственное и умственное воспитание определяют чувство религиозного, любовь к прекрасному  и истинному, любовь к отечественному и национальному [6;25]

По мнению Н.Г.Чернышевского  и Н.А. Добролюбова, для патриотического  воспитания гражданина необходимо предоставить молодым людям право нормально  и свободно развиваться, внушать  правильные взгляды на жизнь, представления  о добре, правде, долге, воспитывать  твердость воли и трудолюбие [3;15].

В послеоктябрьский период в России вопросы патриотического  воспитания приобрели особую актуальность. Изменение идеологии воспитания патриотов подчинялось идеям  коммунистического воспитания и  задачам интернациональных отношений  в обществе. Педагогические исследования проблемы патриотического воспитания в советском периоде многочисленны  и разнообразны.

Советскому обществу были присущи черты марксистко-ленинской  идеологии, контроль государства над  учебными  учреждениями, творческими  союзами, содержанием культуры. Но необходимо отметить, что культура советского периода базировалась на наследии патриотизма, духовности, гуманизма, общинности, государственности, всегда жившем в народном сознании как высокий идеал и норма  человеческого бытия. Сохранилось то, что русский народ создал за многовековую историю патриотического воспитания и подготовки ее к защите Отечества. Появились общественные организации и центры по подготовке молодежи допризывного возраста к службе в армии, организовывались военно-спортивные соревнования («Ворошиловский стрелок», «Готов к труду и обороне»).

Характеризуя цели воспитания в советской школе, А.С. Макаренко отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом». Ученый подчеркивал, что от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, напряженная работа, часто очень тяжелая, неинтересная и грязная. А.С. Макаренко считал, что удел школы – воспитание преданных родине патриотов, обладающих чувством долга и чести, имеющих организационные навыки, ответственных и жизнерадостных [3;18].

В 50-60 годы XX века среди педагогических исследований, посвященной данной проблеме, выделяются работы И.С. Марьенко, М.А. Терентия, Ф.И. Хвалова.

В своих трудах И.С. Марьенко представлял теоретический анализ проблемы патриотического воспитания. Им были даны практические рекомендации по формированию патриотического сознания во внеклассной работе, обосновано единство патриотического сознания на чувственном и поведенческом  уровнях.

В конце XX – начале XXI века произошло изменение социальной ситуации в обществе. Россия переживает духовную деформацию самоопределения, пересматривает свое прошлое.  Данный  период в развитии России можно назвать переломным, так как особую значимость приобретают идеи, которые обращены к Отечеству и направлены на патриотическое воспитание молодежи.

Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться  в дошкольном возрасте, особое значение приобретает чувство патриотизма , Многими психологами (А.Г.Ковалевым, А.А.Люблинской, Т.А. Репиной, П.М. Якобсоном и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоциях, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями. На это указывал и В.А. Сухомлинский:«В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств... Если добрые чувства не воспитаны в детстве, из никогда не воспитаешь».

Чувства, пережитые в детстве, не исчезнуть бесследно, останется, по выражению В.А. Сухомлинского, «память  сердца». Вот почему так важно, что  бы все , что воспринимает ребенок  в окружающем мире, вызывало в его  душе эмоциональный отклик.

Так называемое чувство Родины начинается у ребенка с отношения  к семье, к самым близким людям  – к матери, отцу, бабушке, дедушке, это именно те корни, которые связывают  его с родным домом и ближайшем  окружением.

Исследования показали, что начинать формирование представлений о Родине нужно с близкого, знакомого детям, с того, что их окружает. Затем, используя метод сопоставления, начинать формировать представления о далеком. Сравнение является отправной точкой формирования представлений и углубления чувств.

Многие авторы (А.А. Анциферова, З.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, С.Г. Журат, Г.А. Карбышева, С.А. Козлова, Р.Ш. Халикова и  др.), отмечая важность воспитания любви  к Родине, тесно связывают его  с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей. Н.Ф. Виноградова и Р.Ш. Халикова указывают при этом, что необходимо учитывать степень насыщенности предлагаемого детям материа. Отмечая важность воспитания любви к Родине, тесно связывают его с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей. . Вывод о том, что знания о родном городе, крае, стране, её истории, культуре, труде людей, её населяющих, является важнейшим условие воспитания патриотических чувств, содержится в экспериментальных исследованиях Л.Я. Беляевой, И.Ч. Красовской, К.В. Назаренко, Л.Е. Никоновой, Э.К. Сусловой и др.

Вместе с тем, процесс воспитания любви к Родине не может сводиться просто к накоплению определенных обществоведческих знаний. Как отмечает ряд исследователей (Р.И. Жуковская, З.Г. Нечаева, Т.А. Маркова) – гораздо важнее, чтобы у детей возникли эмоции и чувства, которые послужат основой дальнейшего развития патриотизма.

Наиболее глубоко проблему патриотического воспитания у детей  дошкольного возраста исследовала  С.А. Козлова Исследуя проблему воспитания начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, Л.Е. Никонова подчёркивает, что эффективность данного процесса зависит от понимания его сущности. Ею выделены структурные компоненты процесса патриотического воспитания, и на его основе, компоненты, характеризующие такое сложное нравственное чувство - чувство патриотизма: интеллектуальный, эмоциональный и действенно-практический.

С.А.Козлова, которая определила условия и средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий развития патриотических чувств ребёнка она считает создание определенной обстаноки вокруг него. Основными средствами воспитания любви к Родине С.А. Козлова считает художественное слово, музыку, изобразительное искусство, так как они помогают детям эмоционально воспринимать окружающее.

Исследуя проблему воспитания начал патриотизма у детей  старшего дошкольного возраста, Л.Е. Никонова подчёркивает, что эффективность  данного процесса зависит от понимания  его сущности. Ею выделены структурные  компоненты процесса патриотического  воспитания, и на его основе, компоненты, характеризующие такое сложное нравственное чувство - чувство патриотизма: интеллектуальный, эмоциональный и действенно-практический.

На протяжении многих веков  российские  педагоги и педагоги всего мира исследуют  разнообразные  приемы, формы, методы патриотического  воспитания. В своих  работах они  указывают, что патриотическое воспитание необходимо каждому гражданину своей  страны. Умелое использование  литературных источников на тему патриотического  воспитания ведет к успеху педагога.

Информация о работе Обобщение и педагогический опыт по патриотическому воспитанию детей с отклонениями в эмоционально- личностном развитии и поведении