Обобщение и педагогический опыт по патриотическому воспитанию детей с отклонениями в эмоционально- личностном развитии и поведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 04:05, курсовая работа

Описание работы

Цель изучение специальных форм и методов патриотического воспитания дошкольников с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении.
Задачи:
- представить анализ психолого-педагогической, методической литературы и периодической печати по проблеме исследования.
- рассмотреть формы и методы патриотического воспитания дошкольников.
-определить формы и методы патриотического воспитания дошкольников с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 99.95 Кб (Скачать файл)

1.2. Методы и приемы патриотического  воспитания дошкольников с отклонениями  в эмоционально-личностном развитии  и поведении.

Методы патриотического  воспитания – это способы педагогической работы с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических качеств личности. По своей целенаправленности, отражающей особенности воздействия на сознание и поведение воспитуемых, с учетом задач воспитания и закономерностей формирования свойств личности они чаще всего делятся на 4 группы: 1) методы формирования идейно-нравственного сознания (убеждение); 2) методы формирования общественного поведения и опыта отношений (принуждение); 3) методы корректировки поведения (поощрение и наказание); 4) метод конкретизации принципов, норм и правил поведения (личный положительный пример).

Методы, позволяющие педагогу наиболее эффективно проводить работу по программе:

-методы, повышающие познавательную  активность;

-методы, вызывающие эмоциональную  активность;

- методы, способствующие  взаимосвязи разных видов деятельности;

-методы коррекции и  уточнение детских представлений.

1. Методы, повышающие познавательную  активность.

Под познавательной активностью  следует понимать активность, проявляемую  в процессе познания, выражается в  заинтересованном принятии информации, уточнять, углублять свои знания.

При использовании этого  важного педагогического приема педагог в каждом конкретном приеме должен решить, с какого сравнения  начинать – по сравнению по сходству или по контрастам.  Далее используются приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы. (Важнейшим  дидактическим принципом является прямое повторение – от детей требуется  умение повторять то, что они усвоили).

Здесь же важно выделить применение знаний в сходной ситуации;

-повторение на опосредованном  уровне.

Как показали исследования, хорошие результаты приносят метод  экспериментирования и постановка опыта. Они, как правило, используются для ознакомления с живой и  неживой природой.

2. Методы, вызывающие эмоциональную  активность.

Эмоциональная активность –  это заинтересованное восприятие познавательного  материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в  событии.

Повышают качество усвоения материала и способствуют закреплению  чувств игровые приемы:

-воображаемая ситуация;

-придумывание сказок;

-игра-драматизация;

-сюрпризные моменты и  элементы новизны;

-сочетание разнообразных  средств.

3. Методы, способствующие  взаимосвязи разных видов деятельности.

Анализ исследований межпредметных  связей в педагогическом процессе показал, что такие связи имеют разную направленность. Это может быть решение  познавательных задач, совершенствование  навыков, накопление чувственного опыта. Для того, что бы устанавливать  связь между разными видами деятельности нужны дидактические мостики:

-прием предложения и  обучения;

- перспективное планирование;

-беседа;

-создание предметной  среды.

4. Методы коррекции и  уточнение представлений детей  о мире.

В процессе наблюдений  приобретения знаний об окружающем мире у детей  формируются оценки и преставления о людях, их взаимоотношениях и деятельности, о себе, о различных явлениях и  событиях. Ограниченный жизненный опыт, особенности психического развития приводят к тому, что у ребят  складывается не всегда правильные, точные представления. Возникает необходимость  уточнять, а иногда и корректировать их, учить детей соответствующим  формам поведения и выражения  своего отношения.

Ведущими методами служат:

-повторение;

-наблюдение;

-экспериментирование;

-опыты.

Столь же необходима коррекция  и уточнение представлений приобретенных  детьми при стихийном получении  информации.

При проведении  работы по патриотическому воспитанию детей  необходимо помнить следующее:

-по ходу рассказа необходимо  обязательно использовать наглядный  материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные  схемы, рисунки мелом на доске  и др.

-составляя рассказ, воспитатель  должен включить в него вопросы  к детям. Это необходимо, чтобы  активизировать познавательную  деятельность, внимание, вызвать интерес  детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ  воспитателя превращается из  монолога в своеобразную беседу  с детьми, что способствует более  успешному усвоению знаний.

-рассказывая о каких-то  исторических событиях, воспитателю  не следует часто употреблять  даты, так как в этом возрасте  детям не доступна хронология, Но чтобы дети поняли, что излагаемые  события проходили давно, следует  употреблять такие выражения:  «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши  мамы и папы были совсем  маленькие» ит.д. Некоторые даты  детям следует сообщать, не добиваясь  их запоминания (например 1812, 1941, 1945.)

-язык рассказа должен  быть очень простым, Если в  рассказе встречаются незнакомые  слова, то нужно объяснять их  значение. Не стоит перегружать  рассказ сложными грамматическими  конструкциями: дети лучше воспринимают  речь если предложения простые, короткие.

- в процессе знакомства  детей с достопримечательностями  родного города, воспитатель часто  рассказывает о различных архитектурных  сооружениях: зданиях, храмах, соборах.  В этом случае не следует  подробно рассматривать их архитектуру,  использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное,  что отличает данное здание.

В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо широко использовать такие формы работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно.

        Рассматривая методы, направленные на формирование нравственных чувств, представлений, суждений и оценок, В.Г. Нечаева и Т.А. Маркова предлагают как наиболее эффективные следующие:

- беседы воспитателя на  этические темы ;

- чтение художественной  литературы и пересказ;

- рассматривание и обсуждение  картин, иллюстраций, диафильмов, радио-  и телепередач .

К.Д. Ушинский сказал: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная система изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».

Задача дошкольного педагога - отобрать из множества впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные  ему: природа и мир животных дома (родного края, детского сада); труд людей, традиции, общественные события  и т.д. Причём, эпизоды, к которым  привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, образными, вызывающими  неподдельный интерес. Именно, поэтому, начиная работу по воспитанию любви  к родному краю, дошкольный воспитатель  обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, научившись особенно особо выделять наиболее характерное  для данной местности или данного  края.

Любой край, область, даже небольшая  деревня неповторимы. В каждом месте  своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала  позволит сформировать у дошкольников представление о том, чем славен его родной край.

Необходимо показать ребёнку, что его  родной город славен своей  историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение будет  иметь пример взрослых, в особенности,  близких дошкольникам людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой  Отечественной войны, их фронтовых  и трудовых подвигов) необходимо привить  детям такие важные понятия, как  «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «долг перед Родиной», «трудовой подвиг» и т.д.

1.3. Особенности  детей  с отклонениями в  эмоционально-личностном развитии  и поведении.

Дети с отклонениями в  эмоционально-личностном развитии и  поведении – это дети с характерными особенностями в их жизненных проявлениях, связанных с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и проявляющимися в осложненной форме поведения. У этих дошкольников просматриваются тенденции непонимания со стороны окружающих, неудовлетворенной потребности в признании, трудностей общения, противоречивого отношения к себе и окружающим. При этом у ребенка возникают негативные эмоциональные состояния: общая психическая напряженность, эмоциональная нестабильность, эмоциональная расторможенность или заторможенность. Становление дошкольника как субъекта общения зависит от взаимоотношений с воспитателем, от отношения ребенка к учебной деятельности и уровня развития его социально-коммунитативных качеств и свойств личности. Ребенок с отклонениями безуспешно  пытается различными  неадекватными способами добиться социального признания, а в результате оказывается отверженным. Он характеризуется постоянным чувством вины, возникающем в силу неуспешности и неадекватной самооценки. У этих детей возникает противоречие между нереальным уровнем притязаний и недоверием к себе, своим  возможностям в учении, которое распространяется на отношение ребенка к окружающим.

 Как правило такие дети лишены родственной поддержки, обделены эмоционально, не получая достаточно внимания со стороны родителей. Все это происходит в наше время на фоне главенствующего стремления родителей к самореализации. Таким образом, современная малочисленная семья характеризуется утратой своей первоначальной функции, и особенно ограничены ее возможности в воспитании ребенка с отклонениями в развитии и поведении.

Существует мнение, что в последнее время количество детей с отклонениями  в развитии и поведении резко увеличилось. Причина этого, прежде всего во внешних  факторах – просмотр подряд всех телепередач, кризис семи лет и многое другое. Они более возбудимые и  менее управляемые, более интеллектуально развитые и вместе с тем более инфантильные, они мало играют, мало что умеют сделать своими руками, не умеют интересно играть. А ведь эти причины являются первоочередными и являются первоосновой  для проявления отклонений в развитии и поведении.

Беспокойные дети своим поведением часто подвергают испытанию терпение взрослых. Старинное педагогическое правило, гласящее, что простой и  прямой путь  в большинстве случаев  оказывается неправильным (пощечина, хотя и способна быстро восстановить спокойствие и порядок, но влечет  за собой далеко идущие последствия.

Трудные дети – дети с характерными особенностями в их жизненных проявлениях, связанных с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и проявляющимися в осложненной форме поведения.

    У «трудных» старших дошкольников просматриваются тенденции непонимания со стороны окружающих, неудовлетворенной потребности в признании, трудностей общения, противоречивого отношения к себе и окружающим. При этом у ребенка возникают негативные эмоциональные состояния: общая психическая напряженность, эмоциональная нестабильность, эмоциональная расторможенность или заторможенность Становление дошкольника как субъекта общения зависит от взаимоотношений с воспитателем, от отношения ребенка к учебной деятельности и уровня развития его социально- коммуникативных качеств и свойств личности. «Трудный» ребенок безуспешно пытается различными неадекватными способами добиться социального признания, а в результате оказывается отверженным. Он характеризуется постоянным чувством вины, возникающим в силу неуспешности и неадекватной самооценки. У этих детей возникает противоречие между нереальным уровнем притязаний и недоверием к себе, своим возможностям в учении, которое распространяется и на отношение ребенка к окружающим.

    Нарушения в побудительном компоненте коммуникативной активности связаны с социальной неразвитостью ребенка, которая и порождает его неадекватное поведение. Постоянные поведенческие реакции ребенка являются способом выхода из тупика – хронического состояния психологического дискомфорта, неразвитость, неадекватное поведение, низкая способность к социальной релаксации, обуславливают низкий статус ребенка. Процесс становления детской личности сложен и противоречив. Личность ребенка «не только дана, но и задана», подчеркивает известный отечественный психолог и педагог В.В. Зеньковский. Изменчивость – одна из важнейших черт детской личности, которая сказывается как в отдельных чертах, так и во всей личности. В.В. Зеньковский считает, «мы никогда не можем, не смеем ставить крест на ребенке, который в данный момент кажется совсем испорченным; детская душа может неожиданно и незаметно перемениться и совсем отойти от всего, что угнетало нас в нем ». Психологические трудности, временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения, которые довольно часто встречаются у большинства детей, составляют неотъемлемую часть развития ребенка. Значительная часть нарушений детского поведения не имеет качественного отличия от нормы, хотя по симптоматике, т.е. совокупности проявлений, может напоминать заболевание. В данном параграфе мы будем характеризовать отклонения и нарушения, возникающие в границах нормального развития ребенка. Рассмотрим психологическую природу и возрастные особенности наиболее типичных нарушений поведения детей. Упрямство – одно из ранних проявлений поведения. В клинической психологии упрямство связывается с внушаемостью. Детская внушаемость сохраняется и у взрослого, хотя и претерпевает серьезные изменения, переходит на новые уровни.

Информация о работе Обобщение и педагогический опыт по патриотическому воспитанию детей с отклонениями в эмоционально- личностном развитии и поведении