Обобщение и педагогический опыт по патриотическому воспитанию детей с отклонениями в эмоционально- личностном развитии и поведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 04:05, курсовая работа

Описание работы

Цель изучение специальных форм и методов патриотического воспитания дошкольников с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении.
Задачи:
- представить анализ психолого-педагогической, методической литературы и периодической печати по проблеме исследования.
- рассмотреть формы и методы патриотического воспитания дошкольников.
-определить формы и методы патриотического воспитания дошкольников с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 99.95 Кб (Скачать файл)

     Внушаемость и упрямство – явления, рядом находящиеся. Ребенок часто сопротивляется внушениям, но природа этого сопротивления может быть различной. В дошкольном возрасте следует отличать сопротивление от невосприятия. Маленький ребенок может просто не воспринимать обращенную к нему речь, у него может не хватить внимания, чтобы дослушать взрослого. Упрямство (антивнушаемость) начинает развиваться одновременно с внушаемостью, но с некоторым опозданием и неравномерно – периодами. Стремление воспитателя «переломить», наказать может принести непоправимый вред для развития личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает неосознанно учиться утверждать свою волю и сознавать свое Я .

  Полноценное развитие личности ребенка в детстве связано с его эмоциональным развитием. Эмоциональная система, как и когнитивная, обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире.

             Эмоциональные нарушения нередко становятся причиной отклоняющегося поведения ребенка, приводят к нарушению социальных контактов.Г.Ф. Бреслав выделяет ряд нарушений эмоционального развития в детском возрасте. В частности, в дошкольном возрасте нарушениями, по его мнению, являются:

- отсутствие эмоциональной  децентрации, которая проявляется  в неспособности сопереживать  другому человеку ни в реальной  ситуации, ни при слушании сказки;

- фиксированность эмоционального  состояния, эмоциональное «застревание», привязанность к ситуации, что обусловливается низкой подвижностью процессов возбуждения и торможения;

- отсутствие эмоционального  предвосхищения. Без возвращения  в прошлое невозможно возникновение  стыда, угрызений совести, формирование  произвольной регуляции поведения;

- отсутствии синтонии, т.е.  способности откликаться на эмоциональное  состояние другого человека, прежде  всего близкого;

- отсутствие чувства вины  как специфического явления эмоциональной  саморегуляции в дошкольном возрасте;

- негативные эмоции и  страхи, замкнутость, агрессивность.

- гиперактивность, «гипердинамический  синдром» как проявление нарушений  системы эмоциональной регуляции.

Гиперактивность есть проявление целого комплекса нарушений. Отечественные  исследователи подобные нарушения  называют как синдромы дефицита внимания. Нарушения проявляются уже в  дошкольном возрасте, однако особенно проблемными они становятся с  поступлением ребенка в школу. Основные характеристики гиперактивного ребенка  – расторможенность, отвлекаемость, импульсивность.

У них нередко отмечается деструктивное поведение, упрямство, агрессивность, лживость, склонность к  воровству и другие формы асоциального поведения (И.В. Дубровина). Так же к  категории «трудных» относятся  и дети с аутичным поведением, замкнутые  дети.

 Замкнутость – нарушение, которое вызывается застенчивостью и проявляется в трудностях установления эмоциональных контактов, отношений с окружающими людьми.Нарушение поведения, или социальная дезадаптация, проявляется в социально неодобряемых формах поведения. Такие формы разнообразны: агрессивность, воровство, драки, ссоры, демонстративное неповиновение, разрушительные действия, лживость

           Гиперактивность как нарушенное поведение имеет многие точки соприкосновения с другими видами отклоняющегося поведения. У мальчиков эти нарушения встречаются в 4—5 раз чаще, чем у девочек. В целом их движения избыточны, слишком быстры и энергичны. Количество движений безмерное, дети склонны к перемещениям на широком пространстве, безудержно разговорчивы (вербальная гиперактивность). В большинстве случаев результаты, при выполнении задания далеки от удовлетворительных, чему причиной бывают нарушения тонкой моторики, зрительно-двигательной координации, письма и балансировки тела. От этого страдают планирование действий и моторная обучаемость. Они постоянно становятся виновниками нарушения всевозможных правил, причем это не столько по умыслу, сколько по неспособности усвоить эти правила и выполнять их. В результате неизбежны дисциплинарные наказания либо со стороны родителей, либо воспитателей. Отношения этих детей со сверстниками и со старшими по возрасту нередко отличаются несоблюдением дистанции, недостаточной осторожностью и сдержанностью. Часто наблюдаются специфическая заторможенность в развитии двигательных процессов. Такие дети не способны ждать, они не могут подавлять мгновенные двигательные импульсы.

1.4 Особенности патриотического  воспитания детей с отклонениями  в эмоционально-личностном развитии  и поведении

Характерным для детей  дошкольного возраста являются формирующиеся  общественная направленность, коллективизм. Они проявляются и в реальных детских  взаимоотношениях и высказываниях, и в оценке поступков сверстников, и в целенаправленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. В группах начинает складываться общественное мнение, на которое в  известной мере может опереться  воспитатель. Дети могут осудить  поведение сверстников – их эгоистические  поступки, недобросовестное отношение  к делу – и высказать одобрение  хорошего поведения товарища.

Вместе с тем нравственные проявления детей  отличается неровностью  и неустойчивостью.

В развитии организованного  поведения у детей старшего дошкольного  возраста наблюдаются различия. Одни дети поддерживаются норм поведения, умеют  хорошо трудиться, быстро доводят дело до конца, оказывают помощь товарищу, активно реагируют на предложение играть, трудятся вместе, замечают нарушения тех или иных правил порядка, стараются эти нарушения устранить. Другие испытывают из-за незнания правил или отсутствия необходимых навыков затруднения при выполнении работы. Разное поведение детей часто зависит от их эмоционального состояния, индивидуальных особенностей, что требует от педагога использования разнообразных методов и приемов воспитания, более тонкого их применения.

К концу года  дошкольники  уже воспринимают правила как  норму поведения. У детей накапливается  опыт коллективной жизни, устойчивее коллективные связи. Это проявляется и в  совместных играх, и в труде, и  в общих радостях.

Приобретение опыта совместной практической деятельности, в процессе которой дети усваивают навыки организованного  поведения, совместного труда и  согласованных действий в игре на основе общего замысла, содействуют  развитию  Однако еще нередки, особенно у детей шестого года жизни  конфликты, неумение сговариваться, распределять роли в игре.

 К семи годам крепнет  особый интерес к общественно  направленной трудовой деятельности, содержательным длительным играм,  занятиям, где ребята получают  знания об общественных явлениях. Совместная деятельность доставляет  много общих переживаний, сближающих  детей.

Изменяется и характер взаимоотношений дошкольников. Ребенок  с отклонениями в большинстве  случаев играет не один: мирное соседство  с «нормальными» детьми перерастает  в устойчивое содружество. Радость  совместной игры рождает новые отношения  между детьми: товарищество и дружбу.

У детей  с отклонениями в эмоционально-личностном развитии заметно возрастает активность, ярче проявляется инициатива. Что нужно  делать? Мне нечего делать – часто  можно слышать от ребенка этого  возраста. Его стремление быть занятым  –верный  помощник в воспитании трудолюбия, уважения к труду других.

Детям  дошкольного возраста свойственна самостоятельность  в разных сферах деятельности.

Резкое возрастание самостоятельности  иногда становится причиной конфликта  со взрослыми. К сожалению, взрослые переучивают потребности ребенка  освободиться от опеки и пресекают  кажущуюся им излишней активность. Так создаются ситуации для возникновения  у ребят капризов и упрямства.

У ребенка  начинают развиваться  организаторские умения, которые  закрепляются в подготовительной к  школе группе. Дети-организаторы умеют  выбрать тему игры, привлечь товарища, сообща распределить роли и обязанности  с учетом возможностей и интересов  каждого. Организаторские умения развиваются  в непрерывной связи с формированием  таких качеств личности, как смелость, настойчивость, активность, самостоятельность, ответственность и целеустремленность. Но есть среди старших дошкольников дети малоактивные, отказывающиеся от поручений, не уверенные в себе, а  так же слишком решительные, энергичные, часто несдержанные. Воспитатель может использовать эти умения и недостатки, если подходить к этому умело, в патриотическом воспитании. В игровой деятельности эти дети чаще всего лидеры, в театральной деятельности хорошие актеры. Воспитатель может направить их хороший эмоциональный фон в положительном направлении.

По-иному происходит усвоение этических норм. Если дети  с отклонениями оценивают поступки героев только как плохие или хорошие, то  «нормальные» ребята способны к мотивированной оценке, более точной и тонкой дифференцировке поведения, например, персонажей литературных произведений. Дети улавливают разнообразие нравственных проявлений: можно по-разному порадовать, проявить заботу и т.д.

           Дошкольники (особенно это выражено  у детей седьмого года жизни)  проявляют интерес к явлениям  общественной жизни. Они постоянно  обращаются с вопросами к воспитателю,  родителям, стремясь утвердиться  в своих знаниях, пытаясь установить  взаимосвязь между фактами, событиями.  Вопросы свидетельствуют о большом  интересе детей к отдельным  фактам героического прошлого нашей Родины. Конечно. Все эти приобретения происходят при решающей роли целенаправленного воспитания и обучения в детском саду и благоприятных условиях семейного воспитания. Педагогам следует вдумчиво продолжить работу по формированию нравственных чувств, привычек поведения, к представлению детей в различных ситуациях повседневной, бытовой жизни и на занятиях. Возрастает роль примера педагога, других сотрудников детского сада, так как дети  могут уже достаточно критически анализировать формы поведения взрослых, их отношения, нередко сопоставляя с теми требованиями, которые взрослые предъявляют самим воспитанникам.

 В  дошкольном возрасте повышается воспитательно-образовательное значение занятий – ведущей формы организованного обучения детей дошкольников. На занятиях у детей могут наиболее успешно формироваться моральные представления о высоких человеческих качествах (трудолюбии, дружбе, коллективизме, доброте, справедливости, честности, скромности) и наиболее сложные представления о доступных детям пяти-семи лет явлениях общественной жизни. Знания, приобретаемые детьми, формирующиеся представления будут иметь нравственную направленность лишь при условии одновременного воздействия на чувства детей, т.е. когда процесс приобретения знаний сочетается с воспитанием положительного отношения к людям, к ценным явлениям окружающей действительности и формированию активной позиции нетерпимости ко всему плохому – к лжи, лени, эгоизму, безответственности, недисциплинированности и т.д.  Систему занятий нужно организовать так, что бы на примере высоких человеческих качеств легко усваивалось патриотическое воспитание дошкольников.

Особое внимание нужно  уделить сказке. Здесь воспитателю  можно использовать большое количество бесед, рассматривание иллюстраций, пересказ сказки по картинкам, дидактические  игры, настольные игры, включить детей  с отклонениями в игровую деятельность в качестве лидеров, использовать их творческий потенциал в театральной деятельности.

Сказка адресована живому творческому созидательному началу в человеке. Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных  образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным  для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные  вопросы бытия. Каждый открывал в  ней тот смысл, который был  наиболее созвучен мироощущению, который  мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок.

Сказки имеют ряд достоинств: они метафоричны, их понимает каждый человек, но каждый находит что-то свое; в них нет прямых поучений, и  в тоже время они передают общепринятые моральные ценности; в сказках  всегда есть место для тайны, волшебства и героизма.

         Занятия должны строиться с в доступной и интересной для детей форме. Для этого необходимо использовать: развивающие игры; этюды; упражнения; рассматривание рисунков и фотографий; рассказ педагога – психолога и рассказы детей; сочинение историй; чтение художественных произведений; беседы; моделирование и анализ заданных ситуаций; слушание музыки; рисование; мини – конкурсы, игры – соревнования и т.д.

Начинать и заканчивать  занятия необходимо с какой –  либо игры, упражнения для специфического настроя детей.

 Занятия необходимо  проводить в комфортной обстановке, желательно создать форму круга,  что, в свою очередь, создаст  ощущение целостности, облегчит  дальнейшее взаимопонимание и  взаимодействие детей. Обстановка  имеет большое значение для  восприятия рассказа. Эмоциональное  воздействие окружающей обстановки  должно соответствовать замыслу  и содержанию рассказа. Сказка  производит должное впечатление  только тогда, когда выполняется  профессионально. Неумелый, косноязычный  рассказчик не может рассчитывать  на успех. 

Сказка обязательно должна переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от нее сохранялись  как можно дольше. Нередко воспитательное значение сказки сильно снижается только из-за того, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению, например, к спортивному  соревнованию. Почти каждое занятие необходимо завершать созданием детьми какого – либо рисунка в своих заранее созданных индивидуальных альбомах.

Информация о работе Обобщение и педагогический опыт по патриотическому воспитанию детей с отклонениями в эмоционально- личностном развитии и поведении