Обобщение и педагогический опыт по патриотическому воспитанию детей с отклонениями в эмоционально- личностном развитии и поведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 04:05, курсовая работа

Описание работы

Цель изучение специальных форм и методов патриотического воспитания дошкольников с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении.
Задачи:
- представить анализ психолого-педагогической, методической литературы и периодической печати по проблеме исследования.
- рассмотреть формы и методы патриотического воспитания дошкольников.
-определить формы и методы патриотического воспитания дошкольников с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 99.95 Кб (Скачать файл)

Детский рисунок – станет итогом  работы на занятии, который  объединит в себе все развиваемые  во время занятий эмоции, впечатления, знания и умения. К каждому занятию  необходимо прилагать домашнее задание  для совместного выполнения его  ребёнком с родителями.

Система работы по патриотическому  воспитанию и эмоциональному развитию детей с отклонениями в эмоционально – личностном развитии должна включать несколько разделов, которые будут  направлены как на развитие эмоциональной  сферы, так и патриотического  сознания.

Только при подобном формировании структуры занятий сможет произойти  постепенное психологическое развитие ребёнка.

Пространство вокруг станет ребёнка расширяться: в него станут включатся другие люди (ровесники  и взрослые).

В результате занятий ребёнок  постепенно научится определять настроения, владеть своими чувствами. Затем  в мир ребёнка можно внести животных, которые по праву занимают одно из важных мест в жизни ребёнка-дошкольника, и постепенно подведут к самому сложному – пониманию своего места в  семье и своих взаимоотношений  с близкими, в своём осознании  себя как патриота своей Родины, своей культуры, языка, традиций и  т.д.

Широкими по тематике и ценными по глубине становятся этические беседы по поводу содержания художественных произведений; появляются новые возможности для комплексного использования словесных, наглядных и практических методов нравственного воспитания (дети больше умеют, понимают, знают). Повышаются  и требования воспитателей к нравственно ценным взаимоотношениям детей в процессе занятий.

Вывод по первой главе.

Патриотизм – важнейшее  нравственное качество гражданина любой  страны. Сущность патриотизма –  в глубокой и осознанной любви  к Родине, преданности ей, в чувстве  гордости за ее успехи и достижения, в активном стремлении сделать ее еще могущественней и краше. Чувство  любви к Отчизне формируется  у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений  об общественной жизни страны, ее наследии, труде людей, природе. Это сложное  чувство вырастает из любви к  близким людям, к родному краю. Любовь детей к Родине носит ярко выраженный характер, их захватывает, прежде всего то, что действует на их чувства, в чем огромную роль играют беседы, выставки, экскурсии, используемые педагогом в ходе воспитания.

Нужно отметить, что дети с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении обладают теми же чувствами и эмоциями, что и дети без отклонений. Где – то они могут проявить даже больше эмоциональности и чувств. Они так  же научаемы, и у них также формируется чувство патриотизма при правильно организованной работе.

            Анализ литературы показал, что начинать формирование представлений о Родине нужно с близкого, знакомого детям, с того, что их окружает. Затем, используя метод сопоставления, начинать формировать представления о далеком. Сравнение является отправной точкой формирования представлений и углубления чувств.

Авторы фиксируют внимание на том, что необходимо учесть наиболее ценное для формирования правильного эмоционально-положительного отношения к окружающему и опереться на него в воспитательном процессе. Вывод о том, что знания о родном городе, крае, стране, её истории, культуре, труде людей, её населяющих, является важнейшим условие воспитания патриотических чувств, содержится в экспериментальных исследованиях Л.Я. Беляевой, И.Ч. Красовской, К.В. Назаренко, Л.Е. Никоновой, Э.К. Сусловой и др.

Произведения устного  народного творчества не только формируют  любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Суть патриотического  воспитания состоит в том, чтобы  посеять и вырастить в душе семена любви к родной природе, к  родному дому и семье, к истории  и культуре страны, созданной трудами  родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей  родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, потому и верный способ патриотического  воспитания, воспитания чувства любви  к Отечеству.

Для воспитания патриотических чувств у ребенка используется большое количество форм и методов воспитания – это игровая деятельность, театральная деятельность, изобразительная деятельность, экскурсии, беседы, дидактические игры, настольные игры и т.д. Задача воспитателя состоит в том, чтобы дети с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении были активно вовлечены в процесс формирования патриотических чувств. Своей эмоциональностью, активностью они помогут воспитателю. Главное – их направить в нужное русло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Обобщение  и педагогический опыт по патриотическому  воспитанию детей с отклонениями в эмоционально- личностном развитии и поведении

2.1 Обобщение опыта  МДОУ «Детский сад №4 общеразвивающего вида г. Волгореченск Костромской области

 

                    МДОУ «Детский сад № 4» работает по программе «Детство» уже несколько лет. Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является воспитание нравственных качеств маленького человека, а патриотическое воспитание- часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле- здоровый дух», вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания.

             Программа предусматривает распределение  работы по патриотическому воспитанию  по трем блокам:

1 блок- «Моя семья»

2 блок- «Родной город»

3 блок- «Родная страна»

            Каждая из тем повторяется  в возрастных группах, изменяются  только содержание, объем познавательного  материала, сложность и длительность  изучения. Это длительное, систематическое  и целенаправленное воздействие  на ребенка, так как воспитание  патриотических чувств не ограничивается  временными отрезками, они не  могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.

1 блок- «Моя семья».

        Значение  семьи в государственной политике  России можно определить по  последним строчкам завещания  императора Александра 111 своему  сыну Никола «Укрепляй семью,  потому что она основа всякого  государства». Чувство Родины начинается  у ребенка с отношения к  семье, к самым близким людям-  к матери, к отцу, бабушке, дедушке.  Семейное изучение своей родословной  поможет детям начать осмысление  важных моментов:

- корни каждого- в истории  и традициях семьи

- семья- ячейка общество, хранительница национальных традиций

- счастье семьи- счастье  и благополучие народа

К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому уживается  с безразличием к судьбе страны. Вот почему так важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.

2 блок-  «Родной город».

            Знакомство начинается с детским  садом, с улицей, по которой  идешь в детский сад, городом.  Важно показать ребенку, что  родной город славен своей  историей, традициями, памятниками,  лучшими людьми. Продолжением работы  будет знакомство с родным  краем, другими городами Костромской  области, России. Город- частица  Родины. Зарождаясь из любви к  своей «малой Родине», патриотические  чувства, пройдя целый ряд этапов  на пути к своей зрелости, поднимаются  до осознанной любви к своему  Отечеству

3 блок- «Родная страна»

             Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание  любви к своему отечеству должно  сочетаться с формированием доброжелательного  отношения к другим народам,  соблюдением традиций.

Систему работы можно представить  следующим образом:

семья→детский сад→родная улица→ родной город→родная страна.

               Патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живет. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д.С.Лихачева : «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле».

Особенностью Программы  является разработка и реализация в  работе с детьми образовательных  проектов, приуроченных к памятным датам: 

Семейный альбом. Родной город. Древо моей семьи. Бабушка рядышком с дедушкой.Жить- Родине служить. Наши деды надевают ордена. Сказки из бабушкиного сундука.Кто на Волге живет. С них берем пример (почетные люди города).

  В программах, по которым работает коллектив детского сада определены вопросы по воспитанию в ребенке с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной природе, семье, дому, городу, Родине. Часто они формулируются одной фразой, не говорится о средствах и методах решения этих задач.

 Методической литературы по данному вопросу выходит достаточно много, в каждой освещаются лишь отдельные стороны нравственно- патриотического воспитания и нет стройной системы, отражающей полноту данного вопроса. Это объясняется тем. что чувство патриотизма по содержанию многогранно- это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранять и приумножать богатства страны, преданность своему отечеству, сохранение культурной самобытности.

 Особенности дошкольного возраста- эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышаны рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть.

2.2Организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного  возраста с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении

Для проведения экспериментального исследования была взята группа из 12 человек детского сада «Метелица» г. Новый Уренгой. Нужно отметить, что были взяты 6 человек с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении . Вместе с психологом автор разработал систему занятий и провел  первичную и повторную диагностику.

           Для того, чтобы сделать вывод о развитии представлений о Родине у детей с отклонениями и без отклонений автор работы опирался на следующие критерии:

1.Знание достопримечательностей  родного города.

Высокий уровень: ребенок  может назвать значимые места  и объекты города, историю открытия. Владеет речью-доказательством, верно обозначает значимость каждого вида труда. Проявляет жизненный интерес к рассказу воспитателя.

Средний уровень: испытывает затруднения при слушании рассказов  педагога. Нуждается в дополнительном пояснении  педагога.

Низкий уровень: ребенок  пассивен при обсуждении достопримечательностей. Эмоциональный отклик на рассказанное выражен слабо.

2. Знание традиций и  промыслов. 

Высокий уровень: ребенок  знает промыслы и ремесла (было названо 4 промысла и ремесла: пошив национальной одежды, обуви народов, художественная обработка кости, художественная обработка обуви). Знает из чего шьют одежду коренные жители. У ребенка целостные представления об укладе жизни коренных народов.

Средний уровень: их предложенного  ряда называет 2 ремесла, отрывочные сведения о коренных жителях Ямала, об укладе жизни. Аргументирует свои суждения, может вести диалог с помощью  наводящих вопросов.

Низкий уровень: ребенок  называет отдельные предметы быта, но не знает их назначения, называет отдельные ремесла, но не обосновывает значимость трудовых действий. Отсутствуют  знания об укладе жизни коренных жителей. Затрудняется вести диалог даже с помощью вопросов воспитателя.

3.Знание символики и  столицы России.

Высокий уровень: ребенок  может рассказать о гербе, флаге, гимне и столице России, знает  название других городов.

Средний уровень: ребенок  затрудняется в рассказе о символике  России, но знает города.

Низкий уровень: ребенок  не знает названий городов, символики, имеет неверные представления о  них.

Таким образом, на первой этапе исследования было выявлено 60% детей, контрольной группы ( дети без отклонений), имеющих средний уровень развития представлений о Родине, 15%-высокий уровень, и у 25% был выявлен низкий уровень формирования представлений о Родине. Нужно отметить, что это показатели детей без отклонений в эмоционально-личностном развитии и поведении. Была проведена диагностика детей с отклонениями. То есть средний показатель имеют 50%детей из экспериментальной группы (дети с отклонениями),40% имели низкий уровень, и только 10% имели высокий уровень.

Для формирования представлений  о России, о малой Родине была проведена следующая работа. Система занятий была разработана с учетом эмоциональных особенностях детей с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении.

Информация о работе Обобщение и педагогический опыт по патриотическому воспитанию детей с отклонениями в эмоционально- личностном развитии и поведении