Обучение детей счету посредством игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

В дошкольном возрасте ребенок впервые открывает для себя мир. Существенное значение для развития детей имеет обучение математическим знаниям и умениям, овладение которыми является условием формирования умственных действий, необходимых для познания окружающего мира и решения практических задач.
Исходя из выше сказанного, возникает проблема исследования: каковы педагогические условия успешной организации дидактических игр как средства развития счетной деятельности детей пятого года жизни. Решение данной проблемы является целью исследования.

Содержание работы

Введение. ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр
при формировании представлений о числе и счете у детей
дошкольного возраста…………………………………………………………5
1.1. Сущность дидактической игры и ее значения для воспитания и обучения детей дошкольного возраста..5
1.2.Дидактическая игра как средство обучения дошкольников счету. …
1.3. Руководство дидактической игрой в процессе обучения дошкольников счету……35
Глава2.Содержание и методика обучения счету детей 5-го года жизни посредством дидактических игр 40
2.1. Изучение счетных умений у детей. ……………………………………..40
2.2. Формирование счетных умений в процессе дидактических игр...........43
2.3. Выявление эффективности использования дидактических игр для развития представлений о счете у детей 5-го года жизни……………………………………………………………………………..51
Заключение………………………………………………………………………53
Список литературы……………………………………………………………..54

Файлы: 1 файл

Копия курсовая- ХЕН-правка.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ СПО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №15

 

ПРЕДМЕТНАЯ КОМИССИЯ

ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Обучение детей счету  посредством игры

 

 

Хен Ольги Викторовны

Специальность 050704

Дошкольное  образование

Курс III, Группа 3-303

Предмет: методика математического развития

Научный руководитель:

Павлова Л.И., к.п.н.

_____________________________

(подпись руководителя)

 

 

Отметка______________________

 


Москва  2012

 

 

 

 

Содержание

 

Введение.  ………………………………………………………………………3                                                                                                    

 

 

Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр  
при формировании представлений о числе и счете у детей  
дошкольного возраста…………………………………………………………5

 

1.1. Сущность дидактической игры и ее значения для воспитания и обучения детей дошкольного возраста..…………………………………………………..5

1.2.Дидактическая игра как средство обучения  
дошкольников счету. ……..………………………………………………………

1.3. Руководство дидактической игрой в процессе обучения  
дошкольников счету…………………………….………………………………35

 

 

Глава2.Содержание и методика обучения счету детей 5-го года жизни посредством дидактических игр …………………………………………..40

 

2.1. Изучение счетных умений у детей. ……………………………………..40

2.2. Формирование счетных умений в процессе дидактических игр...........43

2.3. Выявление эффективности использования дидактических игр для развития представлений о счете у детей 5-го года жизни……………………………………………………………………………..51

 

Заключение………………………………………………………………………53

Список литературы……………………………………………………………..54

ВВЕДЕНИЕ

В дошкольном возрасте ребенок впервые открывает для  себя мир. Существенное значение для  развития детей имеет обучение математическим знаниям и умениям, овладение  которыми является условием формирования умственных действий, необходимых для познания окружающего мира и решения практических задач.

Важное  место в формировании математических представлений у детей дошкольного  возраста занимает овладение счетом. В современных психологических  и педагогических исследованиях, посвященных формированию счетной деятельности дошкольников, показано, что обучение детей должно опираться на чувственно-предметную деятельность, в процессе которой дошкольникам раскрывается значение счета и обеспечивается осознанное усвоение математики (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, A.M. Леушина и др.).

Исследования  отечественных педагогов и психологов установили, что при определенной  организации педагогического процесса и активной деятельности детей, интерес  к познанию объектов и явлений окружающей действительности и возможности усвоения обобщенных знаний значительно повышаются. (Л.С. Выготский , В.В. Давыдов, А.В. Запорожец , A.M. Леушина, Д.Б. Эльконин  и др.)

Одной из таких  форм и методов активизации познания окружающей действительности является дидактическая игра, которая с успехом используется в обучении дошкольников. Так, по мнению многих ученых и практиков, такой раздел знаний как «Развитие элементарных математических представлений» будет осуществляться эффективнее, если  в обучении используется игровой элемент, особенно дидактическая игра. .Дидактическая игра является одним из способов формирования и счетной деятельности детей дошкольного возраста. Она является универсальным средством знакомства детей с понятиями числа и счета, сложения и вычитания.

Многие исследователи, понимая большое значение и влияние  игр на процесс усвоения детьми дошкольного  возраста разнообразных знаний и  умений, широко использовали их в работе с детьми.

Проблема использования  дидактической игры в обучении дошкольников математике довольно широко освещена в отечественной литературе, к ней обращались такие авторы как: Ф.Н. Блехер, 3.М. Богуславская, Л.А. Венгер, Т.И. Ерофеева, A.M. Леушина,  А.И. Сорокина, А.А. Смоленцева, Л.И. Сысуева,  Е.И. Тихеева, Е.И. Удальцова и многие другие. В этих исследованиях выявлена взаимосвязь обучения и игры, определена структура игрового процесса, основные формы и методы руководства математическими дидактическими играми. Однако вопрос определения педагогических условий формирования счетных умений у детей среднего  дошкольного возраста с использованием дидактических игр изучен недостаточно.

Изучение счетной  деятельности у детей дошкольного  возраста показало, что  ее развитие, осуществляемое только на занятиях, без  переноса получаемых знаний в детскую деятельность, в игру, является недостаточным для полноценного математического развития дошкольников. Срез развития счетной деятельности у детей   пятого года жизни в ходе констатирующего эксперимента выявил, что большинство обследованных детей находятся на среднем и низком уровне.

Исходя из выше сказанного, возникает проблема исследования: каковы педагогические условия успешной организации дидактических игр как средства развития счетной деятельности детей пятого года жизни. Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования – процесс формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс формирования навыков счетной деятельности у детей пятого года жизни с помощью дидактической игры.

Гипотеза  исследования - предполагаем, что использование дидактической игры в обучении детей счетной деятельности будет способствовать лучшему овладению счетом детьми 5-го года жизни.

Задачи исследования:

  • изучить теоретические основы счетной деятельности у детей 
    дошкольного возраста;
  • изучить особенности счетной деятельности у детей пятого 
    года жизни;
  • в экспериментальной работе выявить  эффективность  использования дидактических  игр  в  обучении счету детей пятого года жизни.

Методы   исследования  -  изучение   и   анализ  литературных источников     по проблеме     исследования,      наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЧЕТЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Дидактическая игра — игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.

Можно дать еще одно определение.

Дидактическая игра — это один из основных методов воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Дидактическими мы называем игры и занятия, связанные с определенной дидактической целью и требующие соответствующего дидактического материала.

Каждая дидактическая игра предусматривает одновременно развитие нескольких сил и способностей: восприятия (развитие внешних чувств), речи, внимания, воли и т.д. Так, игра может предусматривать интересы развития главным образом языка или числовых представлений и т.д.

Дидактическая игра своей задачей обучает ребенка чему-то новому или закрепляет имеющиеся у него те или иные знания, навыки или ориентировки в окружающей действительности. Определяющее значение имеет поэтому содержание игры.

Содержание и является основным критерием, который следует положить в основу классификации этих игр. Дидактические игры по содержанию бывают различны.

Содержание дидактической игры определяется программными задачами и связано с содержанием занятий и наблюдений в повседневной жизни. Первоначальное знакомство ребенка с предметами и их свойствами происходит в реальной жизни. В дидактических играх эти знания закрепляются, а представления уточняются; дети осваивают различные способы действий, например по обследованию предмета, по группировке предметов по заданному признаку ит.д.

Эти игры преследуют четкие и совершенно определенные задачи: знакомство детей с доступными для них числами натурального ряда и действиями над ними; различение, сравнение и соотношение предметов по их величине; точное обозначение признаков величины; распознавание и точные названия простых геометрических форм, нахождение их в предметах окружающего мира; ориентировка в пространстве и во времени.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализу и синтез у; делает обобщения.

В дидактических играх представляется возможным развивать у детей произвольность таких психических функций как внимание и память.

В дидактической игре познавательный элемент должен сочетаться с занимательностью. Наибольшая трудность в создании дидактических игр и их практическом проведении с детьми и заключается в умелом сочетании двух элементов — познавательного и игрового.

Какие элементы игры необходимо сохранить для того, чтобы игра оставалась игрой. К этим элементам относятся:

Элемент ожидания и неожиданности — появление, исчезновение, поиски и нахождение, не предусмотренное повторение действий в игре и др. Элемент неожиданности, положенный в основу многих народных подвижных игр, имеет место и в дидактической игре. Дети выполняют разнообразные поручения.

Элемент загадки интригует детей, стимулирует их творческую фантазию, мобилизует детский опыт.

Элемент движения маленькие дети испытывают ограниченную потребность в движениях; движения доставляют детям большую радость. Опереться в дидактической игре на двигательную активность ребенка очень важно.

Элемент сравнения используется по преимуществу в играх старших детей, обычно на хорошо знакомом материале.

Характерным условием для игры является активное участие всех играющих детей. Если в игре ребенку долго приходится дожидаться «очереди» для проявления своей активности, то такая игра скоро наскучит ему. В дидактической игре, когда не все дети одновременно действуют, большое значение приобретает число участников. Дидактическая игра должна сохранить добровольный для ребенка характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Сущность дидактической игры и ее значения для воспитания и обучения детей дошкольного возраста

 

 

Игра — основная деятельность детей. Дети — творцы настоящего и будущего. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по — иному, чем взрослыми: ребенок «новичок», все для него полно новизны, значения; ребенок в игре делает «открытия» того, что давно известно взрослому.

Дидактическая игра является одной из форм обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки ее в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, в играх «Ладушки», «Сорока — белобока», в играх с пальчиками мать привлекает внимание ребенка к окружающим предметам, называет их.

К.Д. Ушинский высоко ценил игры, любовно создаваемые народом для детей. Он указывал на то, что игры, материнские припевки, потешки, прибаутки, маленькие сказочки содержат доступные формы обучения, они близки детям по содержанию, по игровым действиям, образам.

А.П. Усова, отмечая воспитательное влияние игр, писала: «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы»[22, с.33]. Также она отмечала: «В народных играх нет и тени педагогической навязчивости, и вместе с тем все они вполне педагогичны» [22, с.43.] так Усова высоко оценивала игры, созданные народной педагогикой.

Народная педагогика талантливо решала вопрос о связи обучения с игрой и внесла известный вклад в понимание особенностей обучающей игры. Традиции ее вошли в научную разработку вопроса о дидактических играх, в практику работы с детьми.

К.Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей всего развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями учения первых четырех — пяти лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры» [23, c.216.] Далее он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающими.

Известный педагог Е.И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомления детей с предметами, явлениями окружающей жизни. [20].

    Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А.П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность» [16, c.170]

Информация о работе Обучение детей счету посредством игры