Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа
В дошкольном возрасте ребенок впервые открывает для себя мир. Существенное значение для развития детей имеет обучение математическим знаниям и умениям, овладение которыми является условием формирования умственных действий, необходимых для познания окружающего мира и решения практических задач.
Исходя из выше сказанного, возникает проблема исследования: каковы педагогические условия успешной организации дидактических игр как средства развития счетной деятельности детей пятого года жизни. Решение данной проблемы является целью исследования.
Введение. ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр
при формировании представлений о числе и счете у детей
дошкольного возраста…………………………………………………………5
1.1. Сущность дидактической игры и ее значения для воспитания и обучения детей дошкольного возраста..5
1.2.Дидактическая игра как средство обучения дошкольников счету. …
1.3. Руководство дидактической игрой в процессе обучения дошкольников счету……35
Глава2.Содержание и методика обучения счету детей 5-го года жизни посредством дидактических игр 40
2.1. Изучение счетных умений у детей. ……………………………………..40
2.2. Формирование счетных умений в процессе дидактических игр...........43
2.3. Выявление эффективности использования дидактических игр для развития представлений о счете у детей 5-го года жизни……………………………………………………………………………..51
Заключение………………………………………………………………………53
Список литературы……………………………………………………………..54
Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка). Целенаправленное взаимодействие воспитателя на поведение ребенка является важным условием для достижения всеми детьми определенного уровня овладения математическими знаниями, обеспечивающими подготовку их к учебной деятельности в школе. С этой целью воспитателю необходимо:
удивляться догадкам детей, их сообразительности, поддерживая атмосферу доброжелательности, творчества, создавая специальные ситуации для застенчивых и неуверенных в себе детей. [18]
Переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений, а затем к операциям с числами. Пути реализации этого принципа следующие:
постепенное повышение уровня трудности задач, решения которых требует сравнения, рассуждения и обобщения знаний. [9,10].
Итак, при проведении дидактических игр воспитатель должен руководствоваться указанными выше принципами, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. В разных детских садах игры могут быть различными по тематике и содержанию, но принципы их организации остаются теми же. Так, если детский сад находится на территории совхоза и дети постоянно наблюдают работу животноводов, полеводов, то, безусловно, быт и труд людей этих профессий послужит поводом для подражания им в игре. В городских условиях содержанием детских игр может стать труд строителей, кондитеров, рабочих и т.д. Но, несмотря на специфику местных условий, в любом случае игра должна быть организована так, чтобы в ней возникла объективна необходимость в практическом применении математических знаний.
Педагогу, организующему игры, следует хорошо знать и свободно ориентироваться в методах и приемах руководства этими играми.
Игры детей от 3-х до 4-х лет: При организации дидактических игр, воспитателю необходимо хорошо знать возрастные особенности детей: ребенок в этом возрасте становиться активнее, его действия сложнее и многообразнее, возрастает стремление утвердиться: «Я сам!» Но внимание ребенка пока еще неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует то него большей, чем в других играх, устойчивости, внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребенка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т.е. использование дидактических игр, повышающих интерес ребенка к знаниям, и, прежде всего, дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.
Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребенка.
Занимательность игры возрастает, если в неё включаются элементы загадочности. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержании вносится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
Для детей четвертого года жизни характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель должен подбирать такой дидактический материал, который все дети могли обследовать и активно действовать им.
Речь воспитателя должна быть эмоциональной, четкой и в то же время спокойной. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя.
При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. При объяснении правил воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного ребенка, то на другого, чтобы каждому из детей казалось, что это ему рассказывают об игре.
Чтобы игра проходила успешнее, воспитатель должен подготовить детей к игре: обязательно до игры ознакомить детей с предметами, которые будут использованы, с их свойствами, изображениями на картинках.
Подводя итоги игры с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отличает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указать конкретно что), убрали на место игрушки.
Игры детей от 4-х до 5-ти лет: для детей этого возраста характерны большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов преднамеренного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. В этом возрасте увеличивается запас слов, развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.
Исходя их возрастных особенностей детей, воспитатель отбирает дидактические игры, способствующие развитию личности ребенка.
Интересны игры, активизирующие движения, сочетающиеся с решением умственных задач. Дидактические игры в сочетании с движениями хорошо проводить со всей группой.
Роль воспитателя в организации игры детей средней группы меняется, хотя и здесь он продолжает наблюдать за ней и сам включается в игру. Все чаще роль ведущего поручается детям, правила игры теперь объясняются до её начала. Дети запоминают правила, если они даются четко, понятно, эмоционально, как и в младшей группе.
В процессе игры воспитатель должен внимательно следить за её ходом, поведением детей, выявлять индивидуальные особенности детей, что позволяет ему планировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности.
При подведении итогов игры акцентируется внимание детей на их успехах, если даже они были у кого-то и незначительными. Например, у одного ребенка следует отметить быстроту решения задания, у другого – старательность, настойчивость, у третьего – желание играть вместе с товарищами, договариваться, что будут вместе делать.
Анализ проведенной игры помогает воспитателю продумать усложнение её содержания за счет включения новых правил игры, использование новых материалов.
Руководя играми детей, воспитатель в этой группе использует разнообразные их виды, направленные на дальнейшее развитие сенсорных способностей детей, знаний о природе и предметах окружающего мира, психических процессов, восприятия ощущений, мышления, речи, памяти, воли. У детей постепенно накапливаются качества отвлеченного, логического мышления. И этому во многом помогают используемые на протяжении всего учебного года дидактические игры.
Игры детей
от 5 до 6 лет: Воспитатель, руководя играми
детей старшей группы должен учитывать
их возрастные возможности. В этом возрасте
детям свойственны
С расширением объема знаний меняется и характер умственной деятельности детей. Возникают новые формы мышления. В основе выполнения ребенком умственной работы – понимание, процесс, который строиться на анализе и синтезе. С развитием мышления анализ становиться все более детальным, и синтез все более обобщенным и точным. Дети способны понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины наблюдаемых явлений, их особенности. Главным в умственной деятельности становиться стремление узнать новое: приобрести новые знания, новые способности умственных действий.
При отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий, чтобы при их выполнении дети проявляли усилия ума и воли. Отбирая предметы, материал для игр, воспитатель также должен учитывать изменение в мыслительных процессах детей, поэтому основные признаки различия предметов для игр менее заметны, иногда скрыты за внешней их сложностью и, наоборот, за внешними различиями предметов необходимо бывает обнаружить их сходство.
В играх детей важное место занимают мотивы соревнования, или предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении ее задач. [14]
При проведении самой игры роль воспитателя тоже меняется. Но и здесь он четко, эмоционально знакомит детей с новой игрой, ее содержанием, правилами и условиями и действиями, уточняет их понимание играющими, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько ее правила усвоены. Затем предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.
Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя. Иногда ин может ограничиться лишь объяснением правил игры до ее начала. Дети старшей группы могут действовать самостоятельно без участия воспитателя. Это относиться, в частности, ко многим настольно-печатным играм.
В играх детей старшей группы правила становятся сложнее, их больше и по количеству. Поэтому воспитатель, прежде чем предложить детям игру, должен сам хорошо усвоить эти правила, последовательность игровых действий. [16]
Очень важно самому воспитателю проанализировать игру: удачно ли подобрана, есть ли у детей необходимые знания, представления умения играть в нее, все ли было предусмотрено в организации обстановки и, самое главное, достаточно ли были активны в игре все дети, какие нравственные качества сформировались; например, радость не только от своих успехов, но и от удачных действий товарищей, умение подчинить свое поведение правилам игры, желание общаться со сверстниками.
В конце игры воспитатель должен обязательно оценить как правильные решения детьми игровых задач, так и их нравственные поступки, поведение, отметить успехи, поддержать тех, у кого сто-то не получилось.
Организация дидактических игр детей старшей группы требует от воспитателя большой, продуманной работы и в процессе подготовки к их поведению: обогащение детей соответствующими знаниям, подбор материалов, а иногда и его изготовление вместе с детьми, организации обстановки для игры, и в процессе проведения самой игры, где нужно четко определить свою роль от ее начала и до конца.
Дети шестого года жизни готовятся к школьному обучению. От того, как они будут подготовлены к школе, зависит их успешное усвоение знаний. Поэтому воспитатель при проведении дидактических игр особое внимание должен обращать на четкое, обязательное выполнение детьми правил игры и поведения в процессе игровой деятельности: организованности, дисциплинированности, дружелюбия, уважения товарищей по игре, старших. Все эти качества крайне необходимы будущему школьнику. [14]
Игры детей от 6 до 7 лет: Особенностями умственного развития детей седьмого года жизни является их возросшие способности к более углубленному анализу и синтезу: умения выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключения.
В обучении и воспитании шестилетних детей игровой метод все еще имеет большое значение. Об этом свидетельствуют и многолетний опыт работы с шестилетними детьми, описанный Ш.А. Амонашвили в его интересной книге «Здравствуйте дети!», и научные исследования в этой области.
Руководя дидактическими играми детей шести лет, воспитатель опирается на их возрастные особенности. Чаще отбирают игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, в которых развиваются математические представления, способность к слуховому анализу устной речи, сообразительность, выдержка, воля.
Роль ведущего в играх детей 6-7 лет чаще поручается кому-либо из участвующих, они более самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. Воспитатель следит за играющими, выступает в случае надобности в качестве советчика, справедливого судьи во время самостоятельной игровой деятельности детей.
Как игровой метод обучения дидактическая игра используется на всех занятиях для усвоения определенных способов умственных действий, систематизации, уточнения знаний детей. Инициатива в выборе и в проведении игры принадлежит самому воспитателю. Содержание игры и ее правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий. [19]
Принципы отбора игр: доступность правил, материала, возможность варьирования заданий, эмоциональное воздействие на детей.
При анализе проведенной игры воспитатель в большей мере отличает нравственное поведение детей: способность прийти на выручку, не хвастаться своими успехами, быть терпеливым, не перебивать своего товарища, подождать, пока он соберется с мыслями. Все это очень важно для формирования правильного поведения детей на уроке в школе.