Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа
В дошкольном возрасте ребенок впервые открывает для себя мир. Существенное значение для развития детей имеет обучение математическим знаниям и умениям, овладение которыми является условием формирования умственных действий, необходимых для познания окружающего мира и решения практических задач.
Исходя из выше сказанного, возникает проблема исследования: каковы педагогические условия успешной организации дидактических игр как средства развития счетной деятельности детей пятого года жизни. Решение данной проблемы является целью исследования.
Введение. ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр
при формировании представлений о числе и счете у детей
дошкольного возраста…………………………………………………………5
1.1. Сущность дидактической игры и ее значения для воспитания и обучения детей дошкольного возраста..5
1.2.Дидактическая игра как средство обучения дошкольников счету. …
1.3. Руководство дидактической игрой в процессе обучения дошкольников счету……35
Глава2.Содержание и методика обучения счету детей 5-го года жизни посредством дидактических игр 40
2.1. Изучение счетных умений у детей. ……………………………………..40
2.2. Формирование счетных умений в процессе дидактических игр...........43
2.3. Выявление эффективности использования дидактических игр для развития представлений о счете у детей 5-го года жизни……………………………………………………………………………..51
Заключение………………………………………………………………………53
Список литературы……………………………………………………………..54
В подготовительной группе, материал для многих игр воспитатель может изготавливать вместе с детьми. Эта работа важна сама по себе, т.к. с ее помощью воспитывают у детей трудолюбие, развивают навыки ручного труда, а главное, формируют чувство ответственности за порученное дело.
Через усвоение игровых правил, а, следовательно, с помощью дидактической игры воспитатель подводит детей к серьезному отношению к правилам и в других видах деятельности: в творческой игре, в труде, на занятиях. Нельзя не выполнять правила – это усваивают дети на протяжении всего своего детства. И усвоению этого в большей степени способствуют дидактические игры.
Воспитатель должен
продумывать связь
Воспитатель должен активно руководить дидактической игрой. В этой возрастной группе игра шире используется как средство формирования детского общения, закрепления норм и правил поведения не только в игре, но и вне ее, как средство воспитания у детей интереса к явлениям окружающей жизни. [19]
Дидактическая
игра содержит в себе большие возможности
в обучении и воспитании дошкольников.
Она может успешно
1.3. Руководство дидактической игрой в процессе обучения дошкольников счету
Обучение на занятиях — одна из основных форм прямой передачи знаний в определенной системе и последовательности, важное звено умственного воспитания в детском саду. Дидактическая игра, организованная воспитателем после занятий, дает ребенку возможность практически использовать, закреплять и уточнять полученные на занятиях представления. Например, если на 3-4 занятиях дети старшей группы знакомятся с порядковыми числительными, то и основной целью дидактической игры «Зоопарк», организованной в след за занятиями, будет практическое использование порядковых числительных в пределах 10. Таким образом обеспечивается между содержанием занятий по математике и последующей игрой. [16]
Дидактические игры под контролем педагога целесообразно проводить 2-3 раза в неделю, в свободное от занятий время. Самостоятельно в эти игры могут играть и в другие дни.
Руководство любой игрой в том числе и дидактической, требует большого педагогического мастерства и такта. Руководящая роль воспитателя в играх, включающих счет и измерение, обусловлена самой спецификой этих игр.
Особенности, которые характерны для игры, в содержании которых отражаются количественные отношения предметов реального мира. Это, во- первых, наличие разнообразных сюжетов и ролей, наполненных математическим содержанием. Во-вторых, математические знания, усвоенные на занятиях, естественно включаются в игры как правила выполнения детьми той или иной роли. Воспитатель, берет на себя определенную игровую роль, помогает детям использовать счет и измерение и контролирует правильность их выполнения. В-третьих, в дидактических играх развивается умение применять полученные на занятиях математические знания в новых условиях, с разными объектами. В-четвертых, игры этого вида носят коллективных характер. [16]
С необыкновенной заинтересованностью дети 5-6 лет воспринимают дидактические игры. В играх дети обычно отображают то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Чтобы развернуть содержательные и разнообразные по тематике дидактические игры воспитателю необходимо продумать систему работы, которая помогла бы создать у детей определенное конкретное представление о наблюдаемом явлении окружающей жизни. С этой целью следует широко использовать разнообразные методы и приемы руководства игрой, разработанные учеными — М.В. Менджерицкой Р.И. Жуковской, В.И. Чудаковой и др. Используя экскурсии, занятия, беседы и т.д. воспитатель стремится раскрыть содержание труда взрослых с различных сторон, обогатить их яркими впечатлениями об окружающем. [6, 21]
Положительные эмоции, впечатления являются основой содержательных игр. Однако, проводя работу по ознакомлению с окружающим, воспитатель должен показать ребенку каждодневный труд людей, включая в него и математическое содержание. Обращая внимание на профессии, в которых счет и измерение выполняют одну из ведущих функций, воспитатель в доступной форме объясняет производственную необходимость этих операций и зависимость результатов деятельности взрослых от качества их выполнения.
Например, в дидактической игре «Бензозаправочная станция», в которой дети 6 лет определяют предыдущее и последующее числа и упражняются в их нахождении в пределах 10.
Дети узнают, что шоферы перевозят большое количество пассажиров, доставляют различные грузы в города и села нашей большой страны. Расширяя представления детей о труде транспортников, об общественной значимости их деятельности, воспитатель напоминает, что и здесь находят отражение количественные отношения. Ребята узнают, что разным машинам требуется разное количество бензина, что оператор отпускает столько литров бензина, сколько указано в талоне, стрелка на бензоколонке останавливается на цифре, соответствующей названному количеству и т.д.
Во всех возрастных группах детского сада широко распространены игры в «Магазин», «Детский сад» ит.д. Как можно включить счетные действия в эти бытовые игры? На первый взгляд может показаться, что сделать это просто, поскольку выполнение ролей продавца, кассира, воспитателя, няни и других сотрудников магазина или детского сада предполагает обязательное использование счета. Так, кассир должен пересчитать деньги, продавец — товар, воспитатель или няня — детей (кукол), предметы, необходимые для работы с ними и т.д. В роде бы нет необходимости в проведении подготовительной работы для развертывания дидактической игры и стоит ребенку только взять соответствующую роль, как он сразу будет свободно пользоваться счетом. Но, как показывает практика, в эти игры дети самостоятельно счетные действия не включают. Вероятно, потому, что вся предварительная работа по знакомству детей с трудом людей этих профессий не раскрыла им сути действий взрослого с числом и счетом. Содержание ролей, таким образом, освоено ими без счетных действий. Например, в игре «Детский сад» играющие, расставляя тарелки, ложки, чашки и т.п., не считали их, а устанавливали между ними соответствие чисто практическим путем: ставили приборы перед куклой, т.е. у детей срабатывал ранее сложившийся практический опыт сопоставления предметов. Когда такому ребенку объясняли необходимость подсчитать, сколько детей (кукол) сидит за данным столом, чтобы определить количество ложек, чашек, тарелок, он начинал пользоваться счетом. Но, действуя дальше по роли, он снова возвращался к прежнему способу установления равно численности—к их поштучному соотнесению. [17]
Значит, для того чтобы развернуть дидактические игры, в которых дети стали бы использовать счет и измерение, необходимо наполнить «старые», бытующие игры новым содержанием. Решение этой задачи заключается в ином подходе к ознакомлению с уже известными детям трудом взрослых, вне обходимости показать, что качество и результат их деятельности зависят от применения счета и измерения. А для этого требуется создать такие игровые ситуации и условия, в которых бы возникло осознание практической необходимости в математических действиях. [16]
Существенное значение для организации и проведения сюжетно-дидактических игр имеет подготовка игрового материала. Воспитатель должен заранее подумать, какой материал нужен для реализации задуманного содержания и как привлечь детей к его изготовлению.
В играх следует широко использовать разнообразный дидактический материал и подбирать его таким образом, чтобы облегчить ребенку переход от применения более конкретных его форм к более абстрактным, т.е. в играх должны использоваться в начале реальные предметы, затем их заменители (например, в игре «Магазин» на чеках рисуют 8 палочек или кружков, обозначающих 8 яблок ит.д.), потом числовые фигуры и, наконец, карточки с цифрами.
Когда сюжетная линия подготовлена, а также подобран материал, то игра может возникнуть как по предложению воспитателя, так и по желанию самих детей.
В сюжетно — дидактической игре одновременно могут быть заняты от 6-8 до 12-14 детей. Воспитатель, принимая в ней непосредственное участие, в то же время должен держать в поле зрения и остальных детей группы. Это довольно сложно. Поэтому, организуя новые игры с группой детей, необходимо остальных занимать хорошо знакомыми играми («Семья», «Пароход» и др.). Это позволит воспитателю принимать участие в новой сюжетно — дидактической игре, а ведущие функции в бытующих играх передать самим играющим. [17]
В организации и проведении сюжетно — дидактических игр можно условно выделить три этапа. Руководство игрой на этих этапах осуществляется по — разному. Выбор методов педагогического руководства обусловлен спецификой игр, наличием у детей знаний о числе, счете и измерении, уровнем их игровых навыков и умений. [17]
На первом этапе игра носит сюжетно — дидактический характер. Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю. Он направляет развитие сюжета, следит за сменой ролей и выполнением счетных и измерительных действий каждым ребенком, развивает умение применять эти знания в игре.
На втором этапе сюжетно — дидактическая игра перерастает в сюжетно — ролевую, которая в большинстве случаев организуется детьми, успешно овладевшими счетом и измерением. Ведущие роли начинают выполнять дети. Воспитатель принимает участие в игре в основном на второстепенных ролях.
Третий этап характеризуется возникновением самодеятельных сюжетно — ролевых игр по инициативе детей. Все роли, в том числе и включающие счет и измерение, самостоятельно, с большим желанием и интересом разыгрывают дети. Воспитатель — активный наблюдатель. Лишь в отдельных случаях он включается в игру, беря на себя какую — либо роль.
Глава 2. Содержание и методика обучения счету детей 5-го года жизни посредством дидактических игр
2.1. Изучение счетных умений у детей
Задачей констатирующего этапа являлось выявление уровня владения детьми счетной деятельностью.
Для решения поставленной задачи было проведено обследование представлений дошкольников и наблюдение за играми детей в повседневной жизни.
Была использована диагностическая методика Р.И. Чудновой.
Цель: выявить, до скольких ребенок умеет считать устно.
Задание: —Ты умеешь считать? Посчитай
до 1и дальше. Я начну, а
ты продолжай.
Оценка: ребенок получает столько балов,
до скольких он считает
без ошибок.
Цель: выявить умение считать устно в обратном порядке.
Задание: - Идет запуск ракеты. Надо считать
в обратном порядке. Я
начну, а ты продолжай...
Оценка: ребенок получает столько баллов,
до скольких он считает
без ошибок.
Цель: выявить до скольких ребенок умеет считать предметы.
Материал: 10 матрешек.
Задание: — посмотри, матрешки встали вряд,
и хотят узнать, сколько
их всего. Посчитай и скажи, сколько матрешек.
Оценка: ребенок получает столько баллов,
до скольких он считает
без ошибок.
Цель: выявить, от какого числа ребенок
умеет считать правильно в
обратном порядке.
Материал: 10 матрешек.
Задание: матрешки стояли на полке, а
потом их по одной стали
ставить на стол. Посчитай, сколько всего
зайчиков? (Воспитатель
убирает их по одному). Один убежал. Сколько
осталось? Еще один
убежал. Сколько осталось? Ит.д. (Обратный
счет начинается стого
числа, до которого ребенок правильно
сосчитал матрешек).
Оценка: ребенок получает столько баллов,
от какого числа он
считает без ошибок.
Цель: выяснить, до скольких ребенок умеет считать звуки.
Материал: дудочка.
Задание: — Перед отправлением поезда
машинист дает сигнал.
Послушай и скажи, сколько всего гудков
дал машинист.
Оценка: ребенок получает столько балов,
сколько звуков он
сосчитал без ошибок (самое большее число).
Цель: выявить умения ребенка считать по порядку.
Материал: 10 матрешек в платочках разного цвета.
Задание: - Как ты будешь считать, если
надо узнать, —которая по счету матрешка
в синем платочке?...а в красном?
Оценка: за правильный
ответ ставится 1балл, за неправильный
0.
Таблица 1.
Рузультаты обследования счетный умений у детей
Имя ребенка |
Ма-ша П. |
Дима Д. |
Ксю-ша С. |
Гри-ша Е. |
Окса-на Р. |
Ди-ана А. |
Ди-ма И. |
Ма-ша Л. |
Мак-сим К. |
Кристи-на А. |
Возраст ребенка. |
5лет 1м. |
5лет 3м. |
5лет 2м. |
5лет |
5лет |
5лет 4м. |
5лет |
5лет 6м. |
5лет |
5лет |
Карты |
Б А Л Л Ы | |||||||||
1. Устный счет. |
6 |
8 |
6 |
7 |
7 |
10 |
12 |
9 |
9 |
6 |
2. Устный счет в обратном порядке |
4 |
7 |
4 |
5 |
6 |
8 |
12 |
10 |
11 |
9 |
3. Счет предметов. |
4 |
5 |
4 |
6 |
5 |
9 |
9 |
10 |
6 |
5 |
4. Обратный счет предметов |
3 |
5 |
3 |
5 |
5 |
9 |
12 |
7 |
5 |
3 |
5. Счет звуков. |
5 |
6 |
3 |
6 |
7 |
10 |
12 |
6 |
5 |
2 |
6. Порядковый счет |
5 |
5 |
2 |
6 |
6 |
7 |
13 |
6 |
4 |
3 |
Всего |
27 |
36 |
22 |
45 |
36 |
53 |
70 |
47 |
40 |
28 |