Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа
В дошкольном возрасте ребенок впервые открывает для себя мир. Существенное значение для развития детей имеет обучение математическим знаниям и умениям, овладение которыми является условием формирования умственных действий, необходимых для познания окружающего мира и решения практических задач.
Исходя из выше сказанного, возникает проблема исследования: каковы педагогические условия успешной организации дидактических игр как средства развития счетной деятельности детей пятого года жизни. Решение данной проблемы является целью исследования.
Введение. ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр
при формировании представлений о числе и счете у детей
дошкольного возраста…………………………………………………………5
1.1. Сущность дидактической игры и ее значения для воспитания и обучения детей дошкольного возраста..5
1.2.Дидактическая игра как средство обучения дошкольников счету. …
1.3. Руководство дидактической игрой в процессе обучения дошкольников счету……35
Глава2.Содержание и методика обучения счету детей 5-го года жизни посредством дидактических игр 40
2.1. Изучение счетных умений у детей. ……………………………………..40
2.2. Формирование счетных умений в процессе дидактических игр...........43
2.3. Выявление эффективности использования дидактических игр для развития представлений о счете у детей 5-го года жизни……………………………………………………………………………..51
Заключение………………………………………………………………………53
Список литературы……………………………………………………………..54
Максимальный балл диагностики - 100
Низкий уровень – от 0 до 39 баллов
Средний уровень – от 40 до 69 баллов
Высокий уровень – от 70 до 100 баллов
Для проведения диагностики были взяты 10 детей 5-го года жизни. Проведя диагностику и подсчитав результаты, которые представлены в таблице, видно что: дети имеют низкий уровень знаний счетных умений. Из 10 диагностируемых детей только 1 ребенок имеет высокий показатель, 4 ребенка средний и 5 детей имеют низкий показатель знаний
2.2. Формирование представлений о счете в процессе дидактических игр
Целью формирующего эксперимента было выявить эффективность игр для формирования счетных умений у детей пятого года жизни.
Для формирующего эксперимента были подобраны игры м упражнения, направленные на обучение детей счету.
Описание дидактических игр и игровых упражнений при обучении дошкольников количественному и порядковому счету.
«Сколько? Какой?»
Цель: Счет в пределах десяти. Знакомство с порядковыми числительными. Знакомство с понятиями «первый», «последний», «сложение», и «вычитание».
Материал: цифры, картинки.
Правила игры: Сосчитать количество предметов в каждом множестве. Использовать порядковые числительные: первый, второй…Закрепить порядковые числительные, называя предметы (например, репка – первая, дед – второй, бабка – третья и т.д.).
Детям предлагается решить задачи:
.
«Лягушки»
Цель: игра поможет усвоить названия и порядок следования первых пяти чисел. Счет до 5.
Лягушек могут изображать сами дети.
По дорожке прыгают две лягушки.
Повстречали свою подружку.
По дорожке прыгают три лягушки.
Повстречали свою подружку…и т.д.
«Воробьи»
Цель: эта игра позволяет отрабатывать обратный счет.
Пять воробьев на заборе сидели, (показать 5 пальцев).
Один улетел, а другие запели. (Загнуть один палец).
И пели, пока не сморила усталость, Один улетел – и их трое осталось (загнуть один палец).
Сидели строем и немного скучали, Один улетел, а двое остались (загнуть один палец).
«Котята»
Цель: счет до пяти Упражнение в счете. Усвоение названий и порядок следования первых пяти чисел.
Вы послушайте
ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята – Три – котенок самый умный,
Их по счету
ровно пять.
Мы гадали, мы
решали,
Как же нам котят
назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять. Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята –
Раз, Два, Три, четыре, пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
С. Михалков
«Пальчики»
Цель: Счет до 10. Усвоение названий и порядок следования чисел, а также усвоение обратного счета.
Эту игру рекомендуется проводить со старшими детьми.
Воспитатель читает текст и делает соответствующие движения, а дети повторяют их.
Пальчику уснули, в кулаках свернулись (сжать пальцы правой руки в кулак).
Один! Два! Три! Четыре! Пять! (отогнуть пальцы один за другим по очереди на счет).
Захотели поиграть (пошевелить всеми пальцами).
Разбудили дом соседей
Там проснулись 6 и 7,
Восемь, девять, десять –
Веселятся все! (поднять левую руку, пальцы сжать в кулак, отогнуть пальцы один за другим на счет).
Но пора обратно всем:
Десять, восемь, семь!
Шесть калачиком свернулся (загнуть пальцы левой руки один за другим),
Пять зевнул и отвернулся.
Четыре, три, два, один (загнуть пальцы правой руки).
Снова в домике мы спим (поднять обе руки, сжать в кулаки).
«Лестница»
Дети строят из прямоугольных палочек на столе лестницу. Первая ступенька состоит из 1 палочки, следующая из 2, далее из 3 и т.д., т.е. каждая последующая ступенька на 1 палочку больше предыдущей. Самая последняя ступенька может состоять максимально из 10 палочек. Причем очередная ступенька состоит из палочек большей или меньшей длины, чем предыдущие. Начинать лучше с самой короткой или с самой длинной ступеньки.
«Парная игра»
Дети ищут себе партнера. Каждая пара получает 10 одноцветных круглых камешков и 10 кружочков (или же 10 пуговиц, или 10 кубиков). Ребенок кладет определенное количество камешков, а его партнер должен положить столько же кружочков. (Это количество постепенно возрастает). Затем с помощью приема приложения проверяется правильность выполнения задания. Игра проводиться несколько раз. Ведущие меняются.
«Игра на сравнение»
Воспитатель кладет на стол в 2 кучки различный материал. Он берет по 3 одинаковых предмета из одной и из другой кучки, например 3 маленькие зеленые пуговицы и 3 маленькие белые пуговицы, и спрашивает, зеленых пуговиц меньше, больше или столько же, сколько белых. Дети проверяют свои ответы, применяя прием приложения.
Затем воспитатель берет по 3 разных предмета. Например, 1 круглый камешек, 1 пуговицу, 1 блок из пластмассового конструктора, 1 кубик, 1 игрушечную машину, 1 зайца. Дети сравнивают количество предметов в одной и другой группе, проверяют свои ответы.
Постепенно
воспитатель увеличивает
Количество сравниваемых предметов увеличивается до тех пор, пока большинство детей правильно отвечают на вопросы.
При появлении ошибок сравнивается меньшее количество предметов, но варьируется материал.
Воспитатель не всегда кладет равное количество предметов, в одной группе может быть на 1-4 предмета больше, чем в другой. После нескольких занятий дети могут проводить игру на составление множеств самостоятельно, предлагая задания друг другу.
«Игра в камешки»
Воспитатель кладет на стол 3 зеленых камешка в ряд и предлагает положить напротив столько же красных. Применяя прием приложения, дети убеждаются, что зеленых камешков столько же, сколько и красных.
Затем воспитатель изменяет расположение зеленого ряда путем изменения расстояния между камешками. Сначала камешки кладет на большом расстоянии друг от друга, потом друг около друга, затем воспитатель кладет зеленые камешки в коробку, а в четвертом случае ребенок берет их в руку. После каждого изменения воспитатель спрашивает детей, зеленых камешков столько же, сколько и красных, или больше (меньше), просит обосновать ответы. Все ответы проверяются с помощью приема приложения.
Постепенно
воспитатель увеличивает
Количество предметов увеличивается до тех пор, пока большинство детей отвечает правильно.
Количество
следующих предметов для
«Счетные палочки»
Для игры используются счетные палочки разного цвета.
После того, как дети поиграли со счетными палочками, воспитатель предлагает им проверить (с помощью приема приложения): синих палочек столько же, сколько и зеленых, а черных столько же, сколько и оранжевых, темно-зеленых столько же, сколько и светло-зеленых?
«Какие камешки больше?»
На стол кладется разное количество разноцветных камешков (кружков и др.), например 2 желтых, 5 красных, 3 синих. Воспитатель спрашивает, каких камешков больше всего. Дети проверяют свои ответы, прикладывая камешки одного цвета с камешками другого. Затем составляют ряды и обозначают ряд с наибольшим количеством предметов одной чертой (например, они могут рядом положить палочку нейтрального цвета), с меньшим – двумя и последний ряд, в котором меньше всего предметов, - тремя чертами.
При выполнении следующего задания: воспитатель варьирует количество предметов. Так, можно взять 1 красный камешек, 3 синих и 3 желтых. Оба множества с одинаковым количеством предметов обозначаются 2 чертами. В дальнейшем дети смогут уже самостоятельно составлять, сопоставлять и обозначать множества.
«Пуговицы»
Воспитатель кладет на стол большие красные пуговицы и предлагает детям положить рядом столько же желтых (выбор количества пуговиц обусловлен прежним опытом).
После того, как дети убедятся в том, что красных и желтых пуговиц поровну, воспитатель делает бусы, нанизывая желтые пуговицы на нитку, и спрашивает: «Красных пуговиц больше, чем желтых, или же желтых столько же, сколько и красных? Воспитатель просит детей обосновать свои ответы».
Возможны другие варианты. Например, желтые пуговицы кладут друг к другу, а красные – на расстоянии друг от друга или же желтые пуговицы кладут в маленькую коробочку. Постепенно воспитатель увеличивает количество предметов. Так, желтых пуговиц можно положить больше, чем красных, и т.д.
«Поляна»
Цель: Упражнять в счете. Закрепить понятия: «над», «под», «за», «сколько?» и т.д.
Материал: фланелеграф, к нему набор изображений деревьев, цветов, кустов, животных и т.д.
Воспитатель выкладывает на фланелеграфе поляну и просит детей посчитать, сколько деревьев, сколько зайчиков и т.д. Задает вопросы: сколько больших грибов, а сколько маленьких? Сколько грибов растет под елочкой, а сколько под березой? Сколько больших зайчиков, и сколько маленьких? Кого больше ежиков или зайчиков? и т.д. Затем дети могут и самостоятельно выкладывать поляны.
Нами установлено, что в процессе дидактической игры, происходит не только закрепление полученных ранее знаний, но и создается возможность переноса знаний в игру. За счет использования разнообразных наглядных материалов в дидактических играх обеспечивается разносторонний качественный подход, происходит накопление практического опыта употребления счета. На этой основе дети начинают понимать значение счета, переносит усвоенные ими знания и представления на решение новых, более сложных задач.
Любимые детские герои, элементы подвижных игр создавали учебную мотивацию, помогали поддерживать интерес детей к выполнению заданий, предложенных в играх.
Важное место занимает воспитатель, он выполняет ведущую роль в игре, корректирует ее, направляет ее развитие, следит за тем, чтобы все дети отвечали на вопросы, правильно рассуждали, опираясь на свой опыт выполнения заданий.
Наблюдения за детьми в ходе игр позволяют утверждать, что дидактические игры по обучению детей счетной деятельности является одним из эффективных средств для математического развития детей дошкольного возраста.
2.3 Выявление эффективности использования дидактических игр для развития представлений о счете у детей
Целью контрольного
эксперимента было выявить