Обучение детей счету посредством игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

В дошкольном возрасте ребенок впервые открывает для себя мир. Существенное значение для развития детей имеет обучение математическим знаниям и умениям, овладение которыми является условием формирования умственных действий, необходимых для познания окружающего мира и решения практических задач.
Исходя из выше сказанного, возникает проблема исследования: каковы педагогические условия успешной организации дидактических игр как средства развития счетной деятельности детей пятого года жизни. Решение данной проблемы является целью исследования.

Содержание работы

Введение. ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр
при формировании представлений о числе и счете у детей
дошкольного возраста…………………………………………………………5
1.1. Сущность дидактической игры и ее значения для воспитания и обучения детей дошкольного возраста..5
1.2.Дидактическая игра как средство обучения дошкольников счету. …
1.3. Руководство дидактической игрой в процессе обучения дошкольников счету……35
Глава2.Содержание и методика обучения счету детей 5-го года жизни посредством дидактических игр 40
2.1. Изучение счетных умений у детей. ……………………………………..40
2.2. Формирование счетных умений в процессе дидактических игр...........43
2.3. Выявление эффективности использования дидактических игр для развития представлений о счете у детей 5-го года жизни……………………………………………………………………………..51
Заключение………………………………………………………………………53
Список литературы……………………………………………………………..54

Файлы: 1 файл

Копия курсовая- ХЕН-правка.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

   В ходе  контрольного этапа применялась  диагностика, использованная на  констатирующем этапе экспериментальной работы

 Таблица  2.

Результаты  диагностики счетных умений у  детей 

на этапе  контрольного эксперимента

Имя

ребенка

Маша П. 

 Дима Д.

Ксюша

С.

Гриша Е.

Оксана Р.

Диана А.

Дима И.

Маша Л.

Максим К.

Кристина А.

Возраст ребенка.

5лет 1м.

5лет 3м.

5лет 2м.

5лет

5лет

5лет 4м.

5лет

5лет 6м.

5лет

5лет

Карты

Б    А    Л    Л    Ы

1. Устный счет.

16

15

16

17

17

20

20

19

19

10

2. Устный счет  в обратном порядке

10

13

10

15

16

18

20

17

21

10

3. Счет предметов

14

10

10

16

10

10

15

10

15

10

4. Обратный счет предметов

13

10

9

15

9

10

15

8

15

6

5. Счет звуков.

10

8

7

6

7

10

12

8

8

7

6. Порядковый  счет

10

10

7

10

10

10

18

10

8

9

Всего

73

66

49

79

69

78

100

72

86

52


 Анализ таблицы показывает, что  можно пронаблюдать динамику роста знаний у детей ( см. таблицу №3)

 

 

Таблица 3

Сравнение уровней  счетных умений на констатирующем и  контрольном этапах эксперимента

Уровни счетных  умений

Констатирующий  этап

Контрольный этап

Высокий

1

6

Средний

4

4

Низкий

5

0


 

Как видно из полученных результатов, в экспериментальной группе произошло улучшение результатов. Так же наблюдались не только количественные, но и качественные улучшения. Дети при ответах отвечали уверено, обоснованно. Было видно, что дети не формально и механически выполняют задания, а понимают их значимость и  важность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие счетной деятельности у дошкольников сложный и длительный процесс и требует особого внимания и дальнейшего изучения.

 Изучение  уровня счетной деятельности у детей пятого года жизни показало, что развитие счетной деятельности, осуществляемое только на занятиях, без переноса получаемых знаний в детскую деятельность, в игру, является недостаточным, для полноценного развития счетной деятельности в период дошкольного детства. Диагностика счетной деятельности детей пятого года жизни выявила, что из пятнадцати детей экспериментальной группы лишь только 1 находился на высоком уровне, на среднем уровне – 4 детей и на низком уровне - 5 детей. Опытная работа позволила определить, что дидактические игры по развитию у детей счетной деятельности должны быть:доступными и интересными по содержанию для детей этого возраста;

включать     задания,     направленные     на закрепление   пройденного   материала;использование в играх наглядности; включение в игры практических действий, элементов подвижных игр; воспитатель выполняет руководящую и корректирующую роль.

    Результаты  контрольного среза  показали  эффективность  дидактических  игр. Общий уровень представлений детей о числе и счете на этапе контрольного эксперимента  оказался следующим: на высоком уровне – 6человек, на среднем - 4, на низком- 0.Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента  свидетельствует о положительной динамике в счетных умениях детей пятого года жизни. Таким образом, результаты     опытной     работы     подтвердили      выдвинутую гипотезу. Полученные    результаты    позволяют    утверждать,    что    использование дидактической    игры    в   обучении    детей    счетной    деятельности    являются   одним   из эффективных средств математического развития детей.

 

Список  литературы

 

  1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду.// Умственное воспитание дошкольника. – М., 1972.
  2. Блехер Ф.Н. Счет и число в детском саду. Методическое письмо.- М., 
    1945.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.- М, 1991.
  4. Венгер Л.А., Венгер Н.Б., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка.- M., 1988.
  5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.// Вопросы психологии. -1967.- №6
  6. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.: Педагогика.- 1975.
  7. Игра дошкольника./Под ред. С.Л. Новоселовой.- М., 1989.
  8. Игра с правилами в детском саду. //Сост. А.И. Сорокина,  Е.Г.Батурина.- М.: Просвещение.- 1970.
  9. Леушина A.M. Занятия по счету в детском саду. - М.: Учпедгиз.- 1963.
  10. Леушина   A.M.   Математические   занятия   и   их   роль   в   умственном развитии.//Дошкольное воспитание.- 1969.- №9.
  11. Леушина     A.M. Формирование     элементарных     математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.:Просвещение, 1974.
  12. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка.- М.: Просвещение 1972.
  13. Менчинская  Н.А.Пути формирования первоначального понятия о числе у детей до школы.//Психология обучения арифметике. - М.,1955.-С.163-182
  14. Метлина  Л.С. Знание  детей  о  количестве.//Дошкольное  воспитание.-1972.- №12.
  15. Михайлова  Ф.А., Бакст  Н.Г.Занятия по счету в детском саду. - М.,1958.-174с.
  16. Сай М.К., Удальцова Е.И.     Занятия по математике с использованием дидактических игр в детском саду.- Минск, 1979.
  17. Смоленцева   А.А.      Сюжетно-дидактические   игры   с   математическим содержанием.- М., 1987.
  18. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., 1982.
  19. Тарунтаева Т.В. и др. Дидактические игры с математическим содержанием.//Дошкольное воспитание.- 1987.- №6.
  20. Тихеева Е.И., Морозова М. Счет в жизни маленьких детей.- М., 1931.
  21. Удальцова Е.И. Дидактические игры.//Дошкольное воспитание.- 1974.-№9.
  22. Усова А.П.  Роль игры в воспитании детей./Под ред. А.В. Запорожца.-М.:Просвещение.- 1976.
  23. Ушинский К. Д. О   первоначальном    обучении    счету.//Избранные педагогические произведения. М., 1986.
  24. Формирование     элементарных     математических     представлений     у дошкольников./Под ред. А.А.Столяра.- М., 1988.
  25. Чуднова Р.И.Дидактические игры по обучению детей счету //Дошкольное воспитание.- 1984.-. №2.
  26. Щербакова Е.И. О математике малышам. - Киев, 1984.
  27. Эльконин Д.Б. Психология игры в дошкольном возрасте.//Психология 
    личности и деятельности детей. - М., 1965.

 

 


Информация о работе Обучение детей счету посредством игры