Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа
В дошкольном возрасте ребенок впервые открывает для себя мир. Существенное значение для развития детей имеет обучение математическим знаниям и умениям, овладение которыми является условием формирования умственных действий, необходимых для познания окружающего мира и решения практических задач.
Исходя из выше сказанного, возникает проблема исследования: каковы педагогические условия успешной организации дидактических игр как средства развития счетной деятельности детей пятого года жизни. Решение данной проблемы является целью исследования.
Введение. ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр
при формировании представлений о числе и счете у детей
дошкольного возраста…………………………………………………………5
1.1. Сущность дидактической игры и ее значения для воспитания и обучения детей дошкольного возраста..5
1.2.Дидактическая игра как средство обучения дошкольников счету. …
1.3. Руководство дидактической игрой в процессе обучения дошкольников счету……35
Глава2.Содержание и методика обучения счету детей 5-го года жизни посредством дидактических игр 40
2.1. Изучение счетных умений у детей. ……………………………………..40
2.2. Формирование счетных умений в процессе дидактических игр...........43
2.3. Выявление эффективности использования дидактических игр для развития представлений о счете у детей 5-го года жизни……………………………………………………………………………..51
Заключение………………………………………………………………………53
Список литературы……………………………………………………………..54
В ходе
контрольного этапа
Таблица 2.
Результаты диагностики счетных умений у детей
на этапе контрольного эксперимента
Имя ребенка |
Маша П. |
Дима Д. |
Ксюша С. |
Гриша Е. |
Оксана Р. |
Диана А. |
Дима И. |
Маша Л. |
Максим К. |
Кристина А. |
Возраст ребенка. |
5лет 1м. |
5лет 3м. |
5лет 2м. |
5лет |
5лет |
5лет 4м. |
5лет |
5лет 6м. |
5лет |
5лет |
Карты |
Б А Л Л Ы | |||||||||
1. Устный счет. |
16 |
15 |
16 |
17 |
17 |
20 |
20 |
19 |
19 |
10 |
2. Устный счет в обратном порядке |
10 |
13 |
10 |
15 |
16 |
18 |
20 |
17 |
21 |
10 |
3. Счет предметов |
14 |
10 |
10 |
16 |
10 |
10 |
15 |
10 |
15 |
10 |
4. Обратный счет предметов |
13 |
10 |
9 |
15 |
9 |
10 |
15 |
8 |
15 |
6 |
5. Счет звуков. |
10 |
8 |
7 |
6 |
7 |
10 |
12 |
8 |
8 |
7 |
6. Порядковый счет |
10 |
10 |
7 |
10 |
10 |
10 |
18 |
10 |
8 |
9 |
Всего |
73 |
66 |
49 |
79 |
69 |
78 |
100 |
72 |
86 |
52 |
Анализ таблицы показывает, что можно пронаблюдать динамику роста знаний у детей ( см. таблицу №3)
Таблица 3
Сравнение уровней счетных умений на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Уровни счетных умений |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Высокий |
1 |
6 |
Средний |
4 |
4 |
Низкий |
5 |
0 |
Как видно из полученных результатов, в экспериментальной группе произошло улучшение результатов. Так же наблюдались не только количественные, но и качественные улучшения. Дети при ответах отвечали уверено, обоснованно. Было видно, что дети не формально и механически выполняют задания, а понимают их значимость и важность.
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие счетной деятельности у дошкольников сложный и длительный процесс и требует особого внимания и дальнейшего изучения.
Изучение уровня счетной деятельности у детей пятого года жизни показало, что развитие счетной деятельности, осуществляемое только на занятиях, без переноса получаемых знаний в детскую деятельность, в игру, является недостаточным, для полноценного развития счетной деятельности в период дошкольного детства. Диагностика счетной деятельности детей пятого года жизни выявила, что из пятнадцати детей экспериментальной группы лишь только 1 находился на высоком уровне, на среднем уровне – 4 детей и на низком уровне - 5 детей. Опытная работа позволила определить, что дидактические игры по развитию у детей счетной деятельности должны быть:доступными и интересными по содержанию для детей этого возраста;
включать задания, направленные на закрепление пройденного материала;использование в играх наглядности; включение в игры практических действий, элементов подвижных игр; воспитатель выполняет руководящую и корректирующую роль.
Результаты
контрольного среза показали
эффективность дидактических
игр. Общий уровень представлен
Список литературы