Обучение детей счету посредством игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

В дошкольном возрасте ребенок впервые открывает для себя мир. Существенное значение для развития детей имеет обучение математическим знаниям и умениям, овладение которыми является условием формирования умственных действий, необходимых для познания окружающего мира и решения практических задач.
Исходя из выше сказанного, возникает проблема исследования: каковы педагогические условия успешной организации дидактических игр как средства развития счетной деятельности детей пятого года жизни. Решение данной проблемы является целью исследования.

Содержание работы

Введение. ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр
при формировании представлений о числе и счете у детей
дошкольного возраста…………………………………………………………5
1.1. Сущность дидактической игры и ее значения для воспитания и обучения детей дошкольного возраста..5
1.2.Дидактическая игра как средство обучения дошкольников счету. …
1.3. Руководство дидактической игрой в процессе обучения дошкольников счету……35
Глава2.Содержание и методика обучения счету детей 5-го года жизни посредством дидактических игр 40
2.1. Изучение счетных умений у детей. ……………………………………..40
2.2. Формирование счетных умений в процессе дидактических игр...........43
2.3. Выявление эффективности использования дидактических игр для развития представлений о счете у детей 5-го года жизни……………………………………………………………………………..51
Заключение………………………………………………………………………53
Список литературы……………………………………………………………..54

Файлы: 1 файл

Копия курсовая- ХЕН-правка.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

В последнее годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Ф.Н. Блехер,  Л.А. Венгером. А.С. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.П. Усовой и др.  Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства  дидактическими  играми. В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения. [1,2, 3, 16, 18, 21]

Место дидактической игры определяется той ролью, какую ей отводит воспитатель, используя все многообразие дидактических форм и средств обучения и воспитания детей в детском саду. Однако в практике дидактические игры применяются недостаточно, дети не проявляют к ним устойчивого интереса.

Игровая деятельность как форма обучения в детском саду направлена на развитие у детей произвольного внимания, наблюдательности, запоминания и припоминания, сравнения, развития любознательности и познавательных интересов и т.д.

Дидактическая игра способствует развитию всех сторон человеческой личности.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические, или автодидактические, игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, которых для повышения удетей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использования разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть вжизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры-занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

В отличие от игровых занятий собственно дидактическая или автодидактическая игра (по А.П. Усовой) отличается тем, что дидактизм заложен в ней в виде определенных правил, которые конструируют поведение детей, их внешние и внутренние действия. [16]

Обучение носит завуалированный характер. Для ребенка основной целью в игре выступает не учение, а получение удовольствия от игры, от общения со сверстниками, от интеллектуальной победы. Автодидактическая игра обязательно содержит в себе структурные элементы: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия. На эту особенность автодидактической игры указывает ряд исследователей (В.Н.Аванесова, Ф.Н.Блехер,3.М.Богуславская, Л.А.Венгер, Е.И.Радина, А.И.Сорокина и др.). Главным элементом в этом виде дидактических игр являются правила, что приводит к определению их как игры с правилами. Особенностью собственно дидактических игр является и то, что они могут быть использованы как в часы организованного обучения под руководством воспитателя, так и в свободное от знаний время, самостоятельности. Самостоятельность проявляется и в выборе игры и партнеров, и в использовании дидактического материала, игрушек и др., т.е. в данном случае игра выступает как самостоятельная деятельность ребенка.

В настоящее время теория дидактической игры обогатилась новыми научными сведениями об основных механизмах влияния игры на личность ребенка. Так, выдвинутая концепция о трехступенчатой мотивизации игровой деятельности детей (О.С. Газман) позволяет глубже понять роль игры в воспитании детей и правильно осуществлять педагогическое руководство ими. Три ступени мотива игры — «хочу», «надо», «могу» — использовались при разработке методики проведения дидактических игр и определение роли воспитателя в организации самостоятельных игр детей.

Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребенка угасает интерес к игре, необходимо вместе с ним придумать более сложные правила.

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер, т.е. является равноправным участником игры.

Самостоятельно в дидактические игры дети могут как на занятиях, так и вне их. На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми. Они закрепляют, систематизируют знания.

Но более широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре представляется детьми в отведенные часы игр.

Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевой игре: умению взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть ее сюжет: «День рождения куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Купание Кати».

Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр и более старших детей.

При обучении детей в детском саду основной формой являются занятия, которые проводятся целой группой детей в определенное режимом дня время. Вместе с этим одной из принятых форм обучения является также дидактическая игра.

Рассматривая дидактическую игру как форму обучения детей, необходимо отметить специфические особенности, отличающие ее от занятий. В ней содержатся два начала: учебное — познавательное и игровое — занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время и учитель, и участник игры, он учит и играет, а дети, играя, учатся. Не всякое занятие можно провести в форме игры, но многие знания, умственные способности и способы практических действий дети успешнее приобретают именно в игре, которая может проводиться не только внутри занятия как его часть, но и вместо занятия.

Широкое использование дидактических игр как формы обучения (игры-занятия, автодидактические игры) не только в работе с детьми раннего возраста, как это предусмотрено «Программой воспитания и обучения детей в детском саду», но и при обучении старших дошкольников делает процесс обучения более результативным, позволяет избежать скуки, шаблона, индифферентного отношения к учению, привить любовь к умственному труду, сделать процесс познавания более привлекательным для детей. Дидактическая как форма обучения детей дошкольного возраста используется крайне редко. Особенно это касается обучения детей старшего дошкольного возраста. Дидактическая игра это педагогически организованная деятельность детей, которая обеспечивает наиболее эффективно передачу и усвоение знаний, способов деятельности, формирует личностные качества ребенка — дисциплинированность, волю, целеустремленность, коллективизм, самостоятельность. Побудительными источниками самостоятельности и инициативы в этих играх являются познавательные задачи, игровое содержание и соревнование, связанные с поиском, комбинированием, моделированием нового знания и способа деятельности.

Если на занятиях решаются в основном задачи расширения и углубления знаний об окружающем мире, то в дидактической игре в большей мере детям предлагаются задания в виде загадок, предположений, головоломок, содержащих в себе проблемность, которая, является мощным стимулятором умственной активности детей.

Использование дидактических игр как формы обучения, позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену вида деятельности, целенаправленнее формировать личностные качества дошкольника.

Покажем возможности дидактической игры в воспитании его основных качеств. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира.

Знания об окружающей жизни даются детям по определенной системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определенного вида труда (строителей, хлеборобов, овощеводов и т.д.), затем с машинами, помогающими людям в их труде, после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.

Многие дидактические игры и направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний. Такие игры, как «Кто построил этот дом?», «От зернышка до булочки» и т.д.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Многие дидактические игры ставят перед детьми рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется вне разрывной связи. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками, о положительных и отрицательных качествах личности.

В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры.

В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно — гигиенических навыков, культуры поведения. Это хорошо известные игры: «Уложи куклу спать», «Завтрак куклы» и др.

Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи. В центре внимания педагога воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважения к людям, любви к Родине, родному краю.

Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.

Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Старшие дошкольники отбирают иллюстративный, природный материал, изготавливают карточки, фишки, коробки, настольные игры для детей младших групп. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережно к ним относятся. Кроме того, это является хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.

Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его использования.

Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, у изобразительной деятельности.

Многие дидактические игры формируют культурно гигиенические навыки. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания.

Но чтобы успешно проводить всю воспитательную работу с детьми, надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого воспитанника.

Труднее удается выявить индивидуальные особенности у детей замкнутых, малоактивных.

Так, с помощью игры выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

    В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, произвольного внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом — их развивающая роль. А.В. Запорожец, оценивая роль дидактических игр, пишет: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей» [7, с.35].

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливыми и честными, уступчивым и требовательным.

 

 

 

 

 

1.2. Дидактическая игра как средство обучения дошкольников счету

 

 

Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни. Так, например, К.Д.Ушинский писал: «При первоначальном обучении счету также не должно спешить и идти дальше не иначе, как овладев прежним, а овладев чем-нибудь, никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу». [23, c.172]

При этом он подчеркивал, что применять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем, в которых ребенок их получал. Мысли великого русского педагога не утратили своего значения и в настоящее время: они учитываются при разработке методов обучения детей элементам математики.

Информация о работе Обучение детей счету посредством игры