Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение методики обучения монологической речи на средней ступени обучения английского языка с учетом характерных черт монологического высказывания, определение ее теоретических и практических основ.
Реализация заявленной цели предполагает осуществление следующих задач:
раскрыть структуру обучения говорению в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка и выделить сущность понятия “монологическая речь”;
изучить психолого-педагогические особенности обучения монологической речи учащихся на средней ступени обучения;
рассмотреть модель обучения монологической речи на основе сверхфразового единства на уроках иностранного языка на средней ступени обучения;
апробировать модель обучения монологической речи на основе сверхфразового единства на уроках английского языка на средней ступени обучения в процессе проведения методического эксперимента.
Введение
Глава 1. Теоретические основы процесса обучения монологической речи на уроках английского языка
1.1 Говорение в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка
1.2 Сущность понятия «монологическая речь»
1.3 Психолого-педагогические особенности обучения монологической речи учащихся на средней ступени обучения
1.4 Средства и приемы обучения монологическому высказыванию
1.5. Использование опор при обучении монологической речи на уроках английского языка
Глава 2. Практические аспекты процесса обучения монологической речи на уроках английского языка (средняя ступень обучения)
2.1 Методика обучения монологической речи на уроках английского языка
2.2 Экспериментальная работа по проведению учебных занятий по обучению монологической речи на уроках английского языка
2.3 Составление и апробирование комплекса упражнений на совершенствование монологического высказывания
Заключение
Список использованных источников
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы процесса обучения монологической речи на уроках английского языка
1.1 Говорение в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка
1.2 Сущность понятия «монологическая речь»
1.3 Психолого-педагогические особенности обучения монологической речи учащихся на средней ступени обучения
1.4 Средства и приемы обучения монологическому высказыванию
Глава 2. Практические аспекты процесса обучения монологической речи на уроках английского языка (средняя ступень обучения)
2.1 Методика обучения монологической речи на уроках английского языка
2.2 Экспериментальная работа по проведению учебных занятий по обучению монологической речи на уроках английского языка
2.3 Составление и апробирование
комплекса упражнений на
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Современная международная обстановка,
информационный взрыв, международная
экономическая и политическая интеграция
обусловливают вовлечение все возрастающего
числа специалистов в разных областях
науки и техники в
В практике обучения иностранному языку
приходится сталкиваться с таким
явлением, когда учащийся не может
сделать самостоятельное
Обучение говорению как
Основной задачей на средней
ступени обучения монологической речи
является совершенствование
Условия иноязычного общения в современном мире, когда иностранный язык является средством общения, познания, получения и накопления информации, предопределили необходимость владения всеми видами речевой деятельности: говорением и пониманием на слух речи на данном иностранном языке, а также чтением и письмом.
Таким образом, актуальность настоящей
работы обусловлена необходимостью
адекватного овладения
Уровень адекватности владения тем или иным видом речевой деятельности проверяется непосредственно в практике иноязычного общения, при чтении аутентичной литературы.
При овладении иностранной речью
в рамках средней общеобразовательной
школы преподаватели
Целью данной курсовой работы является изучение методики обучения монологической речи на средней ступени обучения английского языка с учетом характерных черт монологического высказывания, определение ее теоретических и практических основ.
Реализация заявленной цели предполагает осуществление следующих задач:
раскрыть структуру обучения говорению
в свете личностно-
изучить психолого-педагогические особенности обучения монологической речи учащихся на средней ступени обучения;
рассмотреть модель обучения монологической речи на основе сверхфразового единства на уроках иностранного языка на средней ступени обучения;
апробировать модель обучения монологической речи на основе сверхфразового единства на уроках английского языка на средней ступени обучения в процессе проведения методического эксперимента.
Объектом исследования является обучение говорению на уроках английского языка на средней ступени обучения.
Предметом исследования является процесс обучения монологической речи на уроках английского языка.
Для реализации исследовательских задач были использованы следующие методы исследования, адекватные объекту и предмету курсовой работы:
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что рассмотрена структура процесса говорения, уточнена сущность монологической речи, построена теоретическая модель обучения монологической речи на уроках иностранного языка.
Гипотеза работы заключается в том, что процесс обучения монологическому высказыванию учащихся старшей ступени обучения будет более эффективным, если:
- в учебный процесс будет внедрен комплекс упражнений, учитывающий индивидуальные и возрастные особенности учащиеся.
- процесс обучения будет
- метод будет основываться на
принципах высокой
Выдвинутая гипотеза и поставленная цель определили необходимость решения следующих задач:
- проанализировать психолого-
- изучить теоретическую базу
метода опор-подсказок
- исследовать стимулирующий
- разработать комплекс
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по изучаемой проблеме; наблюдение и обобщение опыта работы учителей средних школ, позволяющее выявить основные приемы работы над монологическим высказыванием; анкетирование, тестирование и опрос учащихся; беседа с учителями средних школ; экспертная оценка монологических высказываний учащихся с целью определения уровня владения умениями и навыками монологической речи и основных типов ошибок; эксперимент; статистическая обработка и анализ результатов эксперимента.
Настоящая работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав раскрывающих теоретическую и практическую составляющие исследования, заключение, библиографию использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Говорение в свете личностно-
Коммуникативная цель обучения иностранному языку предполагает обучение общению на иностранном языке в устной и письменной формах. Один из способов устно-речевого общения – говорение – многоаспектное и сложное явление.
Целью обучения говорению является
развитие у учащихся способности
в соответствии с их реальными
потребностями и интересами осуществлять
устное речевое общение в
общаться в условиях непосредственного общения, понимать и реагировать (вербально и невербально) на устные высказывания партнера по общению в рамках сфер таких же ситуаций, обозначенных программой для каждого типа учебного заведения;
связно высказываться о себе и окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.
Несомненно, все это может быть
достигнуто при личностно-ориентированном
подходе к образованию и
Как экспрессивная сторона устного общения, говорение выполняет в жизни каждого человека роль средства общения и реализует все его функции:
информационно-коммуникативную
регулятивно-коммуникативную – регулирует поведение человека в широком смысле этого слова;
аффективно-коммуникативную, детерминирующую эмоциональные сферы человека.
Предметом говорения выступает мысль как отражение в сознании человека связей и отношений реального мира. Следовательно, в процессе говорения осуществляется выражение мысли.
Результатом деятельности говорения является его продукт – устное высказывание. Обучение говорению подразумевает под собой овладение следующими формами устно-речевого общения: монологической (речь одного лица) и диалогической речью (речь двух и более лиц).
Любая деятельность не может существовать иначе, чем в форме действий и операций ее составляющих. К ним относятся механизмы:
репродукции (полной, частичной, репродукции-трансформации);
выбора (слов, структур);
комбинирования (формирование словосочетаний, предложений, сверхфразовых единств при использовании знакомых языковых средств в новых условиях);
конструирования (при неадекватности знакомой фразы какому-либо условию общения);
упреждения (предвосхищения в структурном и смысловом плане);
дискурсивности (управление процессом говорения в момент его функционирования, позволяющий оценивать ситуацию в ее отношений к цели, воспринимать сигналы обратной связи и принимать решение “на ходу”).
Данные механизмы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть субъектный опыт каждого человека, помогать становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной деятельности.
Говорение обладает многими признаками деятельности вообще, т. е. имеет свой предмет, внутреннюю (вертикальную) структуру, представленную действиями и операциями, внешнюю (горизонтальную) структуру и результат.
В горизонтальной структуре говорения как деятельности выделяются три фазы, основа которых базируется на процессе индивидуализации:
1. Мотивационно-побудительная. Лишь потребность выразить мысль (предмет говорения) средствами языка ведет к говорению. Мотивом к речевому действию (сообщить, ответить и т. п.) или неречевому (выполнить просьбу) является побуждение. Во время переработки поступающей информации у слушателя формируется своя коммуникативная задача, свое речевое намерение и появляется замысел высказывания. Таким образом, в этой части речевой деятельности осуществляется операция определения или “принятия” предмета сообщения (для чего? зачем? о чем говорить?).
2. Аналитико-синтетическая. В