Обучение монологической речи в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение методики обучения монологической речи на средней ступени обучения английского языка с учетом характерных черт монологического высказывания, определение ее теоретических и практических основ.
Реализация заявленной цели предполагает осуществление следующих задач:
раскрыть структуру обучения говорению в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка и выделить сущность понятия “монологическая речь”;
изучить психолого-педагогические особенности обучения монологической речи учащихся на средней ступени обучения;
рассмотреть модель обучения монологической речи на основе сверхфразового единства на уроках иностранного языка на средней ступени обучения;
апробировать модель обучения монологической речи на основе сверхфразового единства на уроках английского языка на средней ступени обучения в процессе проведения методического эксперимента.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы процесса обучения монологической речи на уроках английского языка
1.1 Говорение в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка
1.2 Сущность понятия «монологическая речь»
1.3 Психолого-педагогические особенности обучения монологической речи учащихся на средней ступени обучения
1.4 Средства и приемы обучения монологическому высказыванию
1.5. Использование опор при обучении монологической речи на уроках английского языка
Глава 2. Практические аспекты процесса обучения монологической речи на уроках английского языка (средняя ступень обучения)
2.1 Методика обучения монологической речи на уроках английского языка
2.2 Экспериментальная работа по проведению учебных занятий по обучению монологической речи на уроках английского языка
2.3 Составление и апробирование комплекса упражнений на совершенствование монологического высказывания
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

редакт.docx

— 115.09 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы процесса обучения монологической речи на уроках английского языка

1.1 Говорение в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка

1.2 Сущность понятия «монологическая речь»

1.3 Психолого-педагогические особенности обучения монологической речи учащихся на средней ступени обучения

1.4 Средства и приемы обучения  монологическому высказыванию

       1.5. Использование опор при обучении монологической речи на уроках английского языка

 

 

Глава 2. Практические аспекты процесса обучения монологической речи на уроках английского языка (средняя ступень обучения)

2.1 Методика обучения монологической речи на уроках английского языка

2.2 Экспериментальная работа по проведению учебных занятий по обучению монологической речи на уроках английского языка

2.3 Составление и апробирование  комплекса упражнений на совершенствование  монологического высказывания

 

Заключение

Список использованных источников

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная международная обстановка, информационный взрыв, международная  экономическая и политическая интеграция обусловливают вовлечение все возрастающего  числа специалистов в разных областях науки и техники в непосредственное осуществление международных связей, сопровождаемых значительным ростом и  расширением культурных и деловых  контактов, - все это предъявило свои требования к характеру владения иностранным языком и тем самым  детерминировало некоторые принципы и параметры новых методов  обучения, в частности, иностранными языкам.

В практике обучения иностранному языку  приходится сталкиваться с таким  явлением, когда учащийся не может  сделать самостоятельное сообщение, состоящее из нескольких последовательных, связанных между собой фраз. Зачастую высказывания учащихся представляют собой  либо односложные ответы на вопросы  учителя, либо чисто формальное, хронологическое  перечисление каких-то действий. Обучение монологической речи − чрезвычайно  сложное дело. Монологическое высказывание рассматривается как компонент  процесса общения любого уровня −  парного, группового, массового. Это  означает, что любое монологическое высказывание монологично по своей природе, всегда кому - то адресовано, даже если этот адресат −сам говорящий, хотя в структурном и многих других отношений его виды весьма специфичны.

Обучение говорению как процессу продуктивному требует от учащегося  построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой  сложную методическую задачу, поскольку  овладение им связано с наибольшими  трудностями для учащихся и требует  больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и  учащихся. Тем не менее эти затраты  времени и усилия окупаются, если учащиеся овладевают этой деятельностью на начальном этапе обучения и совершенствуют на среднем на строго отработанном материале, который обеспечивает мотивационный уровень и надежную базу для формирования других видов речевой деятельности.

Основной задачей на средней  ступени обучения монологической речи является совершенствование коммуникативного ядра или основополагающих навыков  иноязычного общения. Совершенствование  навыков общения дает возможность  самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач, включая языковую догадку  и умение выражать личностное отношение  к воспринимаемой информации.

Условия иноязычного общения в  современном мире, когда иностранный  язык является средством общения, познания, получения и накопления информации, предопределили необходимость владения всеми видами речевой деятельности: говорением и пониманием на слух речи на данном иностранном языке, а также  чтением и письмом.

Таким образом, актуальность настоящей  работы обусловлена необходимостью адекватного овладения иностранной  речью в процессе общеобразовательного обучения в условиях средней школы.

Уровень адекватности владения тем  или иным видом речевой деятельности проверяется непосредственно в  практике иноязычного общения, при  чтении аутентичной литературы.

При овладении иностранной речью  в рамках средней общеобразовательной  школы преподаватели сталкиваются с проблемой несоответствия используемых методов обучения с современными требованиями к овладению иностранным  языком. Часто "испытание практикой" заставляет подвергнуть сомнению правильность экзаменационной оценки по иностранному языку в средней общеобразовательной школе, так как, несмотря на качественно новые, довольно конкретные требования к уровню владения иностранным языком, экзамены по-прежнему ориентированы на традиционный или какой-либо другой метод обучения, где знаниям о языке придается большее значение, чем умениям и навыкам в самом языке, и где владение устной речью носит вторичный подчиненный характер, а не является условием создания других речевых навыков: навыка чтения и письма.

Целью данной курсовой работы является изучение методики обучения монологической речи на средней ступени обучения английского языка с учетом характерных  черт монологического высказывания, определение ее теоретических и  практических основ.

Реализация заявленной цели предполагает осуществление следующих задач:

раскрыть структуру обучения говорению  в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка и выделить сущность понятия  “монологическая речь”;

изучить психолого-педагогические особенности  обучения монологической речи учащихся на средней ступени обучения;

рассмотреть модель обучения монологической речи на основе сверхфразового единства на уроках иностранного языка на средней  ступени обучения;

апробировать модель обучения монологической речи на основе сверхфразового единства на уроках английского языка на средней  ступени обучения в процессе проведения методического эксперимента.

Объектом исследования является обучение говорению на уроках английского  языка на средней ступени обучения.

Предметом исследования является процесс  обучения монологической речи на уроках английского языка.

Для реализации исследовательских  задач были использованы следующие  методы исследования, адекватные объекту  и предмету курсовой работы:

  • критический анализ литературных источников, поднимающих проблему обучения монологической речи в процессе обучения иностранному языку;
  • изучение и анализ педагогического опыта работы по обучению говорению (монологической речи) в общеобразовательной школе;
  • методический эксперимент для изучения особенностей обучения монологической речи;
  • анкетирование с целью определения эффективности обучения монологической речи на уроках английского языка;
  • педагогическое наблюдение для определения значения монологической речи в обучении иностранному языку.
  • метод статистической обработки полученных данных.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что  рассмотрена структура процесса говорения, уточнена сущность монологической речи, построена теоретическая модель обучения монологической речи на уроках иностранного языка.

Гипотеза работы заключается в  том, что процесс обучения монологическому  высказыванию учащихся старшей ступени  обучения будет более эффективным, если:

- в учебный процесс будет  внедрен комплекс упражнений, учитывающий  индивидуальные и возрастные  особенности учащиеся.

- процесс обучения будет опираться  на метод опор-подсказок;

- метод будет основываться на  принципах высокой мотивированности иноязычной речевой деятельности;

Выдвинутая гипотеза и поставленная цель определили необходимость решения  следующих задач:

- проанализировать психолого-педагогическую  и методическую литературу, уточнить  понятие "монологическое высказывание", цели и содержание обучения  иноязычному монологическому высказыванию  учащихся старших классов средней  школы;

- изучить теоретическую базу  метода опор-подсказок применительно  к обучению монологическому высказыванию  на иностранном языке;

- исследовать стимулирующий потенциал  метода опор-подсказок, а именно  его влияние на эффективность  изучения иностранного языка  и развитие творческих способностей  старшеклассников;

- разработать комплекс упражнений  для обучения монологическому  высказыванию на основе изученного  материала.

Для решения поставленных задач  были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по изучаемой проблеме; наблюдение и обобщение опыта  работы учителей средних школ, позволяющее  выявить основные приемы работы над  монологическим высказыванием; анкетирование, тестирование и опрос учащихся; беседа с учителями средних школ; экспертная оценка монологических высказываний учащихся с целью определения уровня владения умениями и навыками монологической речи и основных типов ошибок; эксперимент; статистическая обработка и анализ результатов эксперимента.

Настоящая работа включает в себя введение, основную часть, состоящую  из двух глав раскрывающих теоретическую  и практическую составляющие исследования, заключение, библиографию использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

Говорение в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка

 

Коммуникативная цель обучения иностранному языку предполагает обучение общению  на иностранном языке в устной и письменной формах. Один из способов устно-речевого общения – говорение – многоаспектное и сложное явление.

Целью обучения говорению является развитие у учащихся способности  в соответствии с их реальными  потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных, социально-детерминированных ситуациях. Это означает, что по окончании  любого типа школы учащийся должен быть способен:

общаться в условиях непосредственного  общения, понимать и реагировать (вербально  и невербально) на устные высказывания партнера по общению в рамках сфер таких же ситуаций, обозначенных программой для каждого типа учебного заведения;

связно высказываться о себе и окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при  этом свое отношение к воспринятой  информации или предмету высказывания.

Несомненно, все это может быть достигнуто при личностно-ориентированном  подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда  учитываются потребности, возможности  и склонности учащегося и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.

Как экспрессивная сторона устного  общения, говорение выполняет в  жизни каждого человека роль средства общения и реализует все его  функции:

информационно-коммуникативную –  осуществляет передачу-прием информации;

регулятивно-коммуникативную – регулирует поведение человека в широком смысле этого слова;

аффективно-коммуникативную, детерминирующую  эмоциональные сферы человека.

Предметом говорения выступает  мысль как отражение в сознании человека связей и отношений реального  мира. Следовательно, в процессе говорения  осуществляется выражение мысли.

Результатом деятельности говорения  является его продукт – устное высказывание. Обучение говорению подразумевает  под собой овладение следующими формами устно-речевого общения: монологической (речь одного лица) и диалогической  речью (речь двух и более лиц).

Любая деятельность не может существовать иначе, чем в форме действий и  операций ее составляющих. К ним  относятся механизмы:

репродукции (полной, частичной, репродукции-трансформации);

выбора (слов, структур);

комбинирования (формирование словосочетаний, предложений, сверхфразовых единств при использовании знакомых языковых средств в новых условиях);

конструирования (при неадекватности знакомой фразы какому-либо условию  общения);

упреждения (предвосхищения в структурном  и смысловом плане);

дискурсивности (управление процессом говорения в момент его функционирования, позволяющий оценивать ситуацию в ее отношений к цели, воспринимать сигналы обратной связи и принимать решение “на ходу”).

Данные механизмы направлены главным  образом на то, чтобы раскрыть субъектный опыт каждого человека, помогать становлению  личностно значимых способов познания путем организации целостной  деятельности.

Говорение обладает многими признаками деятельности вообще, т. е. имеет свой предмет, внутреннюю (вертикальную) структуру, представленную действиями и операциями, внешнюю (горизонтальную) структуру  и результат.

В горизонтальной структуре говорения  как деятельности выделяются три фазы, основа которых базируется на процессе индивидуализации:

1. Мотивационно-побудительная. Лишь потребность выразить мысль (предмет говорения) средствами языка ведет к говорению. Мотивом к речевому действию (сообщить, ответить и т. п.) или неречевому (выполнить просьбу) является побуждение. Во время переработки поступающей информации у слушателя формируется своя коммуникативная задача, свое речевое намерение и появляется замысел высказывания. Таким образом, в этой части речевой деятельности осуществляется операция определения или “принятия” предмета сообщения (для чего? зачем? о чем говорить?).

2. Аналитико-синтетическая. В этой  фазе осуществляется реализация  замысла высказывания, структурное  оформление, обусловленное коммуникативной  задачей и ситуацией общения.  Происходит выбор языковых средств, сопоставление и сочетание слов (реализация парадигматических и синтагматических связей слова: “достраивание, конструирование, трансформирование, комбинирование из того, что хранится в памяти”.

Информация о работе Обучение монологической речи в школе