Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение методики обучения монологической речи на средней ступени обучения английского языка с учетом характерных черт монологического высказывания, определение ее теоретических и практических основ.
Реализация заявленной цели предполагает осуществление следующих задач:
раскрыть структуру обучения говорению в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка и выделить сущность понятия “монологическая речь”;
изучить психолого-педагогические особенности обучения монологической речи учащихся на средней ступени обучения;
рассмотреть модель обучения монологической речи на основе сверхфразового единства на уроках иностранного языка на средней ступени обучения;
апробировать модель обучения монологической речи на основе сверхфразового единства на уроках английского языка на средней ступени обучения в процессе проведения методического эксперимента.
Введение
Глава 1. Теоретические основы процесса обучения монологической речи на уроках английского языка
1.1 Говорение в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка
1.2 Сущность понятия «монологическая речь»
1.3 Психолого-педагогические особенности обучения монологической речи учащихся на средней ступени обучения
1.4 Средства и приемы обучения монологическому высказыванию
1.5. Использование опор при обучении монологической речи на уроках английского языка
Глава 2. Практические аспекты процесса обучения монологической речи на уроках английского языка (средняя ступень обучения)
2.1 Методика обучения монологической речи на уроках английского языка
2.2 Экспериментальная работа по проведению учебных занятий по обучению монологической речи на уроках английского языка
2.3 Составление и апробирование комплекса упражнений на совершенствование монологического высказывания
Заключение
Список использованных источников
Si vous êtes sûr, vous dites:
Cette image montre /… représente…
C'est sans aucun doute… parce que… Sur cette photo on voit… / il у а…
Au premier plan / au deuxième plan / à l’arrière-plan…
Sur la gauche / sur la droite / au centre de l'image…
En haut à droite / en bas à gauche / sous le / au-dessus de / au-dessous de / près de / entre / dans le coin supérieur à droite / dans le coin inférieur à gauche/en gros plan
Si vous n’êtes pas sûr, vous dites:
On dirait / Il me semble que / Ce doit être / C’est probablement… / Peut-être… parce que c’est sans doute…
Такое описание может быть осуществлено как на уже полностью известном материале, так и на основе вводимой дозировано по мере необходимости лексики для конкретной картинки. (Приложение №4)
Этап III – Интерпретация –
Ученик высказывает свое мнение по поводу отраженной на картинке проблемы с помощью полученных модельных фраз (МФ).
Необходимый языковой материал формируется аналогично этапу II.
Примерами модельных фраз (МФ) могут служить:
Pour moi cette image illustre… Selon moi l'auteur évoque… A mon avis cette image / l'auteur attire l'attention sur / rappelle / fait réfléchir à / sur le thème de / fait penser à / critique / suggère / veut montrer
Этап IV – Оценка картинки учеником
– предусматривает в
Примерами оценочных суждений могут быть:
Je trouve cette image réussie / intéressante / forte / frappante / parlante / claire / étrange / curieuse / difficile à comprendre /amusante / tragique / inquiétante / drôle. Je ne comprends pas très bien cette image. Cette image me plaît parce que… / ne me plaît pas (du tout) car… / me fait peur… / m'amuse /me touche.
Этап V – Развитие темы.
Смысл и содержание этапа V: ученику дается либо канва для высказывания, либо модель высказывания, по которой он формулирует общее понимание темы, проблемы, высказываться об актуальности, важности изображенного. Либо он должен добавить то, что ему известно по данному вопросу. Учитель побуждает ученика выбрать один из 3-х указанных вариантов, либо выбрать два, либо все варианты. (Приложение №7)
Примеры модельных фраз:
Je trouve que le problème abordé est typique / actuel / important…
Ça me rappelle…
2.2.3 Речевые упражнения на основе зрительных опор-подсказок
Схема (содержательная, изобразительная опора)
Тема: литература
Оснащение: иллюстрация-схема + словесное описание (Приложение № 8)
Ход работы: упражнение выполняется после просмотра мюзикла "Notre-Dame de Paris", иллюстрация представляет собой схему, описывающую персонажей романа Виктора Гюго. Учащимся предлагается представить этих персонажей и их взаимоотношения.
Иллюстрация (содержательная, изобразительная опора)
1. Тема: еда
Оснащение: иллюстрация (Приложение № 9)
Ход работы: учащимся предлагается рассказать рецепт приготовления омлета по картинкам.
2. Тема: внешность
Оснащение: иллюстрация (Приложение № 10)
Ход работы: каждый ученик выбирает персонаж на иллюстрации и описывает его вслух другим. Речевая задача – начинать описание с общих черт, чтобы одноклассники, как можно дольше не догадались, о ком идет речь. Высказывание должно состоять из 5-6 предложений (описание роста, лица, одежды, прически, предположительного возраста, его действий и положения на иллюстрации).
Слова как основные вехи
1. Тема: профессии
Оснащение: список профессий и качеств, необходимых для их успешной реализации (Приложение № 11)
Ход работы: каждый учащийся выбирает
профессию и описывает
2. Тема: одежда, мода
Оснащение: список слов-опор (Приложение № 12)
Ход работы: учащимся предлагается слова,
с помощью которых они
Карта (содержательная, изобразительная опора)
Тема: город
Оснащение: фрагмент карты Парижа (Приложение № 13)
Ход работы: учащимся предлагается описать предполагаемое путешествие по городу. В своем описании необходимо упомянуть об отели, где проживают, о местах которые посетят, каким образом доберутся до достопримечательностей, о видах транспорта, которыми воспользуются.
2.3 Результаты апробирования
После использования данного
Таблица 7. Сравнительные результаты самостоятельной работы
№ |
ФИО |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
1 |
Александр А. |
3 |
4 |
2 |
Никита А. |
3 |
4 |
3 |
Игорь З. |
4 |
4 |
4 |
Марина З. |
4 |
5 |
5 |
Анастасия К. |
4 |
5 |
6 |
Виктория М. |
3 |
4 |
7 |
Николай Н. |
3 |
4 |
8 |
Кристина Н. |
5 |
5 |
9 |
Анастасия С. |
3 |
4 |
10 |
Антон Щ. |
3 |
4 |
Данное задание было успешно выполнено на оценку "5" 30% группы (7-10 связанных распространенных сложных предложений, с 1-2 грамматическими ошибками), 70% группы справилось с заданием на оценку "4" (5-7 распространенных предложений, монологическое высказывание выстроено логично, наблюдается 3-4 грамматических ошибок). Таким образом в ходе нашей работы навыки монологического высказывания усовершенствовались, уровень обученности повысился на 90%.
Заключение
В результате нашей опытно-
1.Формирование умений
2.Теоретические основы и
3.Несмотря на оживление
4. Для успешного обучения
5.Для систематизации работы
по формированию
6.Целенаправленная и
Подготовка выпускной
Для того чтобы заинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию, упражнения по формированию монологического высказывания должны быть разнообразными, интересными, увлекательными. В педагогической работе мною используются различные упражнения по формированию монологической речи. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в работе по развитию монологической речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей курсовой работе был рассмотрен процесс говорения с точки зрения его основных аспектов, механизмов и компонентов, требования, предъявляемые к обучению монологическому высказыванию.
Целью данной курсовой работы являлось изучение методики обучения монологической речи на основе сверхфразового единства на средней ступени обучения английского языка с учетом характерных черт монологического высказывания, определение ее теоретических и практических основ.
В ходе написания курсовой работы нами была проделана следующая работа:
рассмотрена структура обучения говорению
в свете личностно
изучены психолого-педагогические особенности обучения монологической речи учащихся на средней ступени обучения; Учащиеся данной ступени обучения способны самостоятельно рассуждать, управлять своими мыслительными операциями, осознавать существенные связи в высказывании.
рассмотрена модель обучения монологической речи на основе сверхфразового единства на уроках иностранного языка на средней ступени обучения;
Обучение монологическому
апробирована модель обучения монологической речи на основе сверхфразового единства на уроках английского языка на средней ступени обучения в процессе проведения методического эксперимента.
Результаты методического
Таким образом, для эффективного развития
умений монологической речи следует
соблюдать строгую
Библиографический список
Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Просвещение. - 1999 -С. 278.
Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение. - 1988.
Попова Э.И. Обучение монологическому высказыванию учащихся 6-7 классов средней общеобразовательной школы. - Диссертация на соискание учебной степени кандидата пед. наук. – Ленинград. - 1985- С. 220.
Царькова В.Б. Речевые упражнения в английском языке. - М.: Просвещение. -1980 - С. 135.
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 1998.
2. Артыкбаева А.К. Требования к упражнениям для развития монологической речи на младших курсах языкового вуза/ А.К.Артыкбаева// Интенсификация обучения речевой деятельности в языковом вузе.- Алма-Ата, 1988. С. 63-67.
3. Бабинская П.К., Леонтьева Т.П., Андреасян И.М. и др. Практический курс методики преподавания иностранных языков. Мн.: Тетра Системс, 2003. 92 с.
4. Бернштейн В.Л. Некоторые приемы развития умения неподготовленной речи // Иностранные языки в школе. 2004. №7.
5. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. - М.: Просвещение. 1988. 251с.
6. Булкин А.П. Изучение иностранных языков в России. Социокультурный аспект // Иностранные языки в школе. 1998. №6
7. Вадюшина Д.С. Французский язык (учебное пособие для 10 класса). М.: Высшая школа, 2004. 78с.
8. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов–н/Д.: Изд-во "Март", 1998.
9. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М.: Академия, 2004. – с. 169, 190, 198, 205, 215.