Обучение монологической речи в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение методики обучения монологической речи на средней ступени обучения английского языка с учетом характерных черт монологического высказывания, определение ее теоретических и практических основ.
Реализация заявленной цели предполагает осуществление следующих задач:
раскрыть структуру обучения говорению в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка и выделить сущность понятия “монологическая речь”;
изучить психолого-педагогические особенности обучения монологической речи учащихся на средней ступени обучения;
рассмотреть модель обучения монологической речи на основе сверхфразового единства на уроках иностранного языка на средней ступени обучения;
апробировать модель обучения монологической речи на основе сверхфразового единства на уроках английского языка на средней ступени обучения в процессе проведения методического эксперимента.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы процесса обучения монологической речи на уроках английского языка
1.1 Говорение в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка
1.2 Сущность понятия «монологическая речь»
1.3 Психолого-педагогические особенности обучения монологической речи учащихся на средней ступени обучения
1.4 Средства и приемы обучения монологическому высказыванию
1.5. Использование опор при обучении монологической речи на уроках английского языка
Глава 2. Практические аспекты процесса обучения монологической речи на уроках английского языка (средняя ступень обучения)
2.1 Методика обучения монологической речи на уроках английского языка
2.2 Экспериментальная работа по проведению учебных занятий по обучению монологической речи на уроках английского языка
2.3 Составление и апробирование комплекса упражнений на совершенствование монологического высказывания
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

редакт.docx

— 115.09 Кб (Скачать файл)

естественной гетерохронности развития устных и письменных форм общения, т.е. опережении устного высказывания и понимания на слух;

недостаточной сформированности всех речевых механизмов, в частности, полного осмысления;

недостаточном уровне развития способов формирования мысли.

Таким образом, следует сказать, что  мысль учащегося не подчиняется  еще целиком логическому плану  ее изложения. Высказывания, особенно развернутые, часто бывают недостаточно логичны. В том же случае, когда  его целенаправленно учат орфографии, пунктуации, построению текстов, общению  и т.д., он выявляет более высокий  уровень развития во всех видах речевой  деятельности.

1. Говорение представляет собой  вид речевой деятельности, посредством  которого осуществляется устное  вербальное общение. Обучение  говорению тесно связано с  использованием личностно-ориентированного  подхода к образованию и воспитанию  подрастающего поколения, который учитывает личностные интересы учащихся, их индивидуальные особенности.

Обучение говорению включает развитие умения диалогической и монологической речи. Каждый вид имеет свои психологические  и лингвистические особенности, соблюдение которых способствует успешному  овладению той или иной устно-речевой  формой общения.

2. Монологическая речь – это  речь одного лица, выражающего  в более или менее развёрнутой  форме свои мысли, намерения,  оценку событий и т. д. Монологическая  речь относится преимущественно  к контекстной речи, поэтому характеризуется  последовательностью и логичностью,  полнотой, содержательностью, завершенностью  и ясностью мысли, что делает  ее в большей степени независимой  от ситуации.

3. В обучении говорению, в  частности обучении монологической  речи, следует учитывать психолого-педагогические  особенности учащихся на той  или иной ступени обучения.

На средней ступени обучения иностранному языку учащиеся способны самостоятельно рассуждать, управлять  своими мыслительными операциями, осознавать существенные связи в высказывании. Обучение должно непременно учитывать возрастные (в особенности, психологические) особенности учащихся. 14-16 лет — переходный период между подростковым и юношеским возрастом. В этом возрасте развивается самосознание, усиливается значимость собственных ценностей, хотя дети еще во многом подвержены внешним влияниям.

Часто юность считают бурной, объединяя  ее в один период с подростковым возрастом. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать  особенно напряженными. Возникают новые  потребности интеллектуального  и социального порядка, иногда —  внутренние конфликты и трудности  в отношениях с окружающими.

Как протекает процесс развития в ранней юности? Встречаются четыре варианта развития.

Некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются к переломному  моменту в своей жизни, а затем  относительно легко включаются в  новую систему отношений. Их жизнь  остается спокойной и упорядоченной, они больше интересуются общепринятыми  ценностями, в большей степени  ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет. У них, как  правило, хорошие отношения с  родителями, а учителям они практически  не доставляют хлопот.

Тем не менее, при таком благополучном  протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях.

К полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные  для юношеского возраста. Те, кто  прошел через них, обычно в большей  мере независимы, творчески относятся  к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные  решения в сложных ситуациях, — по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко.

Третий вариант развития - это  быстрые, скачкообразные изменения, которые, благодаря высокому уровню саморегуляции, хорошо контролируются, не вызывая резких эмоциональных срывов. Дети рано определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однако при высокой произвольности, самодисциплине у них слабее развиты рефлексия и эмоциональная сфера.

Четвертый вариант развития связан с особенно мучительными поисками своего пути. Недостаточное развитие рефлексии, отсутствие глубокого самопознания здесь не компенсируется высокой  произвольностью. Дети импульсивны, непоследовательны  в поступках и отношениях, недостаточно ответственны. Такие дети не уверены  в себе и себя плохо понимают. Часто они отвергают ценности родителей, но вместо этого не в состоянии  предложить ничего своего. Вступив  во взрослую жизнь, они еще долго  не обретают устойчивого положения.

Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий. В переходный от подросткового к юношескому возрасту период у детей возникает особый интерес к общению со взрослыми. При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста — этапа эмансипации от взрослых — обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне.

С родителями обсуждаются в это  время жизненные перспективы, главным  образом, профессиональные, удовлетворенность  ситуацией в школе и особенности  жизни в семье. Жизненные планы  дети могут обсуждать и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно.

К близким взрослым старшеклассник как бы примеривает свое идеальное "Я" — каким он хочет стать и будет во взрослой жизни. Как показал один из опросов, 70% старшеклассников "хотели бы быть такими людьми, как родители".

Те мнения и ценности, которые  они получают от взрослых, затем  фильтруются, могут отбираться и  проверяться в общении со сверстниками — общении "на равных".

Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения  в ранней юности, но оно имеет  другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает, в основном, в проблемных ситуациях, то общение с друзьями остается интимно-личностным.

Общение со сверстниками требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно  поддерживает самопринятие, самоуважение.

Старшеклассники так же, как и  подростки, склонны подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников. Не только в средних, но и в старших классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут же влюбляются все остальные. Причем многие увлекаются одновременно одной и той же наиболее популярной в классе девочкой (или мальчиком).

В старших классах школы развитие познавательных процессов детей  достигает такого уровня, что они  оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая  самые сложные.

К старшему школьному возрасту происходит усвоение многих научных понятий, совершенствование  умения пользоваться ими, рассуждать логически  и абстрактно. Это означает сформированность теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.

Старшие школьники уже могут  мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они  относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие  выводы на основе частных посылок  и, напротив, переходить к частным  умозаключениям на базе общих посылок, т. е. способность к индукции и  дедукции.

Старший школьный возраст характеризуется  продолжающимся развитием общих  и специальных способностей детей  на базе ведущих видов деятельности: учения, общения и труда.

Значительный прирост предметных знаний создает хорошую базу для  последующего развития умений и навыков  в тех видах деятельности, где  эти знания практически необходимы.

Ранний юношеский возраст является достаточно сензитивными для развития всего комплекса разнообразных способностей, и их практическое использование влияет на индивидуальные различия, которые к концу этого возраста увеличиваются.

Несмотря на некоторые колебания  в уровнях самооценки и тревожности  и разнообразие вариантов личностного  развитая, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период.

Стабилизация личности начинается с формирования "Я-концепции" на границе подросткового и старшего школьного возрастов. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше.

Происходят изменения и в  эмоциональной сфере. Интенсивно развивается  саморегуляция, контроль за своим поведением и эмоциями. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, снижается тревожность, повышаются их контактность и общительность. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста или миновал, или идет на убыль.

Для юности характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека, определенная возрастная интровертированность. Но это не есть думы и размышления только о себе. Это, как правило, мысли обо всем: о людях, о мире, о философских, бытовых и других проблемах. Все они личностно затрагивают старших школьников.

Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциация, т. е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. Наряду с этим иногда наблюдается своеобразная инфантильно-ролевая ригидность в ситуациях общения с разными людьми.

Межличностное общение в юности занимает еще больше времени, чем  в подростковом возрасте, причем большая  часть времени приходится на общение  со сверстниками.

Психологи определили, что взаимоотношения  со сверстниками в этом возрасте связаны  с будущим психологическим благополучием  человека. Среди подростков и молодых  людей, которые в школьные годы были в разладе со своими сверстниками, наблюдается более высокий процент  людей с тяжелым характером, жизненными проблемами и даже правонарушителей. Разлад взаимоотношений со сверстниками нередко приводит к различным  формам эмоциональной и социальной изоляции.

Таким образом, чем более социально зрелой становится личность, тем больше в ее сознании находят отражение первый и второй этапы формирования мотива, тем шире становится мотивационное поле. При этом больше уделяется внимания прогнозу последствий планируемых действий и поступков, и не только с прагматических, но и нравственных, этических позиций. Чаще используется самооценка. Усложнение и расширение мотивационного поля с возрастом создает предпосылки для более обоснованного принятия решений и формирования намерений, что в конечном итоге приводит к более разумному и адекватному ситуации поведению школьников.

   

Как утверждает С.В. Калинина, концепция  обучения монологической речи состоит  в том, что это должен быть законченный  курс, имеющий реальные цели для  учащихся и убеждающий их в возможности  использовать полученные умения в практической деятельности. [24]

Овладение монологической речью, как  известно, встречает определенные трудности, которые существуют и в родном языке – это одновременное  осуществление смысловой и языковой программы. Для того, чтобы говорящий мог гладко и связно строить свое высказывание, чтобы это речевое целое произносилось без разрушающих процесс коммуникации пауз между предложениями, одновременно, с произнесением очередного предложения должно быть упреждение следующего, что поможет учащимся приблизиться к подлинному владению устной речью, которое состоит в том, что ученик должен уметь правильно выражать на данном языке свои мысли в условиях решения достаточно сложных мыслительных задач. Что касается монологической речи, то для нее характерны такие качества, как ясность (точность мысли), логическая стройность и достаточная информативность, доказательность, а также выражение собственного отношения и оценки. В связи с этим, очевидно, что школьное обучение не может обеспечить в достаточной степени подлинное владение устной речью.

Выделяют три уровня владения устной речью с учетом разных условий  обучения: средний, повышенный и высокий.

Массовая школа может обеспечить средний уровень (его можно назвать  базовым), главная цель которого состоит  в формировании умений в чтении и  понимании текстов и развитии устной речи на основе текста в форме  описания и повествования. При этом обязательно должны присутствовать связность и логическая последовательность речи.

Повышенный уровень характеризуется  усилением внимания к устной речи. Монологическая речь развивается в  связи с чтением и слушанием: учащиеся выступают с самостоятельным  сообщением по прочитанному (прослушанному) с личной оценкой. Речь ученика должна быть коммуникативно-направленной, логичной и относительно законченной по смыслу. Должны присутствовать описания, повествование и убеждение в речи учащихся.

Третий – высокий уровень  овладения языком – это свободное  или почти свободное владение языком. Речь характеризуется убедительностью  и эмоциональным воздействием, синтаксической усложненностью.

В целом все обучение монологической речи должно быть направлено на овладение  умением логически раскрыть мысль, выделить главное, сделать выводы или  заключения. Этому необходимо обучать  с самого начала изучения иностранного языка.

Устное высказывание монологического  характера может иметь две  формы – краткую и развернутую. Краткая форма используется при  одобрении, возражении, удивлении, реакции  в виде реплик. Таким образом, краткое  монологическое высказывание почти  всегда органически включается в  диалогическую речь и поэтому  может рассматриваться и самостоятельно, внутри диалогической речи.

Информация о работе Обучение монологической речи в школе