Обучение сюжетно ролевой игре детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Игра, являясь ведущим видом деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, занимает важное место в их жизни. Это связано с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют свою речь. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Она позволяет сформировать нравственные и волевые качества ребенка. Говоря о нормально развивающемся ребенке, все это представляется как нечто естественное, изначально присущее детству и не требующее никаких воспитательных усилий. Но совершенно по иному выглядит процесс развития игры у детей с задержкой психического развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3

Глава I. Роль игры в значении развития ребенка………………………….6
1.1.Cтруктура, содержание и виды сюжетно – ролевой игры…………….6
I.2 Характеристика сюжетно – ролевой игры как деятельности ребенка дошкольного возраста……………………………………………………….7

ГлаваII. Обучение сюжетно – ролевой игре старших дошкольников с задержкой психического развития…………………………………………13
2.1 Особенности сюжетно-ролевых игр старших дошкольников с задержкой психического развития………………………………………………………13
2.2 Особенности руководства сюжетно - ролевой игрой над детьми с задержкой психического развития………………………………………….20
2.3 Приемы формирования сюжетно – ролевой игре старших дошкольников с задержкой психического развития…………………………………………..23

Заключение…………………………………………………………………….32

Библиографический список………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Обучение игре.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3

 

Глава I. Роль игры в значении развития ребенка………………………….6

1.1.Cтруктура, содержание и виды сюжетно – ролевой игры…………….6

I.2 Характеристика сюжетно – ролевой игры как деятельности ребенка дошкольного возраста……………………………………………………….7

 

ГлаваII. Обучение сюжетно – ролевой игре старших дошкольников с задержкой психического развития…………………………………………13

2.1 Особенности сюжетно-ролевых  игр старших дошкольников с  задержкой психического развития………………………………………………………13

2.2 Особенности руководства сюжетно - ролевой игрой над детьми с задержкой психического развития………………………………………….20

2.3 Приемы формирования сюжетно – ролевой игре старших дошкольников с задержкой психического развития…………………………………………..23

 

Заключение…………………………………………………………………….32

 

Библиографический список………………………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Игра, являясь ведущим  видом деятельности детей дошкольного  и младшего школьного возраста, занимает важное место в их жизни. Это связано  с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют свою речь. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Она позволяет сформировать нравственные и волевые качества ребенка. Говоря о нормально развивающемся ребенке, все это представляется как нечто естественное, изначально присущее детству и не требующее никаких воспитательных усилий. Но совершенно по иному выглядит процесс развития игры у детей с задержкой психического развития. Уже в раннем детстве у таких детей недоразвитие игровой деятельности оказывается как бы «запрограммированным». Причины этого: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми. И несмотря на это, развитие детей с нарушением интеллекта проходит те же стадии, что и развитие нормально развивающегося, т. е. происходит последовательная смена ведущего вида деятельности, определяющей переход от одной стадии к другой.[6].

Игра может оказывать положительное  воздействии на развитие всех психических  процессов и функций личности в целом лишь в том случае, когда  создаются особые условия для  развития ребенка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно - воспитательной работы, элементом которой является целенаправленное формирование игровой деятельности. [3].

При разработке системы  игр обучения сюжетно-ролевой игре детей с задержкой психического развития дошкольной психологии и педагогики о том, что дошкольный возраст - это сензитивный период для формирования игровых навыков, которые складываются в процессе взаимодействия с окружающим миром. [2].

Игра, организованная согласно основным принципам дошкольной педагогики позволяет уже в раннем детстве скорректировать некоторые дефекты развития у проблемных детей и подготовить их к школе. Игра издавна использовалась для воспитания и обучения.

В сюжетно - ролевых играх  содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Предлагаемый игровой сюжет предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный материал. Усвоив от старших эти игры, дети могут играть в них сами, повторяя или творчески изменяя их содержание, но сохраняя их обучающую основу и правила игры.

Особый характер носит  игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей  с предметами быта, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых, развлечения и т.д.). В  таких играх тема, содержание, последовательность отображаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий. В сюжетно - ролевых играх игровой сюжет (тема, содержание событий, их последовательность) определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и открытых правил, действия ребенка в воображаемой ситуации и осмысление её выступают на первый план.

Эти игры по тематике, по глубине отражения действительности у разных детей различны. Они индивидуальны и по эмоционально - выразительной характеристике и осознанию жизненного опыта. Вместе с тем в творческих сюжетных играх заложена основа для коллективной деятельности, игрового сотрудничества, общения и совместного решения игровых задач, перехода к отображению в игре взаимоотношений людей.

Отображая в игре жизненные  впечатления, ребенок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Совершенствуя воображаемые ситуации с постепенным переходом от «предметной» игры к играм внутреннего, умственного плана, переход от игр индивидуальных к коллективным, на новый уровень осмысления действительности расширяют творческие возможности ребенка.

Благоприятные предпосылки  для развития отвлеченного мышления, речи создаются уже в игре детей раннего возраста в связи с обобщением и усложнением игрового действия.

В развернутых, повторяющимися действиями с игрушками, реалистически  представляющими предметы повседневного  обихода, совершенствуется типичное для  младшего дошкольника наглядно-действенное мышление. Затем в связи с замещением отдельных предметов и действий в игре зреет необходимость оперирования представлениями, образами, словом, что способствует развитию наглядно - образного мышления и речи. Играя, дети учатся переносить действия из одних условий в другие, комбинировать свои знания, полученные в повседневной жизни, из книг и других источников информации. Так развиваются воображение, мышление, творческие способности, речь. Развитие их в игре, переход на более высокий уровень--результат длительного поэтапного формирования.

Игра при правильном её формировании решает задачи умственного, нравственного, физического и эстетического  развития каждого ребенка начиная  с раннего возраста. В игре с  первых этапов её развития формируется  личность ребенка, развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной деятельности, в труде, в общении с людьми.

В целом, правильно сформированная игра подготавливает благоприятную  базу для дальнейшего развития детей  с нарушением интеллекта, дает возможность для их ранней социализации и в перспективе успешной интеграции в обществе. [6].

Все вышеизложенное позволяет  нам считать тему нашего исследования актуальной в первую очередь потому, что именно в сюжетно - ролевой игре дети приобретают навыки социальной активности. Для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью - игра становится незаменимым орудием интеграции в социум.

Актуальность и проблема исследования определили целью нашего исследования: разработка системы занятий обучения сюжетно - ролевой игре дошкольников с задержкой психического развития в процессе их коррекционного воспитания в специальных дошкольных учреждениях.

Объектом исследования является игровая деятельность старших дошкольников с задержкой психического развития.

Предмет исследования - процесс обучения сюжетно-ролевой игре дошкольников с задержкой психического развития.

Объект, предмет, цель и  гипотеза обусловили постановку и решение  следующих задач исследования:

1) проанализировать психолого  - педагогическую литературу по  проблеме исследования;

2) изучить особенности  формирования игровой деятельности  детей с задержкой психического  развития;

4) на основе полученных  данных разработать систему занятий  по обучению дошкольников с  задержкой психического развития, сюжетно - ролевой игре

 

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава I. Роль игры в значении развития ребенка.

1.1.Cтруктура, содержание и виды сюжетно – ролевой игры.

Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности. Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны. [12].

Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети.

Он формулируется в  речи, отражается в самих игровых  действиях, оформляется в игровом  содержании и является стержнем игры. По игровому замыслу игры можно разделить группы: отражающие бытовые явления (игры в «семью», в «детский сад», в «поликлинику» и т.д.); отражающие созидательный труд (строительство метро, постройку домов,.); отражающие общественные события, традиции (праздники, встречу гостей, путешествия и т. д.). Такое деление их, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений.

Сюжет, содержание игры - это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть.

Структурной особенностью и центром  игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах. В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх -взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.

Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и  по-разному соотносятся в разных видах игр.[6].

Сюжетно-ролевые игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации - разыгрывание сказок и рассказов; строительные). [9].

I.2 Характеристика сюжетно – ролевой игры как деятельности ребенка дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая  игра формируется в процессе жизни  ребенка, в ходе его общения с  окружающими людьми. Как деятельность сюжетно-ролевая игра представляет собой сложное образование, состоящее из следующих компонентов: целевого, потребностно-мотивациоиного, содержательного, операционного, результативного.

Игра протекает как  осмысленная, целенаправленная деятельность, в ходе которой ребенок ставит и реализует значимую для себя цель (приготовить обед кукле-дочке, вылечить мишку и т.п.). При этом цели не являются постоянными, и по мере роста и развития ребенка они изменяются, перестают быть подражательными и становятся более глубоко мотивированными. Содержанием детских игр является жизнь, деятельность и отношения взрослых людей. Активно действуя, ребенок воспроизводит действия определенных персонажей, связанные с каким-либо сюжетом ("Семья", "Магазин", "Доктор" и т.д.). Чем больше возможностей для активного действия, тем привлекательнее становится игра. Поэтому понятно, что для ребенка интереснее быть продавцом, чем покупателем, шофером, чем пассажиром и т.п.

Для развертывания игры, воспроизведения  игровых действий и отношений  ребенок должен овладеть необходимыми знаниями, которые он применяет в процессе игры. Вместе с тем игра является средством для обогащения и уточнения различных представлений, создает условия для упражнений в способах поведения в определенных жизненных ситуациях. Она способствует формированию произвольности в поведении. Игра учит ребенка соблюдать определенные ролевые правила поведения, подчинять свои желания и интересы требованиям роли, например, если ребенок играет роль матроса, то он должен выполнять команды того, кто исполняет роль капитана.

Несмотря на то, что игра по своему характеру отражательная деятельность, в ее процессе происходит творческая переработка ребенком действительности. В играх детей нет точного и бездумного копирования действительности. Каждый ребенок вносит в свои игры собственные выдумки, фантазии. Поэтому в играх детей самым удивительным образом переплетается реальность и вымысел, и чем больше таких возможностей в игре, тем игра становится более интересной и привлекательной, доставляет ребенку большее удовлетворение.

Операционную сторону  игры составляют игровые действия, характер которых определяется содержанием отражаемой действительности. Уровень развития игровых действий является своеобразной степенью развития игры ребенка. Развитие игровых действий осуществляется поэтапно. Задолго до возникновения игры уже в младенческом возрасте у ребенка появляются ознакомительные манипуляторные действия, когда он действует с окружающими предметами и игрушками любым образом (стучит, сосет, бросает и т.п.). После того как с помощью взрослого дети знакомятся с отдельными свойствами игрушек (мяч катится, палка стучит, с ее помощью можно что-то достать, катать мяч и т.п.), формируются отобразительные предметно-игровые действия, в которых сначала они используют физические свойства игрушек (катают мяч, бросают его, стучат погремушками, собирают мелкие предметы в большие, высыпают их и т.п.), а затем и социальное их назначение (катают коляску, машину, везут на них что-то). В дальнейшем, овладев действиями с предметами в соответствии с их функциональным назначением и получив конкретные представления о деятельности людей, ребенок начинает отображать их в своих играх (кормит куклу, лечит куклу, мишку, строит дом и т.п.). Такие игры носят пока сюжетно - отобразительный характер, однако к концу преддошкольного детства складываются предпосылки к возникновению уже сюжетно-ролевой игры, когда ребенок начинает выделять роль и обозначать ее словом.

Информация о работе Обучение сюжетно ролевой игре детей с задержкой психического развития