Оценочная деятельность педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить оценочную деятельность педагога в современных условиях развития системы образования
Задачи исследования:
1) Изучить понятие и сущность оценочной деятельности учителя;
2) проанализировать различия между оценкой, отметкой и рейтинговым баллом;
3) рассмотреть направления совершенствования оценочной деятельности педагога в материалах ФГОС;
4) изучить оценочную деятельность в рамках базовой профессиональной компетентности педагога.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты оценочной деятельности учителя 7
1.1 Понятие и сущность оценочной деятельности учителя 7
1.2 Различия между оценкой, отметкой и рейтинговым баллом 13
1.3 Направления совершенствования оценочной деятельности в материалах ФГОС 22
Глава 2.Профессиональная компетентность педагога 26
2.1 Понятие профессиональной компетентности педагога 26
2.2 Оценочная деятельность, как базовая профессиональная компетентность педагога 37
Заключение 42
Библиографический список 44
Приложение 49

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 3 КУРС.docx

— 100.39 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»)

 

 

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

Бочарникова Юлия Викторовна

 

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

 

 

Специальность: «Педагогика и психология»

 

 

Курсовая работа

по педагогики профессионального образования

 

 

Комсомольск-на-Амуре, 2015 

 

 

 

Работа выполнена на кафедре педагогики профессионального образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Амурский гуманитарно-педагогический  государственный университет»

 

 

 

 

 

Научный руководитель:  Анкудинова Е.В., к.пед.н., доцент, зав.кафедры педагогики профессионального образования

 

 

 

 

 

 

Защита курсовой работы состоится: « 27 » мая 2015 г. в 13ч. 30 мин., в аудитории «318»

Оценка ___________________     __________________________

(подпись руководителя)

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема развития оценочной деятельности учителя существенно актуализировалась в условиях модернизации отечественного образования. Ориентация общества и государства на обеспечение современного качества образования требует от учителя умения решать профессиональные задачи педагогической деятельности, обусловленные вызовами времени, в том числе и задачи, связанные с оценкой достижений учащихся. Однако, как показывают исследования, учитель в своей профессиональной деятельности чаще всего использует подходы и формы выявления, анализа и оценки результатов деятельности школьников, адекватные традиционным подходам, сложившимся в образовании.

Ш.А. Амонашвили [2], Б. Г. Ананьев [4], Г.Ю. Ксензова [25], В. М. Полонский [38] и другие авторы отмечают, что педагогическая оценка обычно рассматривается обычно в качестве инструмента фиксации, установления соответствия или несоответствия некоторым социальным требованиям внешних проявлений ребенка (оценка предметных знаний, умений, способов действий и поведения и пр.). Сложившаяся практика обучения направлена на то, чтобы оценивать «чистые» знания, имеющиеся у ребёнка, в отрыве от его усилий и стараний, от содержания учебной деятельности, мотивов побуждений.

В условиях традиционной системы обучения оценочный компонент выносится из целостной структуры учебной деятельности. Педагог контролирует, проверяет, находит ошибки и указывает на них (а ученик с самого начала освобождается от такого рода активности, т.к. она всецело возлагается на учителя), высказывает своё суждение о результате учебной деятельности, не вдаваясь в анализ её хода. Следствием этих операций является отметка как проявление воли и единоначалия педагога. Таким образом, ученик не может быть самостоятельным в своей учебной деятельности, поскольку он полностью находится в зависимом положении от учителя.

Широкое распространение феномена оценки в учебно-воспитательном процессе школы послужило причиной того, что оценивание педагогом результатов учебной деятельности учащихся и самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное научное направление. Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных психологов, педагогов и методистов (Б.Г. Ананьев [4], Е.Д. Божович [9], В.Н. Селезнев [41] и др.).

Большой вклад в развитие школьного оценивания внесли такие учителя новаторы, как Ш.А. Амонашвили [3], В.Ф. Шаталов [49] и др. Авторы отмечают, что независимо от того существует ли оценка в школе в виде баллов либо имеет словесное выражение, учитель должен соблюдать ряд обязательных психолого-педагогических требований при оценивании знаний и умений учеников. Это связано с тем, что оценка оказывает большое влияние на личность ребенка, на его психику, и, прежде всего, на формирование его самооценки. Каждый школьник должен понимать, что успех напрямую связан с такой учебной деятельностью, в которой он получит не только новые для него знания, но и освоит способы действий с предметным содержанием и способы универсальных учебных действий.

В сложившейся практике вариативного развивающего обучения подходы к оцениванию работ учащихся остаются стандартными, рекомендации по организации внутренней накопительной оценки достижений учащихся не получили широкого распространения. Данная ситуация требует от современного учителя разработки новых форм и способов педагогического оценивания творческих работ, чтобы они были адекватны целям и задачам ФГОС.

Цель исследования: изучить оценочную деятельность педагога в современных условиях развития системы образования

Объект исследования: педагогический процесс общего образования.

Предмет исследования: оценочная деятельность педагога.

Гипотеза: развитие оценочной компетентности учителя рассматривается как целостный, гуманистически ориентированный и перманентно идущий процесс совершенствования готовности учителя к оценочной деятельности, направленный на оперативное удовлетворение его профессиональных запросов в сфере оценивания на основе компетентностного подхода, структура которого представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов: когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностного, праксиологического и рефлексивного.

Задачи исследования:

  1. Изучить понятие и сущность оценочной деятельности учителя;
  2. проанализировать различия между оценкой, отметкой и рейтинговым баллом;
  3. рассмотреть направления совершенствования оценочной деятельности педагога в материалах ФГОС;
  4. изучить оценочную деятельность в рамках базовой профессиональной  компетентности педагога.

Методы  исследования: теоретический анализ исследований проблемы оценочной деятельности учителя; теоретический анализ и обобщение исследований профессиональная компетентности педагога в отечественной и зарубежной педагогике.

 

Структура курсовой работы  состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты оценочной деятельности учителя

1.1 Понятие  и сущность  оценочной деятельности учителя

 

Оценочная деятельность человека сложна и противоречива, она давно привлекает исследователей. В начале XX в. Курт Левин отметил существование в оценочном акте человека объективной шкалы ценностей и субъективной оценочной деятельности. Он предполагал, что между ними могут существовать связи, но временами они могут совершенно не совпадать друг с другом [35].

В.Н. Мясищев определяет оценочную деятельность как результат внутреннего сопоставления человеком своих действий и поступков с «образцами», содержащимися в общественных оценках социальных процессов, т.е. заданных извне [35].

И.А.Зимняя подчеркивает, что субъективные критерии оценки определяются потребностями, стремлением личности, настроением человека, т.е. внутренней позицией человека. Объективные критерии оценки определяются психологической атмосферой, стилем общения, позицией и мировоззрением коллектива, т.е. внешними факторами, независящими от человека. С позиции ребёнка любая объективная оценка учителя будет субъективной; адекватная оценка возникает при соотнесении субъективных критериев с объективными. С позиции учителя объективной оценкой будет оценка без пристрастия, без отношения учителя к ученику, как к «хорошему» или «плохому», а субъективной будет оценка с учётом всех особенностей ученика, его отношения к учёбе, отношения учителя к ученику [19].

Само понятие «оценочная деятельность учителя» стало наиболее часто использоваться в 90-х гг. XX в. Однако проблема оценочной деятельности учителя являлась предметом исследования и ранее такими учеными как Ш.А. Амонашвили [2], Е.Д. Божович [9] Е.В. Иванкова [20], Г.Ю. Ксензова [25], И.С. Ломакина [28], В.М. Полонский [38], Н.В. Селезнев [41] и др.

Закон Российской федерации «Об образовании» провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся [45]. Педагогический контроль является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. До сих пор результатом педагогического контроля безоговорочно считается оценка успеваемости учащихся. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования.

Оценочная деятельность учителя – это особого рода деятельность, включающая в себя контроль, проверку, оценку и конечный результат – отметку, направленная со стороны педагога на ученика, с целью определения уровня знаний ученика и воздействия на него с положительной стороны. В зависимости от личностных качеств педагога, от направленности его деятельности, от стиля и манеры преподавания предмета у каждого учителя свои формы контроля, критерии оценки и отметки [28].

В работах Л.Б. Близнюк [8], О.Ф. Горбуновой [14] и др. отмечается, что основной целью контрольно-оценочной деятельности учителя является итоговый контроль и оценку деятельности каждого ученика по изучению им какой-либо темы учебного материала. В качестве основных функций оценочной деятельности учителя авторы выделяют обучающую, воспитательную, диагностическую и контролирующую. Ученые полагают, что педагогическое оценивание и оценочные процессы чаще всего представляют собой не самостоятельный феномен учебно-воспитательного процесса школы, а являются составляющей гностической деятельности педагога, его управленческой деятельности. Они отмечают, что контрольно-оценочная деятельность педагога - это один из этапов обучающей деятельности учителя. Ученые подчеркивают, что контрольно -оценочный этап является заключительным в обучающей деятельности учителя после мотивационного и операционно-познавательного и призван способствовать обобщению изученного материала и подвести итоги работы учащихся по данной томе. При этом исследователи отмечают взаимосвязь всех этапов обучающей деятельности учащихся. Результатом контрольно-оценочного этапа педагогической деятельности учителя в этом подходе становится оценка знаний, умений и навыков школьника [14]. 

Ряд других ученых, таких как Ш.А. Амонашвили [3], Е.Д. Божович [9], Г.Ю. Ксензова [25], В.М. Полонский [38], Н.В. Селезнев [41] и др., отмечают, что процесс оценки знаний, оценивание самостоятельная деятельность учителя, сопровождающая его профессиональную деятельность. При этом данный вид деятельности эти ученые называют по-разному. 

Так, Ш.А. Амонашвили считает, что оценка является деятельностью оценивания, осуществляемой человеком [2]. Педагог-новатор понимает оценку как процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным в задаче эталоном [2]. Основной целью оценки учителя Ш.А. Амонашвили видит в том, чтобы научить школьника, как самому оценивать свое продвижение в учении. Среди функций процесса оценивания педагог особое внимание уделяет стимулирующей функции, он утверждает, что оценивание - это мощный стимулятор развития мотивов учебной деятельности учащихся. В процессе оценки учитель должен оценивать качества формируемых знаний, умений и навыков, указывать пути их совершенствования, показывать, как делать, какому образцу следовать. Основным средством оценки учителя являются развернутые оценочные суждения. При этом Ш.А. Амонашвили подчеркивает, что отметка является результатом процесса оценивания, его условно-формальным отражением [2]. 

В.М. Полонский определяет оценочно-контрольный вид деятельности учителя как процесс оценки знаний, который, в свою очередь, является систематическим и состоит в определении соответствия имеющихся знаний, учений, навыков предварительно планируемым. Раскрывая сущность процесса оценки, ученый выделяет в нем следующие компоненты: определение целей обучения; выбор контрольных заданий, проверяющих достижение этих целей; отметку или иной способ выражения результатов проверки [38].

По мнению В. М. Полонского, проверка и оценка знаний выполняют обучающие, контролирующие и воспитывающие функции. Особое значение исследователь отводит именно воспитывающим функциям. Говоря о роли оценочного компонента в учебно-воспитательном процессе, ученый утверждает, что проверка и оценка знаний - необходимая часть этого процесса. При этом он подчеркивает, что оценочная деятельность учителя: теоретический аспект многосторонняя значимость педагогической оценки под стать и сложной деятельности педагога, оценивающего знания учащихся [38].

В.М. Полонский указывает на наличие различных объектов контроля. Для одних учителей объект оценки - фактический материал, который усвоили школьники, для других - способность применять знания на практике, для третьих - способность переносить знания на решение новых задач. Результатом оценки учителя становится отметка ученика. В своих исследованиях ученый, вслед за Ш.А. Амонашвили, также поднимает вопрос о несовершенстве 5-балльной шкалы, снижающей объективность отметок [38]. 

Н.В. Селезнев в своем исследовании определяет оценочную деятельность как активное взаимодействие человека с окружающим миром, направленное на выяснение качественной его неоднородности с точки зрения наличия или отсутствия в нем жизненно важных ценностей [41]. Ученый подчеркивает, что оценочная деятельность - это особая, постоянно развивающаяся форма человеческой деятельности, возникшая одновременно с человеком и имеющая для него жизненно важное значение. Н. В. Селезнев отмечает, что именно оценочная деятельность становится средством ориентации кого-либо среди множества ценностей и антиценностей. Основной целью оценочной деятельности учителя, по мнению автора, является развитие у учащегося адекватной самооценки, позволяющей с достаточной долей объективности видеть ценности как вне, так и в самом себе. Ученый указывает на многосторонний характер оценочной деятельности в учебно-воспитательном процессе, выделяя такие аспекты, как аксиологический, уровневый и стимулирующий. Основное значение аксиологического аспекта ученый видит в развитии таких показателей оценочной деятельности педагога и учащихся, как объем, глубина, самостоятельность оценки и ее полное соответствие затрагиваемой ценности [41].

Информация о работе Оценочная деятельность педагога