Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 14:58, курсовая работа
Цель исследования: изучить оценочную деятельность педагога в современных условиях развития системы образования
Задачи исследования:
1) Изучить понятие и сущность оценочной деятельности учителя;
2) проанализировать различия между оценкой, отметкой и рейтинговым баллом;
3) рассмотреть направления совершенствования оценочной деятельности педагога в материалах ФГОС;
4) изучить оценочную деятельность в рамках базовой профессиональной компетентности педагога.
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты оценочной деятельности учителя 7
1.1 Понятие и сущность оценочной деятельности учителя 7
1.2 Различия между оценкой, отметкой и рейтинговым баллом 13
1.3 Направления совершенствования оценочной деятельности в материалах ФГОС 22
Глава 2.Профессиональная компетентность педагога 26
2.1 Понятие профессиональной компетентности педагога 26
2.2 Оценочная деятельность, как базовая профессиональная компетентность педагога 37
Заключение 42
Библиографический список 44
Приложение 49
Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в це лом.
С.А.Дружилов утверждает, что следует различать психологический смысл понятий «компетентность» и «квалификация». Присвоение квалификации специалисту требует от него не опыта в этой профессии, а соответствия приобретенных в процессе обучения знаний и умений образовательному стандарту. Квалификация – это степень и вид профессиональной обученности (подготовленности), позволяющий специалисту выполнять работу на определенном рабочем месте. Специалист приобретает квалификацию прежде, чем начнет складываться соответствующий профессиональный опыт [17].
Понятие «профессионализм» является более широким, чем понятие «профессиональная компетентность». Быть профессионалом – это не только знать, как делать, но и уметь эти знания реализовывать, добиваясь необходимого результата. (Спасателем на водах не может быть тот, кто, по выражению А.Н. Леонтьева, «знает как плавать», но не умеет этого делать). Важна и результативность деятельности, и соотнесение ее с затратами (психологическими, физиологическими и др.), то есть при оценке профессионализма речь должна идти об эффективности профессиональной деятельности (С.А.Дружилов [23]).
В.Н. Введенский выделяет основные показатели профессиональной компетентности педагога:
- специально-профессиональные
знания, их соответствие объему,
структуре, характеру, требованиям
профессиональности на
- психолого-педагогические
знания - это сведения из педагогики
и психологии о сущности труда
учителя, об особенностях
- психолого-педагогические
умения - способность психологически
грамотно осуществлять
При этом качественная характеристика профессиональной компетентности педагога зависит не только от количества усвоенных им знаний и умений, но и от развитости у него эмоционально-мотивационной сферы, процессов педагогического творчества мышления, от сформированности педагогически значимых волевых привычек, т.е. от уровня общего психического развития. Сложность обретения учителей профессиональной компетентности, по мнению А.С. Белкина в том, что профессиональные знания должны формироваться сразу на всех уровнях:
Стратегия развития отечественного образования предъявляет качественно новые требования к деятельности современной общеобразовательной школы и ставит новые ориентиры в её образовательных целях. Это означает, что результатом деятельности современной школы выступает не только определённый уровень знаний учащихся, но и новые жизненные установки, социальный опыт самостоятельной деятельности и ответственности, а, в целом, ключевые компетенции, определяющие качество образования.
Осуществляемые реформы в системе общего образования не могут быть реализованы успешно без изменения системы оценки качества учебных достижений учащихся и качества образования в целом, без изменения системы подготовки педагогов к новой ситуации оценки образовательных достижений обучающихся на всех ступенях образования.
В этой связи профессиональная компетентность современного учителя невозможна без специальных знаний, умений организации оценочной деятельности, отвечающей задачам модернизации образования.
2.2 Оценочная деятельность, как базовая профессиональная компетентность педагога
Профессиональный стандарт педагогической деятельности с позиций компетентностного подхода представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности). Одна из базовых компетентностей педагога -- компетентность в педагогическом оценивании.
Определяя сущность оценочной компетентности учителя в контексте компетентностного подхода, Ж.К. Ахмадиева предлагает исходить из того, что в современных условиях развития системы профессионального образования обеспечение качества образования, основанного на принципах объективности, гласности, преемственности и непрерывности развития, является одним из стратегических направлений реализации Общероссийской системы оценивания качества образования [5].
Сформированность обозначенных составляющих в конкретных образовательных учреждениях зависит не только от компетентности учителя в области оценочной деятельности, но и от эффективной организации процедуры оценивания достижений обучающихся. Оценочная деятельность выступает в качестве технологического компонента педагогической деятельности и может осуществляться как самостоятельный вид деятельности, так и иметь прикладной характер в познавательном, учебном, профессиональном и других процессах [38].
Оценочную деятельность - вид деятельности, направленный на формирование у учителя в условиях профессионального обучения, повышения квалификации, индивидуального опыта оценивания, как совокупности методологических, целеполагающих, аналитических, деятельностных, аксиологических, составляющих [41].
Компетентность в оценочной деятельности проявляется и в таких её функциях как ценностная (самооценивание и усовершенствование себя, как основного фактора, обусловливающего качество оценочной деятельности), мотивационная (побуждение себя к самосовершенствованию и саморазвитию), рефлексивная (анализ причинно-следственных связей), коммуникативная (понимание и эффективное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса) [25].
В документах модернизации образования отмечается, что результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах [44].
Выращивание личности, обладающей оценочной компетентностью, в условиях системы общего образования предполагает наличие сформированной оценочной компетентности педагога, включающей в себя: знания (критериев оценки уровня подготовки, оценки достижения школьников но основе формирования ключевых компетенций личности и др.); умения по оценке образовательных достижений школьников, по рефлексии оценки, по самооценке, по вариативности оценки, по аутентичному оцениванию и др.; владение системой оценивания достижений учащихся через многообразие педагогического инструментария, мониторинга, различных видов оценочных шкал (количественной, порядковой, качественной) [10].
Ж.К. Ахмадиева [5], Н.Ю. Волковинская [12], Г.Ю. Ксензова [25] и др. предлагают следующую сущностную характеристику ключевых компетенции оценочной деятельности, совокупность которых составляет основу оценочной компетентности:
Следует заметить, что авторы не претендуют на исчерпывающее понимание, как самих компетенций, так и их толкования; на взгляд ученых, этот процесс должен развиваться и совершенствоваться. Анализ научно-педагогической литературы показывает, что проблемы формирования компетентности педагога в сфере оценивания образовательных результатов является предметом острых дискуссий, как учёных, так и практиков.
Таким образом, оценочная компетентность учителя - это компонент профессионально-педагогической компетентности, проявляющийся в способности и готовности учителя самостоятельно и ответственно распознавать и решать профессиональные задачи и проблемы в области оценивания образовательных результатов школьников, возникающие в ходе его профессиональной деятельности, структуру которой составляют компоненты: мотивационно-ценностный, деятельностный, когнитивный, рефлексивный, праксиологический.
Проведенный анализ теоретических исследований позволил нам сделать ряд обобщенных выводов:
Проведенный анализ показал,
что на сегодняшний день существуют различные
точки зрения на то, что такое оценочная
деятельность учителя. Однако при всем
многообразии взглядов можно увидеть
сущностные черты этой деятельности: целенаправленность;
двусторонность; единство внутреннего
и внешнего, объективного и субъективного;
взаимосвязь оценки и самооценки, регулирования
и саморегулирования.
Теоретический анализ позволил утверждать,
что смысл оценочной деятельности учителя
как неотъемлемой составляющей его профессиональной
деятельности состоит в стимулировании
активности самих учеников. Целью этой
деятельности является не контроль успеваемости
учащихся, а создание условий для развития
у учащихся адекватной самооценки. Предметом
оценочной деятельности учителя при таком
подходе становится организация образовательного
процесса в целом и собственная профессиональная
педагогическая деятельность.
Оценочная деятельность педагога рассматривается как процесс, а оценка - как механизм ориентации школьников на учебную деятельность. Смысл оценки не в определении уровня («цены») знаний и умений ученика, выраженного в баллах (отметках), а в выявлении и осознании ценности (значимости, нормативности, полезности, необходимости, целесообразности) учебной деятельности и её результатов, выраженной в оценочных суждениях педагога и самого ученика.
В соответствии с целями ФГОС система оценивания направлена на получение информации, позволяющей учащимся обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – судить об успешности собственной педагогической деятельности.
Стратегия развития отечественного образования предъявляет качественно новые требования к деятельности современной общеобразовательной школы и ставит новые ориентиры в её образовательных целях. Это означает, что результатом деятельности современной школы выступает не только определённый уровень знаний учащихся, но и новые жизненные установки, социальный опыт самостоятельной деятельности и ответственности, а, в целом, ключевые компетенции, определяющие качество образования.
Осуществляемые реформы в системе общего образования не могут быть реализованы успешно без изменения системы оценки качества учебных достижений учащихся и качества образования в целом, без изменения системы подготовки педагогов к новой ситуации оценки образовательных достижений обучающихся на всех ступенях образования.
В этой связи профессиональная компетентность современного учителя невозможна без специальных знаний, умений организации оценочной деятельности, отвечающей задачам модернизации образования.
Оценочная компетентность учителя - это компонент профессионально-педагогической компетентности, проявляющийся в способности и готовности учителя самостоятельно и ответственно распознавать и решать профессиональные задачи и проблемы в области оценивания образовательных результатов школьников, возникающие в ходе его профессиональной деятельности, структуру которой составляют компоненты: мотивационно-ценностный, деятельностный, когнитивный, рефлексивный, праксиологический.