Оценочная деятельность педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить оценочную деятельность педагога в современных условиях развития системы образования
Задачи исследования:
1) Изучить понятие и сущность оценочной деятельности учителя;
2) проанализировать различия между оценкой, отметкой и рейтинговым баллом;
3) рассмотреть направления совершенствования оценочной деятельности педагога в материалах ФГОС;
4) изучить оценочную деятельность в рамках базовой профессиональной компетентности педагога.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты оценочной деятельности учителя 7
1.1 Понятие и сущность оценочной деятельности учителя 7
1.2 Различия между оценкой, отметкой и рейтинговым баллом 13
1.3 Направления совершенствования оценочной деятельности в материалах ФГОС 22
Глава 2.Профессиональная компетентность педагога 26
2.1 Понятие профессиональной компетентности педагога 26
2.2 Оценочная деятельность, как базовая профессиональная компетентность педагога 37
Заключение 42
Библиографический список 44
Приложение 49

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 3 КУРС.docx

— 100.39 Кб (Скачать файл)

Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в це лом.

С.А.Дружилов утверждает, что следует различать психологический смысл понятий «компетентность» и «квалификация». Присвоение квалификации специалисту требует от него не опыта в этой профессии, а соответствия приобретенных в процессе обучения знаний и умений образовательному стандарту. Квалификация – это степень и вид профессиональной обученности (подготовленности), позволяющий специалисту выполнять работу на определенном рабочем месте. Специалист приобретает квалификацию прежде, чем начнет складываться соответствующий профессиональный опыт [17].

Понятие «профессионализм» является более широким, чем понятие «профессиональная компетентность». Быть профессионалом – это не только знать, как делать, но и уметь эти знания реализовывать, добиваясь необходимого результата. (Спасателем на водах не может быть тот, кто, по выражению А.Н. Леонтьева, «знает как плавать», но не умеет этого делать). Важна и результативность деятельности, и соотнесение ее с затратами (психологическими, физиологическими и др.), то есть при оценке профессионализма речь должна идти об эффективности профессиональной деятельности (С.А.Дружилов [23]).

В.Н. Введенский выделяет основные показатели профессиональной компетентности педагога:

- специально-профессиональные  знания, их соответствие объему, структуре, характеру, требованиям  профессиональности на современном  уровне развития науки, техники, культуры. Конкретное содержание  знаний будет зависеть от специальности, уровень их и объем - от категории: чем выше уровень профессионализма, тем обширнее и выше компетентность  педагога, и наоборот, чем выше  уровень компетентности, тем более  эффективную деятельность он  может осуществлять в своей  профессиональной области;

- психолого-педагогические  знания - это сведения из педагогики  и психологии о сущности труда  учителя, об особенностях педагогической  деятельности и общения, личности  учителя, о психологическом развитии  учащихся, их возрастных особенностях  и др.;

- психолого-педагогические  умения - способность психологически  грамотно осуществлять воздействие  на учащихся с целью достижения  определенного педагогического  результата, реализации знаний [10].

При этом качественная характеристика профессиональной компетентности педагога зависит не только от количества усвоенных им знаний и умений, но и от развитости у него эмоционально-мотивационной сферы, процессов педагогического творчества мышления, от сформированности педагогически значимых волевых привычек, т.е. от уровня общего психического развития. Сложность обретения учителей профессиональной компетентности, по мнению А.С. Белкина в том, что профессиональные знания должны формироваться сразу на всех уровнях:

  • методологическом (знание закономерностей развития общефилософского плана, обусловленности целей воспитания и пр.);
  • теоретическом (законы, принципы и правила педагогики, психологии, основные формы деятельности и др.);
  • методическом (уровень проектирования и конструирования учебно-воспитательного процесса);
  • технологическом (уровень решения практических задач обучения и воспитания в конкретных условиях, что требует достаточно развитого профессионального мышления, способного отбирать, анализировать и синтезировать приобретенные знания для достижения педагогических целей, представленных технологической формой) [7].

Стратегия развития отечественного образования предъявляет качественно новые требования к деятельности современной общеобразовательной школы и ставит новые ориентиры в её образовательных целях. Это означает, что результатом деятельности современной школы выступает не только определённый уровень знаний учащихся, но и новые жизненные установки, социальный опыт самостоятельной деятельности и ответственности, а, в целом, ключевые компетенции, определяющие качество образования.

Осуществляемые реформы в системе общего образования не могут быть реализованы успешно без изменения системы оценки качества учебных достижений учащихся и качества образования в целом, без изменения системы подготовки педагогов к новой ситуации оценки образовательных достижений обучающихся на всех ступенях образования.

В этой связи профессиональная компетентность современного учителя невозможна без специальных знаний, умений организации оценочной деятельности, отвечающей задачам модернизации образования.

 

 

 

2.2 Оценочная деятельность, как базовая профессиональная  компетентность педагога

 

Профессиональный стандарт педагогической деятельности с позиций компетентностного подхода   представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности). Одна из базовых компетентностей педагога -- компетентность в педагогическом оценивании.

Определяя сущность оценочной компетентности учителя в контексте компетентностного подхода, Ж.К. Ахмадиева предлагает исходить из того, что в современных условиях развития системы профессионального образования обеспечение качества образования, основанного на принципах объективности, гласности, преемственности и непрерывности развития, является одним из стратегических направлений реализации Общероссийской системы оценивания качества образования [5].

Сформированность обозначенных составляющих в конкретных образовательных учреждениях зависит не только от компетентности учителя в области оценочной деятельности, но и от эффективной организации процедуры оценивания достижений обучающихся. Оценочная деятельность выступает в качестве технологического компонента педагогической деятельности и может осуществляться как самостоятельный вид деятельности, так и иметь прикладной характер в познавательном, учебном, профессиональном и других процессах [38].

Оценочную деятельность - вид деятельности, направленный на формирование у учителя в условиях профессионального обучения, повышения квалификации, индивидуального опыта оценивания, как совокупности методологических, целеполагающих, аналитических, деятельностных, аксиологических, составляющих [41].

Компетентность в оценочной деятельности проявляется и в таких её функциях как ценностная (самооценивание и усовершенствование себя, как основного фактора, обусловливающего качество оценочной деятельности), мотивационная (побуждение себя к самосовершенствованию и саморазвитию), рефлексивная (анализ причинно-следственных связей), коммуникативная (понимание и эффективное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса) [25].

В документах модернизации образования отмечается, что результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах [44].

Выращивание личности, обладающей оценочной компетентностью, в условиях системы общего образования предполагает наличие сформированной оценочной компетентности педагога, включающей в себя: знания (критериев оценки уровня подготовки, оценки достижения школьников но основе формирования ключевых компетенций личности и др.); умения по оценке образовательных достижений школьников, по рефлексии оценки, по самооценке, по вариативности оценки, по аутентичному оцениванию и др.; владение системой оценивания достижений учащихся через многообразие педагогического инструментария, мониторинга, различных видов оценочных шкал (количественной, порядковой, качественной) [10].

Ж.К. Ахмадиева [5], Н.Ю. Волковинская [12], Г.Ю.  Ксензова [25] и др. предлагают следующую сущностную характеристику ключевых компетенции оценочной деятельности, совокупность которых составляет основу оценочной компетентности:

  • познавательно-интеллектуальная компетенция в области оценочной деятельности - это владение теоретическими вопросами, связанными с методикой, содержанием, организацией компетентностно - направленной оценочной деятельности, в которых педагог обладает познанием, опытом и способом действовать самостоятельно, результативно и продуктивно [5];
  • информационно-коммуникационная компетенция в области оценочной деятельности - это овладение способами деятельности, связанными с процессом обмена информацией, взаимодействием, общением в условиях компетентностно - направленной оценочной деятельности, в которой учитель обладает познанием, опытом и способом действовать самостоятельно, результативно и продуктивно [5];
  • профессионально-технологическая компетенция в области оценочной деятельности - это владение способами деятельности, связанными с технологиями компетентностно - направленной оценочной деятельности в которой педагог обладает познанием, опытом и способом действовать самостоятельно, результативно и продуктивно [12];
  • рефлексивно-психологическая компетенция в области оценочной деятельности - это владение способами деятельности, связанными с процессом самопознания субъектом внутренних психологических актов и состояний в условиях компетентностно - направленной оценочной деятельности, в которой учитель обладает познанием, опытом и способом действовать самостоятельно, результативно и продуктивно [12];
  • конструктивно-проектировочная компетенция в области оценочной деятельности - это владение способами деятельности, связанными с процессом проектирования и конструирования в условиях компетентностно-направленной оценочной деятельности, в которой учитель обладает познанием, опытом и способом действовать самостоятельно, результативно и продуктивно [12];
  • исследовательская компетенция в области оценочной деятельности - это владение способами деятельности, связанными с процессом исследования в условиях компетентностно - направленной оценочной деятельности, в которой учитель обладает познанием, опытом и способом действовать самостоятельно, результативно и продуктивно [25];
  • коммуникативная компетенция в области оценочной деятельности - это круг вопросов, связанных с процессом поиска, приобретения информации, в том числе и с помощью современных компьютерных средств, в условиях компетентностно - направленной оценочной деятельности, в которой учитель обладает познанием, опытом и способом действовать самостоятельно, результативно и продуктивно [25];
  • управленческая компетенция в области оценочной деятельности - это владение способами, связанными с процессом управления в условиях компетентностно - направленной оценочной деятельности, в которой учитель обладает управленческими функциями, умением действовать в оценочной деятельности самостоятельно, результативно и продуктивно [25];
  • контрольно-диагностическая компетенция в области оценочной деятельности - это владение способами деятельности, связанными с контрольно-диагностическими процессами в условиях оценочной деятельности на основе компетентностного подхода, в которой учитель обладает познанием, опытом и способом действовать самостоятельно, результативно, продуктивно [25];
  • научно-методическая компетенция в области оценочной деятельности - это владение способами деятельности, связанными с методологией, методами компетентностно - направленной оценочной деятельности, в которой учитель обладает познанием, опытом и умениями действовать самостоятельно, результативно и продуктивно [25];
  • практико-ориентировочная компетенция в области оценочной деятельности - это способность, связанная с ориентацией на практическое применение полученных знаний, умений, способов в условиях компетентностно-направленной оценочной деятельности, в которой учитель обладает познанием, опытом и способом действовать самостоятельно, результативно и продуктивно [25].

Следует заметить, что авторы не претендуют на исчерпывающее понимание, как самих компетенций, так и их толкования; на взгляд ученых, этот процесс должен развиваться и совершенствоваться. Анализ научно-педагогической литературы показывает, что проблемы формирования компетентности педагога в сфере оценивания образовательных результатов является предметом острых дискуссий, как учёных, так и практиков.

Таким образом, оценочная компетентность учителя - это компонент профессионально-педагогической компетентности, проявляющийся в способности и готовности учителя самостоятельно и ответственно распознавать и решать профессиональные задачи и проблемы в области оценивания образовательных результатов школьников, возникающие в ходе его профессиональной деятельности, структуру которой составляют компоненты: мотивационно-ценностный, деятельностный, когнитивный, рефлексивный, праксиологический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенный анализ теоретических исследований позволил нам сделать ряд обобщенных выводов:

Проведенный анализ показал, что на сегодняшний день существуют различные точки зрения на то, что такое оценочная деятельность учителя. Однако при всем многообразии взглядов можно увидеть сущностные черты этой деятельности: целенаправленность; двусторонность; единство внутреннего и внешнего, объективного и субъективного; взаимосвязь оценки и самооценки, регулирования и саморегулирования.  
Теоретический анализ позволил утверждать, что смысл оценочной деятельности учителя как неотъемлемой составляющей его профессиональной деятельности состоит в стимулировании активности самих учеников. Целью этой деятельности является не контроль успеваемости учащихся, а создание условий для развития у учащихся адекватной самооценки. Предметом оценочной деятельности учителя при таком подходе становится организация образовательного процесса в целом и собственная профессиональная педагогическая деятельность.

Оценочная деятельность педагога рассматривается как процесс, а оценка - как механизм ориентации школьников на учебную деятельность. Смысл оценки не в определении уровня («цены») знаний и умений ученика, выраженного в баллах (отметках), а в выявлении и осознании ценности (значимости, нормативности, полезности, необходимости, целесообразности) учебной деятельности и её результатов, выраженной в оценочных суждениях педагога и самого ученика.

В соответствии с целями ФГОС система оценивания направлена на получение информации, позволяющей учащимся обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – судить об успешности собственной педагогической деятельности.

Стратегия развития отечественного образования предъявляет качественно новые требования к деятельности современной общеобразовательной школы и ставит новые ориентиры в её образовательных целях. Это означает, что результатом деятельности современной школы выступает не только определённый уровень знаний учащихся, но и новые жизненные установки, социальный опыт самостоятельной деятельности и ответственности, а, в целом, ключевые компетенции, определяющие качество образования.

Осуществляемые реформы в системе общего образования не могут быть реализованы успешно без изменения системы оценки качества учебных достижений учащихся и качества образования в целом, без изменения системы подготовки педагогов к новой ситуации оценки образовательных достижений обучающихся на всех ступенях образования.

В этой связи профессиональная компетентность современного учителя невозможна без специальных знаний, умений организации оценочной деятельности, отвечающей задачам модернизации образования.

Оценочная компетентность учителя - это компонент профессионально-педагогической компетентности, проявляющийся в способности и готовности учителя самостоятельно и ответственно распознавать и решать профессиональные задачи и проблемы в области оценивания образовательных результатов школьников, возникающие в ходе его профессиональной деятельности, структуру которой составляют компоненты: мотивационно-ценностный, деятельностный, когнитивный, рефлексивный, праксиологический.

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя / В. А. Адольф ; Краснояр. гос. ун- т. -Красноярск, 2008.-310 с.
  2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников: экспериментально-педагогическое исследование / Ш.А. Амонашвили. - М.: Педагогика, 2009. – 95 c.
  3. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметки  / Ш.А. Амонашвили. – М: Знание, 2010. – 65 с.
  4. Ананьев Б.Г. Проблема оценивания в педагогической психологии / Б.Г. Ананьев. – СПб: Питер, 2005. – 112 с.
  5. Ахмадиева Ж. К. Развитие оценочных компетенций будущих учителей в условиях информатизации образования / Ж.К. Ахмадиева //Поиск. Сер. Гуманитарных наук.- 2014.- № 4.- С. 249- 254
  6. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) / В.И. Байденко// Высш. образование в России.2010. -№ 4. - С. 3-13.
  7. Белкин А. С. Педагогическая компетентность / А.С. Белкин. - Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2013. - 188 с.
  8. Близнюк Л.Б. Роль оценки в совершенствовании знаний, умений и навыков учащихся / Л.Б. Близнюк. – М.: Знание, 2009. – 234 с.
  9. Божович Е.Д. Процесс учения: Контроль. Диагностика. Коррекция. Оценка / Е.Д. Божович. – М.: Просвещение, 1999. - С.155-194.
  10. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога  / В. Н. Введенский.// Педагогика. - 2013. - №10. - С. 51-55.
  11. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / А.А. Вербицкий.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалиста, 2009. - 75 с.
  12. Волковинская Н.Ю. Формирование умений оценочной деятельности учителя в системе повышения квалификации / Н.Ю. Волковинская// Оренбург,  2008. - 213с.
  13. Герасимова Н.А. Оценка знаний должна воспитывать / Н.А. Герасимова // Воспитание школьников. – 2013. - №6. – С. 37 – 39
  14. Горбунова О. Ф. Профессиональная подготовка педагогов к оценочной деятельности в процессе воспитания школьника / О.Ф. Горбунова. - М., - 2009. - 211 с.
  15. Гузеев В. В. Оценка, рейтинг, тест / В. В. Гузеев // Школьные технологии. - 2008. - №3. - С. 3.
  16. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Образование: Научно-публицистический альманах. Вып.2010(4). – Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 2011.– С.18-30.
  17. Дружилов С.А. Профессионализм человека как объект психологического изучения: системный подход // Вестник Балтийской педагогической академии. Вып.52. – СПб.: Изд-во БПА, 2003. – С.40-46.
  18. Зимняя И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С. 34-42.
  19. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Р.-на-Дону, 2007. - С.363-372.
  20. Иваненкова Е.В. Педагогическое оценивание в вариативном развивающем обучении / Е.В. Иваненкова. – Ростов-на-Дону, 2006. – 54 с.
  21. Казакова Л.В. Оценочная деятельность учителя. Рейтинговая оценка знаний учащихся / Л.В. Казакова. - М: Академия, 2014 – 56 с.
  22. Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред. проф. Козырева В.А. и проф. Радионовой Н.Ф. // СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
  23. Костылев В.Ф. Педагогическая психология / В.Ф. Костылев. – М.: Владос, 2007. – 246 с.
  24. Костылев Ф. В. Учить по-новому: нужны ли оценки-баллы / Ф.В. Костылев. - М. : Владос, 2010. - 104 с.
  25. Ксензова Г.Ю.   Оценочная деятельность учителя / Г.Ю.  Ксензова - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 128 с.
  26. Лазарев В.С. Инновационная деятельность учителя / В.С. Лазарев //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. -  №3. – С15-18.
  27. Ландшеер В. Концепция минимальной компетентности // Перспективы: вопросы образования. – 2013. – №1. – С.32.
  28. Ломакина Т.Ю., Жернов В.И. Энциклопедия педагогического образования / Т.Ю. Ломакина, В.И. Жернов. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 428 с.
  29. Максимова Н. Ю. Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника / Н. 10. Максимова // Вопросы психологии.-2013. - №5. - С. 42- 47.
  30. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. //М.: Академия,  2006. - 308 с.
  31. Матвиевская Е.Г. Формирование культуры оценочной деятельности педагога / Е.Г. Матвиевская. – Оренбург, 2008. – 34 с.
  32. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства / Н. А. Морева. - М.: Просвещение, 2006. - с.27.
  33. Никандров Н.Д.  и др. ФГОС: Стандарты второго поколения / Н.Д. Никандров, А.М. Кондаков,  А.А. Кузнецов. – М.: Сфера, 2013. -110 с.
  34. Орлова Е.М., Романова, Е.А. Компетентностно направленное оценивание в старшей школе / Е.М. Орлова, Е.А. Романова. - М.: Эврика,-2004.- с. 131-143.
  35. Педагогика / под ред. Ю.А. Бабанского. – М.: Просвещение, 1999. – 356 с.
  36. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А. Смирнова - М.: Академия, 2008.  – 125 с.
  37. Педагогика: Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 2000. – 176 с.
  38. Полонский В.М. Оценка знаний школьников / В.М. Полонский. - М.: Сфера, 2001. - С. 3-9.  
  39. Психология и педагогика / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М. Николаенко.- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2010.- 175с.
  40. Равен Дж. Компетентность в современном обществе / Дж. Равен // М. : КОГИТО - ЦЕНТР, 2002. – 179 с.
  41. Селезнев В.Н. Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе / В.Н.  Селезнев. - М.: Педагогическое общество России, 2009.  – 143 с.
  42. Солдатов Г. А. Оценки и отметки / Г. А. Солдатов // Начальная школа, -2013. - №7. - С.12-14
  43. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф.  Талызина - М.: Академия, 2008. – 312 с.
  44. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г. [Электронный ресурс] Информационно-правовой портал «ГАРАНТ» http://base.garant.ru/70188902/
  45. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) (29 декабря 2012 г.) [Электронный ресурс] КонсультантПлюс :http://www.consultant.ru/ document/cons_ doc_LAW_ 173649
  46. Фрумин И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования. [Электронный ресурс] http:// www.ug.ru/02.36/t24.ht
  47. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2013. - № 2. - С. 58-65.
  48. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки / В.Ф. Шаталов. – М.: Просвещение, 2000. – 192 с.
  49. Шашкина Ю.Л. Содержательная отметка / Ю.Л. Шашкина //Начальная школа плюс до и после. - №1. – 2013. – С. 9 – 14
  50. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Академия, 2010. – 124 с.
  51. Эверт Н.А. Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск: РИО КГПУ, 2004.- 354 с.

Информация о работе Оценочная деятельность педагога