Оценочная деятельность педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить оценочную деятельность педагога в современных условиях развития системы образования
Задачи исследования:
1) Изучить понятие и сущность оценочной деятельности учителя;
2) проанализировать различия между оценкой, отметкой и рейтинговым баллом;
3) рассмотреть направления совершенствования оценочной деятельности педагога в материалах ФГОС;
4) изучить оценочную деятельность в рамках базовой профессиональной компетентности педагога.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты оценочной деятельности учителя 7
1.1 Понятие и сущность оценочной деятельности учителя 7
1.2 Различия между оценкой, отметкой и рейтинговым баллом 13
1.3 Направления совершенствования оценочной деятельности в материалах ФГОС 22
Глава 2.Профессиональная компетентность педагога 26
2.1 Понятие профессиональной компетентности педагога 26
2.2 Оценочная деятельность, как базовая профессиональная компетентность педагога 37
Заключение 42
Библиографический список 44
Приложение 49

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 3 КУРС.docx

— 100.39 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

КРИТЕРИИ СООТВЕТСТВИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС К СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ООП НОО/ООО

(ПРИКАЗ ФГОС НОО: П. 19.9, ПРИКАЗ ФГОС ООО: П. 18.1.3)

ПЕДАГОГ ЗНАЕТ, что

1. Система оценки должна закреплять основные НАПРАВЛЕНИЯ и ЦЕЛИ оценочной деятельности, описание ОБЪЕКТА и СОДЕРЖАНИЕ ОЦЕНКИ, КРИТЕРИИ, ПРОЦЕДУРЫ и СОСТАВ ИНСТРУМЕНТАРИЯоценивания, ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ результатов, УСЛОВИЯ и ГРАНИЦЫ ПРИМЕНЕНИЯ системы оценки.

ПЕДАГОГ ЗНАЕТ, что основными НАПРАВЛЕНИЯМИ оценочной деятельности являются: оценка результатов деятельности по реализации и освоению ООП:

• общероссийской, региональной и муниципальной систем образования;

• образовательных учреждений и педагогов;

• обучающихся.

ПЕДАГОГ ОСОЗНАЕТ, что оценка достижения планируемых результатов

- осуществляется с ЦЕЛЬЮ выявления и фиксации уровня сформированности УУД и способов действий с предметным содержанием; наблюдения и фиксации динамики сформированности УУД и способов действий с предметным содержанием;

- выступает способом ориентации  обучающихся на достижение планируемых  результатов (личностных, метапредметных, предметных);

- способствует формированию  у обучающихся ценностного отношения  к образовательным результатам  и способам их достижения.

ПЕДАГОГ ЗНАЕТ, что ОБЪЕКТОМ системы оценки являются:

- личностные результаты: сформированность личностных УУД,

- метапредметные результаты: сформированность регулятивных  УУД, познавательных УУД, коммуникативных  УУД,

- предметные результаты: сформированность учебных действий  с предметным содержанием; способность  к решению учебно-познавательных  и учебно-практических задач с  использованием средств, релевантных  содержанию учебных предметов.

ПЕДАГОГ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ анализ изучаемого предметного содержания и видов деятельности обучающихся по его освоению (УУД и способов действий с предметным содержанием) с целью выявления и планирования результатов (личностных, метапредматных, предметных), подлежащих оценке.

ПЕДАГОГ МОЖЕТ ОБОСНОВАТЬ выбор результатов, подлежащих оценке, и  дать им характеристику. 

ПЕДАГОГ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ планирование результатов (личностных, метапредматных, предметных), подлежащих оценке, исходя из изучаемого предметного содержания и видов деятельности обучающихся по его освоению (УУД и способов действий с предметным содержанием ).

ПЕДАГОГ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ анализ системы контрольно-оценочных заданий (учебника, рабочей тетради, тетради контрольных работ, др.):

1)  анализирует содержание имеющихся контрольно-оценочных заданий:

a)   выявляет КРИТЕРИИ для оценки сформированности УУД (Какие УУД должны выполнить ученики, чтобы показать (оценить) умения, характеризующие достижение результата?):

-       личностных: понимание ценности полученных знаний и умений: их смысла, значения, целесообразности, необходимости, полезности;

-       регулятивных: выполнение действий целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, саморегуляции;

-       познавательных: выполнение общеучебных, логических действий, действий постановки и решения проблемы;  

    -   коммуникативных: выполнение действий в ситуациях планирования учебного сотрудничества, постановки вопросов, разрешения конфликтов, управления поведением партнера, представления и обоснования своей точки зрения и т.п.;

b)   выявляет критерии для оценки сформированности ДПС (Какие действия с предметным содержанием должны выполнить ученики, чтобы показать (оценить) умения, характеризующие достижение предметных результатов?);

2)  корректирует (дополняет, изменяет) методический аппарат имеющихся контрольно-оценочных заданий вопросами на выявление соответствия уровню сформированности УУД и способов действий с предметным содержанием (при необходимости).

ПЕДАГОГ ЗНАЕТ различные виды оценочных ПРОЦЕДУР, их дидактические и методические особенности.

ПЕДАГОГ ЗНАЕТ, каким образом организовать оценку достижения планируемых результатов; какие создать условия для осуществления оценки (в т.ч. самооценки обучающимися).

ПЕДАГОГ ЗНАЕТ, какая оценочная процедура будет наиболее оптимальной; обеспечит максимум возможностей для оценки достижения планируемых результатов.

ПЕДАГОГ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ организацию оценочных процедур на основе критерия оптимальности.

ПЕДАГОГ ЗНАЕТ и ПРИМЕНЯЕТ НА ПРАКТИКЕ различные типы оценочных ШКАЛ и определяет наиболее приемлемые шкалу оценки и вид отметки уровня достижения планируемого результата (Какая шкала оценки наиболее приемлема в данном задании? Какими отметками будут фиксироваться результаты оценки?);

ПЕДАГОГ ЗНАЕТ и ПРИМЕНЯЕТ НА ПРАКТИКЕ различные ФОРМЫ ФИКСАЦИИ уровня достижения результатов и определяет наиболее приемлемые (Где и как будут фиксироваться уровни достижения результатов?):

-       фиксация уровня достижения предметных результатов: «Оценочный лист», «Лист достижений ученика по … (русскому языку, математике, литературному чтению…)», дневники «Я изучаю русский язык: мои достижения», «Я изучаю математику: мои достижения», «Я изучаю окружающий мир: мои достижения», «Я изучаю физическую культуру: мои достижения» и др.;

-       фиксация уровня достижения личностных и метапредметных результатов: дневник «Я учусь учиться: мои достижения»; портфолио «Мои достижения»; дневник ученика; журнал учителя; электронное приложение к журналу учителя; портфолио «Оценочная деятельность учителя начальных классов»; др.

ПЕДАГОГ УМЕЕТ организовать оценочную ситуацию (создать УСЛОВИЯ):

- определяет педагогические  действия (воздействия) в оценочной  ситуации (формулирует задания, вопросы, оценочные суждения, высказывания, комментарии и т.п.), ориентирующие  обучающихся на оценку результатов  и способов их достижения;

- определяет действия  обучающихся в оценочной ситуации, направленные на оценку результатов  и способов их достижения.

 

2. Система оценки должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование УУД.

ПЕДАГОГ ОСОЗНАЕТ, что оценочная деятельность педагога выступает мотивирующим фактором духовно-личностного развития личности школьников; способствует формированию у обучающихся личностных УУД: самоопределению, смыслообразованию, нравственно-этической ориентации (через оценку как выявление ценности (значимости, необходимости, смысла, целесообразности) знаний, процесса их получения (достижения результатов).

ПЕДАГОГ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ контрольно-оценочную деятельность, руководствуясь гуманистическими принципами.

ПЕДАГОГ ОСОЗНАЕТ, что оценочная деятельность педагога – это целостный, мотивированный,  целенаправленный  процесс  управления  действиями школьников в оценочных ситуациях, организованных учителем в процессе обучения, в результате которого происходит развитие учебной деятельности младших школьников на основе формирования к ней ценностного отношения.

 

3. Система оценки должна обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования.

Знает, что результатом «комплексного характера» является ценностное отношение обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и применению способов действий с предметным содержанием.

Осуществляет комплексный подход к оценке достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

4. Система оценки должна предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших ООП НОО) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения.

ПЕДАГОГ ЗНАЕТ специфику внутренней и внешней оценки.

ПЕДАГОГ ПОНИМАЕТ, что информация о достигнутых результатах характеризует не только обучающихся, но и деятельность педагога, и образовательного учреждения.

ПЕДАГОГ УМЕЕТ получать, обрабатывать и предоставлять на внешнюю оценку объективную, содержательную и достоверную информацию о достигнутых результатах.

 

5. Система оценки должна позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

ПЕДАГОГ ЗНАЕТ специфику реализации в образовательном процессе индивидуально, личностно ориентированного, дифференцированного подходов.

ПЕДАГОГ ВЛАДЕЕТ способами организации индивидуальных образовательных траекторий.

ПЕДАГОГ ПРИМЕНЯЕТ НА ПРАКТИКЕ различные формы отражения динамики индивидуально-личностного развития каждого обучающегося (Листы индивидуальных достижений, портфолио и т.п.).

 

В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения ООП НОО должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

 

ПЕДАГОГ ЗНАЕТ требования к организации различных контрольно-оценочных процедур, методам и формам контроля и оценки.

 

ПЕДАГОГ ВЛАДЕЕТ адекватными требованиям технологиями (методиками) оценки достижения планируемых результатов.

 

Приложение 2

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ОЦЕНИВАНИЯ

 

Критерий

Умения педагога, соответствующие данному критерию

Определение объекта оценки

Осуществляет анализ изучаемого предметного содержания и видов деятельности обучающихся по его освоению (УУД и действий с предметным содержанием) с целью выявления и планирования результатов (личностных, метапредметных, предметных), подлежащих оценке.

Может дать характеристику результатам, подлежащим оценке.

Может обосновать выбор результатов, подлежащих оценке.  Осуществляет планирование результатов (личностных, метапредметных, предметных), подлежащих оценке, исходя из изучаемого предметного содержания и видов деятельности обучающихся по его освоению (УУД и действий с предметным содержанием).

Определение цели оценки

Осуществляет целеполагание оценочной деятельности, руководствуясь принципами системно-деятельностного подхода.

Осознает, что оценка достижения планируемых результатов

- осуществляется с целью  выявления и фиксации уровня  сформированности УУД и способов  действий с предметным содержанием; наблюдения и фиксации динамики  сформированности УУД и способов  действий с предметным содержанием;

- выступает способом ориентации  обучающихся на достижение планируемых  результатов (личностных, метапредметных, предметных);

- способствует формированию  у обучающихся самооценки как личностного и регулятивного УУД;

- способствует формированию  у обучающихся ценностного отношения к образовательным результатам и способам их достижения.

Определение процедуры оценки

Знает различные виды оценочных процедур, их дидактические и методические особенности.

Знает, каким образом организовать оценку достижения планируемых результатов; какие создать условия для осуществления оценки (в т.ч. самооценки обучающимися).

Знает, какая оценочная процедура будет наиболее оптимальной; обеспечит максимум возможностей для оценки достижения планируемых результатов. Осуществляет организацию оценочных процедур на основе критерия оптимальности.

Определение инструментария оценки

1.  Осуществляет анализ системы контрольно-оценочных заданий (учебника, рабочей тетради, тетради контрольных работ, др.):

1)  анализирует содержание имеющихся контрольно-оценочных заданий:

a) выявляет критерии для оценки сформированности УУД (Какие УУД должны выполнить ученики, чтобы показать (оценить) умения, характеризующие достижение личностных и метапредметных результатов?):

-      личностных УУД: понимание ценности полученных знаний и умений: их смысла, значения, целесообразности, необходимости, полезности;

-      регулятивных УУД: выполнение действий целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, саморегуляции;

-      познавательных УУД: выполнение общеучебных, логических действий, действий постановки и решения проблемы;

-      коммуникативных УУД: выполнение действий в ситуациях планирования учебного сотрудничества, постановки вопросов, разрешения конфликтов, управления поведением партнера, представления и обоснования своей точки зрения и т.п.;

b) выявляет критерии для оценки сформированности способов действий с предметным содержанием (Какие действия с предметным содержанием должны выполнить ученики, чтобы показать (оценить) умения, характеризующие достижение предметных результатов?);

2)  корректирует (дополняет, изменяет) методический аппарат имеющихся контрольно-оценочных заданий вопросами на выявление соответствия уровню сформированности УУД и способов действий с предметным содержанием (при необходимости).

2.  Знает различные типы оценочных шкал и определяет наиболее приемлемые шкалу оценки и вид отметки уровня достижения планируемого результата (Какая шкала оценки наиболее приемлема в данном задании? Какими отметками будут фиксироваться результаты оценки?);

3.  Знает различные формы фиксации уровня достижения результатов и определяет наиболее приемлемые (Где и как будут фиксироваться уровни достижения результатов?):

-       фиксация уровня достижения предметных результатов: «Оценочный лист», «Лист достижений ученика по … (русскому языку, математике, литературному чтению…)», дневники «Я изучаю русский язык: мои достижения», «Я изучаю математику: мои достижения», «Я изучаю окружающий мир: мои достижения», «Я изучаю физическую культуру: мои достижения» и др.;

-       фиксация уровня достижения личностных и метапредметных результатов: дневник «Я учусь учиться: мои достижения»; портфолио «Мои достижения»; дневник ученика; журнал учителя; электронное приложение к журналу учителя; портфолио «Оценочная деятельность учителя начальных классов»; др.

Проектирование взаимодействия в оценочных ситуациях

Умеет организовать оценочную ситуацию:

- определяет педагогические  действия (воздействия) в оценочной  ситуации (формулирует задания, вопросы, оценочные суждения, высказывания, комментарии и т.п.), ориентирующие  обучающихся на оценку результатов  и способов их достижения;

- определяет действия  обучающихся в оценочной ситуации, направленные на оценку результатов  и способов их достижения.


 


Информация о работе Оценочная деятельность педагога