Оценочная деятельность педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить оценочную деятельность педагога в современных условиях развития системы образования
Задачи исследования:
1) Изучить понятие и сущность оценочной деятельности учителя;
2) проанализировать различия между оценкой, отметкой и рейтинговым баллом;
3) рассмотреть направления совершенствования оценочной деятельности педагога в материалах ФГОС;
4) изучить оценочную деятельность в рамках базовой профессиональной компетентности педагога.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты оценочной деятельности учителя 7
1.1 Понятие и сущность оценочной деятельности учителя 7
1.2 Различия между оценкой, отметкой и рейтинговым баллом 13
1.3 Направления совершенствования оценочной деятельности в материалах ФГОС 22
Глава 2.Профессиональная компетентность педагога 26
2.1 Понятие профессиональной компетентности педагога 26
2.2 Оценочная деятельность, как базовая профессиональная компетентность педагога 37
Заключение 42
Библиографический список 44
Приложение 49

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 3 КУРС.docx

— 100.39 Кб (Скачать файл)

Противники балльной системы оценивания считают, что отметка является элементом, травмирующим ребенка, имеющим отрицательные эффекты: искажение отношения ученика с учителем, с родителями, с самим собой;  искажение учебной мотивации;  с помощью отметки закладывается ложная основа детской самооценки;  невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика; повышение тревожности и невротизации детей [15].

Безотметочное обучение - это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания [15].

В Письме Минобразования России от 03.06.2003г. № 13-15-120/13 отмечаются следующие недостатки традиционной пятибалльной системы оценивания [50].

  • Не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности. Общепринятая «отметочная» систем выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя, не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой.
  • Затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения. Фактически учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата ребенка, сравнивая этот результат с некоторой среднестатистической нормой. («Три ошибки в диктанте - это хорошо или плохо?»), и фиксацией успешности результата для данного ребенка («Для данного учащегося три ошибки - хорошо, если обычно у него их десять»). Даже если учитель склонен к оценке индивидуального результата ребенка («Для тебя три ошибки - это хорошо, ты - молодец!»), официальный статус отметки («Все равно за такую работу нужно ставить три») сводит на «нет» все старания педагога.
  • Является малоинформативной. В силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка.
  • Часто имеет травмирующий характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя, «отметочная» система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей [50].

При анализе существующей оценочной системы жесткой критике подвергается так называемая «процентомания», когда вся деятельность школы оценивается в основном на основе показателей успеваемости, а личность школьника - по тем отметкам, которые он получал [26].

Оценочная деятельность учителя страдает скудостью, неполнотой, что вызывает большие затруднения в работе учебных заведений нового типа, специализированных классов и т.п. Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и учащихся [26].

Одним из параметром, отличающим противоположные подходы к оценочному акту, являются также варианты выставления  итоговой отметки. Педагог «предметник» выводит итоговую отметку  из текущих  по среднеарифметическому принципу. Учитель «профессионал» определяет ее после  процедуры (собеседования, контрольной работы, тестирования, опроса) рассчитанной на проверку знаний  по большой теме  или знаний , полученных  за четверть , полугодие, год. Это всегда оставляет ребенку шанс  на хорошую оценку его труда, даже если в начале четверти у него были неудачи [31].

Матвиевская Е.Г. пишет, что еще одной отличительной чертой  того или иного способа оценивания  оказывается отношение к школьной пятибалльной системе. Учителя – «предметника» она, как правило, устраивает, о другой  он  и не задумывается. Учитель «профессионал» использует различные виды оценочных шкал, широко применяет нормативные тесты.   Многие творческие учителя создают свою систему отметок, растягивая  пятибалльную за счет  выставления, например «4» с минусом, плюсом, точкой, двумя плюсами  и т .д. Можно обратиться  к опыту  зарубежных  школ, в которых  используются  буквенные обозначения  (A, Б, С, Д)  есть варианты  использования  пятибалльной системы  с десятыми и сотыми долями, причем отметки переводятся в «обычные пятибалльные», когда ученик переезжает или заканчивает школу. Сегодня, например, ученик получил 4,25 балла, а завтра – 4,27 [31].

  Необходим поиск принципиально  иного подхода к оцениванию, который  позволил бы устранить негативные  моменты в обучении, способствовал  бы гуманизации обучения, индивидуализации  учебного процесса, повышению учебной  мотивации и учебной самостоятельности  в обучении. С поиском таких  форм и связано появление идеи  безотметочного обучения [31].

Изменение образования в соответствие с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов оценки достижений обучающихся. Другими словами, сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия. Рейтинговая система оценки знаний может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленным задачам [21].

Данная система позволяет получить: возможность определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса; возможность получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения; дифференцировать значимости оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и др. работы); отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда; повысить объективность оценки знаний [21].

Такая система оценки позволяет ученику быть более активным в учебной деятельности, уменьшает субъективизм педагога при оценки знаний, стимулирует соревновательность в учебном процессе, что отражает объективно существующую конкуренцию, например, на рынке труда.

В отечественной педагогике этот метод завоевывает все больше и больше популярности и используется не только в школе, но и во многих вузах [21].

Демократизация и гуманитаризация современного образования требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от рутинных форм побуждения к учению с помощью оценок. Поиск новых способов стимулирования учебного труда учащихся, принцип личной выгоды, набирающий силы в обучении и воспитании, определяют иные подходы. Дополняясь принципом добровольности обучения (а значит, и контролирования), оценка может превратиться в способ рационального определения личного рейтинга - показателя значимости (веса) человека в цивилизованном обществе.

Таким образом, оценочная деятельность педагога рассматривается как процесс, а оценка - как механизм ориентации школьников на учебную деятельность. Подчеркнём, что смысл оценки не в определении уровня («цены») знаний и умений ученика, выраженного в баллах (отметках), а в выявлении и осознании ценности (значимости, нормативности, полезности, необходимости, целесообразности) учебной деятельности и её результатов, выраженной в оценочных суждениях педагога и самого ученика.

 

1.3 Направления  совершенствования оценочной деятельности  в материалах ФГОС

 

Новый Федеральный государственный стандарт общего образования является важнейшим механизмом реализации основной миссии образования – формирование российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества социокультурной модернизации страны [44].

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:

  • Оценивание является постоянным процессом.
  • Оценивание может быть только критериальным.
  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
  • В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности [44].

Требования к результатам освоения основных образовательных программ характеризуют «Планируемые результаты», к которым относятся личностные результаты, метапредметные результаты (универсальные), предметные результаты.

Система оценки учебных (предметных) результатов фиксирует: основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержания оценки, критерии и процедуры оценивания, состав инструментария, формы представления результатов, условия и границы применения [33, с.14].

Отличительные особенности системы оценки учебных достижений учащихся заключаются в следующем:

1. Комплексный подход  к оценке результатов образования.

2. Наличие содержательной  и критериальной базы.

3. Оценка успешности.

4. Оценка динамики образовательных  достижений учащихся.

5 Использование персонифицированных  процедур.

7. Уровневый подход.

8. Накопительная система  оценивания (портфолио)

9. Использование наряду  со стандартными работами и  новых методов оценки: проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка [33].

Оценка достижений учащихся должна быть дополнена методами, позволяющими получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат достижений учащихся. Одной из составляющих интегрированной оценки является портфолио (учащегося), включающий в себя «Листы наблюдений», отражающие динамику сформированности индивидуального прогресса в развитии различных навыков учения [44].

Система оценивания в образовательном учреждении должна быть организована так, чтобы с её помощью можно было устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут; отслеживать индивидуальный прогресс учащихся; обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей [33].

В системе оценивания в начальной школе используются комплексно оценки, характеризуемые по разным признакам, такие как:

  • субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка, самоанализ) и объективизированные методы оценивания (на основе анализа письменных ответов и работ учащихся);
  • оценивание достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования, оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения;
  • самоанализ и самооценка обучающихся [46].

С целью наиболее полного отражения особенностей школьной технологии оценивания целесообразно выделить: стартовую диагностику, которая может использоваться в любом классе перед изучением тематических разделов курса и текущее оценивание, которое предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.

С целью проведения текущего оценивания рекомендуется использовать такие методы оценивания, как наблюдение (метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации наличия заранее выделенных показателей какого либо аспекта деятельности) и оценивание процесса выполнения [33].

Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа.

Для использования перечисленных выше методов оценивания рекомендуются следующие инструменты: критеральные описания, эталоны, памятки, линейки достижения.

Для оценивания сформированности и индивидуального прогресса в развитии многих навыков учения, можно наблюдать и фиксировать следующие аспекты: приобретенные знания, применение, анализ, синтез.

В системе оценки должны присутствовать как оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, так и оценка динамики образовательных достижений учащихся [33].

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и др.). В любом случае такая диагностика предполагает проявления учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Всё это достаточно интимная сфера, поэтому работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику [33].

Таким образом, в соответствии с целями ФГОС система оценивания направлена на получение информации, позволяющей учащимся обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – судить об успешности собственной педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

Глава 2.Профессиональная компетентность педагога

 

2.1 Понятие профессиональной  компетентности педагога

 

Профессиональная деятельность педагогов многогранна и требует определенных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность».

Большой вклад в разработку проблем компетентности в целом внесли отечественные исследователи В.Н. Введенский [11], И.А.Зимняя [18], А.Г. Каспржак [19], А.К. Маркова [30], Н.А. Морева [32] и др.  Проблема компетентности и ее формирования стала актуальной в последние годы в связи с введением в теорию и практику образования компетентностного подхода. Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность, при этом первое из них включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, а второе соотносится с владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Информация о работе Оценочная деятельность педагога