Одаренность школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный Психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования,

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3

1. Теоретическая характеристика проблемы одаренности
9

1.1. Определение понятий способность, одаренность
9
1.2. Человеческие способности как психологические свойства личности
11
1.3. Концепция врожденной одаренности
16
2. РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАДАЧА
19

2.1. Социальная работа с одаренными детьми в учреждениях интернатного типа.
26

2.2. Технология работы социального работника с одаренными подростками на примере Белгородского лицея-интерната №25
36

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ОДАРЕННОСТЬ БГУ КОРОТКО.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

3

   

1. Теоретическая  характеристика проблемы одаренности

9

   

1.1. Определение понятий  способность, одаренность

9

1.2. Человеческие способности  как психологические свойства  личности

11

1.3. Концепция врожденной  одаренности

16

2. РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАДАЧА

19

   

2.1. Социальная работа  с одаренными детьми в учреждениях  интернатного типа.

26

   

2.2. Технология работы социального  работника с одаренными подростками  на примере Белгородского лицея-интерната  №25

36

 

Список используемой литературы

44


 

Введение

 

Проблема одаренности  в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной  окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых  детей составляет одну их главных  задач совершенствования системы  образования. Однако недостаточный Психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом.

Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении "неодобряемых". В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и, прежде всего, это связано с подготовкой самих педагогов. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

В этой связи хочется  отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, А. Матюшкин.

Огромную работу, как  теоретик проделал В.А. Моляко. Он глубоко изучил проблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода к изучению одаренности, где он наиболее полно структурировал это психологическое явление.

Свои  психологические  модели  были разработаны и рядом  западных психологов: Дж. Гилфорд, Э.Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, П. Торренс. Однако доступ к трудам этих авторов к сожалению сильно ограничен. Поэтому в изучении данного вопроса приходится больше опираться на таких столпов русской, советской психологии как Б.М. Теплов, С.Л. Рубенштейн и др.

Интересные исследования в области физиологии одаренных, гениальных людей провел доктор биологических  наук, профессор В.П. Эфроимсон. Как  правило, знание механики любого явления  позволяет более точно судить о его проявлениях. И, наконец, можно отметить великолепную исследовательскую работу доктора психологических наук Ю.З. Гильбуха. Вместе с группой ученых им была разработана дифференцированная система обучения, дающая больше возможности для проявления индивидуальности ребенка.

Исследователь рассказывает об одаренном мальчике, страстью которого было изучение птиц. В восьмилетнем возрасте он написал целую «энциклопедию» с подробным описанием различных  представителей пернатых и прекрасными  цветными рисунками.

Анализ современного этапа общественного развития позволяет отметить как его существенную характеристику возрастающую интеллектуализацию человека и человечества. В начале XXI века, когда материальные ресурсы государства явно ограниченны, именно интеллектуальные ресурсы становятся залогом его процветания, а интеллектуальная форма собственности -важнейшей, ибо только работа индивидуального интеллекта обеспечивает появление нового общественного знания.

Следовательно, уже сегодня  одаренные дети в любом обществе должны рассматриваться как национальное достояние и вправе рассчитывать на особые социальные права. Россия всегда славилась талантливыми и одаренными людьми. В современном обществе, когда страна переживает социально-экономический и духовно-нравственный кризисы, такие люди нуждаются в особой социальной поддержке и защите. Так как любая кризисная ситуация может быть разрешена только человеком, обладающим высокими интеллектуальными личностными качествами, способным к самоорганизации, самоопределении, саморазвитию. Таким образом, на современном этапе в свете модернизации образования приоритетной задачей становится создание условий психологического сопровождения и педагогической поддержки одаренных детей на разных ступенях обучения в образовательных учреждениях в интересах личности, общества и государства.

Этот вопрос в настоящее  время рассматривается на государственном  уровне. Постановлением Правительства  РФ от 3.10.02 №732 была принята федеральная  программа «Дети России», одной  из подпрограмм которой является «Одаренные дети России». На ее основе в Белгородской области была разработана и утверждена областная программа «Дети Белгородчины», которая тоже включает подпрограмму «Одаренные дети Белгородчины».

Руководствуясь этими  документами, Управление образования  администрации города Белгорода разработало целевую подпрограмму «Одаренные дети» на 2003-2006 годы, которая предполагает создание системы работы с одаренными детьми.

Целью работы является создание условий для выявления,    успешного личностного   развития,   социальной  самореализации   и   профессионального самоопределения одаренных детей.

 Основные задачи:

1.          Выявление     способных     и     одаренных     детей.     Определение направленности  одаренности.

2.          Создание     психолого-педагогических     условий     для     развития склонностей, интересов и способностей одаренных детей:

  • определение направлений образовательного процесса в работе с одаренными детьми;
  • обновление содержания образования;
  • создание программ индивидуального обучения;
  • организация  мониторинга   личностного   развития   одаренного

ребенка.

3.         Выстраивание  целостной системы работы с  одаренными детьми в городе:

    • подготовка   педагогических   кадров   для   работы   с     одаренными детьми;
  • создание экспериментальных центров для работы с одаренными учащимися.

4.    Объединение  усилий преподавателей высших  учебных заведений и педагогов   образовательных   учреждений   по   развитию   научно-поисковой  деятельности интеллектуально одаренных  школьников.

5.   Разработка      и      реализация      комплексно-целевых      программ

«Одаренные дети» в  общеобразовательных учреждениях  города.

6.    Проведение  целевых массовых мероприятий  с одаренными детьми.

7.   Внедрение   передового   опыта   и   новых   технологий   в   работе   с одаренными детьми.

Система работы с одаренными детьми, сложившаяся на основе городской  подпрограммы «Одаренные дети», включает следующие элементы:

•    комплексно-целевые  программы «Одаренные дети», разработанные  в общеобразовательных учреждениях  города

•  комплексно-целевые программы «Одаренные дети», действующие  в

системе дополнительного  образования

•       олимпиады

•       конкурсы

•       научные  общества учащихся

•       научные  молодежные программы, в которых  принимают активное участие школьники  города

•           индивидуальная работа с одаренными детьми.

Актуальность выбранной темы дипломной работы несомненна, а именно выявление психологических основ работы с одаренными детьми, социально-психологического сопровождения ребенка в условиях учреждений интернатного типа.

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства  детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько  научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

Целью дипломной работы явилось изучение роли социального работника в процессе обучения одаренных детей в условиях интернатного учреждения. В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи:

1. изучение психологической,  педагогической литературы по  теме исследования;

2. рассмотрение    практических    аспектов    воспитания    и    обучения

одаренных детей.

3. изучение   опыта   работы   с   одаренными   подростками   в   условиях  интернатных учреждений.

Объект исследования: одаренные дети.

Предмет исследования: работа с одаренными детьми в условиях интернатных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая  характеристика проблемы одаренности

1.1. Определение понятий  способность, одаренность

 

Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет предопределяться  тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия.

Значительные трудности  в определении понятий способности  и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием "талантливый" подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный". Наряду со "способным" используются понятия "способливый" и "способляться". Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия "умение" в словаре нет. Таким образом, понятие "способный" определяется через соотношение с успехами в деятельности [6,c.128].

При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С. И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов.

Информация о работе Одаренность школьника