Одаренность школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный Психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования,

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3

1. Теоретическая характеристика проблемы одаренности
9

1.1. Определение понятий способность, одаренность
9
1.2. Человеческие способности как психологические свойства личности
11
1.3. Концепция врожденной одаренности
16
2. РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАДАЧА
19

2.1. Социальная работа с одаренными детьми в учреждениях интернатного типа.
26

2.2. Технология работы социального работника с одаренными подростками на примере Белгородского лицея-интерната №25
36

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ОДАРЕННОСТЬ БГУ КОРОТКО.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

На основе определения исходного уровня «развития и адаптации воспитанников внедрения и активизации работы по предлагаемой системе контрольной диагностики, подтверждающей эффективность предложенной системы коррекции поведения, социальной и трудовой адаптации как основы жизнедеятельности воспитанников детского дома, нами были выделены и определены критерии и показатели социальной адаптации воспитанника детского дома (табл. 1).

Эти критерии и показатели позволили выделить три уровня развития социально-трудовой адаптации личности: высокий, средний и низкий.

Воспитанник с высоким уровнем социально-трудовой адаптации знает свои индивидуально-психологические особенности (сильные и слабые стороны), имеет систему представлений об окружающей среде, ориентируется в мире профессий, имеет личные и профессиональные планы, способен проанализировать ситуацию и сделать вывод; он адекватно оценивает свои возможности, последователен и целеустремлен, умеет доводить начатое дело до конца, уверен в себе, умеет управлять своими эмоциями. Обладает высоким уровнем мотивации деятельности; нравственной направленностью потребностей и интересов; самостоятельно и обоснованно принимает решения; самосовершенствуется; умеет поставить цель и обосновать ее; способен противодействовать негативным воздействиям социальной среды, легко включается в деятельность, способен выбрать адекватные средства для реализации поставленных задач, творчески подходит к их решению.

Воспитанник со средним уровнем социально-трудовой адаптации имеет отдельные представления об обществе, где живет, и в целом об окружающей среде. Не всегда осознает свои возможности, индивидуальные особенности; не определен в своих профессиональных планах; последователен и целеустремлен в значимом и привлекательном для него деле; может сомневаться в своих силах, начатое дело доводит до конца, если оно не требует больших усилий; не всегда управляет своими эмоциями, нуждается в поддержке друзей и взрослых когда принимает решение в проблемной ситуации; способен противодействовать негативным воздействиям социальной среды, если это не усложняет его жизнь; в новых условиях иногда теряется, но стремится отрегулировать контакты со средой; легко включается в деятельность привлекательную и доступную, когда четко знает функции.

Таблица 1.

Критерии и показатели социальной адаптации воспитанников интерната

 

Критерии

Показатели

Признаки адаптации

1

2

3

Когнитивный

Понимание своих возможностей, знание своих особенностей; Умение анализировать проблемные ситуации; знание прошлого, понимание настоящего, прогнозирование будущего; знание профессии; наличие жизненных и профессиональных планов.

Воспитанник понимает свои возможности и ограничения, то есть знает свои сильные и слабые стороны.

Эмоционально-волевой

 

Наличие положительного отношения к себе; адекватная самооценка; способность к волевому усилию; управление эмоция-

ми; способность завершить  начатое дело.

Ребенок при неудачах предпринимает какие-то действия, направленные на усиление своих возможностей

(выполнил работу несколько хуже других, на этом не остановился — решил исправить, улучшить результат).

Потребностно-мотивационный

Направленность на социально значимые ценности и нормы; способность ставить и определять цели своей деятельности; потребность самому принимать решения и соотносить свои потребности с реальными возможностями.

Воспитанник способен понимать, что для него важно в первую очередь, живет не сиюминутными желаниями, а способен ждать и ставить цели на будущее (например, выпускник, получив денежное пособие, не проедает деньги, а приобретает необходимые ему вещи).

Действенно-практический

Умение управлять своими поведением и реакциями; находить решения  в затруднительных ситуациях; самостоятельно регулировать ритм контактов со средой и сохранять свою позицию.

Ребенок способен сделать  выбор, настаивать на нем независимо от мнения группы сверстников (например, друзья бросили занятия в секции каратэ, а он продолжает заниматься).


 

Воспитанник с низким уровнем социально-трудовой адаптации имеет отрывочное и часто искаженное представление об окружающей действительности, плохо осознает свои возможности, не имеет планов на будущее. Он недооценивает или преувеличивает свои возможности, не доводит начатое дело до конца, не умеет управлять своими возможностями; к общественно значимой деятельности равнодушен, не задумывается о целях того, что делает, не соотносит свои потребности с реальной ситуацией, постоянно контролируется и стимулируется педагогом; легко меняет свои взгляды; не принимает самостоятельных решений; подстраивается под ситуацию; теряется в новых условиях; растерянно или агрессивно реагирует на изменение обстоятельств  [20,c.37].

Уровень социальной адаптации  определяли в процессе наблюдения за поведением ребенка в различных ситуациях, используя различные методики, выбор которых производился в соответствии с избранными критериями. Использовали следующие методы исследования: анализ документов о трудоустройстве и продолжении учебы выпускниками, закрепляемости на рабочих местах и в учебных заведениях; беседы с работодателями, преподавателями учебных заведений, выпускниками; статистика правонарушений; беседы с выпускниками и старшими воспитанниками, их анкетирование, проведение тестов самооценки, подбор и разработка необходимого диагностического инструментария; выбор методик изучения личности детей и диагностических средств (анкет, тестов, опросников); педагогические наблюдения; анализ содержания и организации трудовой деятельности воспитанников; самоанализ педагогического процесса; изучение инновационных подходов к организации трудового воспитания и подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.

На этапе выбора критериев  и показателей были определены конкретные характеристики и индикаторы, которые и позволили судить об уровне сформированности и результативности функционирования воспитательной системы, детерминированной комплексом целей и задач коллектива детского дома и созданной системой формирования социально-адаптивной личности воспитанника детского дома в процессе трудовой деятельности.

 

2.2. Технология работы социального  работника с одаренными подростками  на примере Белгородского лицея-интерната  №25

 

Белгородский лицей - интернат № 25 был создан 40 лет назад. В 1962 году был сделан первый выпуск восьмилетней школы.

В 1967 году школа стала средней. В 1990 году на базе 10-11 классов был создан областной педагогический лицей-интернат. Перед педагогическим лицеем-интернатом стояла задача до-вузовской подготовки наиболее подготовленных, школ Белгородской области, с тем, чтобы они могли конкурировать с городскими учащимися на вступительных экзаменах в Белгородский педагогический институт. Задача до-вузовской подготовки сельских школьников и сегодня решается в школе-интернате успешно. Социальный состав учащихся школы-интерната имеет свою особенность. Преимуществом при поступлении в школу пользуются дети из неполных, многодетных семей, дети, находящиеся на опеке.

В Белгородской общеобразовательной  школе-интернате шесть классов  начальной трёхлетней школы, восемь классов общей школы (с 5 по 9 классы). Для учащихся первой и второй ступеней школы-интерната созданы необходимые для воспитания и формирования личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни. Сегодня в школе воспитательный процесс, строится в соответствии с программой "Развитие". Целью этой работы является сохранение индивидуального своеобразия ребёнка. Во внеурочное время учащиеся имеют возможность реализовать свои творческие способности, участвуя в работе кружков и факультативов: познавательного цикла, историко-краеведческого,              художественно-эстетического,   спортивного, хореографического, народного и технического творчества-которые работают базе областного Дворца творчества, Центра народного творчества города Белгорода, станции юных техников.

В настоящее время, продолжая традиции педагогического лицея, на базе областной  школы-интерната работают специализированные 10-11-е классы с углубленным изучением  предметов:

      • физико-математические;
      • русского языка и литературы;
      • географо-экономические;
      • химико-биологические;
      • классы иностранных языков.

Набор в 10-е классы ведётся на конкурсной основе. Учащиеся при сдаче документов (в июне- июле- августе) получают программы, по которым они могут подготовиться  к собеседованию. Собеседование проводится только по спецпредметам преподавателями БелГУ. Методика набора в классы с углубленным изучением предметов отрабатывается на протяжении нескольких лет. При этом учитываются не просто фактические знания учащихся, которые у сельских школьников, как правило, недостаточные, а степень перспективности, обучаемости, готовности к самостоятельной работе. Учащиеся имеют возможность, в случае необходимости, переходить в течение первого полугодия из одного класса в другой.

Воспитательная система  школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды.

Цель воспитательной системы заключается в создании в школе условий для развития личности ребенка.

Цели и задачи воспитательного  процесса.

Цель:   Воспитание   и   развитие   свободной,   талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.

Задачи: На основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.

Основные направления развития воспитания.

1. Дальнейшая перестройка учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин.

2. Изменение форм и методов  учебной работы: преодоление пассивности  детей через дидактические и  ролевые игры, разнообразие форм  обучения, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе, создание условий для получения знаний и умений сверх школьных программ.

3. Ориентация детей на вечные  ценности: Человек, Семья, Отечество,  Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир,  Земля.

4. Формирование у учащихся чувства  патриотизма, сознания активного гражданина.

5. Эстетизация образовательного  учреждения, его окружения, всей  жизни. Создание условий для  возможности выразить себя в  художественной деятельности - театр,  рисование, пение, танец, прикладное  творчество, музыка.

6. Развитие клубной  и досуговой деятельности.

7. Воспитание детей  в духе свободы, личного достоинства.

8. Приобщение к культуре  предков, возрождение народных  традиций, формирование и укрепление  лучших школьных традиций.

9. Укрепление сотрудничества детей  и взрослых.

10. Превращение воспитательной  системы школы в непрерывный  инновационный процесс: освоение  передовых технологий воспитания.

11. Создание условий  для повышения квалификаций педагогов,  их профессионального роста

Центры самоуправления школы:

Учебный «Наука и образование»

«Досуг»

«Забота»- шефская работа

Трудовой

«Прессцентр» - информационный

«Спорт и здоровье»

Санитарный

Дисциплины и порядка

Общение

Ученическое самоуправление играет большую  роль в жизни школьного коллектива. Участие в самоуправлении помогает ребенку самоутвердиться, учит общаться, управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Традиционно, на протяжении многих лет в школе применялись  разные формы ученического самоуправления (президентство, дума, учком).

Опыт последних лет  показал, что наиболее действенной из этих форм является учком. В 2001-2002 году мы несколько усовершенствовали всю систему школьного самоуправления. Вместо учкома с обычными секторами и комиссиями (учебной, досуговой и т.д.), мы ввели следующую форму (см. схему).

По такой же форме работают и классные органы самоуправления (есть работы и по звеньям, классным семейкам - начальная школа, бригады -5-8, 9-11 классы). Система ученического самоуправления позволяет ребятам ощутить себя организаторами своей жизни в классе, школе.

Учащиеся старшего звена  организуют дежурства по школе, в  столовой, на дискотеке. По решению  и при непосредственном участии  центра «Забота» был оформлен этаж малышей, хорошо работает трудовой центр. В его обязанности входит организация  трудовых десантов по уборке всех участков школы, близлежащих улиц, скверов и т.д. Четко организована работа бригад по самообслуживанию в столовой, хорошо работает санитарный центр, который ежемесячно подводит итоги санитарного состояния в школе.

К сожалению, в школе  есть классы, где органы самоуправления работают формально как в среднем, так и старшем звене.

Эти вопросы стоят  на постоянном контроле в пед. коллективе. Ребятам нужна действенная помощь со стороны взрослых, их заинтересованность.

Школе нужен ученический  устав, свои законы, которые будут выполнять и ученики, и взрослые. Ученическое самоуправление заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех правильному отношению в обществе, в обучении управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Для этого в школе созданы все условия общественной жизни:

    • клубная;
    • кружковая;
    • научно-исследовательская деятельность;
    • участие всех учащихся, родителей, педагогов в событиях жизни школы.

Основными   формами   деятельности   органов  ученического самоуправления являются:

    • заседания учкома,
    • старостата;
    • рабочие линейки с передачей дежурств по школе;
    • заседание санитарных комиссий учкома;
    • подведение итогов работы:

лучший дежурный по школе, по классу, лучшая бригада по самообслуживанию, лучшая санитарная комиссия, лучший класс, лучшая спальня и т.д.;

  • награждение (грамотами, ценными подарками, сладостями и т.д.) Для    проведения    любого    общешкольного    КТД    создаются оргкомитеты.  Так,  например,  были  созданы  комитеты  по  подготовке  и проведению:
  • традиционных общешкольных праздников «День знаний», «День учителя», «Посвящение в лицеисты», «Тебе, любимая, родная Армия», «Салют, ветеран!»;
  • новогодних развлекательных программ, концертов, праздников, проводимых МО начальной, средней и старшей школы.

Информация о работе Одаренность школьника