Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:38, курсовая работа
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный Психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования,
ВВЕДЕНИЕ
3
1. Теоретическая характеристика проблемы одаренности
9
1.1. Определение понятий способность, одаренность
9
1.2. Человеческие способности как психологические свойства личности
11
1.3. Концепция врожденной одаренности
16
2. РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАДАЧА
19
2.1. Социальная работа с одаренными детьми в учреждениях интернатного типа.
26
2.2. Технология работы социального работника с одаренными подростками на примере Белгородского лицея-интерната №25
36
Список используемой литературы
Таким образом, способности - процесс материализации исполнительными органами психики и моторики природной чувствительности и смыслов отраженного в предметные конструкции.
Материализация продуктов чувствительности состоит из трех видов способностей:
Способность отражения и психомоторику человек научился усиливать многократно с помощью огромного множества приборов, устройств, машин: от обыкновенных очков до космических станций. Но способность к созданию, а особенно к творчеству, пока еще не усиливается ничем. Необходимо заметить, что в психологии чувствительность и способности изучаются как относительно самостоятельные элементы психики, сознания и деятельности человека. Рассматриваются под углом зрения совокупности и последовательности действий (умственных и психомоторных), благодаря которым получается более или менее точное отражение предметов и явлений, привлеченных к процессу деятельности.
Таким образом, назрела необходимость поставить в психологии на смену тенденции аналитической другую - целостность. Нужно повернуться к человеку, к пониманию, что в нем все взаимосвязано и от природы гармонично. И главная целостность любой деятельности и ее технологии - человек, в котором чувствительность, способности и механизмы неделимы. Где механизмы - это объединение способностей, крепко связанных между собой, систематизирующих разнообразное содержание отраженного человеком и удерживающее его в едином целом [18,c.229].
Человеческая психика и психомоторика обладает неисчислимыми возможностями создания механизмов. Они - новообразования, не закрепленные ни за определенным органом чувств, ни за конкретной способностью: это - система способностей со свойствами, которыми не обладает не одна из составляющих целостности. Причем это новообразование одновременно действующее и познающее: действуя - человек познает, а, познавая - действует, решает задачи умственные и психомоторные. Количество механизмов может быть бесконечное множество. Изменяя условия работы человека, мы создаем тем самым новые механизмы, новые способы действий. Одним из таких механизмов, безусловно, является талант. Сущность таланта состоит в способности к действию, его не следует выискивать ни в особых достоинствах мозга, ни в конструкции тела, ни в каких-то других способностях. Талант - это человек, оригинально решающий всем известные задачи.
Последнее десятилетие минувшего века характеризовалось глубокими переменами в социально-экономических условиях развития отечественной системы образования. Становление гражданского общества и рыночной экономики оказало серьезное воздействие на все стороны жизни образовательных учреждений.
Утвердилось новое понимание роли образования. Оно стало рассматриваться не только как гарант социальной защищенности, деловой карьеры и высокого качества жизни личности, но и гарантом успешного экономического развития и национальной безопасности всего общества.
В этой связи становится понятным внимание к одаренным детям, которые представляют собой интеллектуальный потенциал нации.
Уже в конце 80-х годов в г. Москве был создан центр «Творческая одаренность», который занимался проблемами талантливых детей на научном, теоретическом и практическом уровнях. Позже центр был преобразован в лабораторию психологии одаренности при Психологическом институте Российской академии образования.
В этой лаборатории была разработана психолого-диагностическая система «Одаренные дети: выявление — обучение — развитие», включающая в себя методики подготовки специалистов по работе с одаренными детьми.
С 1989 года действует Международная
благотворительная программа «
С 1996 года существует целевая программа «Одаренные дети», являющаяся частью президентской федеральной программы «Дети России». В рамках этой программы детям, лауреатам российских творческих конкурсов выплачивается президентская стипендия.
В поддержку этой программы в течение 6 лет проходит Московский Международный фестиваль «Одаренные дети», учредителем которого является Институт гуманитарного образования.
Для молодых исследователей с 1992 года действует научно-социальная программа «Шаг в будущее». Помимо точных и естественных наук исследования ведутся и по гуманитарным, историческим, этнографическим, литературоведческим направлением. Для победителей конкурсов молодых исследователей регионального уровня организуются научно-инженерные выставки или Всероссийские конференции [19,c.5].
Аналогичная работа проводится
федеральной научно-
Существенной поддержкой одаренных детей стало принятие в 2002 году Федерального закона о том, что победители и призеры российских предметных олимпиад принимаются в государственные вузы страны без экзаменов.
Выстроенная на государственном уровне структура работы с одаренными детьми еще более расширяется в регионах, где отработана своя система поддержки юных талантов. Она включает не только организацию отборочных туров на уровне образовательных учреждений и муниципалитетов для участия в областных, зональных и российских конкурсах и программах, но и создание специализированных классов и учреждений для этой категории детей, разработку инновационных образовательных программ, различные формы поддержки.
Белгородская область занимает активную позицию в организации работы с одаренными детьми. В период с 1992 по 2002 годы в области было открыто пять специализированных интернатных учреждений для одаренных детей, из них два - для детей-сирот.
Сеть общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы повышенного уровня, возросла в три раза, а количество предметов, по которым проводятся областные олимпиады школьников, увеличилось с четырех до семнадцати.
В области существует продуманная система работы с одаренными детьми из социально незащищенных семей, сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Она включает не только создание сети интернатных учреждений инновационного типа, но и комплекс творческих мероприятий (конкурсов, состязаний, фестивалей), направленных на выявление талантливых детей названных категорий.
В этой связи представляет особый интерес фестиваль детского творчества «Созвездие» для детей-сирот и «Помоги себе сам» — для детей с отклонениями в развитии. Масштабность и массовость этой работы с детьми Белгородчины подтверждается ее результатами: практически на всех федеральных конкурсах белгородские дети становятся призерами.
Начиная с 1998 года, в области выплачивается стипендия администрации области одаренным малообеспеченным выпускникам школ, поступившим в высшие и средние профессиональные учебные заведения. Количество белгородских школьников, занимающих призовые места на российском уровне, стало исчисляться не единицами, а десятками. Только в 2002 году 60 детей школьного возраста из Белгородской области были в числе победителей Всероссийских и международных конкурсов и смотров художественного мастерства и технического творчества, спортивных состязаний.
В 2003 году каждый третий школьник области, участвовавший во Всероссийских предметных олимпиадах, стал их призером; пять белгородских детей стали победителями Всероссийского конкурса краеведческих исследовательских работ шесть учащихся — дипломантами федеральных программ «Шаг в будущее» и «Юность. Наука. Культура».
Список можно продолжить, но на вопрос: «Много это или мало и все ли обществом сделано для выявления и развития одаренных детей» ответ напрашивается отрицательный. По сведениям исследователя Бергинса, 20% интеллекта формируется к первому году жизни ребенка, 50% — к четвертому и 80%— к восьми годам.
Другими словами, интеллект ребенка в основном уже сформирован к моменту поступления его в школу. А большинство наших специализированных образовательных учреждений для одаренных детей (или реализующих программы повышенного уровня) набирают для обучения детей 15—16-летнего возраста, то есть, как правило, тех из них, кто из любознательных «творцов» за череду школьных лет в лучшем случае превратились в хорошо эрудированных интеллектуалов [19, c.10].
По утверждению ученого-
Наука утверждает,
что процент детей с потенциаль
Автор популярной методики стимулирования раннего развития Г. Домен считает, что самое плодотворное развитие ребенка происходит в то время, когда физически развивается его мозг. Как только этот процесс заканчивается, начинать воспитывать вундеркинда поздно. При этом огромное значение Домен придает физическому развитию детей, поскольку развитие умственное и психическое стимулируется физическим и наоборот.
Помимо методики Домена
сегодня очень популярны
В большинстве случаев все методики, нацеленные на стимуляцию раннего развития, похожи. Они основаны на создании такой среды для ребенка, дающей ему множество разнообразных впечатлений, развивающей его чувства, восприятие. Благодаря этому растет познавательная потребность, которая и есть начало всякой одаренности.
К сожалению, проблема раннего выявления и развития детской одаренности пока не стала государственной, и решают ее в основном родители — энтузиасты. Не случайно по данным Сопоставительного доклада «Российское образование в контексте международных показателей», подготовленного центром мониторинга и статистики образования при ГНИИИГ в 2003 году, в России уровень охвата образованием детей в возрасте 5—14-ти лет (83%) намного ниже стран с низким и средним уровнем дохода (91%). Связано это с недостаточным включением в образовательный процесс 5—7-летних детей и низким уровнем допервичного образования. В соответствии с критериями Международной стандартной классификации образования, действующий вариант которой утвержден в 1997 году, образование в российских дошкольных учреждениях не относится первичному, поскольку отсутствует такой существенный момент как его обязательность.
Другая проблема, требующая решения, — подготовка педагогов для работы с одаренными детьми. За рубежом, например, в школах вундеркиндов имеют право преподавать только те учителя, которые получили специальную подготовку. У нас же при всем многообразии школ с различными «уклонами» нет такой, которая могла бы называться элитарной (в хорошем смысле) хотя бы потому, что отсутствуют специальные педагоги [19,c.7].
Обучение одаренных детей — особая проблема. Судьба детей с художественными или спортивными талантами зависит, прежде всего, от личности обучающего их преподавателя, поэтому поиск педагога, способного развивать талант, — важнейшая задача. Детям, одаренным интеллектуально, очень непросто учиться. Прежде всего, обычно раннее интеллектуальное развитие не сопровождается столь же ранним личностным, эмоциональным развитием.
Одаренные дети отличаются от сверстников уже тем, что у них иные интересы, причем интересы настолько важные, что любые игры и прогулки оказываются второстепенными. Поэтому часто вундеркинд на фоне одноклассников кажется белой вороной. Как сказал американский психолог Карне, «высокий интеллект не рождает симпатий, людей раздражают интеллектуалы».
Кроме того, в обычной школе учитель сориентирован на среднего ученика, и вундеркинд будет либо скучать, либо мешать учителю. Ведь в редких случаях с одаренным ребенком в школе работают по специальной программе.
Специальная подготовка учителей к работе с такими детьми, по утверждению психологов, значительно облегчает процесс обучения и помогает избежать грубых педагогических ошибок. Но специалистов в этой области значительно! меньше, чем по работе с умственно отсталыми детьми, которых хоть и недостаточно, но все-таки готовят в вузах.
Создание особых школ для одаренных детей широко распространено в мировой практике и существенно помогает в развитии юных талантов. Они не только создают условия для удовлетворения познавательных потребностей таких детей через реализацию специальных образовательных программ, но и способствуют развитию других сфер психики: эмоциональной, личностной, физической. Кроме того, они решают еще одну важную задачу — формируют детское сообщество, в котором одаренному ребенку не будет одиноко. Издержками таких школ является перегруженность учебных планов, чему во многом способствует действующий «базовый компонент», предполагающий изучение всех предметов в полном объеме. Поэтому на выходе из школы вместо любознательного талантливого ребенка мы часто получаем нелюбопытных, набитых бесполезными знаниями людей, творческий импульс которых утрачен.