Оптимизация двигательной активности - как принцип сохранения здоровья детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 13:59, реферат

Описание работы

Цель работы – оптимизация режима двигательной активности ребенка в ДОУ
Задачи работы:
1. Проанализировать особенности развития детей старшего дошкольного возраста
2. Дать характеристику форм и методов обучения, направленных на профилактику нарушения опорно-двигательной системы.
3. Оценить комплекс мероприятий по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.

Содержание работы

I
Введение.
стр. 3-7
II
Теоретическая часть.
стр. 8

1. Характеристика опорно-двигательной системы детей дошкольного возраста
стр. 8-10

2. Условия нормального развития опорно-двигательной системы дошкольников.
стр. 10

2.1
Организация рационального двигательного режима
стр. 10-11

2.1.1
Влияние плавания на физическое развитие детского организма
стр. 11-16

2.2
Соблюдение правил рационального питания
стр. 16-17

2.3
Обеспечение санитарно-гигиенических условий в процессе физических нагрузок
стр. 17-18
III
Практическая часть.
стр. 19

1. Основные направления здоровьеформирущей работы у детей дошкольного возраста
стр. 19-21

2. Содержательный аспект модели физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста
стр. 22-24

3. Классификация методов, реализуемых на занятиях физической культуры и реализуемых для активных игр во время прогулок с детьми на свежем воздухе.
стр. 24-27

4. Распределение детей по группам здоровья
стр. 27-28

5.Перспективный планы взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями, специалистами и родителями
стр. 29

6. Типовые комплексы утренней гимнастики
стр. 30-31

7. Механизмы лечебного действия физических упражнений.
стр. 31

7.1
Улучшение дыхательной функции.
стр. 31-32

8. Комплекс упражнений, рекомендуемых для устранения начинающегося плоскостопия.
стр. 33

9. Комплекс физических упражнений для устранения искривлений позвоночника, ног.
стр. 34

9.1
Упражнения на гимнастических мячах
стр. 34-35

10. Физические упражнения для поверхностных мышц спины, брюшного пресса, груди, тазового и плечевого пояса.
стр. 35

11. Занятия по плаванию.
стр. 36

11.1
Схема перспективного планирования по обучению плаванию в старшей группе.
стр. 36

11.2
Конспекты занятий по плаванию.
стр. 37-40

12. Работа с родителями
стр. 41

12.1
Родительское собрание.
стр. 41-44
IV
Заключение.
стр. 45-46
V
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Аттестационная работа.doc

— 628.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

I

Введение.

стр. 3-7

II

Теоретическая часть.

стр. 8

 

1. Характеристика опорно-двигательной системы детей дошкольного возраста

стр. 8-10

 

2. Условия нормального развития опорно-двигательной системы дошкольников.

стр. 10

 

2.1

Организация рационального двигательного режима

стр. 10-11

 

2.1.1

Влияние плавания на физическое развитие детского организма

стр. 11-16

 

2.2

Соблюдение правил рационального питания

стр. 16-17

 

2.3

Обеспечение санитарно-гигиенических условий в процессе физических нагрузок

стр. 17-18

III

Практическая часть.

стр. 19

 

1. Основные направления здоровьеформирущей работы у детей дошкольного возраста

стр. 19-21

 

2. Содержательный аспект модели физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста

стр. 22-24

 

3. Классификация методов, реализуемых на занятиях физической культуры и реализуемых для активных игр во время прогулок с детьми на свежем воздухе.

стр. 24-27

 

4. Распределение детей по группам здоровья

стр. 27-28

 

5.Перспективный планы взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями, специалистами и родителями

стр. 29

 

6. Типовые комплексы утренней гимнастики

стр. 30-31

 

7. Механизмы лечебного действия физических упражнений.

стр. 31

 

7.1

Улучшение дыхательной функции.

стр. 31-32

 

8. Комплекс упражнений, рекомендуемых для устранения начинающегося плоскостопия.

стр. 33

 

9. Комплекс физических упражнений для устранения искривлений позвоночника, ног.

стр. 34

 

9.1

Упражнения на гимнастических мячах

стр. 34-35

 

10. Физические упражнения для поверхностных мышц спины, брюшного пресса, груди, тазового и плечевого пояса.

стр. 35

 

11. Занятия по плаванию.

стр. 36

 

11.1

Схема перспективного планирования по обучению плаванию в старшей группе.

стр. 36

 

11.2

Конспекты занятий по плаванию.

стр. 37-40

 

12. Работа с родителями

стр. 41

 

12.1

Родительское собрание.

стр. 41-44

IV

Заключение.

стр. 45-46

V

Список литературы.

стр. 47


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.

Российская педагогическая энциклопедия (издательство «БРЭ», М., 1993) определяет здоровье детей как «состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений…». Между тем, в структуре заболеваемости дошкольников нарушение здоровья связаны, в первую очередь, патологией опорно-двигательного аппарата.

Это подтверждается результатами многочисленных исследований, которые постоянно проводятся в нашей стране и выявляют до 80 % детей, имеющих различные нарушения осанки. Отдельные формы патологии возникают у 2,1 % детей в ясельном возрасте; в 4 года - 15 - 17 % респондентов; в 7 лет функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у каждого третьего ребенка.

В работах последних лет указывается, что дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и улучшению показателей физической подготовленности.

Активные исследования, направленные на решение проблемы профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей, ведутся с 40-х гг. XX в. Значительный вклад в ее разработку внесли труды О. Н. Аксеновой, В. В. Анисимовой, А. П. Буровых, А. Д. Дубогай, В. В. Иковой, И. Д. Ловейко, А. Д. Рубцовой, А. М. Шлемина, Е. И. Янкелевич и др. по определению причин нарушения осанки и сводов стоп, организации занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки и плоскостопия у детей; исследования Е. В. Брячиной, И. В. Булановой, Н. Т. Беляковой, Н. И. Бурмистровой, А. В. Добежина, И. Ю. Карпюк, Г. Г. Лукиной, Г. И. Нарскина, Б. П. Полецкого, А. Д. Рубцовой, А. М. Шлемина, З. М. Шубиной и др., посвященные выявлению наиболее эффективных средств и методов профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, а также разработке методики их использования в процессе физического воспитания детей; работы И. И. Дворяковского, М. Е. Клюева, Т. И. Львовой, Н. И. Николаева, В. А. Овсеняна, Т. П. Пешковой, В. И.Прокопенко, С. В. Романовой и др. по выявлению медико-биологических аспектов формирования правильной осанки и сводов стоп.

Однако, несмотря на большой интерес исследователей и полученные к настоящему времени результаты, проблема профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата в процессе обязательных занятий физической культурой по-прежнему не решена.

Анализ научно-методической литературы позволяет говорить о следующих причинах, которые, на наш взгляд, ограничивают эффективность профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата в образовательном процессе по физической культуре детей дошкольного возраста:

- во-первых, несмотря на то что  нарушения осанки и сводов  стоп начинается еще в дошкольном  возрасте и, следовательно, работу в данном направлении необходимо начинать еще в дошкольных учреждениях, основное количество научных работ было посвящено изучению данной проблемы в среднем и младшем школьном возрасте, в то время как особенности профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников остаются малоизученными;

- во-вторых, в связи с тем, что в программах по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ до 1993 г. даже и не ставилась отдельная задача профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, наука и практика остановились на уровне разработки и внедрения отдельных методик или по профилактике нарушений осанки, или по профилактике плоскостопия. Кроме этого, исследователи и педагоги чаще всего обращали внимание на возможности или вариативной части программы по физической культуре, или дополнительных форм занятий для построения в их рамках системы, как правило, корригирующей направленности. В то же время целенаправленное воздействие на опорно-двигательный аппарат детей в процессе обязательных занятий физической культурой практически не рассматривалось;

- в-третьих, формирование правильной  осанки и сводов стоп у детей  требует систематичности и повторяемости  на каждом занятии по физической  культуре в течение длительного  времени (по данным Н. Т. Беляковой [1], на формирование навыка правильной осанки требуется не менее двух лет систематических занятий не реже двух раз в неделю), а существующие методики рассчитаны на сравнительно небольшой промежуток времени и не обеспечивают преемственности между отдельными ступенями образовательного процесса по физической культуре;

- в-четвертых, в большинстве своем  выполненные работы замыкаются  на поиске наиболее эффективных  средств профилактики нарушения осанки и плоскостопия без детальной разработки механизма их использования в образовательном процессе. Кроме того, в стремлении как можно скорее достичь положительных результатов требования самого учебного процесса очень часто не учитываются или попросту игнорируются.

Актуальность выбранной темы научного исследования определяется противоречием между необходимостью в разработке программы оздоровительной физической культуры, обоснованием форм ее организации, методических подходов к содержательному наполнению и отсутствием методических разработок рационального сочетания занятий физической культурой с оздоровительными мероприятиями.

В нашей работе объектом исследования является физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Предмет исследования – профилактика нарушений здоровья ребенка средствами физического воспитания

Цель работы – оптимизация режима двигательной активности ребенка в ДОУ

Задачи работы:

1. Проанализировать особенности  развития детей старшего дошкольного  возраста

2. Дать характеристику форм и  методов обучения, направленных  на профилактику нарушения опорно-двигательной системы.

3. Оценить комплекс мероприятий по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение методик, основанных на комплексах упражнений и подвижных игр, позволят улучшить у дошкольников состояние опорно-двигательного аппарата и снизить их инфекционную заболеваемость.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика, основанная на комплексах упражнений и подвижных играх, может быть использована воспитателями и тренерами-инструкторами по физической культуре для сохранения здоровья дошкольников.

В разных типах ДОУ разрабатываются методики физкультурно-оздоровительной, лечебно-профилактической и реабилитационной работы с использованием новейшей медицинской техники (галокамеры, гидромассажные ванны, гипоксикаторы, аэрофитоустановки и др.).

Как свидетельствуют многочисленные данные, проблема оздоровления детей с ослабленным здоровьем требует комплексного подхода к введению новых методов физкультурно-оздоровительной работы и оценки их эффективности.

Физическое развитие и физическое воспитание тесно взаимосвязаны и направлены на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений.

Различные нарушения осанки, хотя и составляют группу функциональных расстройств опорно-двигательного аппарата человека и не являются в полном смысле этого понятия заболеванием, однако, сопровождаясь нарушением функционирования ряда внутренних органов и нервной системы, создают для организма ребенка условия для развития целого ряда заболеваний, и в первую очередь заболеваний позвоночника.

Плоскостопие также негативно сказывается на состоянии здоровья детей, так как изменяет статику, вызывая иногда компенсаторные реакции со стороны отдельных частей опорно-двигательного аппарата, в результате чего также изменяется функционирование внутренних органов.

Таким образом, состояние осанки и сводов стоп имеет большое физиологическое и биохимическое значение, в связи с опорной и рессорной функциями организма, является важным показателем здоровья детей и имеет огромное значение в жизнедеятельности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Теоретическая часть

1. Характеристика опорно-двигательной системы детей дошкольного возраста

У новорожденного ребенка имеется лишь крестцово-копчиковый кифоз, сформировавшийся на этапе внутриутробного развития. Начало формирования физиологических изгибов позвоночника относится к периоду грудного возраста. К 3 месяцам жизни у ребенка формируется шейный лордоз — под влиянием работы мышц спины и шеи во время приподнимания головы из положения лежа на животе и сохранения данной позы. К 6 месяцам начинает формироваться грудной кифоз — при развитии умения самостоятельно переходить из положения лежа в положение сидя и длительно сохранять сидячую позу. К 9-10 месяцам начинает формироваться поясничный лордоз — под действием мышц, обеспечивающих вертикальное положение тела во время стояния и ходьбы. Выраженность физиологических изгибов позвоночника зависит также от угла наклона таза. При увеличении угла наклона позвоночный столб, неподвижно сочлененный с тазом, наклоняется вперед; одновременно увеличиваются поясничный лордоз и грудной кифоз позвоночника, которые компенсируют нарушение вертикального положения тела. При уменьшении угла наклона таза физиологические изгибы позвоночника соответственно уплощаются. 
       Осанка ребенка, с позиции физиологических закономерностей, является динамическим стереотипом и в раннем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Гетерохронность развития костного, связочного, суставного аппарата и мышечной системы в этом возрасте является основой неустойчивости осанки. Неравномерность развития уменьшается по мере снижения темпов роста опорно-двигательного аппарата и стабилизируется к окончанию роста человека.

При поражении позвоночника возникает нарушение иннервации и кровоснабжения связанных с ним внутренних органов;  при поражении внутренних органов хроническое подпороговое болевое раздражение будет вызывать мышечный спазм и вегетативное нарушение кровоснабжения на уровне позвоночника. Объясняется это обширными и тесными вегетативными связями позвоночника с различными внутренними органами.

Формированию сложных рефлекторных синдромов способствует поток патологических импульсов, идущий к внутренним органам вследствие раздражения или компрессии вегетативных образований измененными дисками или другими структурами позвоночника и околопозвоночных тканей (передней продольной связкой, деформированными суставами, напряжѐнными глубокими мышцами и т.д).

Мощность и величина мышц находятся в прямой зависимости от упражнений и тренировки. В процессе работы усиливается кровоснабжение мышц, улучшается регуляция их деятельности нервной системой, происходит рост мышечных волокон, т.е. увеличивается масса мускулатуры.

Информация о работе Оптимизация двигательной активности - как принцип сохранения здоровья детей дошкольного возраста