Оптимизация двигательной активности - как принцип сохранения здоровья детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 13:59, реферат

Описание работы

Цель работы – оптимизация режима двигательной активности ребенка в ДОУ
Задачи работы:
1. Проанализировать особенности развития детей старшего дошкольного возраста
2. Дать характеристику форм и методов обучения, направленных на профилактику нарушения опорно-двигательной системы.
3. Оценить комплекс мероприятий по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.

Содержание работы

I
Введение.
стр. 3-7
II
Теоретическая часть.
стр. 8

1. Характеристика опорно-двигательной системы детей дошкольного возраста
стр. 8-10

2. Условия нормального развития опорно-двигательной системы дошкольников.
стр. 10

2.1
Организация рационального двигательного режима
стр. 10-11

2.1.1
Влияние плавания на физическое развитие детского организма
стр. 11-16

2.2
Соблюдение правил рационального питания
стр. 16-17

2.3
Обеспечение санитарно-гигиенических условий в процессе физических нагрузок
стр. 17-18
III
Практическая часть.
стр. 19

1. Основные направления здоровьеформирущей работы у детей дошкольного возраста
стр. 19-21

2. Содержательный аспект модели физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста
стр. 22-24

3. Классификация методов, реализуемых на занятиях физической культуры и реализуемых для активных игр во время прогулок с детьми на свежем воздухе.
стр. 24-27

4. Распределение детей по группам здоровья
стр. 27-28

5.Перспективный планы взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями, специалистами и родителями
стр. 29

6. Типовые комплексы утренней гимнастики
стр. 30-31

7. Механизмы лечебного действия физических упражнений.
стр. 31

7.1
Улучшение дыхательной функции.
стр. 31-32

8. Комплекс упражнений, рекомендуемых для устранения начинающегося плоскостопия.
стр. 33

9. Комплекс физических упражнений для устранения искривлений позвоночника, ног.
стр. 34

9.1
Упражнения на гимнастических мячах
стр. 34-35

10. Физические упражнения для поверхностных мышц спины, брюшного пресса, груди, тазового и плечевого пояса.
стр. 35

11. Занятия по плаванию.
стр. 36

11.1
Схема перспективного планирования по обучению плаванию в старшей группе.
стр. 36

11.2
Конспекты занятий по плаванию.
стр. 37-40

12. Работа с родителями
стр. 41

12.1
Родительское собрание.
стр. 41-44
IV
Заключение.
стр. 45-46
V
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Аттестационная работа.doc

— 628.50 Кб (Скачать файл)

Способность к физической работе, выносливость являются результатом тренировки мышечной системы. Увеличение двигательной активности детей и подростков приводит к изменениям в костной системе и более интенсивному росту их тела.

Под влиянием тренировки кости становятся более крепкими и устойчивыми к нагрузкам и травмам. Физические упражнения и спортивная тренировка, организованные с учетом возрастных особенностей детей и подростков, способствуют устранению нарушений осанки.

Скелетные мышцы оказывают влияние на течение обменных процессов и на осуществление функций внутренних органов. Дыхательные движения осуществляются мышцами груди и диафрагмой, а мышцы брюшного пресса способствуют нормальной деятельности органов брюшной полости, кровообращения и дыхания.

Кроме того, правильная осанка создает условия для нормального дыхания через нос, что способствует меньшему охлаждению верхних дыхательных путей, равномерное поступление воздуха в полость рта и носоглотку, соприкосновение с которого с лимфоидном кольцом глотки препятствует заражению возбудителями респираторных заболеваний. Таким образом, при неправильной осанке ребенок чаще болеет острыми респираторными заболеваниями.

2. Условия нормального развития опорно-двигательной системы дошкольников

2.1 Организация рационального двигательного режима

Двигательная активность относится к основным факторам, определяющим состояние опорно-двигательного аппарата. Она включает в себя три компонента: активность в процессе физического воспитания; физическую активность во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности и спонтанную физическую активность в свободное время. Время двигательной активности дошкольника должно составлять не менее  5-6 часов в сутки.

     Деятельность скелетной  мускулатуры имеет жизненно важное  значение для растущего организма, так как определяет развитие  физиологических систем организма.

     Под влиянием мышечной  деятельности происходят процессы  костеобразования и формирования связочно-мышечного аппарата, развития всех отделов центральной нервной системы.

     Особенно благоприятное  влияние на формирование опорно-двигательного  аппарата оказывают специально  подобранные гимнастические упражнения  на позвоночник и грудную клетку: формируются естественные изгибы позвоночника, развивается его гибкость, грудная клетка увеличивается, становится шире и приобретает выпуклую форму, дыхательная экскурсия (подвижность грудной клетки) возрастает, образуется мышечный корсет. За счёт двигательных нагрузок увеличивается потребность организма в кислороде, в результате чего увеличивается жизненная ёмкость лёгких.

     Скелетная мускулатура  – главный аппарат, при помощи  которого совершаются физические  упражнения. Хорошо развитая мускулатура  является надежной опорой для скелета. Под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах.

     Если мышцы обречены  на длительный покой, они начинают  слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются  в объеме. Систематические же  занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон. Сила мышц зависит не только от их объема, но и от силы нервных импульсов, поступающих в мышцы из центральной нервной системы. У тренированного, постоянно занимающегося физическими упражнениями человека, эти импульсы заставляют сокращаться мышцы с большей силой, чем у нетренированного. Под влиянием физической нагрузки мышцы не только лучше растягиваются, но и становятся более твердыми.

     Благодаря систематическим  занятиям физической культурой  увеличивается частота сердцебиения, сердечная мышца сокращается  сильнее, активизируется выброс  крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы  кровообращения приводит к её функциональному совершенствованию.

         Также физические  упражнения способствуют хорошей  работе органов пищеварения, помогая  перевариванию и усвоению пищи, которая является одним из  основных факторов, влияющих на  формирование опорно-двигательного аппарата.

 

 

2.1.1 Влияние плавания на физическое развитие детского организма

Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом.

Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны на него воздействуют физические упражнения, с другой водная среда.

Эти особенности так же обусловлены и физическими свойствами воды: ее плотностью, вязкостью, давлением, температурой, теплоемкостью.

К тому же при занятиях плаванием тело человека находится в горизонтальном положении.

Воздействие воды на организм начинается с кожи, поверхность которой, как известно 1,5- 2 м2. Омывая тело пловца вода очищает кожу, улучшая тем самым ее питание и дыхание. Кроме того, кожа подвергается химическому воздействию содержащихся в воде микроэлементов.

Плотность воды примерно в 775 раз больше плотности воздуха, а отсюда затруднение движений, ограничение скорости и большие энергозатраты.

При плавании основная мышечная работа затрачивается не на удержание человека на воде, а на преодоление силы лобового сопротивления.

Давление воды препятствует выполнению вдоха, а при выдохе в воду приходится преодолевать ее сопротивление, что приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру. При плавании вырабатывается новый автоматизм дыхания, который характеризуется уменьшением длительности дыхательного цикла, увеличением частоты и минутного объема дыхания. При этом увеличивается легочная вентиляция и жизненная емкость легких.

Кроме плотности и давления воды существенное влияние на организм при занятиях плаванием оказывает ее теплоемкость.

Теплоемкость воды в 4 раза больше и теплопроводность в 25 раз выше, чем воздуха. Поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80 % больше тепла, чем на воздухе. В связи, с чем у него повышается обмен вещество для сохранения теплового баланса в организме.

Вследствие этого совершенствуются механизмы, обеспечивающие сохранение температурного гомеостаза.

И, конечно же, анализируя физиологические изменения при плавании и его влияние на организм нужно сказать о двигательной деятельности пловца.

Она определяется горизонтальным положением тела, большим сопротивлением движению, выработкой специфических двигательных автоматизмов и новых координации движений, строгой последовательностью работы отдельных мышечных групп, включением в работу преимущественного мышц рук и плечевого пояса (до 70 %) и ног при плавании брассом. Под влиянием тренировки у пловцов хорошо развивается сила мышц.

При плавании основные мышечные группы выполняют динамическую работу и в зависимости от дистанции должны быть адаптированы к работе, как в аэробных, так и в анаэробных условиях.

Кроме того, горизонтальное положение тела при плавании облегчает работу сердца, улучшает расслабление мышц и функции суставов.

Значение. Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека, начиная с первых месяцев жизни и до старости.

Так известный американский специалист в области оздоровительных технологий Кеннет Купер, называет плавание вторым (после бега на лыжах) по эффективности видом аэробной нагрузки, которое также вовлекает в работу все основные мышцы.

Результат воздействия процесса плавания на физиологические системы

 При нахождении человека в воде у человека увеличивается количество форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина. Это наблюдается даже после одноразового пребывания в воде. Через 1,5-2 часа после занятия состав крови фактически достигает нормального уровня. Однако уровень форменных элементов крови при регулярных занятиях повышается длительное время.

Плавание благоприятно влияет на сердечно-сосудистую систему. Горизонтальное положение тела, а также циклические движение, связанные с работой мышц, давление воды на подкожное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела - все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работы. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца.

У систематически занимающихся плаванием отмечается физиологическое урежение пульса до 60 и менее ударов в минуту. При этом сердечная мышца работает мощно и экономно.

Таким образом, в результате занятий плаванием в сердечнососудистой системе происходят положительные изменения (в виде усиления сократительной способности мышечной стенки сосудов и улучшение работы сердца), которые ведут к более быстрому транспортированию крови, насыщенной кислородом, к периферическим участкам тела и внутренним органам, что способствует активизации общего обмена веществ.

Механизм положительного воздействия плавания на органы дыхания заключается в активной тренировке дыхательной мускулатуры, увеличении подвижности грудной клетки, легочной вентиляции, жизненной емкости легких, потребления кислорода кровью. При плавании в дыхании участвуют самые отдаленные участки легких, и в результате исключаются застойные явления в них.

Кроме того, плавание с задержкой дыхания, ныряние, погружение под воду тренируют устойчивость к гипоксии.

Все выше сказанное, позволяет сделать вывод, что плавание является эффективным средством укрепления и развития дыхательной системы.

При плавании человек находится в состоянии гидростатической невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела - это создает условия для нормирования нарушений осанки, увеличивает двигательные возможности и содействует их развитию. Показатель суммарной подвижности в суставах пловцов значительно выше, чем у спортсменов других специализаций. Выполнение плавательных движений руками и ногами вовлекают в работу почти все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры.

Также необходимо отметить, что при занятиях плаванием практически отсутствует опасность травмирования опорно-двигательного аппарата.

По своим динамическим характеристикам плавание является одним из доступных средств физической культуры занимающихся различного возраста и подготовленности.

Регулярные занятия плаванием являются мощным фактором воздействия на нервную высшую деятельность человека.

Действие температуры воды уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, улучшает кровоснабжение мозга.

Вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, благоприятно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания человек легче засыпает, крепче спит, у него улучшаются внимание, память.

Следует отметить, что приятные ассоциации, связанные с плаванием, положительно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, так необходимого в повседневной жизни.

Рассмотрев оздоровительное воздействие занятий, плавание на сердечнососудистую, дыхательную, нервную системы, опорно-двигательный аппарат, безусловно, необходимо отметить, что кроме этого плавание является эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур, увеличивая сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям.

Подводя итог, следует сказать, что занятия плаванием в виду воздействия на организм, как двигательной деятельности, так и водной среды, приводят к физиологическим изменениям практически во всех органах и системах человека. В оздоровительных целях плавание доступно и полезно практически всем возрастным категориям.

2.2 Соблюдение правил рационального питания

     Рациональное питание имеет особое значение, особенно на развитие и рост кости. Пища должна обеспечивать все потребности растущего организма, содержать все необходимые вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, микроэлементы и воду!  Белки, жиры и углеводы обладают калорийностью, тот есть определённым энергетическим запасом. Причём энергетическая ценность определяется в зависимости от возраста, пола, характера деятельности ребёнка и условий окружающей среды. Чем младше ребёнок, тем выше должна быть относительная калорийность пищи, то есть количество калорий, приходящееся на один килограмм веса.

     Витамины, минеральные  соли и микроэлементы крайне  необходимы для нормальной жизнедеятельности  организма, так как они входят  в состав клеток, участвуют в  обмене веществ, обеспечивают многие биохимические процессы. Все эти вещества поступают с пищей, поэтому важно заботиться, чтобы ребёнок получал достаточное количество свежих овощей и фруктов. Недостаточное количество кальция и фосфора в крови ребёнка вызывает замедление или полное прекращение объизвествления межклеточного вещества растущей кости. Так как при этом развитие костей не прекращается, то кости делаются мягкими и легко поддаются искривлению.

Информация о работе Оптимизация двигательной активности - как принцип сохранения здоровья детей дошкольного возраста